Горький плод роптания
Проповеь прот.Сергия Филимонова от 27 февраля 2023 года
Давайте откроем книгу «Училище благочестия» (сборник духовных текстов, собранных в начале XIX века протоиреем Григорием Мансветовым), где рассмотрены примеры христианских добродетелей. Рассмотрим главу «Горький плод роптания».
Преподобный Ираклий имел у себя ученика, более других украшенного добродетелью послушания. В одно время этот трудник повергся к ногам старца и просил, да облечет его в образ иноческий. Ираклий согласился, и когда для инока соорудили особливую келью, сказал ученику своему, как учитель: «Чадо, исполняй мою заповедь: когда взалчешь — вкушай; когда вжаждешь — пей; когда воздремлешь — усни. Только не выходи из кельи даже до субботы; а тогда посети меня.
Господь в Раю дал благословение Адаму и Еве вкушать от всех деревьев, кроме одного, Древа познания добра и зла. Наши праотцы нарушили его и были изгнаны из Рая. Сейчас происходит то же самое: люди не хотят исполнять благословений духовника. Теперешние люди ничем не отличаются от Адама и Евы. Получают благословение от духовника и начинают мудрствовать, разводят философию и демагогию, которая никакого отношения не имеет к духовной жизни.
Посмотрите, как просто сказал старец: «Хочешь пить — пей; хочешь есть — ешь; хочешь спать — спи; только не выходи из кельи до субботнего дня». Все совершенно ясно. Но вас это не устраивает. Духовник благословляет, а вы начинаете вилять влево-вправо и умствовать: «А что он имел в виду, а не ошибся ли он; а как оно будет с точки зрения Священного Писания». Из-за этого у вас происходят духовные проколы и падения. А как надо? Сказано так — сделай так. Сказано эдак — сделай эдак. Разрешено тебе по болезни уменьшить воздержание — уменьши. Рекомендовано: выспись перед службой, отдохни после работы, включи трансляцию и послушай, помолись — сделай так. Не мудрствуй, не считай себя умнее духовника, который хочет, чтобы ты не сломался.
Юный инок два дня с охотой исполнял приказание старца, но на третий день почувствовал скуку и начал жаловаться на строгое запрещение учителя. Он пропел, хотя с некоторым смущением, вечернее правило, и по закату солнца пошел спать. Что же увидел? На его одре возлежит некто черный и злобный и скрежещет на него зубами.
Это не соседний инок из кельи. Это существо духовное.
Ужаснувшийся инок без памяти ринулся из кельи, прибежал к старцу и застучал в дверь. «Сжалься надо мной, авва! — вопиял он. — Отопри, авва!» Но старец, провидя духом его роптание, которое было, без сомнения, первым шагом к преступлению заповеди, не отверз кельи до рассвета.
Вот такая учеба. Придете к духовнику, будете стучать в дверь, а он вам не откроет, скажет: «Подождите» или вообще ничего не скажет. Умные будут каяться, терпеть и молиться; глупые будут еще и роптать: «Мало того, что я пострадал из-за своего духовника, так он мне еще и не отвечает».
Когда, наконец, старец впустил его, трепещущий ученик воскликнул: «Отче! Отходя спать, я увидел на ложе моем чудовище; до смерти страшусь его». — «Это сделалось от того, – сказал Ираклий, – что ты, чадо мое, возроптал и тем поползнулся к преступлению заповеди. Этот черный, злобный дух тебя ужасает, но от него есть защита — крест и молитва. Горе, если овладеют сердцем твоим дела законопреступные! Тогда ты сам внутри себя, в твоей совести, обретешь еще более ужасное чудовище, скрежещущее на тебя: оно поглотит тебя, пожрет тебя, и ты погибнешь». Этим и тому подобным образом поучив юного пустынника, преподобный Ираклий через некоторое время постриг его, и он вскоре из ученика сделался учителем.
Мы видим, что, достойно пройдя через это испытание и сделав верные выводы, ученик вскоре удостоился пострижения, потому что стал искусным в духовной брани.
Давайте поразмыслим о том, какой горький плод приносит нам наше высокоумие и роптание. Придете домой, а домашние заскрежещут на вас зубами, так как через них будет действовать нечистый дух. Или по ропоту своему можете внутрь себя заполучить страшное чудовище.
Когда же мы с благодарностью принимаем все от Бога или от духовника, через которого Бог действует и благотворит нам, тогда и пути наши успешны.
Не ропщите. Научитесь не роптать во время Великого поста. Научитесь не мудрствовать, не высокоумствовать, будьте просты, как дети, ибо таковых есть Царствие Небесное. Аминь.
7.02.2023