Нужна помощь

  • Сбор для Новиковой Тамары

    Дорогие братья и сестры! По благословению прот. Сергия Филимонова открываем сбор для инвалида Новиковой Тамары Александровны. Нужно оплатить дорогостоящий препарат для лечения Б.А.С. Сумма к сбору – 100 000 руб. На 23.09.2018 собрано 97 534 руб.(+3 192 руб. за неделю).

  • Дом милосердия: забиты сваи храма свт. Василия Великого

    Продолжаются работы по строительству храма свт. Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Мы нуждаемся в вашей поддержке! В сентябре собрано: 3 769 руб.(+378 руб. за неделю)

Новости

  • 29 сентября приглашаем в паломническую поездку Золотая осень в Царском селе

    100-летию памяти расстрела Царской Семьи посвящается поездка в Царское село: Феодоровский собор. Ратная палата. Знаменская церковь. Храм прп. Сергия Радонежского. Софийский и Екатерининский соборы. Екатерининский парк

  • Паломническая поездка по святым местам Урала

    «Уральская Голгофа» - приглашаем в поездку 16-22 октября 2018 года по маршруту Екатеринбург – Верхотурье – Алапаевск – Меркушино – Екатеринбург, включая крестный ход из Екатеринбурга до Ганиной Ямы (9 км). Посвящается 100-летию памяти расстрела Царской Семьи.

Введите ваш e-mail и будьте в курсе наших мероприятий и многого другого

О встрече Патриарха с Папой Римским-часть 1

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!  

Две недели назад, 12 февраля нынешнего, 2016 года, на Кубе состоялась встреча Святейшего папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Подобных встреч не бывало уже давно. В итоге встречи был принят документ под названием «Обращение к христианам всего мира». Мы с вами сегодня разберем все сказанное в нем применительно к неделе мытаря и фарисея.

Зачем это нужно? Во-первых, православные христиане должны знать основополагающие документы Церкви. Во-вторых, отношение русских православных к католикам издавна было очень напряженным в силу разных исторических причин: и попыток прозелитизма (обращения в католическую веру — ред.), и нашествия Тевтонского ордена в наши земли, отраженного Александром Невским, и многих-многих прочих, почему данная встреча и может быть воспринята совершенно неадекватно.

Историческая справка

Напомню, что падение Иерусалимского королевства (1099–1291), возникшего после Первого крестового похода, произошло из-за того, что католики-крестоносцы неправильно повели себя в отношении местного мусульманского населения. Они спровоцировали кровопролитие, которое закончилось большой трагедией, похоронившей победы крестового похода.

Мы знаем, как жестоко расправлялись крестоносцы с нашими воинами и мирными жителями во Пскове и Новгороде — недаром их называли псы-рыцари. Если бы не Александр Невский, вся Русь была бы утоплена в крови.

Непростые отношения складывались у нас с соседями-поляками, где живут набожные католики. Пожалуй, самые иство верущие — это католики Латинской Америки, Польши и Италии. Но если итальянцы вполне доброжелательны и миролюбивы, то поляки относятся к нашей стране очень непросто. Виной тому исторические причины, не связанные с Церковью: часть Польши входила в состав Российской империи, и восстания в ней подавлялись жестоко;  в советско-польской войне 1920 года войска маршала Тухачевского были разбиты в пух и прах.

Однако даже итальянцы относятся к нам неоднозначно. Из доброжелательность имеет свои пределы. В итальянский город Лорето перенесен дом Божией Матери и вокруг него построен храм, украшенный фресками, иллюстрирующими историю Католической Церкви. В алтаре обращают на себя внимание современные изображения событий белопольской войны. А в ватиканском соборе Сан-Пьетро есть канонизированный Католической Церковью святой, про которого паломникам-католикам каждый раз объясняют, что этот мученик был зарублен православными казаками.

Ненависть и христианство несовместимы

Если ненависть и подозрительность воспитывается с детства, если вместо зерна добра в его душу, как в податливую почву, вкладывается зерно ненависти, — оно и прорастает. Конечно, ничего общего с христианством ненависть не имеет. Она как плесень на духовной жизни человека, портит его и не дает быть полноценным, исполненным сил подлинным христианином.

Многие называют себя христианами —  католиками или православными, — но образ жизни и тех, и других зачастую разочаровывает. Человек ходит в церковь, набожно крестится, молится, — в православном ли храме, в католическом ли, — а ведет себя хуже язычника. Ненависть и христианство — это две вещи, взаимно исключающие друг друга.

Я понимаю: христианин в силу своего характера или каких-то форс-мажорных случаев на работе или дома может поссориться или озлобиться. В алтаре на проскомидии, когда мы вынимаем за вас частицы, священники молятся словами  святых отцов: «Помяни, Господи, каждую душу христианскую, скорбящую и озлобленную». Да, Церковь понимает, что человек может в какой-то момент способен озлобиться, но злость не должна быть постоянным состоянием души. Если же он постоянно озлоблен, то это говорит о том, что в нем живут гнев, ненависть и гордость, этот человек идет не по христианскому пути:  «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!»,  войдет в Царствие Небесное... Отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 21, 23).

К сожалению, мы видим такое достаточно часто. Например, теща в храм ходит уже лет 40 или 50, ни единого  праздника не пропускает, а с зятем говорить спокойно не может, так его ненавидит. Она что, христианка? Да не пахнет здесь никаким христианством, человек пребывает в глубокой прелести. Еще раз повторяю: злоба и  ненависть, постоянно живущие в человеке, не совместимы с христианским образом жизни.

Вот перед вами икона Спасителя. Он держит раскрытую книгу. Что в ней написано? «Да любите друг друга. Потому узнают все, что вы — мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34–35). Такова заповедь Христова, и значит,  мы обязаны неустанно возделывать в себе добродетель любви, преодолевать обиды, отчуждение, комплексы. Это очень большой труд, особенно для тех, кто склонен к раздражительности и гневу.

Озлобленность между православными и католиками длится  уже тысячу лет. Десять столетий мы косо смотрим друг на друга!

Поэтому так важен призыв к любви, обращенный нашим Патриархом и папой Римским ко всем христианам. И во избежание пустых толков: мол, раз Патриарх пошел на контакт с папой, пора запасаться сухарями и ланч-пакетами и уходить в катакомбы, — давайте внимательно вслушаемся в слова этого документа.

Обращение к христианам всего мира

1. По воле Бога и Отца, от Которого исходит всякий дар, во имя Господа нашего Иисуса Христа, содействием Святого Духа Утешителя, мы, Франциск, Папа Римский, и Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, встретились ныне в Гаване. Мы воздаем благодарность в Троице славимому Богу за эту встречу, первую в истории.

С радостью мы встретились как братья по христианской вере, увидевшиеся, чтобы"говорить устами к устам" (2 Ин. 12), от сердца к сердцу, и обсудить взаимоотношения между Церквами, насущные проблемы нашей паствы и перспективы развития человеческой цивилизации.

Какое общение возможно между православными и католиками?

В 1054 году наши Церкви разделились. В основе этого лежал человеческий фактор. Начали выяснять, кто главный под небом, кто усыновлен Иисусом Христом и кому ближе апостолы. Начались противоречия. Сначала «филиокве» было только в испанских церквях, потом распространилось по всей западной Европе. «Филиокве», кто не знает — это отличие между нами и католиками в «Символе веры». Мы говорим о том, что Святой Дух исходит от Отца, а в католическом «Символе веры» — от Отца и Сына.

Дальше это привело к другим догматическим различиям, Церковь разделилась. Мы с вами сегодня причащались, это свидетельствует о том, что мы с вами одного тела и одной крови, мы все — частички одного Богочеловеческого организма, верные члены Церкви. А когда не происходит евхаристического общения, нет общей чаши — говорится о том, что ваша вера разная. Мы с католиками не можем причащаться из одной чаши, между нами нет евхаристического единства.

Если вы приедете в Австралию или в Америку, на Кипр или в Грецию, вы можете как православные христиане исповедоваться и спокойно подойти к чаше с Телом и Кровью Христовой. Потому что между Православными Церквами: Греческой (Элладской), Кипрской, Американской, Александрийской, Антиохийской, Грузинской, Чешской, Польской и так далее нет различий в догматах веры. Мы все находимся в евхаристическом единстве, хотя внешне можем быть очень разными. Даже ближайшая к нам Финская Церковь очень отличается от нашей. У нас Пасха вычисляется по пасхалиям, дата Пасхи разная каждый год. А в Финляндии законодательство зафиксировало дату Пасхи, что является полным нонсенсом для православного мира. И по идее, мы тоже можем с ними разделиться, сказать: «У вас Пасха непереходящая, вы нарушаете Соборы, до свидания». Но мы же общаемся. Наши люди, которые ездят туда, могут спокойно причаститься в Финской Православной Церкви.

Вот, дорогие мои, есть особенности. Уже до 1054 года было много особенностей, например, в Восточной Церкви не служили Литургию Григория Двоеслова. Сейчас начнется пост, мы будем с вами служить Литургию Преждеосвященных Даров, а ее составитель свт. Григорий Двоеслов. Первыми ее начали служить в Западной Церкви, в Восточную она пришла позднее.

Надо напомнить, что апологеты веры, Лев-папа Римский, Отцы, которые на Седьмом Вселенском Соборе отстояли почитание святых икон, помогли закончиться периоду иконоборчества, были в Римской Церкви. Поэтому, надо сказать, что все менялось. Мы разные сейчас, мы разные были и тогда.

Сразу упреждаю вопросы, которые являются сейчас камнем преткновения. Есть евхаристическое общение, то есть когда  мы причащаемся с одной чаши — такого между православным и католиками быть не может. А есть человеческое общение на уровне межконфессионального диалога. Обсуждались вопросы общечеловеческих ценностей: дара жизни, смерти человека, брака и семьи, отношения к терроризму.

2. Наша братская встреча произошла на Кубе, на перекрестке путей между Севером и Югом, Западом и Востоком. С этого острова — символа надежд "Нового света" и драматических событий истории ХХ века — мы обращаем наше слово ко всем народам Латинской Америки и других континентов.
Мы радуемся тому, что сегодня здесь динамично развивается христианская вера. Мощный религиозный потенциал Латинской Америки, ее многовековые христианские традиции, реализуемые в жизненном опыте миллионов людей, являются залогом великого будущего этого региона.

4. Благодарим Бога за те дары, которые мы получили через явление в мир Его Единородного Сына. Мы разделяем общее духовное Предание первого тысячелетия христианства.

Почему говорится о первом тысячелетии христианства? Потому что до 1054г., три первые тысячелетия христианства, это была единая христианская Церковь и происходили Вселенские Соборы, которые включали в себя Западную Церковь. Если Восточная и Западная Церковь не могли участвовать в общем Соборе, то он не мог считаться Вселенским, не было полноты церковной.

Свидетелями этого Предания являются Пресвятая Матерь Божия, Дева Мария, и святые, которых мы почитаем. Среди них — бесчисленные мученики, явившие верность Христу и ставшие "семенем христианства".   — напоминание о наших общих корнях.

5. Несмотря на общее Предание первых десяти веков, католики и православные на протяжении почти тысячи лет лишены общения в Евхаристии. — то, о чем мы сейчас с вами говорили.

Мы разделены ранами, нанесенными в конфликтах далекого и недавнего прошлого, разделены и унаследованными от наших предшественников различиями в понимании и изъяснении нашей веры в Бога, единого в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого. Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя: "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино" (Ин. 17:21).

Надо напомнить из истории, что во время наших очень сложных отношений наша Церковь анафематствовала Католическую Церковь, предавала анафеме как еретиков. Католиков не называли католиками, потому что слово «кафолическая» означает «единая», это относится к Соборной Церкви. Называли их латинянами.

Сейчас если католик хочет перейти в Православие, мы его принимаем так же, как людей Армяно-Григорианской Церкви, через Исповедь при условии признания нашего «Символа веры». Если он исповедует наши основные догматы, мы его исповедуем, причащаем Святых Христовых Тайн, с этого момента он присоединяется к Православной Церкви. На Афоне к этому подходят более строго. Если человек был в Католичестве, его полностью перекрещивают.

6. Осознавая многочисленные препятствия, которые предстоит преодолеть, мы надеемся, что наша встреча внесет вклад в дело достижения того богозаповеданного единства, о котором молился Христос. Пусть наша встреча вдохновит христиан всего мира с новой ревностью призывать Господа, молясь о полном единстве всех Его учеников. Пусть она — в мире, который ожидает от нас не только слов, но и деяний — станет знамением упования для всех людей доброй воли.

7. В решимости прилагать все необходимое для того, чтобы преодолевать исторически унаследованные нами разногласия, мы хотим объединять наши усилия для свидетельства о Евангелии Христовом и общем наследии Церкви первого тысячелетия, — видите, три раза подчеркивается, что первого тысячелетия.

 совместно отвечая на вызовы современного мира. Православные и католики должны научиться нести согласное свидетельство истины в тех областях, в которых это возможно и необходимо. Человеческая цивилизация вступила в период эпохальных перемен. Христианская совесть и пастырская ответственность не позволяют нам оставаться безучастными к вызовам, требующим совместного ответа.

Прот. Сергий Филимонов

Окончание - О встрече Патриарха с Папой Римским-часть 2


Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. На данный момент на территории Дома милосердия построено 2 социальных объекта: один - пункт церковной гуманитарной помощи одеждой, второй - благотворительная столовая. Но они пока не могут начать работу, так как тепло не проведено, электричество не подключено. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!

Помните о лепте вдовы и жертвуйте сколько можете. Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете.
Храни вас Господь!

Назад к списку

Похожие материалы:

  • Таблетка от эгоизма

    Земля Петербургская — мученическая, наш город строился на крови, Царская кровь проливалась не единожды. Когда человек понимает, что вокруг него много таких же страждущих, как он, и молится о них, Господь посылает ему Свою благодать. Из проповеди прот. Сергия Филимонова

  • Синдром старшего сына

    И он с горечью говорит отцу то же самое, что и мы часто ставим в упрек родным и близким: «Почему ко мне ты относишься хуже, чем к сестре, к брату? Почему брату ты дала возможность жить с семьей в отдельной квартире, а я вынуждена мыкаться по чужим углам и испытывать всякие трудности?» Из проповеди прот. Сергия Филимонова

  • Тайное делание протоиерея Валентина Мордасова

    Сегодня, в день успения протоиерея Валентина Мордасова (1930–1998), мне хочется вспомнить о встречах с ним. Его советы много помогли мне в моем священническом служении. Из проповеди протоиерея Сергия Филимонова