Нужна помощь

Новости

Введите ваш e-mail и будьте в курсе наших мероприятий и многого другого

В день памяти святителя Филарета, митрополита Московского

Всех вас сердечно приветствую с днем памяти святителя Филарета, митрополита Московского. Святитель Филарет был интеллектуалом, как мы теперь сказали бы, человеком высоких знаний. Он блестяще владел древними и новыми языками. Он был замечательным богословом, философом. Это был человек, с который мог разговаривать с любым самым просвещенным и влиятельным человеком. Отношение к святителю Филарету было как к непререкаемому авторитету. Но в его время, это была первая половина XIX века, яд безбожия, позитивизма, материалистическое примитивное восприятие жизни уже стали порабощать сознание людей, в первую очередь ― интеллигенции, особенно той, которая не отличалась высокой ученостью, но в силу своего положения и общего образования, несомненно, возвышалась над всем остальным обществом. Это создавало у представителей такой интеллигенции превратное представление о том, что они владеют передовыми знаниями, которые помогают ответить на многие жизненные вопросы. И, отталкиваясь от того уровня знаний и науки, они заявляли о своем неприятии Бога. Интересно было бы посмотреть на ту интеллигенцию сегодня, когда мы с улыбкой взираем на те научные достижения. А сегодня, когда несоизмеримо в сравнении с тем временем развилась наука и знание, все более и более укрепляется вера в сердцах и умах людей, несмотря на то, что то время отделено от нашего страшными гонениями на веру, истреблением веры и всякой религиозности.

Святитель Филарет, во многом возвышаясь над своими современниками, все это прекрасно видел и иногда даже иронизировал с присущей ему добротой. Так, однажды на каком-то великосветском балу, куда он по должности должен был прийти, к нему подошел молодой представитель аристократической интеллигенции. Снисходительно взирая на святителя Филарета, он спросил: «Владыка, вы ведь образованный человек. Неужели вы серьезно верите в то, что кит проглотил Иону?». Святитель улыбнулся и сказал: «Молодой человек, если бы в Библии было сказано, что Иона проглотил кита,
я бы и в это верил». Святитель понимал, что именно вера соединяет человека
с Богом и дает ему силы.

Святитель Филарет был выдающимся церковным и общественным деятелем. Но в XIX веке Церковь была лишена самого главного. От ее имени с народом говорил не святитель Филарет, у него не было такой власти. И у Синода не было такой власти. Проповедь церковная осуществлялась лишь в поле личной человеческой жизни. Поэтому Церковь обращалась к личности — и правильно делала, потому что из сердца человеческого исходят дурные помыслы. Но опыт последовавших революционных потрясений дает нам ясное понимание, что греховными могут быть не только люди, но и общественные отношения. А на этом поле Церкви было запрещено работать, она не обращалась к людям с посланиями, не призывала их к действиям, которые могли бы остановить движение народа в бездну революционного кошмара. Она была лишена свободы. И отсутствие этой свободы больно отозвалось в жизни нашего народа.

Церковь прошла сквозь тяжелейшие годы гонений, когда внимательно наблюдали ― как бы чего лишнего батюшка не сказал; и если кто-то из священников искренне и современно выражал свои мысли, то такого непременно записывали в неблагонадежные. И когда вышла Церковь из этой эпохи и обрела реальную свободу, в том числе и свободу определять свою позицию по отношению к жизни народа, к жизни общества, с христианской точки зрения оценивать характер общественных отношений, вот тогда впервые, может быть, в истории наша Церковь обрела способность говорить народу правду не только о личных проблемах человека, но и об общественных отношениях. А что это означает? Это означает, что только так Церковь может их христианизировать. Потому что не может быть подлинной гуманизации без Божественного участия. Гуманизация без Бога оборачивается атеизацией, разрушением человеческой личности, идолопоклонством. И сегодня нашей задачей является проповедь, обращенная как к людям, помогающая им разобраться в самих себе, в своих семейных отношениях, так и ко всему народу. Потому что без этой проповеди не будет реальной системы координат, и мы снова можем оказаться перед страшными испытания, подобные тем, что постигли нас в начале XX века.

Вот почему сегодня Церковь занимается очень многими вопросами. Нам иногда говорят: «Не ваше дело оценивать характер общественных отношений, не ваше дело говорить, что справедливо, а что несправедливо в экономике, в политике». Но если так, то Церковь опять не сможет христианизировать Божественное слово, отдавая эти отношения на откуп обезбоженному сознанию. Мы не имеем права повторять те ошибки и становится на позицию, которую вынуждена была в прошлом занимать Церковь, не имевшая в XIX веке полной свободы. Мы призваны сегодня к тому служению, которое дает возможность свидетельствовать о Христе ближним и дальним. Именно этому подчинен диалог Церкви и государства, Церкви и общества, диалог с миром науки и образования. Именно этим целям подчинен межрелигиозный диалог. Через этот диалог со всеми Церковь доносит не силой власти, оружия или принуждения, но силой слова Божия те мысли, без усвоения которых не может быть подлинной гуманизации личной и общественной жизни.

Как бы сегодня действовал святитель Филарет? Исходя из того, что даже в тех трудных обстоятельствах он был мужественным свидетелем, который иногда сдерживался силой светской власти, можно предположить, что в нынешних обстоятельствах он поступал бы так же, как поступает наша Церковь, соединяя в своей проповеди личное и общественное, небесное и земное. Потому что Церковь Божия, на земле пребывающая, является Церковью воинствующей, как учит нас церковное предание, той Церковью, которая борется не за власть и не с властью, но которая борется за то, чтобы
Божественное слово проникало в ум и сердце человека и усваивалось обществом и народом. Аминь.

Из проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 2 декабря 2014 года


Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Вложите его прямо сейчас!
Помните о лепте вдовы и жертвуйте сколько можете. Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете.
Храни вас Господь!

Назад к списку

Похожие материалы:

  • В преддверии дня рождения преподобного Сергия Радонежского

    На примере отрока Варфоломея можно убедиться, что печальные внешние обстоятельства, такие как неспособность учиться или невозможность иметь крепкое здоровье, могут либо разрушить жизнь, либо стать основой формирования особых черт характера и личности.

  • В Голгофо – Распятском Анзерском скиту Соловецкого монастыря

    Сегодняшнее Евангельское чтение, в котором говорится об исцелении одержимого злым духом, помогает нам понять, что означают пост и молитва. Из проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 17 августа 2014 года.

  • На Бутовском полигоне.

    ..Подвиг тех, кто погиб на войне, защищая Отечество, и подвиг тех, кто в мирное время погибал за ту же самую духовную сердцевину жизни нашего народа, соединяются воедино. Это общий подвиг, и, может быть, без одного не было бы и другого. Из проповедей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.