Взирайте чаще вглубь своей души
Проповедь прот.Сергия Филимонова
Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы
Дорогие братья и сестры, сегодня, в день славной Великой субботы Страстной седмицы, нам уместно вспомнить, о завещании Господнем: « ...созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16, 18). Так Спаситель благословил существование Церкви до скончания века. Господь наш Иисус Христос — Тело ее, а мы все — части этого Тела — стараемся быть верными членами Церкви.
Но сегодня многие наши современники не хотят жить жизнью Церкви, и мы часто сталкиваемся с их ропотом и недовольством. Они ленятся молиться, ходить в храм Божий и понуждать себя. Поэтому говорят: «Бог у меня в душе и этого вполне достаточно. Зачем мне в храм идти — лучше дома помолюсь без всякой толчеи и суеты. А Бог и так со мной всегда». О «несмысленные и медлительные сердцем» (Лк. 24, 25) люди!.. Они совершенно забывают, что здесь, на престоле Божием, Сам Господь ежедневно приносит Себя в жертву, Дух Святой преосуществляет вино и хлеб в Тело и Кровь Христовы, чтобы каждый, причастившись Святых Таин, очистился от грехов, обновил душу и наследовал живот вечный. Отсекаясь от тела Церкви, они лишают себя обетования Божия. Ибо Господь сказал «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56) и «если не будете есть Плоти Сына человеческого, и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 5, 58).
Сколько тех, кто приходит в храм Божий только два-три раза в году: освятить воду в январе, яблоки с медом в августе и кулич на Пасху. Все же остальное время они по воле своей пребывают вдали от храма Божиего — вне молитвы и без участия в Таинствах. И ропщут, и чем-то недовольны. Сколько нареканий на Церковь, храм и священников мы с вами слышим от людей мирских, далеких от Церкви и совершенно не знающих Слова Божия. От людей, которые ни разу за свою жизнь ни в Храм Божий не зашли, ни Священного Писания не открыли, но при этом позволяющих себе «богословствовать» и рассуждать о Господе, Церкви и церковных Таинствах и говорить кощунственные и гадкие вещи о Христе.
Сегодня, когда мы причащали деток, некоторые из них в дугу выгибались, и их не удалось причастить. Почему? Потому что дети эти больные, некоторые даже бесноватые.
Спаситель пришел на землю, чтобы освободить человеческий род от насилия и власти дьявола, а мы по своему неразумию через две тысячи лет после воскресения Христова позволяем дьяволу входить в наши семьи и в души наших детей. Родители живут в грехе — сожительствуют, ведут нечестивую жизнь, колдуют, гадают и совершают всякие непотребства, а потом как ни в чем ни бывало приносят своих детей в храм Божий на причащение, а те кричат, вырываются, и причастить их невозможно. Я часто наблюдал младенцев, которые перед лжицей с Кровью Господней настолько плотно смыкают свои уста, что их даже не разомкнуть. Это происходит по грехам их родителей, от той нечестивой жизни, которой они живут и от их внутреннего состояния. И когда такие родители не могут причастить своих детей, они, как это произошло сегодня, негодуют на нас и угрожают: «Ах, вы такие-сякие, мы будем на вас жаловаться». Родители с таким внутренним настроем никогда не смогут причастить своих детей, потому что внутри у них злоба и отсутствие любви Христовой. И Господь не допустит ни их, ни их детей к Чаше, как бы они ни рвались, ни злобствовали и бесновались на нас. Мы не в силах отворить младенцу уста, которые затворил Господь.
Кто презирает священника, тот дойдет и до оскорбления Бога
Есть еще одна категория недовольных людей — они приходят в церковь и хулят нашего Патриарха и священнослужителей. На это я вам сразу хочу сказать — мы, священники, не святые. Да, нас поставил Сам Бог для служения и пред стательства за вас пред Престолом Своим. Но нужно отчетливо понимать: мы обычные люди, и какими нас воспитали родители (а у многих из нас они были неверующими на тот момент или боялись ходить в храм), такими священниками мы сегодня и стали. Хорошие священники рождаются в воцерковленных семьях у воцерковленных родителей. Все просто, — какой народ, такие и священнослужители.
Мне вспомнился один случай из жизни святого Паисия Святогорца. Было это в Греции. Однажды в автобусе некая женщина ругала священников. Старец Паисий дал ей выговориться, а когда она остановилась, сказал: «У нас много претензий к священникам, но ведь их не на парашютах же Бог с неба сбросил. Они люди с человеческими немощами. Но скажи мне вот что: такая мать, как ты, накрашенная и с ногтями, как у ястреба, какого ребенка родит и как его воспитает? И каким он станет потом священником или монахом, если станет?»
Приезжая в Грецию и на Кипр, я всегда удивлялся обилию священнослужителей, рожденных в самых простых и обычных семьях, и многочисленности священников, настоятелей храмов и монастырей, которые до принятия священства довольно долгое время выполняли какую-либо светскую работу. Многие греческие священники — это бывшие директора школ, банкиры и главы администраций. А знаете почему? — потому что в душе у них во все дни их жизни всегда был Бог. Богатый духом народ рождает богатых душою священнослужителей. Вот так.
Поэтому, дорогие мои, если вы хотите, чтобы строились и наполнялись паствою храмы Божии, чтобы народ наш выходил из состояния духовного одичания — усердно молитесь Господу о благословлении нашей земли и о том, чтобы Он благословил матерей и отцов на рождение иереев Божиих для службы в этих храмах.
Прежде чем взыскивать с нас, нынешних священников, задумайтесь: а что вы сами сделали для того, чтобы родить и воспитать для Церкви хороших священнослужителей? Ведь чтобы стать священником, необходимы и голос, и молитвенное состояние, и любовь к Богу и Церкви — а это все само собой не придет. И если родители не веровали в Бога, то понятно, насколько трудно ребенку из такой семьи стать священнослужителем. Вы ищете своим деткам благую светскую участь с хорошим заработком: стать главой фирмы, банкиром, работать в известной корпорации. Но кто из вас ищет славы Божией и заботясь о том, устремляет своих детей сызмальства в храм Господень, чтобы иереи Божии впоследствии наполняли Церковь?
Кто имеет добрые помыслы, все видит добрым
Пытаясь оправдать свою косность, люди мира сего всячески злобствуют на Церковь: и Патриарх не такой, как надо; и священники невнимательные, не слушают и не слышат нас; и в храме иконы не подписаны и не там висят и т.д. Мы слышим, как хулят Церковь и священнослужителей даже в храме Божием — в очереди за святой водой и пасхальными куличами. Мы слышим это ежегодно, ежедневно и, порой, даже ежечасно. Но давайте, дорогие мои, посмотрим — кто это все говорит?
Чаще всего так говорят люди, надеющиеся этими разговорами прикрыть свой грех, который сегодня вседозволен. Можно сожительствовать без брака, рождать детей без мужа, творить беззаконие, да много еще чего — и с тебя не спросится. Как со всем этим багажом человек греха укроется от ослепляющего его света Христова? Очень просто — если заляпает источник света. И вот уже человек инстинктивно поливает грязью то место, откуда исходит напоминание о любви и совести, о соблюдении заповедей Божиих и благочестии: Церковь и священнослужителей. Обвинив и унизив другого, он пытается возвыситься на его фоне, спрятать от себя свои грехи и заглушить совесть. Он говорит: «Да все вокруг так живут, а раз и Церковь не такая как надо, и священники, и прихожане, то и я могу дальше грешить. Могу и дальше не ходить в этот ваш храм, не соблюдать заповедей, не молиться, не поститься — а вести такую жизнь, какую захочу, потому что у вас мне все не нравится».
На это я отвечу вам, глумящимся над Церковью. Отвечу словами Господа нашего и Спасителя. Когда апостол Петр попытался что-то сказать об апостоле Иоанне Богослове, Христос ответил ему: «что тебе до того? ты иди за Мною» (Ин. 21, 22). Это значит — не смотри на других, следи только за собой, за своим сердцем, за чистотой совести; исправляй и приводи в порядок душу; следи, чтобы твоя жизнь была благочестива, а о благочестии чужой позаботится тот, кто ею живет.
Поэтому, дорогие братья и сестры, не хулите Церковь, не нужно! Нужно иное. Задумайтесь: чем согрешил я, какие во мне недостатки, в чем мне нужно исправиться и как спасти свою душу. Христос претерпел мучения ради всех нас, и стонал, и стенал, и изъязвлен был за тяжелые грехи наши. И, вспоминая мучения Господа и Спасителя нашего, мы должны напоминать себе неустанно, что Сам Бог пострадал, умер и воскрес, чтобы спасти и освободить нас от грехов, терзающих наши души. Он принес Себя в жертву, распялся, пролил Свою Кровь и предал нам Свое Святое Тело ради спасения всех во все века.
Дорогие мои, давайте же не злиться, но благодушествовать. Будем спрашивать лишь с самих себя, а не с других, и почаще задаваться вопросами: Почему я не живу жизнью Церкви во всей полноте? Что мне мешает? Чем, зачем и пред Кем я оправдываюсь? Аминь.
Проповедь прот.Сергия Филимонова, Великая суббота 23 апреля 2011 г.
О непогоде в человеческих сердцах
Слушать проповедь прот. Сергия Филимонова 15 апреля 2017 года. Великая суббота. Страстная седмица. «О непогоде в человеческих сердцах». Что делать, когда нам что-то не нравится? Как научиться благодарить и благословлять Господа?
Анализ изменения человеческого сердца
Слушать проповедь прот. Сергия Филимонова 12 апреля 2017 года. Великая среда. «Анализ изменения человеческого сердца».
Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия - первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело!
Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!
Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!