Нужна помощь

  • Дом милосердия: забиты сваи храма свт. Василия Великого

    Продолжаются работы по строительству храма свт. Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Мы нуждаемся в вашей поддержке! Май на 13.05.2018 собрано: 91 500 руб. (+ 54 232 руб. за неделю).

  • Помощь сайту DOMMIL.COM

    За время работы сайта мы с вами собрали более 2,5 млн. рублей и помогли нуждающимся и строительству Дома милосердия. Продолжаем сбор на ежемесячную поддержку сайта. Май собрано 2 442 руб.( +2 442 руб. за неделю).

Новости

  • Державная икона Божией Матери находилась в Санкт-Петербурге с 22 по 28 мая

    В ночь на 22 мая в Санкт-Петербурге встретили величайшую святыню современной России - Державную икону Божией Матери из Коломенского. Прощание с иконой и отбытие ее в Москву 28 мая после молебна. Смотрите фоторепортаж + ВИДЕО.

  • C праздником Великой Победы!

    Знаменательно, что Пасха 1945 года пришлась на 6 мая, праздник великомученика Георгия Победоносца. В этот день немецкое командование начало переговоры о полной капитуляции.

Введите ваш e-mail и будьте в курсе наших мероприятий и многого другого

Молитва, которую принимает Господь

Из проповеди прот. Сергия Филимонова

Недостаточно вычитать правило ко Причащению, требуется сердечное соединение с Богом

В дневниках святого праведного Иоанна Кронштадского мы можем найти одну вещь, которая может показаться на первый взгляд крамольной. Святой Иоанн Кронштадтский говорит о том, что он, случалось, нарушал правило ко Святому Причащению. Я, как священник, тоже не раз задавался практическим во­просом: почему иногда, хотя я вычитал полностью правило ко Святому Причащению, все же, заканчивая Божественную литур­гию, я не чувствую той радости в душе, того возвышенного подъ­ема, того освобождения сердечного, которое обязан чувство­вать после предстояния у Престола и принесения Бескровной Жертвы? Тот же вопрос задают мне многие из вас на испове­ди: «Почему, батюшка, хоть я и помолился, и подготовился ко Святому Причащению, но Божественная литургия вновь не при­несла мне утешения?»

Причина часто в том, что здесь важна жертва сердечного воз­ношения. Ведь Богу нужны не слова, а сердце. Что такое молит­вы? Что такое правило к Святому Причащению? Они важны для нашей церковной дисциплины. Но их смысл в том, чтобы от них зажглось сердце человеческое и уже своими словами начало ис­точать сердечные молитвы. Каждый из вас, кто не внешне жи­вет христианской жизнью, а старается своим сердцем соеди­ниться с Богом, чувствует, когда его сердца касается благодать Божия. Когда Господь касается сердца, человек это чувствует и знает, что это так, и ему не надо никаких удостоверений, ника­ких доказательств. В этот момент на сердце приходит умиление и сокрушение. Человек очами сердечными ясно видит перед собой Бога, чувствует Его всеми клеточками своей души, всем сердцем. Вот это соприкосновение сердечное и необходимо нам для того, чтобы мы могли с вами причащаться Святых Христовых Тайн так, чтобы, как мы читаем в молитвах, Господь просветил наше серд­це и нашу душу. То есть залогом освящения нашей души и сердца является сердечное соприкосновение с нашим Богом, Создателем и Спасителем.

Неправильно устроение душевное у тех, кто механически вычитывают правило ко Святому Причащению, — вычитал от корки до корки и думает, что все в порядке. Таковые приходит на службу пустыми и уходят с нее пустыми, с каменной душой. Потому что вот этого сердечного соприкосновения — его-то и не состоялось.

Молитвы призваны к тому, чтобы приуготовить наше серд­це к встрече с Богом; чтобы мы почувствовали действие бла­годати Божией; чтобы почувствовали, что Бог в нас и мы в Нем. И святой праведный Иоанн Кронштадский описывает этот момент как один из итогов своей жизни в одном из по­следних дневников. Он говорит примерно так: «Я не заботился о количестве молитв. Я заботился о том, чтобы на какой- то молитве мое сердце зацепилось и почувствовало Христа, чтобы в этот момент его как бы прорвало; чтобы в этот мо­мент возникло сердечное возношение, соприкосновение со Христом». И в этот самый момент, когда человек соприкасается со Христом сердцем, он имеет явное удостоверение, что хотя чего-то он чуть-чуть и не вычитал, чего-то он чуть-чуть не до­делал, но имеет право идти и причащаться Святых Христовых Таин».

В житии преподобного Лаврентия Черниговского есть очень любопытный эпизод. Двое духовных чад ехали к нему в поезде и читали молитвы ко Святому Причащению. Одна из них вычитала все от корки до корки и сказала: «У меня все в порядке. Я все сде­лала. Я никому ничего не должна». А другая не успела и приехала к батюшке в состоянии сердечного сокрушения, недостоинства.

Она прочитала лишь несколько молитв, но они вызвали у нее глубокое покаянное чувство к Богу. И вот что любопытно, пре­подобный Лаврентий Черниговский духом прозрел одну и вто­рую. И ту, которая полностью вычитала правило, он не допустил к причастию. Он сказал: «Ты не готова». Она начала спорить и кричать: «Я все вычитала, у меня все в порядке». Он повторил: «Ты не готова. Отойди. Не готовы твое сердце и твоя душа. Отойди. Ты не достойна принять Святых Христовых Тайн». А другую, сокрушенную, позвал к Святой Чаше. Она ему: «Батюшка, как же так, я не успела; я то, я се...». А он: «Иди, иди. Господь ждет тебя».

Размышления о молитве.

Слушать проповедь прот. Сергия Филимонова 2 января 2017 года. Память святого праведного Иоанна Кронштадтского. Размышления о молитве. Молитва – дыхание души. Как совершать молитву в течение дня?

Молитвы при сокрушении сердечном внушает Сам Дух Святой       

Дорогие мои, служба преподобной Марии Египетской являет­ся первым звоночком к окончанию Великого поста. Следующая неделя — последняя в Великом посту. Он пролетел, как один день, и скоро начнется Страстная Седмица.

О чем же мне хочется сказать вам сегодня, в день преподобной Марии Египетской? Для меня, и как для священника, и как для христианина важна особенность молитвы Марии Египетской. Как правильно молиться? Как сделать так, чтобы Бог тебя услы­шал? Ведь каждый из вас, стоящих сейчас здесь, хочет именно этого: чтобы Бог его услышал и ответил на его молитву; чтобы не остались напрасными прошения о его чаяниях.

В житии Марии Египетской мы видим, как преподобный Зосима молится вместе с Марией Египетской. Мария Египетская поворачивается к нему спиной, начинает читать молитвы. Эти молитвы едва слышны ему, и он поднимает голову, и видит, что Мария поднялась над землей на локоть, то есть сантиметров на сорок-пятьдесят, и молится не на земле, а в воздухе. Мы знаем, что такое свойственно только угодникам Божиим. Преподобный Зосима, хотя и был праведный монах, сорок лет подвязавшийся, в этот момент дрожал от страха, и трепета, и ужаса, ибо прежде ду­мал, что он достойный монах, но тут оказалась молитва, более до­стойная, чем его, молитва, которую Господь явственно принимал.

В свое время мне попалось житие одной греческой святой, которая есть в наших святцах. Ее жизнеописание переведено на русский язык. Ее жизнь похожа на жизнь Марии Египетской (речь идет о преподобной Феоктисте, день памяти - 9 ноября). Как Мария Египетская, она провела долгие годы в пустыне, молясь Богу. Она попала туда, убегая от пиратов, которые по­работили один из греческих островов и захватили в плен много народа, в том числе и ее саму, — она скрылась от них и пребывала в горах, где нашла старую заброшенную церковь, где и проводила время в молитвах. Через восемнадцать лет пустынно­жительства ее нашел охотник, который путешествовал по остро­вам со своими друзьями; искал там угодья, богатые дичью. Он увидел нагую женщину, укрытую лишь своими волосами, ибо одежда истлела на ней, и услышал, что она возносит молитвы ко Господу.

Церковь Богородицы Екатонтапилиани (Стовратная) на острове Парос, где жила прп. Феоктиста. Фото с сайта http://www.st-serafim.ru

И вот что особенно поразило меня в житиях и Марии Египетской и этой святой. Мария Египетская просила препо­добного Зосиму, чтобы он принес ей Святые Дары, и она моли­лась словами глубокими, сильными перед принятием Христовых Таин. Когда охотник нашел эту греческую святую, она тоже по­просила, чтобы он привез ей Святые Дары. В те давние вре­мена христианам — не священникам —разрешалось взять Святые Христовы Таины и отнести их больному или где-то далеко находящемуся человеку. Прошел год, пока он смог вновь посетить этот остров. И когда он принес ей просимое, она тоже очень глу­боко молилась, но не теми молитвами ко Святому Причащению, которыми молимся обычно мы. Она возносила Господу плач и слезы и сокрушения, она молилась глубоко и про­никновенно, как описывает жизнеописатель, около часа. А потом испросила благословение у всех святых и причастилась. На следующий день, когда охотник захотел ее видеть, он нашел ее мертвой на этом самом месте. Господь сподобил ее смерти сра­зу после принятия святых Христовых Тайн, так же как и Марию Египетскую, хотя она не причащалась в течение восемнад­цати лет.

Охотник пытался увезти с собой частицу ее мощей, но Господь не допустил этого: тело ее мгновенно истлело; оно исчезло, так же, как тело Марии Египетской.

Что для нас, для христиан, практически важно в этих жити­ях, в описаниях святых молитв этих жен-отшельниц? Обратим внимание: с сокрушенными слезами, с глубокой скорбью они, без­грамотные женщины, не знающие молитв, не знающие Псалтири и Священного Писания, Духом Святым изрекают глаголы Божии. Они молятся теми же словами псалмов, которыми молимся мы. Господь Духом Святым дал им вознести все те молитвы, которые необходимы.

Отойти от Святой Чаши с обновленной душой

Меня всегда интересовал вопрос: «Как сделать так, чтобы отойти от Чаши, выйти со службы с обновленным сердцем, с об­новленной душой; чтобы каждая служба давала утешение; чтобы каждая служба давала сердечное укрепление, и мы чувствовали бы, что мы соприкасались и собеседовали с Богом, и что Бог дей­ствительно непреложно вошел в нас, оживотворил нас, обновил нашу душу, наш ум и сердце?»

Если этой встречи со Христом не произошло, значит, наша попытка не удалась, у нас не получилось этой встречи с Богом по нашему внутреннему духовному несовершенству. Мы долж­ны с вами заботиться о том, чтобы возжигать свое сердце нака­нуне каждой Божественной литургии. Не просто вычитывать правило, благословленное духовником, а стремиться, чтобы это правило в нас породило сердечное горение и соприкоснове­ние с Богом.

Я не скажу, что это просто. Сегодня, когда мы с вами погово­рили об этом, мы должны осознать все, что сказано. Это не тео­рия, это практика христианской жизни. Это мой личный опыт, опыт других отцов. Мы через все это проходили и все это пере­живали. Каждый из вас это переживает. Посему старайтесь каж­дый раз так устроять свое сердце, чтобы оно чувствовало своего Спасителя и Создателя. Старайтесь, просите Бога, и Господь со временем вам это подаст.

Это труд, но труд благодатный; труд, который вернется вам сторицею; труд, который принесет вам такую духовную радость, что после каждой службы вы будете уходить как с пасхальной, потому что будете ощущать в своем сердце Христа. А именно это и нужно человеку для того, чтобы он мог дальше идти по пути жизни!

Вот на это я и хотел сегодня обратить ваше внимание, до­рогие мои братья и сестры. На эти жития, на эту сторону жиз­ни Марии Египетской. Ведь недаром Церковь показывает ее житие в деталях, — специально, чтобы мы обратили на эти де­тали внимание. Чтобы увидели, как женщина из бездны гре­ха, со дна разврата, не зная молитв, будучи безграмотной, через свое сокрушенное сердце и горячее воззвание к Богу спо­добилась святости превыше святых отцов. Как? Я отвечаю вам: «Сердцем, обращенным к Богу. Сердцем, обращенным к Богу, в котором она нашла те слова, которые умилостивили нашего Создателя».

Так и каждый из вас, готовясь к службе, должен найти те сло­ва, которые вызовут у вас сердечное умиление, которые вызовут у вас чувство близости и сильнейшей любви к Богу, чувство глу­бокой веры и благодарности Христу. И вот когда святая благодать Божия коснется вашего сердца, вы можете вознестись над зако­ном, который часто убивает Бога в душе и делает нас духовны­ми фарисеями: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приоб­ретаю» (Лк. 18, 11-12).

Мы с вами должны искать путь сердечный. Поэтому возбла­годарим Бога, что Он дал нам такую святую подвижницу, кото­рая на своем опыте показала нам, как идти к Богу и соделать свое сердце престолом Божиим. Аминь.

Из проповеди прот. Сергия Филимонова

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Начались работы по строительству храма свт.Василия Великого - закладка состоялась 9 февраля 2017 года, принимаются имена на вечное поминовение на сваи. Устроена дорога на стройплощадку, установлена мойка для колес выезжающей техники, ведется работа по разметке свайного поля для храма. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Назад к списку

Похожие материалы:

  • Будьте практическими христианами

    Многие спрашивают: «А как же быть пенсионерам, когда повышают цены на хлеб, еду и остальное?» Но мы должны быть тверды в вере: что Господь сказал, то и будет. Если Он обещал, что будет с нами в трудное время — Он будет с нами.

  • О правильном отношении к мужу. Смысл женского креста

    «Плохие» мужья — женский крест. Испытания посылаются женщине во искупление тех грехов, которые совершила до брака она сама, которые совершали ее мать, бабушки. Надо, подобно св. бл. Ксении Петербургской вымаливать мужа, нести свой крест.

  • О золотой середине — царском пути

    Сегодня мне бы хотелось остановиться на одном назидательном моменте из жизни святых преподобномучеников Синайских. Они были людьми крайне высокой жизни и, поддерживаемые благодатью Божией, совершали сверхъестественные подвиги. Меж тем вслушайтесь, какое наставление оставил нам один из них, преподобный авва Матой, подвижник V века. Из проповеди прот. Сергия Филимонова