Нужна помощь

  • Дом милосердия: забиты сваи храма свт. Василия Великого

    Продолжаются работы по строительству храма свт. Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Мы нуждаемся в вашей поддержке! Апрель на 22.04.2018 собрано: 90 475 руб.(+ 5907 руб. за неделю).

  • Помощь сайту DOMMIL.COM

    За время работы сайта мы с вами собрали более 2,5 млн. рублей и помогли нуждающимся и строительству Дома милосердия. Продолжаем сбор на ежемесячную поддержку сайта. Апрель собрано 797 руб. (+ 4 руб. за неделю).

Новости

Введите ваш e-mail и будьте в курсе наших мероприятий и многого другого

Не течет из одного источника горькая и сладкая вода

Из проповеди прот. Сергия Филимонова

В седьмой песне Великого покаянного канона Андрея Критского, читаемого во вторник первой седмицы Великого поста, звучат следующие слова[1]: «Соломон чудный и благодати премудрости исполненный, сей лукавое иногда пред Богом сотворив, отступи от Него; емуже ты проклятым твоим житием, душе, уподобилася еси»[2]. По-русски это следует понимать так: «Чудный Соломон, будучи преисполнен дара премудрости, некогда, сотворив злое пред Богом, отступил от Него; ему ты уподобилась, душа, своей жизнью, достойной проклятия».

Для чего Господь через преподобного Андрея Критского напоминает нам о житии Соломона? Любой человек в своей жизни может уклониться от путей правды. Соломон, как известно, был весьма любострастен и в конце жизни имел около семисот жен и трехсот наложниц. Но в те времена это разрешалось царям. Господь порицал его не за это, а за то, что он согрешил и соблудодейстовал не телесно, но духовно.

Он стал поклоняться Астарте, Молоху и всем тем богам, которым поклонялись его многочисленные жены, вместо того чтобы поклоняться Единому Богу и возносить жертву всесожжения на Иерусалимском жертвеннике. Но нельзя служить двум господам одновременно — Единому Истинному Богу и языческим богам: Ваалу, Астарте и прочим.

Точно так же не может ни один человек, живущий в наши дни, верить в Святую Троицу и в то же время заниматься оккультизмом, астрологией; не может тот, кто верит в Бога и старается исполнить закон Господень, жить не по совести, не исполняя заповедей Божиих. Не должен человек быть двойственным, двуличным, двоедушным — у таких нет Бога в душе. У них душа как будто рассекается надвое: одна часть принадлежит злу, а другая — добру.

Но Господь говорит, что как из одного источника не течет одновременно горькая и сладкая вода (Иак. 3, 11–12); так и душа человека принадлежит либо Богу, либо дьяволу. Христос ясно сказал в Евангелии: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30; Лк.11, 23). Эти слова показывают нам, что если мы не находимся на пути Господнем, значит мы на другом пути, на пути погибельном, ведущем туда, где плач и скрежет зубовный.

Вот поэтому, хоть и был Соломон «чудным», но закончил он весьма плачевно: «И сказал Господь Соломону: за то что так у тебя делается и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему. Но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его» (3 Цар. 11, 11–12). Господь отнял Свое благословение от Соломона, и против него начались бунты и возмущения в еврейском народе.

Царь Соломон. Фрагмент фрески, XII в. Софийский собор в Новгороде

Так словами Великого покаянного канона «емуже ты проклятым твоим житием, душе, уподобилася еси» Господь предупреждает нас, чтобы мы всю жизнь до последнего своего издыхания проводили в благоугождении Богу. Ибо каждого из нас подстерегает участь Соломона — за гордость, за осуждение ближнего, за лицемерие, за злые поступки мы в любой момент можем поскользнуться и сойти с пути Господнего. Поэтому Господь призывает нас через этот стих, чтобы мы с вами во смирении, в тихом делании, не возносясь горделиво, а с покаянием совершали свой жизненный путь. Чтобы мы знали Бога, знали церковь, знали благочестивую жизнь, знали семью или монашеское делание, кто в нем находится, и не ходили по иным путям, не поклонялись иным богам, которые сейчас имеют вид не идолов, как было во времена Соломона, а совершенно другой — это развлечения, безделие, оккультизм, двоедушие, лицемерие, раздражение и тому подобное. Все это иные боги, от которых нас сохраняет и оберегает Господь.

Помните: до последнего момента жизни мы можем сойти с пути Господнего! Поэтому мы должны постоянно молить Бога, чтобы Он сохранил нас и мы не услышали страшное предупреждение, которое получил Соломон чудный — и стал Соломоном плачевным.


[1] (вторник, 7 песня, 4 тропарь)

[2]  См. (3 Цар. 3, 12; 11, 4–6)

Прот. Сергий Филимонов

Проповеди прот.Сергия Филимонова на Великий пост можно почитать в этой книге. Продается в церковной лавке храма Державной иконы Божией Матери (СПб, пр. Культуры, 4).

 

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Начались работы по строительству храма свт.Василия Великого - закладка состоялась 9 февраля 2017 года, принимаются имена на вечное поминовение на сваи. Устроена дорога на стройплощадку, установлена мойка для колес выезжающей техники, ведется работа по разметке свайного поля для храма. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Назад к списку

Похожие материалы:

  • Отзовитесь сердцем на страдания Создателя

    На кресте, дорогие братья и сестры, Господь открывает не только тайну Своего Божества, но и тайну сердца челове­ческого. Какую именно? Из проповеди прот. Сергия Филимонова в Великий пяток.

  • Живите непорочно, и Господь возвысит ваших потомков

    В свое время меня потрясли их жития. На них роптали жены и дети, но они без лишних слов и раздумий просто отдавали Богу что считали положенным — жертвовали, подавали милостыню. И как все в жизни обернулось? Из проповеди протоиерея Сергия Филимонова.

  • О строгости священников

    Сегодняшний христианин старается быть церковным, но часто дела его свидетельствуют об обратном. Так и в мирской жизни бывает, и в церковной — люди живут по двойному стандарту. Спрашиваешь: «Ты веришь в Бога?» — «Верю». —«А почему же тогда ты закон Божий не соблюдаешь?» Из проповеди прот. Сергия Филимонова