Нужна помощь

  • Сбор на трактор для уборки территории храма

    По благословению прот. Сергия Филимонова открываем сбор на трактор для уборки территории храма в зимний период. Сумма к сбору – 1276 000 руб. Срок - 31.12.2019 г. На 17.03.19 собрано 62099 руб. (+4253 руб. за неделю).

  • Дом милосердия: забиты сваи храма свт. Василия Великого

    Продолжаются работы по строительству храма свт. Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Мы нуждаемся в вашей поддержке! В марте 2019 собрано: 71 189 руб. (+ 44 442 руб. за неделю).

Новости

Введите ваш e-mail и будьте в курсе наших мероприятий и многого другого

Не спите!

Проповедь прот.Сергия Филимонова

Бог открывается живым

Дорогие братья и сестры, сегодня, в Великий Вторник, Евангелие напоминает нам о кончине мира и Страшном суде. Поэтому уместно вспомнить слова Господни, сказан­ные к нашему отрезвлению и вниманию: «Се Жених гря­дет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недо­стоин же паки, егоже обрящет унывающа. блюди убо душе моя, не сном отяготится, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас»[1]. Песнь эта напоминает нам притчу Спасителя о десяти девах (Мф. 25,1-13) и призывает к духовной бодрости и нравственно­му совершенству.

Притча о десяти девах

«Не сном отяготится, да не смерти предана будеши» — о каком сне говорит Господь? О сне духовном, в котором пре­бывают многие наши соотечественники, наши родные и близкие. Этот сон убаюкивает их, отделяет от стада словес­ного и делает бессловесными и бездумными. Пребывая в та­ком состоянии, человек перестает слышать своего Господа и Спасителя и видеть, что происходит вокруг.

В прошедшее воскресение мы с вами отмечали неделю Вайи[2]. В наш храм было не войти — он был набит битком! Около шестисот причастников с вербами стояли до входных ворот. Но тем же воскресным утром многие петербуржцы сели в автомобили и отправились не в храм, а укатили за­город, на природу: есть шашлыки, пить пиво и водку и раз­влекаться, стараясь получить от жизни всего и побольше. А кто-нибудь из них задавал себе вопрос: «Почему сегодня погода хорошая? Отчего в каждый двунадесятый праздник на небе ни облачка, ярко светит солнце и сердце радуется?». Выдалась хорошая погода, и Бог был забыт. А потом, в поне­дельник мы удивляемся: откуда взялся ураган, обрывающий провода, почему шквальный ветер сбивает с ног и засыпает глаза песком. А чему удивляться? Это Господь тут же отве­тил нам природой на наши поступки. Ведь когда Он что-то хочет до нас донести, то делает это в том числе через явле­ния природы и разные события, от которых стонет род че­ловеческий. Если утесняются обстоятельства нашей жизни, значит, Господь показывает свое недовольство, старается достучаться до наших сердец и пришло время задуматься — как мы живем, что делаем, куда идем.

«Се Жених грядет в полунощи». Что такое «время полунощи»? — это время жизни, в котором мы с вами пребы­ваем — ни светло, ни темно, видны лишь неясные очерта­ния, и распознать предмет можно только гадательно.

Так и в дни нашей жизни мы, как говорит святой апостол Павел, только гадательно видим очертания жизни небесной, чувствуем ее сердцем и ощущаем Бога, видимого в происхо­дящем вокруг, но многого не понимаем. Мы с вами, дорогие мои, подобны людям, которые находятся в предрассветной мгле и старательно вглядываются в нее в поисках луча све­та. И только ищущие Свет Христов и нашедшие Его будут видеть все: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).

Многие умирающие в час смерти удивляли родных и близких откровениями о другом мире, открытом им за мгно­вения до смерти. Они восклицали: «Как странно! Здесь не так, как мы думали!» Известно даже, что один из епископов Церкви, человек более чем духовный, за несколько секунд до смерти, изрек: «Здесь все совсем не так, как мы предпола­гали». Все «совсем не так» — значит там действуют другие, не постижимые пока для нас законы. Не потому ли Господь призывает нас к такому духовному бодрствованию, в ко­тором мы с вами будем «живыми», а не «мертвыми»? Ведь люди делятся на «живых» и «мертвых». Живые — это те, кто познают Создателя и следуют за ним, молятся и чувствуют Его в каждой своей молитве. А те, кто не ищут Бога, не видят Его — мертвы и уже здесь пребывают во тьме.

Не Бог отвергает человека, а человек Бога

В своих трудах[3] святой Исаак Сирин, рассуждая о Страшном суде и геенне огненной, говорил, что Бог в сво­ей безмерной, бесконечной любви должен помиловать всех, даже величайших грешников и людей неверующих в Бога, проводя их через некий огонь очистительный. Он считал, что Господь и ангелов тьмы, бесов, помилует. Это мнение препо­добного Исаака Сирина наша соборная Церковь не разделя­ет. Но как человек, любящий Бога, он рассуждал: «Как Бог, который есть любовь и всепрощение, может наказать, убить, заключить в огонь и геенну людей, которые ошибались при жизни, грешили?» Дорогие мои, я тоже долгое время мучил­ся этим вопросом. Сегодня утром, перед службой, я в очеред­ной раз размышлял на эту тему, молился Богу и задавал Ему этот вопрос. И Господь положил мне на сердце такой ответ: «Не Я не желаю помиловать их, а они сами добровольно от­вергнут Меня, выбрав тьму, а не свет. Они не смогут жить со Мной, потому что Я есть Свет, а они возлюбили тьму».

Есть законы духовного мира, которые нарушить невоз­можно, ибо они установлены Господом. Он возлюбил каж­дое создание и готов помочь каждому грешнику. Но человек, обратившийся к тьме, сознательно отказывается от своего Создателя, и на Страшном суде не Господь отвергнет его, а человек отвергнет Бога и выберет тьму вместо света — вот что самое ужасное! Это будет добровольный выбор человека, сделанный им еще при жизни, по кирпичикам сложенный из потакания своим страстям, хотениям и злым деяниям. Бог есть свет. Человек же, по собственной воле закрывший гла­за и блуждающий во тьме, не сможет узреть Жениха, гряду­щего к полуночи. И придя, Жених найдет его «мертвым» — унывающим, слепым, глухим и сознательно отвергшим Его мыслью: «Ты мне не нужен». Этот выбор, совершенный «мертвым» человеком при жизни, перейдет и через порог его смерти: «Я не могу жить с тобой. Я привык жить так, как я жил здесь в этой жизни и выбираю тьму вместо света».

Не Бог отвергнет человека, а человек Бога, вот что воис­тину страшно.

Когда я получил этот ответ, мне стало очень горько.

Успокоение приносит лишь свет Христов[4]

Дорогие мои, оглянитесь вокруг — как часто сегодняшние молодые люди выбирают тьму и скоропостижную смерть, не видя и не зная Бога. Очень важно указать им дорогу к Богу и помочь прийти к Нему.

Почему наша молодежь изо всех сил лезет на рожон? Почему они бегут во всякие злачные места, чтобы уколоть­ся, напиться, забыться, а потом залезть в петлю или бро­ситься с крыши? В Москве на Рождественских чтениях я слушал выступление одного профессора. Он говорил о том, что в России совершается небывалое — возраст подростко­вых самоубийств отодвинулся к шести-одиннадцати годам. Уже не подростки, а дети заканчивают свою жизнь самоу­бийством — такого раньше не было. Что происходит с деть­ми? Понятно, что. Они не видят будущего, не видят Бога, их родители не могут ничего им дать. Они потеряли Бога. Повседневность для этих детей — пьяный угар родителей, их наркотическая ломка, бутылки из-под пива, грудой сва­ленные в углу, и полное пренебрежение к себе.

В это воскресенье были у меня молодой человек с от­цом, приехавшие из другого города. Парню двадцать с не­большим, он болен СПИДом и пытался покончить жизнь самоубийством. Что двигало им? — безысходность, тьма, абсолютное неведение Бога и, как следствие, непонимание смысла жизни. Конечно, родители пытались достучаться до него и объяснить, что надо поступать так-то и так-то и жить для того-то и того-то. Но в разговоре с этим молодым чело­веком стало понятно: объяснить ему, ради чего и как нужно жить, — все равно что убедить дикаря пользоваться вилоч­кой для груш. Он просто не поймет, о чем ему толкуют.

Я всегда спрашиваю молодых людей, которые резали вены или пытались повеситься: «Почему ты это делаешь? Веришь ли ты в Бога или Бог закрыт для тебя? Чувствуешь ли ты Его сердцем?» Они отвечают: «Нет. Я слышу все, что мне говорят родители про Евангелие и т.д., но я этого не по­нимаю и не чувствую».

Дорогие братья и сестры, главная ошибка сегодняшне­го поколения христиан, которому Бог снова открыл двери храма, — попытка насильно облагодетельствовать боже­ственными знаниями своих невоцерковленных родных.

Родители, воцерковляясь, стараются впихнуть в детей свои знания о Церкви, не понимая, что нельзя дать человеку по­знание Бога до тех пор, пока человек своей душой, своим сердцем Бога не почувствует. Многие из стоящих здесь се­годня родителей пытались таким насильственным образом достучаться до сердец своих детей. Дорогие мои, вы долж­ны помнить, что не сможете им помочь, пока Сам Господь не подаст им веру и не откроется им.

А вы своей молитвой можете упросить Господа, чтобы Он просветил их разум: «Господи, открой глаза моего ребен­ка! Открой его душу для познания Тебя! Дай ему веру!» — таковой должна быть ваша молитва за своих деток. Когда Господь подаст им веру, тогда он уже сможет бороться и с наркотиками, и с алкоголем, и с развратом, и с такой модной сейчас алчностью. Ибо поймет, что в этой жизни главное, и что недостойно идти по костям других людей ради достиже­ния своих потребностей и целей.

Человек, увидевший Бога, все будет воспринимать осоз­нанно. Ему не надо будет говорить много умных фраз, за­ставлять читать Святое Евангелие, — он сам найдет то по­лезное, что ему будет необходимо для жизни, и уж точно не полезет в петлю. А пока этого понимания у ваших род­ных нет, за них нужно молиться и просить Бога: «Господи, Милосердный, дай им веру, открой им Себя! Дай им почув­ствовать всем своим сердцем Тебя, Создателя и Спасителя!» И вот тогда они обретут другой мир, а не тот, где сейчас без­успешно ищут правду.

Почему молодые люди совершают такие страшные по­ступки? Потому что у них обострено чувство справедли­вости, это характерно для переходного возраста. «Почему слово не соответствует делу? Почему говорят одно, а посту­пают по-другому? Почему меня обманывают? Почему я не могу добиться правды?» — вот что мучает молодого челове­ка и разрывает его душу. И не найдя ответа на свои вопросы, он, горемыка, режет себе вены в ванне или выбрасывается из окна. Таков результат непонимания смысла человеческо­го бытия. Как заставить молодого человека задуматься о смысле жизни? Как подтолкнуть его к вопросам: «Для чего ты живешь? Что ты делаешь? Почему тебе что-то дано? Для чего пришел в мир? Что тебя ждет за порогом этой жизни?» Вот, дорогие мои, о чем сегодня нужно заботиться нам всем.

А что касается Страшного суда, то мы с вами должны помнить, что каждый день для нас может стать последним. И сегодняшний не исключение. Обычно мы не хотим об этом думать, надеясь, что это случится не с нами, а с кем-то дру­гим. ...Пять лет назад я видел свадебную машину, которая ехала в загс. А чуть позже — ее же, перевернутую, и моло­дых в луже крови. Ехали на свадьбу, а оказались в Царствии Небесном...

Нам не дано предугадать, когда мы встретим смерть. Поэтому к каждому дню нашей жизни мы должны отно- ситься как к последнему, задавая себе правильные вопросы и подводя честный итог. Ибо Небесный Жених грядет в полунощи! Да не встретим его спящими. Аминь.

Из проповеди прот.Сергия Филимонова в Великий вторник, 2010 г.

Как мы оказываемся в Храме

Слушать проповедь прот. Сергия Филимонова 11 апреля 2017 года. Великий вторник. Страстная седмица. «Храм - Ковчег спасения. Как мы оказываемся в Храме»


Проповеди прот.Сергия на страстную седмицу можно прочитать в этом сборнике (продается в церковной лавке Храма Державной иконы Божией Матери на пр.Культуры).

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Начались работы по строительству храма свт.Василия Великого - закладка состоялась 9 февраля 2017 года, принимаются имена на вечное поминовение на сваи. Устроена дорога на стройплощадку, установлена мойка для колес выезжающей техники, ведется работа по разметке свайного поля для храма. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

 


[1] Тропарь из богослужения Страстной седмицы: «Вот, Жених идет в пол­ночь, и блажен тот раб, которого Он обретет бодрствующим, недостоин же тот, которого Он найдет унывающим. Будь внимательна, душа моя, не впади в сон, чтобы не быть вне преданной смерти и не остаться вне затворенных (врат) Царства (Божия). Но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, (молитва­ми) Богородицы помилуй нас»

[2] Вербное воскресенье, Пальмовое воскресение (Вайя от др.-греч. (Jcuov — пальмовая ветвь), Вход Господень в Иерусалйм — В Иерусалиме Господа встречал народ, устилая дорогу одеждами и пальмовыми ветвями (Мф. 21, 9). Пальмовые ветви в славянских странах во время празднования недели Вайя заменяли вербами.

[3] Прп. св. Исаак Сирин: «О божественных тайнах и о духовной жизни»; «Слова подвижнические».

[4] Прп. Порфирий Кавсокаливит: «Грех приводит человека в великое ду­шевное смущение. Смущение ни за что не пройдет. Успокоение приносит лишь свет Христов. Первый шаг делает Христос. «Придите ко мне, все труждающиеся...». А затем мы, люди, принимаем этот свет, имея доброе произволение, ко­торое выражаем своей любовью к Нему, молитвой, таинствами».

Назад к списку

Похожие материалы:

  • Жить по закону любви

    Но если мы действительно сыновья и дочери Божии, то будем жить по закону Господню, готовые к самым разным реакциям окружающих. Одни будут негодовать, другие — удивляться, а третьи… Третьи испытают тайную радость, что закон любви превзошел ветхий закон человеческий, и на их глазах мы проторили для других дорогу к Небу. Из проповеди прот.Сергия Филимонова

  • Позаботьтесь о своих усопших!

    Но чем больше мы молимся за усопших, тем яснее наше сердце удостоверяет какова их участь; наше сердце удостоверяет, что связь между живыми и усопшими нераздельно существует. Из проповеди прот. Сергия Филимонова.

  • Не трясите небеса

    К сожалению, сегодня нередко священника ставят на одну доску с экстрасенсом, магом или колдуном, путают прозорливость с ясновидением, приписывают священнику исцеляющую благодать Христову. И вот приходят люди в храм, спрашивают: «Ваш батюшка работает вместе с колдунами или против колдунов?» Но батюшка не работает. Он молится Богу, предстоит перед Престолом Божиим.