Нужна помощь

  • Сбор для священника нашего храма

    Дорогие братья и сестры! По благословению прот. Сергия Филимонова открываем анонимный сбор на оплату стоматологических услуг (лечение и протезирование) для священника нашего храма. Сбор в 3 этапа. Общая сумма к сбору – 422 300 руб.

  • Дом милосердия: забиты сваи храма свт. Василия Великого

    Продолжаются работы по строительству храма свт. Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Мы нуждаемся в вашей поддержке! Июнь на 17.06.2018 собрано: 86 264 руб. (+ 40 612 руб. за неделю).

Новости

Введите ваш e-mail и будьте в курсе наших мероприятий и многого другого

Из проповедей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

В храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на территории Саратовского государственного университета

В истории человечества было не только много прозрений и научных открытий, но и много заблуждений. И чаще всего эти заблуждения были интеллектуальными. Вот и основной вопрос философии о том, есть высшая сила или нет, много раз штурмовался человеческим сознанием. Ответы на этот вопрос нередко определялись эпохой, уровнем знаний, господствующими идеями и т.д. И в какой-то момент человечеству показалось, что, если все можно проверить опытом, то есть ли место в этой картине мира для Бога.

Многим в начале XX века казалось, что человеческая цивилизация сумеет на гребне научных знаний построить процветающее общество, в котором, конечно, не будет места никакому Богу. И мы знаем, что XX век на гребне научного и технологического развития стал самым страшным и самым кровавым веком в человеческой истории. Были попытки построить без Бога могучее и справедливое общество. И почему-то ничего не получилось. И казалось бы, пройдя тяжкими испытаниями XX века, уж наш-то народ, до конца испивший чашу страданий из-за этого богоотрицания, из-за этого отделения духовного от материального, многому научился. Но удивительным образом люди, быстро забывая прошлое, еще и еще раз повторяют свои ошибки.

Именно в XXI веке, впитав в себя весь драматизм века XX, мы можем сказать, что подлинное гуманистическое развитие личности невозможно с опорой лишь на материальную сторону бытия. Знания могут приводить к страшным последствиям. Человек способен духовно развиваться, способен нравственно возвышаться тогда, когда есть высшая правда и высший авторитет. А если нет высшей правды, то как же отличить добро от зла, а правду от лжи?

Вот почему так важно, чтобы ученые, которые постигают тайны физического бытия и создают научные идеи, в нравственном состоянии были не менее развиты, чем в интеллектуальной сфере. Потому что без Бога, без сильного и яркого нравственного чувства не может быть подлинного прогресса человечества.

Дай Бог, чтобы храм помогал пытливым и талантливым, постигая тайны бытия, одновременно постигать и тайны духовной жизни, чтобы нравственное чувство всегда было способно уравновесить возможные ошибки, происходящие в процессе познания этого мира.

25 октября 2014 года

В храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Саратовской духовной семинарии

 Сегодня читалось Евангелие, где говорится о сеятеле, который вышел сеять. А далее говорится о том, куда падали семена, им разбрасываемые. Одни упали при дороге ― их поклевали птицы; другие ― на каменистую почву, и не было корня у этих семян, так что они засохли под лучами яркого солнца; третьи ― в тернии, в высокую траву, в сорняки, и взошли эти сорняки и погубили всходы; и только четвертые упали на плодородную почву. Когда мы размышляем над этим текстом, мы почему-то мы не думаем о сеятеле. По толкованию Самого Спасителя, семя ― это слово Божие, а сеятель ― тот, кто это слово предлагает людям. Сеятель, уполномоченный Самим Богом сеять семена Его слова, должен широко их разбрасывать. А ведь так и поступали апостолы. Разве апостол Павел, посещая Антиохию и Кипр, языческие города Малой Азии, языческие Афины и Коринф, бросал семена на плодородную почву? Там все было выжжено: иная вера, иная культура, иные ценности. Но ведь апостол Павел бросал эти семена. Он старался удобрить почву своим проникновенным словом. А затем, покидая это место, где были посеяны семена слова Божия, он создавал местные Церкви, которые должны были заботиться о том, чтобы удобрить это придорожье, каменистую почву, чтобы вырвать сорняки, чтобы семена, попавшие на каменистую почву, или при дороге, или в тернии, не погибли.

Семя не может взрасти, если почва не подвергается культивации, не получает удобрений, потому что очень велика вероятность его гибели. Когда мы говорим: нужно культивировать землю, мы используем слово, которое имеет тот же корень, что и слова «культ» и «культура». Но нельзя ограничиваться орудиями культивации — нужно обязательно удобрять почву, заботиться о ней. Вот так и почва человеческих сердец, культурная среда, в которой люди откликаются на слово Божие, ― всё это должно быть культивировано, то есть таким образом обогащено, чтобы было способно принять слово Божие и дать этому семени слова Божия мощный рост.

Как во времена апостолов этим занимались местные церкви, так и в наше время все то, о чем я говорю, ― это дело Церкви, в первую очередь, тех, кого Господь посылает быть сеятелями.  Эту огромную работу по культивированию нашей народной почвы нужно делать вместе с теми, кто готов трудиться с нами. Это и представители науки, образования, культуры, и только то можно назвать культурой, что возвышает человеческую жизнь, что удобряет почву национальной жизни. Но никогда и ни при каких условиях нельзя называть культурой то, что изводит из этой почвы страшные тернии, которые способны заглушить рост здорового семени, а тем более беспочвенный камень или продуваемое всеми ветрами придорожье.

И я хотел бы, чтобы эти слова навсегда запомнили студенты и преподаватели, представители нашей интеллигенции, ученые, педагоги, писатели, актеры, мыслящие люди, политические деятели, бизнесмены. Давайте вместе удобрять нашу национальную почву, вместе делать так, чтобы даже придорожье и камень становились плодородными. Вместе трудиться над тем, чтобы удалять сорняки и не давать им расти, заглушая жизненно важные для нас ростки национальной и личной жизни человека. И верим, что по милости Божией, молитвами святых новомучеников, тех, кто до нас отдал жизнь, исповедуя Христа, молитвами тех, кто до нас трудился, по крупицам собирая то благолепие, которое сегодня мы созерцаем на просторах нашего Отечества, их молитвами и нашими трудами Господь удобрит землю нашего народа, сделает ее плодоносящей, настолько плодоносящей, чтобы дарами и плодами этого могучего роста могли  питаться  не только мы,  но правнуки наши.  Для этого  и трудимся сегодня, и храмы строим,  и школы открываем,  и призываем всех к тому, чтобы работать вместе.

Из проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 26 октября 2014 года


Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Вложите его прямо сейчас!
Помните о лепте вдовы и жертвуйте сколько можете. Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете.
Храни вас Господь!

Назад к списку

Похожие материалы:

  • В седьмую годовщину интронизации

    Сегодня мы читали отрывок из Послания апостола Павла к Евреям, и одна фраза меня просто поразила. Апостол говорит о Моисее: «Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо был тверд, как бы видя Невидимого». В этих словах содержится все, что нужно каждому человеку. Из проповеди патриарха Кирилла 1 февраля 2016 г.

  • Из проповедей Святейшего Патриарха Кирилла в июле 2017 года

    В Софийском соборе Великого Новгорода. Праздник Тихвинской иконы Божией Матери. День памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

  • Проповеди Патриарха за май 2016 года - часть 2

    В Неделю святых жен-мироносиц, в преддверии дня памяти Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, в день памяти святителя и чудотворца Николая, в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.