Расписание богослужений Наши издания События Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Разговор со священником   Глаголы неизреченныя

Разговор со священником

Глаголы неизреченныя

Проповедь прот.Сергия Филимонова 2 апреля 2023 г., стояние преподобной Марии Египетской

 День памяти о подвиге преподобной Марии Египетской несет в себе много смыслов. Можно говорить о борьбе с блудными помыслами, о противостоянии им; о том, как обратиться от жизни нечестивой к жизни честной; как вообще переносить трудности.

Но сегодня мне хочется остановиться на том моменте ее жизни, который касается знания св. Марией Египетской Священного Писания и Псалтири. В житие св. Марии Египетской описывается встреча ее со старцем Зосимой, где она при нем начинает молиться. Она читает Псалтирь наизусть и возносится над землей на высоту локтя (это примерно 40–50 см). Старец был изумлен, но тем, что она стала невесомой, а что знала наизусть Священное Писание. Зосима спросил, не изучала ли она Библию. «За все время своей жизни в пустыне, — ответила она, — я никого не видела из людей, кроме тебя, а по книгам никогда не училась. Но Слово Божие, живое и действенное, само учит знанию».

Священное Писание знают многие. Я встречал образованных людей, даже академиков, которые могут цитировать его наизусть, но при этом люди они неверующие, агностики. Знание священных текстов, если оно не преломляется в жизнь христианскую, не дает человеку ничего.

Святая Мария Египетская, не изучая Писания, читала его наизусть. Как могло быть такое? Это был дар Святого Духа, Который озарил ее и вразумил воздыхать глаголами неизреченными (см. Рим. 8, 26). Понимаете? Сам Святой Дух научил ее.

Какой здесь для нас практический смысл? Мы с вами ежедневно молимся, совершая утреннее и вечернее правила. Эти молитвы пропитаны Духом Святым, ибо нам оставили их святые отцы. Это как пропись для первоклассника, по которой он учится писать, старательно копируя свои, пока корявые буковки, на линейки и пытаясь выровнять их по данному ему образцу. Так и мы, молясь словами святых отцов, учимся возвышать свое сердце — это наш христианский ликбез. И Дух Святой через эти молитвы движет нами и помогает нам. Но мы не должны формально относиться к тем молитвам, которые существуют. Если Святой Дух посещает человека, то молящийся возносит сердце к Богу и говорит Ему своими словами то, что хочет сказать. Иногда эти слова простые, а иногда человек говорит чуть ли не текстом Священного Писания, хотя и не учился в церковно-приходской школе и мало что читал. Эти необычные для него самого слова он слышит в своем сердце, и говорит так, будто уподобился Давиду и составил псалом.

Святой Дух дышит через сердце. Я учу своих духовных чад, что в момент, когда Дух Святой посетил сердце, нельзя заниматься начетничеством. Святые отцы советуют оставить молитву, к которой мы привыкли, и дать Духу глаголать через наше сердце. Мы в этот момент учимся правильно молиться и возносить сердце горе́. Если это перебить, то Дух Святой просто покинет сердце, и живая молитва закончится. Святые отцы советуют а таких случаях дать Святому Духу высказать через ваше сердце все, чему Он хочет научить вас. Вот тогда эта молитва пробьет Небо и достигнет Престола Божия. Когда закончится это действие Духа, переходите к обычным молитвам из молитвослова.

Старцу Паисию Святогорцу паломник задал вопрос: «Авва, а если все книги Священного Писания сожгут и не останется ни одной»? Старец ответил ему: «Если даже все они сгорят, люди составят новые, и ровно такие же, какие были до этого, потому что Святой Дух и ныне, и присно, и во веки веков дышит через сердца человеческие. Найдутся люди, не только среди монахов, но и среди христиан, через которых будут опять сообщены глубокие смыслы Священного Писания».

Какие уроки мы можем извлечь из всего вышесказанного?

Урок первый. Мы можем не знать глубоко священные тексты, но если каемся глубоко и ведем жизнь истинно христианскую, то Господь откроет нам, как и Марии Египетской, как читать и что читать, и эти глаголы неизреченные польются из нашего сердца.

Урок второй. Нельзя человеку уповать только на то, что его просветит Дух Святой. Без труда не выудишь и рыбку из пруда. Человек, конечно, должен трудиться: познавать Божественные тексты, читать Псалтирь, читать Священное Писание. Он обязан это делать.

Но здесь есть две крайности. Одна крайность — ничего не делать и уповать на то, что на тебя снизойдет Дух Святой. Нет, не придет Он к человеку ленивому, к бездельнику. Сердце Марии в пустыне было обращено к Богу, жаждало найти правильные слова, чтобы обратиться к Нему. Поэтому Святой Дух ей их и подал.

Вторая крайность — это уповать только на свою память, на свое книжное, так сказать, христианство. Человек читает Псалтирь, Священное Писание, знает наизусть Евангелие, а в жизни этого не применяет и живет не по-христиански. Сердце остается сухим, мертвым, каменным.

Христианину надлежит соблюдать золотую середину. С одной стороны, призывать благодать Святого Духа и уповать, что она зажжет его сердце. «Горе́ имеем сердца», то есть возносим сердце горе́, вверх, к Престолу Божию. Как это сделать? Молитвой внутренней, глубокой, настоящей. Ее можно стяжать только покаянием, христианской жизнью и глубоким погружением в Священное Писание. С другой стороны, нужно терпеливо читать Библию, разбирать ее толкования. Тогда Господь, видя ваше усердие, изменит ваше сердце.

Избегайте крайностей. В них всегда дьявол. Идите царским путем, ищите золотую середину: изучайте священные тексты, читайте Псалтирь, и при этом возносите сердце к Богу, молитесь и просите, чтобы Он вас просветил. Даже, если вы что-то не будете понимать или после ковида голова плохо работает, многое забывает, Господь сможет эти провалы компенсировать.

Он поможет вам, видя ваше усердие и христианскую жизнь.

Прот.Сергий Филимонов

 

Новости

Статьи