Расписание богослужений Наши издания События Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Людям о людях   Лидия Серафимовна Шаповалова. Вечная память!

Людям о людях

Лидия Серафимовна Шаповалова. Вечная память!

Дорогие братья и сестры!

19 мая 2023 года после продолжительной болезни отошла ко Господу наша прихожанка Лидия Серафимовна Шаповалова (30.04.1936 – 19.05.2023 г.).

Лидию Серафимовну многие знали как светлую бабушку, скромную и тихую труженицу и молитвенницу. Она трудилась на храмовом послушании, в течение многих лет ежедневно читала псалтирь за Приход, Дом милосердия, за нас, духовных братьев и сестер и возглавляла группу, читающих псалтирь.

Просим молитв об упокоении новопреставленной Рабы Божией Лидии.

Вечная память.

 

В 2018 году Лидия Серафимовна дала очень интересное интервью "Память как оружие". О жизни в Малороссии, оккупации, помощи Божией Матери и укреплении на послушании.

Память как оружие

«Целую ночь трудились рыбари и ничего не поймали, но
когда Господь вошел в их лодку и, после проповеди
велел забросить мрежу, поймалось столько, что
вытащить не могли и мрежа прорывалась. Это образ
всякого труда без помощи Божией и с помощью
Божией. Пока один человек трудится, и одними своими
силами хочет чего достигнуть – все из рук валится;
когда приблизится нему Господь, – откуда потечет
добро за добром, в духовно нравственном отношении
невозможность успеха без Господа осязательно
видна: «без Мене не можете творити ничесоже»,
сказал Господь. И этот закон действует во всяком».

свт. Феофан Затворник
из книги «Мысли на каждый день года»
на Евангельский сюжет о чудесном лове рыбы
(Лк.5,1-11)

Малороссия

Весна – время обновления и пробуждения всегда юной жизни. На Украине это время года отличается особой живописностью: цветущие плодовые деревья, сочная зелень, ласковое солнце.

Лидия Серафимовна Шаповалова родилась 30 апреля 1936 года в селе Зыбино Волчанского района Харьковской области. Оно расположено на правом берегу реки Волчья (приток Северского Донца). Река делает изгиб и окружает село с трех сторон. Когда-то в этих местах водилось множество волков. Хищники наносили большой урон скоту и были безжалостно истреблены людьми.

Появление нашей героини на свет совпало со значимым спортивным событием для всей страны и Украинской ССР – с 22 мая по 17 июня 1936 года проведен первый чемпионат СССР по футболу. Победителем стала команда московского «Динамо», второе место у киевского «Динамо».

Впереди Украину ожидала волна сталинских репрессий 1937-1938 годов, позади «голодомор» 1932-1933 годов.
По советской земле шагала форсированная индустриализация и коллективизация, стремительно сметая на своем пути пережитки прошлого: совестливый труд и уклад жизни, память о предках и еще многое, что не вписывалось в рамки соцдействительности.

В семье Шаповаловых у Серафима Ильича и Ефросиньи Михайловны кроме Лидочки было трое детей – старшие Василий и София, ближе к Лидочке по возрасту и самый любимый ее брат – Николай.

Ефросинья Михайловна (в девичестве Тележная) в замужестве жила в большой семье из 20 человек. За печкой сидел старенький дедушка, к нему уважительно прислушивались, он мог пристрожить или по-доброму пошутить, подтолкнуть к действию.

Сельский быт был устроен так, что, женившись или выйдя замуж, дети оставались под родительским кровом, пока у них не появлялся собственный дом. Тогда молодых отселяли, выделяя при этом земельный надел.

Историческая справка о Малороссии

«В состав Малороссии входят шесть губерний. Три из них: Волынская, Киевская и Подольская расположены по правую сторону Днепра, а три – Черниговская, Полтавская и Харьковская по левую сторону».

«Чистота и опрятность жилища – первое условие, поражающее путника, а второе – разнообразие пищи, которую самая убогая хозяйка приготовляет два раза в день.»

«Борщ, уха, галушки, лапша, вареники, каша различных сортов, балабушки, голубцы... разнообразят попеременно стол малорусского крестьянина. Если нет мяса,… то у каждого непременно есть сало, молоко, сметана, творог, масло. У зажиточных готовится и завтрак.»

«На малорусской женщине больше, чем на великорусской лежат все хлопоты по хозяйству... муж помогать не возьмется – это «жиноче дело», а его – «человиче дело» – благороднее: он поедет в поле, на мельницу и т. д.
Малорусская женщина работает вдвое больше мужчины. Зато она...при трудных обстоятельствах общественной жизни, при общей панике, являлась не раз активным и спасительным агентом общества».

Источники:
• Образовательный портал «Слово», раздел «Естествознание», «География», автор Крубер А.А.
• Случайный блог. Этнографический обзор. Россия второй половины 19 вв. Малороссы. Жилье, труд, и быт.
• Литература: Очерки Днепра А.С. Афанасьев (Чужбинский) 1893г.; Этнографический сборник Русского Географического Общества, выпуск 3, 1858 г.; Живописная Россия под ред. сенатора П.П. Семенова-Тян-Шанского т.5, ч.1, 1897г.

Фото: малороссийская женщина верхом. 1880г.

В колхоз

Тридцатые годы на Украине – время массовой коллективизации. Шаповаловы относились к крепким середнякам, имели волов и другой скот. Лидиному отцу не хотелось идти в колхоз и сдавать животных в общественное пользование: не доглядят, загубят и спросить не с кого. Поэтому он вместе с несколькими товарищами скрывался в лесу, по ночам наведываясь домой.

От колхозных активистов посыпались угрозы, обещали отобрать имущество, если Шаповаловы не образумятся. Надеясь на лучшее, Серафим Ильич дотянул до того, что со двора увели корову и забрали весь домашний скарб. Сено истыкали штыками на случай, если хозяева припрятали добро.
Ефросинья Михайловна догадалась подсунуть под сидевших на печи ребятишек одежду и немного муки, только это и сохранилось. Кормить голодных детей нечем, погоревала Ефросинья и пошла «добровольно» в колхоз вступать. Там в ладоши похлопали, похвалили и кое-что из отобранного вернули.

Родственники Ефросиньи Михайловны, видя происходящее, подались в сторону большого города – Ростова-на-Дону. Его неофициально именовали южной столицей России и воротами Кавказа.
Родные писали в письмах: «Хлеб белый едим, как солнышко, приезжайте!» Серафим Ильич решился на переезд: усадил жену и детей в бричку и отправился в Ростовскую область.

Им предстояло проехать по местам, которые хорошо изучил и описал талантливый московский физико-географ Александр Александрович Крубер (1871-1941):

«Большая часть Малороссии представляет равнину. В ее наиболее возвышенных частях, особенно по крутым берегам рек, равнина изрезана многочисленными оврагами и балками. В остальных местах равнинность нарушается только курганами, разбросанными на безлесых открытых местах; да небольшими округлыми углублениями – «блюдцами», в которых весной долго сохраняется вода.
Лесов в Малороссии мало. Они состоят из широколиственных пород: дуба, клена, ясеня, липы, на западе – граба… Водораздельные пространства, в особенности на юге Харьковской и Полтавской губерний, искони были степью, но в настоящее время это непрерывные ржаные и пшеничные поля и перелоги - отдыхающие запущенные поля,- на которых вырастает бурьян и сорные травы».

Фото: малоссийская деревня

На новом месте

Родные Ефросиньи Михайловны обосновались в Ростовской области в небольшом хуторе Сталинградский Партизан. Серафим Ильич остановил свой выбор на станице Пролетарской, где была школа.
Знаменитый выходец тех мест – красный командир Семен Михайлович Буденный.

Шел 1938 год, Шаповаловы вступили в колхоз, жили в землянке. За трудодни правление колхоза в достаточном количестве рассчитывалось с работниками зерном и овощами. У переселенцев появилась уверенность в завтрашнем дне.

Война

Ростов-на-Дону был оккупирован немцами дважды: осенью 1941 года и летом 1942 года. Местом массового уничтожения населения стала Змиевская балка на окраине города. В Германию угнано 53 тысячи ростовчан, Ростов-на-Дону вошел в число 10 городов России, наиболее пострадавших от войны.

Насильственной отправке на работы подлежали 17-летний Василий и София Шаповаловы. Лидочку заперли дома, 13-летний Николай не подходил по возрасту.

Сборный пункт находился у железнодорожной станции. Юношей и девушек поместили за колючую проволоку, для охраны привлекли вооруженных полицаев с собаками. Охранники безжалостно отгоняли прикладами всякого, кто приближался к ограждению. Крики и слезы на них не действовали. Молодых людей посадили в вагоны для скота и увезли.

«Немцы называли бесплатную рабочую силу из СССР «остарбайтерами». Пленники обязаны были носить специальную нашивку на одежде – «ост». К ним намеренно относились жестче, чем к другим иностранным рабочим, кормили плохо, содержали в лагерях. Мужчин в основном задействовали в добывающей и военной промышленности.
С 1943 года к труду привлекались и дети до 10 лет, они работали по 4 часа, а взрослые по 12 часов 6 дней в неделю. В категорию остов не попадали жители Прибалтики, Западной Украины, Западной Белоруссии, Молдавии и Северной Буковины.»

(по материалам Википедии)

От Василия и Софии Шаповаловых родные получили письма и немного успокоились – дети живы. Софию послали в услужение к немке, это считалось удачей. Василий трудился на тяжелых работах. Главное, что брат и сестра были здоровы. Заболевших немцы отделяли от остальных и уводили, больше их никто не видел. Иногда больных, в том числе беременных, отправляли на Родину. После войны появились документы о военных преступлениях фашистов, среди них данные о многочисленных расстрелах остов.

Василий и София выжили, вернулись домой и создали семьи. Первой приехала из Германии София, Лида тогда училась в четвертом классе. Василию пришлось проходить проверку в органах НКВД. Зная о настороженном отношении в СССР к репатриантам, вместе со своим другом он пытался подделать документы, и этим только ухудшил свое положение. Обман раскрылся, Василия отправили в Сибирь, в Кемеровскую область на лесозаготовки.

Мир как состояние без войны и как место для чуда

Все дети у Шаповаловых были крещены во младенчестве, но родители не водили их в церковь, боялись преследований. Лида слушала проповеди священника в пересказе матери и отца, вернувшихся с воскресной церковной службы.

Когда Лидия сама стала мамой, Ефросинья Михайловна, как заботливая бабушка, советовала приобщать внучку к Таинствам. Лидия Серафимовна опасалась неприятностей на работе, но изредка в храме бывала. На случай, если кто-то спросит, зачем она ходит в церковь, держала наготове ответ: «Пожилые родители за святой водой посылают».

Лидия Серафимовна начала чаще ходить в храм в предпенсионном возрасте и пришла к глубокой вере, когда дочь, выросшая в небольшом поселке, одна уехала учиться в Санкт-Петербург.
В газетах писали «страшилки» о городской жизни. Лидия Серафимовна купила молитвенник и начала молиться за единственное чадо, регулярно бывала на богослужениях, трудилась в храме на послушаниях.

Легло на сердце матери недоброе предчувствие: с дочерью беда случится. Она усилила молитвенный подвиг, взывая к святым и Матушке Заступнице и не напрасно. Компания молодых людей вместе с дочерью собралась в поездку на машине, дочь в последний момент не поехала – заболела и попала в больницу, а машина в пути перевернулась. Все остались живы, а у дочери в больнице было время подумать: она отказалась от курения сигарет и постаралась вести более здоровый образ жизни.

Лидия Серафимовна вспоминает:

«В 90-е годы жить было и трудно, и радостно, постоянно молилась Божией Матери, и сколько помощи было! В поселке проводили газопровод, а за работу платить нечем, зарплату выдавали вещами и консервами. Прихожу – трубы около моего дома уже смонтированы, газовщики во славу Божию, без оплаты потрудились.

Я сажала на огороде овощи и посылала в Петербург продуктовые посылки. Не так-то просто вырастить на ростовских засоленных почвах урожай, вода – и та соленая. Но ко всему можно приспособиться: обильный полив и промывка почвы, высадка растений-оздоровителей, обработка семян перед посадкой раствором соли, внесение удобрений и умелые человеческие руки помогают добиваться успеха.

В 2003 году приехала в Санкт-Петербург, за внуками присматривать: у дочери родилось трое деток, кого в школу, кого в кружок отвести. Старшему в этом году исполнилось 20 лет. Он занимался в Юношеском братстве при храме Державной иконы Божией Матери, двое младших ходят в церковную школу.

Фото: В храме Державной иконы Божией Матери. Лидия Серафимовна слева

Мой духовный отец – батюшка Сергий, у остальных членов семьи – отец Игорь. В нашем храме я несла свечное послушание, трудилась на уборке, читала дома молитву по соглашению о строительстве Обители Милосердия, Псалтирь. В Великий пост читала ночную Псалтирь.

Трудилась по мере сил, пока не постарела и не одряхлела совсем. Слава Богу за все и за милость Его к нашей семье. Хочу рассказать о помощи Божией и о чудесах, которые Бог послал мне».

О святом Николае Угоднике

Живя в станице Пролетарской, я работала в Управлении Сельского хозяйства диспетчером. Приходила на работу минута в минуту или чуть позже и всегда боялась, что начальник меня выгонит – он не раз делал строгое предупреждение. Кроме того, многие знали, что я хожу в церковь, а это не приветствовалось.

По пути на работу я всегда читала молитву св. Николаю Чудотворцу, чтобы меня не уволили. Однажды, сидя за столом, мы со старшим диспетчером собирали сводку по сельскому хозяйству. В дверях остановился невысокий человек в простой монашеской одежде и в скуфье: «Работаете? Ну, работайте, работайте».

Нельзя сказать, что я видела глазами, скорее каким-то внутренним видением и слышанием воспринимала происходящее. Впоследствии, когда я думала о случившемся, именно это меня особенно удивляло. Глянула искоса на начальника, он не слышит, значит, только мне явление. А на душе хорошо, не передать!

Поделилась со своими дома. Сестра Соня сказала: «Это св. Николай Угодничек приходил». Почему она так решила? Я никому не говорила, что молитвы святому читаю. Еще долго я как на крыльях летала и нисколько не сомневалась, что видела святого Николая. В праздничные дни всегда стараюсь его почтить.

Пожертвование покойнику

В первые дни моего поступления в Управление Сельского хозяйства умер один из сотрудников. Объявили сбор пожертвований на венок. Три рубля – не маленькие деньги, я подумала, что несправедливо брать с меня столько же, сколько со всех – покойный даже не был мне знаком.

После работы, возвращаясь домой, увидела на земле трехрублевую бумажную купюру, словно специально для меня оставленную, подобрала и пошла дальше. Но стало отчего-то неприятно.

Через много лет, когда стала воцерковляться, поняла, что покойный и Бог не приняли мою лепту на венок. Я очень долго скорбела и запомнила урок навсегда, учу дочку: «Не жадничай».

Батюшка Иоанн из города Сальска

Прихожане храма станицы Пролетарской ожидали Соборования. Наш батюшка – отец Виктор задерживался, его вызвали к тяжелобольному.

Неожиданно в душе появилось состояние любви, радости и легкости. Как потом оказалось, не только у меня одной.
Из алтаря вышли 2 священника – отец Виктор и приехавший из города Сальска иерей Иоанн.
Рядом с батюшкой Иоанном было необыкновенно светло и хорошо. Встреча с подобным человеком запоминается на всю жизнь. Он остался служить и на следующий день.

Прихожане просили его рассказать о случаях помощи Божией, он ответил, что в своей жизни действие Божие ощущал множество раз, во время разговора слезы сами обильно текли из его глаз. Таким он и запомнился – плачущим и излучающим любовь.

Рука помощи

Батюшка Виктор прочел проповедь, в которой призвал не давать Богу ложных обещаний.

Только тогда, читая 50-й псалом, я обратила внимание на слова св. царя Давида
«Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся». Как я буду учить, кто меня послушает? Если молюсь и соглашаюсь с молитвой, значит, Богу обещание даю – учить.
Возникли сомнения, даже произносить эту строку вслух не хотела.

В вечернем правиле, в молитве св. Иоанна Дамаскина, есть фраза: «Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя». Опять сомнения одолевают: как не хочу спастись? Ведь хочу! Стала пропускать словосочетание «не хочу».

Наши прихожане зачеркивали некоторые слова в своих молитвенниках – всем нам не доставало знаний. Скромного бюджета сельской церкви отцу Виктору хватало только на закупку икон, православной литературы не было.

Во время духовного колебания Господь послал через матушку отца Виктора помощь. Она предложила ознакомиться с книгой Сергия Нилуса «На берегу Божией реки». Это первая христианская книга, которую мне удалось прочесть. Поделилась с другими сестрами, все восхищались. По промыслу Божьему она попала к нам очень своевременно.

Пояс монаха

В станице Пролетарская стоял и просил подать на «лекарство» молодой парень. Так попал ко мне на ночлег бездомный 30-летний наркоман Сережа. Он рассказывал о том, как трудно ему живется, и мы вместе плакали. Утром Сережа отправился в храм. Он оставил в комнате свой пояс со словами: «Возьмите себе, мне мешает».
Это был потрепанный монашеский пояс с молитвой «Да воскреснет Бог» и 90 псалмом.

Пояс попал к Сереже от сердобольной бабушки, временно предоставлявшей ему ночлег. Бабушка вместе с престарелым супругом прислуживала у священника-иконописца с несчастливой семейной историей. Жена последнего поставила ультиматум: или муж снимает с себя сан, или она с ним разводится. Священник остался верен Богу и вынужден был пойти в монахи. Свои вещи он раздал.

Мне подумалось: если бы я была на месте разведенной матушки, то изо всех сил старалась бы стать помощницей для батюшки и считала бы за честь нести у него любое послушание. Посочувствовала я батюшке мысленно, а потом ко мне через Сережу пояс его и попал. Ничего случайного не бывает, значит, я за него молиться должна. Священник через некоторое время скончался, приняв сан иеромонаха.

После того, как я подремонтировала и начала носить монашеский пояс батюшки, от людей потекли дары: кто курицей, кто овощами угощает. Пришлось пояс снять и у себя хранить для молитвенной памяти.

Воля Божия

В шестилетнем возрасте я жила возле заболоченного лимана, заросшего камышом. Летом, пока взрослые на работе, дети купались целыми днями. Иду однажды вдоль камышей, птицы от жары попрятались, гуси – и те замолкли. Тишина. Слышу звук жалобный-жалобный. «Дай,– думаю, – погляжу, что это такое». Вижу: болотный уж кольцом лягушку обвил. Лягушка вытянулась во всю длину, а уж ее кусает, жизнь пьет, вот она, бедная, и стонет. Я испугалась и убежала. Из детской памяти виденное постепенно изгладилось.

Недавно одна знакомая рассказала о доме престарелых, о том, как безрадостно и безнадежно там живут. Люди не произносят имя Божие – кругом неверующие. Старички и старушки, стоящие на пороге вечности, извергают из себя накопленные за многие годы недовольство, грубость, обиды, доходит до того, что некоторые распускают руки.

После рассказа знакомой вспомнились мне уж и лягушка. На этом страшном примере Господь еще в детстве образно показал, как будут вести себя люди моего поколения, не познавшие Бога: тянуть друг из друга жизненные соки, вместо того, чтобы поддерживать и сочувствовать. Жалко их, не откликнувшихся на Божий призыв, ведь Его воля – спасение каждого.

«Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53, 4)

В храме Державной иконы Божией Матери одновременно заболели все батюшки. На ногах остался только отец Алексий. Он провел после Всенощной общую исповедь и благословил утром причащаться.
Мы вдвоем с еще одной рабой Божией договорились читать по вечерам за болящих отцов молитву по соглашению, надо же им помочь!

Попечалившись о слабом здоровье священников, особенно нашего настоятеля, который часто простужался, я начала молиться.

Мое самочувствие в течение недели было хорошим, но едва я приступала к молитве по соглашению, начинала ощущать себя, как наш болящий настоятель: у меня перехватывало дыхание. Так Господь дал мне понести малую часть батюшкиного нездоровья, и заодно, укрепил в мысли, что молитва наша услышана.

К следующему Всенощному бдению все священники поправились. После моей исповеди отец Сергий сказал, что болезни иереям зря не посылаются и научил короткой молитве о духовном отце, которой я теперь всегда и молюсь:

«Господи, укрепи силы моего духовного отца,
Господи, дай силу его молитве,
Господи, помоги служить моему духовному отцу там, где ему положено и исполнить сегодня то, что он исполнить обязан».

Память может стать нашим оружием в деле собственного спасения, если она служит не бесплодному унынию, а деятельному покаянию и очищению, обретению духовного опыта и стремлению вперед, к Богу.

Анна Бухарина. Беседа записана в октябре 2018

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Продолжаются работы по строительству храма свт.Василия Великого - установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Новости

Статьи