Нужна помощь

Новости

Введите ваш e-mail и будьте в курсе наших мероприятий и многого другого

О подготовке к Великому посту. Из проповедей патриарха Кирилла

В преддверии Великого поста Церковь предлагает размышления на каждый воскресный день, и сегодня эти размышления связаны с темой суда. Страшный Суд — это явление Божией справедливости в отношении каждого человека и всей человеческой истории. Мы постоянно взыскуем справедливости, и всякий раз, стремясь к ней, ставим в центр своих устремлений самих себя. А если наше понимание справедливости противоречит мнению других, мы готовы вступить в конфликт. И мы знаем, чем заканчиваются столкновения, связаные с борьбой за справедливость.

Сегодня мы воспоминаем о событиях 100-летней давности, которые привели к отречению государя императора и установлению новой власти. Дальнейшее хорошо известно: власть оказалась недееспособной, заведенный маховик гражданского противления власти не был остановлен, чаяния людей не были удовлетворены, и все это — в условиях войны с внешним врагом. Власть была не в состоянии что-либо исправить и просто рухнула — ее захватили те, кто был более жесток и целеустремлен. И мы знаем, что случилось в результате этого захвата власти — страна была ввергнута в пучину гражданской войны.

Служение патриарха Кирилла в храме Христа Спасителя 19.02.17. Фото patriarhia.ru

Сегодня мы видим, как люди страдают от междоусобной брани на Украине. Представим себе, что такая же междоусобная брань происходила в послереволюционные годы в масштабах всей страны, — брат восставал на брата, лилась кровь, проявлялась страшная жестокость.

Мы часто представляем Суд Божий таким, каким бывает суд человеческий. Но Божественный суд действует уже сейчас. Человек способен судить себя сам по закону своей совести. Суд совести — это самый суровый и самый беспристрастный суд, это и есть суд Божий, потому что Господь вложил нравственное чувство в нашу природу. Человек — это единственное живое существо, которое способно само себя судить. И, наверное, Страшный Суд будет продолжением этого суда. По человеческой ограниченности мы многое забываем, из памяти уходят грехи и конфликты, и совесть успокаивается. А иногда совесть разрушается пороками, пьянством или просто привычкой совершать беззаконие. Но Страшный Божий Суд восполнит все несовершенство нашего собственного человеческого суда: плохую память, цинизм, небрежение, отступление от Божественных заповедей   —   все  то,   что  не  давало возможности нам самим  справедливо  осудить  себя при жизни.  

Если суд выявляет  факт преступления,  то человек подвергается наказанию.  А если это суд совести?  Мы  когда-нибудь наказывали  самих  себя? Конечно,  мы пытаемся себя оправдать. Мы, как единственный адвокат на этом суде, говорим,  что поступили  не  так  уж  плохо,  что  другая  сторона  была виновата, и вообще мало ли какие обстоятельства нас к этому подвигли.  А есть еще более удивительные аргументы: «Я что, хуже всех? А сосед живет еще хуже! Что ж я так укоряю себя? Я же не хуже других». И мы делаем все, чтобы ослабить суд совести, и очень далеки от мысли, что признание своей вины должно влечь за собой и наказание.

Давайте спросим себя — а ведь у каждого была в жизни ситуация, когда мы поступали плохо, — а какое наказание за этот проступок мы на себя возложили? Что мы сделали такого, что могло бы искупить наш грех?

Господь говорит, что на суде будут оправданы те, кто накормил голодного, напоил жаждущего, принял странника, одел нагого, посетил больного, пришел к заключенному, чтобы поддержать его. Мы с вами в ответ на голос совести сказали, что этот грех я должен искупить тем, что требует от меня Господь, — накормить, напоить, одеть, навестить, принять?

Может быть, кто-то так поступает, но в абсолютном большинстве люди об этом даже не думают. Тогда нас наказывает Господь, иногда очень сурово. Но мы почти никогда не спрашиваем, почему это с нами произошло. А Господь хочет, чтобы на Страшном Суде мы были оправданы, и Он проводит нас через скорби. Но то, что справедливо по отношению к личной жизни, справедливо и по отношению к жизни народа.

Революция была великим преступлением, и те, кто обманывал народ, преследовали совсем не те цели, которые они открыто декларировали. Была совсем другая повестка дня, о которой люди даже не помышляли. И грянул этот исторический гром, — сколько невинных жертв, сколько горя! Наверное, в какой-то момент люди, которые одержали победу в этих революционных конфликтах, восторжествовали. И что? Почти каждый, кто совершал революцию, пал жертвой последующих репрессий, — те, кто проливал невинную кровь, кто пытал и мучил, кто разрушал основы народной жизни, кто искоренял веру и разрушал храмы. Божий суд над кровавыми событиями 1917 г. произошел в истории нашего народа — так же, как он происходит в личной жизни каждого человека.

Если мы слышим голос Божий, принимаем разумно Божие наказание, ступаем на путь доброделания, то перед нами открывается возможность предстать с чистой совестью перед лицом Божиим на Его последнем суде. Мы не должны отказаться от нашей исторической памяти и оставить без внимания события, которые произошли в тот год, как и последующие тяжкие испытания нашего народа. Это касается всех.

Из этих грозных событий столетней давности мы должны вынести очень важное заключение: мы должны своей добродетелью преодолеть свои грехи и грехи наших предков.

Мы должны построить общество доброе, справедливое, мы должны изжить грех из своей личной и общественной жизни. Мы должны видеть скорбь другого человека. Но если мы продолжим якобы в поисках некой справедливости снова преследовать цели, прикрываемые красивыми словами, то, даже живя в условиях благополучия, мы будем неспособны делать добро, а значит, не будем застрахованы от потрясений, потому что выживаемость человеческого общества напрямую связана с доброделанием.

Добро есть то удерживающее, что сохраняет мир от распада, а человеческую историю — от грозного финала. Поэтому даже с точки зрения выживания, мы должны творить добро.

И тогда Господь приклонит к нам Свою милость. Будем же помнить, что суд Божий — в душе человека. Будем совершать суд над самими собой — суд собственной совести. Будем возлагать на себя некие бремена, чтобы искупить нашу вину, о чем также свидетельствует нам совесть. И тогда действительно мы   будем   иметь надежду   «на жизнь   с   избытком».   Испытав  справедливость божественных слов на своем страшном историческом примере,  не будем вновь повторять этих испытаний.  Да  хранит  Господь  Отечество  наше!

Из проповедей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла  19 февраля 2017 года

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. В настоящее время начались работы по строительству храма свт.Василия Великого - закладка состоялась 9 февраля 2017 года, принимаются имена на вечное поминовение. Идет подготовка территории под строительство храма с устройством временной дороги. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!


Назад к списку

Похожие материалы: