Праздник Покрова на Руси
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы обязан своим появлениям чуду, которое произошло в 910 г. в Константинополе. Город осаждали полчища врагов — русов. Прибежищем для людей стал Влахернский храм, где они просили у Бога спасения от варваров. В то время в храме был и св. юродивый Андрей, славянин, со своим учеником Епифанием.
И вот св. Андрей видит, как Сама Божья Матерь коленопреклоненно молится перед Господом о спасении народа. После чего подходит к Престолу и, еще раз помолившись, снимает со Своей головы покрывало и простирает его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Тогда св. Андрей спрашивает у своего ученика Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?». «Вижу, святой отче, и ужасаюся», — отвечал ему Епифаний. Так Богородица спасла Константинополь от разорения.
Хотя начало праздника должно предполагать в Византии, там он во время смут в империи не получил церковного богослужебного вида, не вошел в греческий мeсяцеслов и службы ему в праздничной Минее нeт. Утраченное Константипольской Церковью восполнено Русской, которая, усвоив себe этот праздник в память покровительства Божией Матери, причислила его к полиелейным всероссийским. Слова в праздничном канонe приводят к вeроятному заключению, что митрополиты из греков возобновили в России этот праздник: «за ны помолися, — говорят они, — твоего Покрова праздник, в Российстeй земли прославльшие».
Важно, что в праздник Покрова Русская Православная Церковь празднует и поражение славянского (языческого) оружия, оружия наших предков силою Божьей и предстательством Пресвятой Богородицы.
Поэтому праздник имеет такое большое миссионерское значение. Оно в том, что единство в вере — выше любых человеческих конфликтов, национальных стереотипов и антипатий. Именно понимание этой истины позволило русскому народу впоследствии воспринять Покров и сделать его частью православной традиции.
С установлением этого духовного торжества в русских городах стали сооружаться церкви в память Покрова Божией Матери. Между тeм как на Москвe до XV в. еще неизвeстны были храмы в честь этого праздника, Владимир в XII, Суздаль в XIII, Новгород, Псков и Тверь — в XIV вв. уже молились в церквах, посвященных чудесному явлению Богоматери.
В лeтописях под 1479 г. является на Москвe Великокняжеский Покровский монастырь близь Государева двора у Николы Подкопая, в старых Садeх, куда Иоанн III переставил церковь из Златоустова монастыря. Первый в Москвe Покровский монастырь, истребленный пожаром, не оставил по себe слeдов ни в мeстности, ни в истории. Завоевание Казани царем Иоанном Васильевичем 1552 г. в праздник Покрова Божией Матери ознаменовано сооружением Покровского собора в Китай-городe, а отражение от Москвы Владислава в 1618 г. — построением соименного первому собору храма в подмосковном с. Рубцовe, переименованном, по храму, Покровским.
От церквей, воздвигнутых на Москвe во славу Покрова Божией Матери, дано было нeкоторым улицам прозвание Покровских. Так, улица в Китай-городe (впоследствии и сейчас Варварская, Варварка), в ХVII в. именовалась Большой Покровской по церкви Покрова Божией Матери на Псковской горе; в Бeлом городe Покровская (сейчас Покровка), наименована от церкви того же имени, стоявшей во главe улицы (храм Покрова в Садех — у великокняжеских садов).
Ныне московский Покровский монастырь ежедневно привлекает тысячи паломников — в нем почивают честные мощи великой святой, блаженной Матроны Московской.
Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Оплатите его прямо сейчас!
Помните о лепте вдовы и жертвуйте сколько можете. Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете.
Храни вас Господь!