Расписание богослужений Наши издания События Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Разговор со священником   О благом ненадеянии на себя и уповании на Бога

Разговор со священником

О благом ненадеянии на себя и уповании на Бога

Проповедь прот.Сергия Филимонова 13.04.2023 г., Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери

«От человека лукавого избави мя…»

Изречения Божии о благочестии даны нам через святых пророков, через псалмопевцев, через святых мужей и формируют наши базовые ценности. Стихами псалмов Давидовых мы выстраиваем скелет своей жизни — нашу внутреннюю опору, а в прокимнах Церковь подает нам пример молитвы. И когда мы так молимся, тогда Господь действительно помогает нам в наших прошениях.

«Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя» (Пс. 139, 1), — поет сегодня Святая Церковь во время прокимнов на паремиях. Прошение это очень важное. Оно напоминает нам, что «всяк человек ложь» (Пс. 115, 2). Любой человек может предать, даже самый близкий. И жизнь, как правило, это доказывает. Я видел браки, которые распадаются через 50 лет совместной жизни. А как-то раз мне жаловался один предприниматель. Пустили ложный слух, что он умер. Так получилось случайно, на самом деле он болел. Его сослуживцы — ближайшие друзья, с которыми он проработал более 25 лет, поверив этим слухам, за три дня разделили производство, украли множество миллионов. Раздербанили всё, людей чуть по миру не пустили. «Я никогда не думал, что мои близкие коллеги, с которыми я проработал много лет, могут так предать меня», — сокрушался он. К сожалению, таких примеров, когда человек беззаконный поступает нечестиво по отношению к своему ближнему, очень и очень много.

Замечая несправедливость на производстве и в быту, конечно же, мы молимся: «Господи, от человека лукавого и мужа беззаконного избави мя». Мы понимаем, что есть границы служебной и христианской этики, которые нельзя нарушать. Как только мы переступаем этот круг, мы оказываемся вне зоны действия благодати Божией. И тогда действительно появляется опасность в любой момент стать оклеветанными, преданными сослуживцами или близкими людьми. Но мы должны к этому спокойно относиться. Господь, Муж страданий, Сам показал, как с кротостью претерпел и предательство, и заушения, и казнь. Нам надо также поступать: выпавшие на нашу долю трудности, страдания и испытания переносить безропотно и смиренно. Тем более что жизнь так коротка. Мы не 300, не 400, не 800 лет живем, как древние люди, а всего каких-то 60, 70, от силы 80 лет. И всё. Дальше — крышка гроба закрыта и земная жизнь наша прекращена. Слава Богу, что она протекает так быстро, иначе бы жить было совершенно невозможно в окружающем нас грехе, беззаконии и зле.

Необходимо испытывать благое ненадеяние на себя

Изречение «всяк человек ложь» относится к каждому здесь стоящему. Мы сами можем совершить какой-то поступок плохой, можем от Господа отступить, можем Его и предать. Особенно на такое мы способны именно в дни испытаний. Поэтому в молитвах мы просим, чтобы нам не предать Его и чтобы Господь не оставил нас, чтобы мы не потеряли страх Божий и оставались людьми порядочными, добродетельными, благоговейными.

В связи с последними событиями на Украине, половина священства УПЦ ушла в раскол, в раскольническую церковь. А где же они были раньше? В канонической Церкви. Но грянула беда, и встал вопрос: как и за счет чего жить? как кормить свои семьи? как не лишиться прихода? Земное перетянуло, и был сделан выбор: эти архиереи, священники, миряне совершенно спокойно ушли в раскол, в разнообразные еретические движения. А священники канонической Церкви стали на путь исповедничества. У них отбирают храмы, соборы, монастыри, но они сохраняют верность Господу, которая для них превыше всего.

Итак, мы видим, что и сегодня люди могут совершить иудин грех, будучи облеченными даже в самые высокие ранги и звания, в том числе священнослужительские. Поэтому, дорогие братья и сестры, мы должны быть очень осторожны и внимательны к себе. Должны испытывать благое ненадеяние на себя, потому что душа наша в какой-то момент может дрогнуть. Хочу, чтобы вы запомнили: благое ненадеяние на себя. Почему? Есть две духовные вещи, которые соединены между собой неразрывно: благое упование на Господа и благое ненадеяние на себя. Последняя открывает простор для действия благодати Божией, чтобы благодать Божия восполнила оскудевающее, что в нас есть.

Неуверенность в себе не является комплексом в духовной жизни

Вчера я разговаривал с одной женщиной: «Ты слишком самоуверенна, говоришь, что «я могу то, я могу сё». Ты пытаешься самоутвердиться?» На что она мне ответила: «С детства я была не очень уверенным человеком и не могла преодолеть этот комплекс. И поскольку тогда еще ни Бога, ни Церковь я не знала, пошла к психологу». Последний дал ей совет: «Ты должна себя утверждать в самомнении, ты должна каждый раз вызывать в себе уверенность» и т.п. Светские, нецерковные психологи сегодня корёжат умы, ломают души многих людей.

Давайте разберем, на чем же основана такая «уверенность». На самости человека, на его плотском «я»: я уверен, я буду, я так делаю, — в миру человек утверждается за счет самого себя. Но и потом в церкви он привычно продолжает: могу то, могу сё… Только здесь сразу же меняются обстоятельства: проверим, как ты можешь; посмотрим, что ты умеешь; по делам твоим поймем, стоит ли тебе идти навстречу. Человек такого отношения не ждал, и с ним происходят неприятности. Я объяснил той женщине, что как раз в духовной жизни неуверенность не должна являться комплексом для человека верующего.

Благое ненадеяние на себя как христианское мужество

Одни более уверенны в своих действиях, другие менее — мы испытываем сомнения. Как же нам быть? Иметь благое ненадеяние на себя: знать свои силы, а остальное предоставить действию благодати Божией. Душу человека, уповающего на Него, Господь наполняет Своей благодатью. Человек чувствует эту силу Божию и силой Божией благотворит. Теперь он уверен в своих поступках. Но знает, что в доброделании нет его заслуги, он только исполнитель воли Творца. И «когда исполнит все повеленное», с благодарностью говорит: «Не мне, Господи, а имени Твоему».

Дорогие братья и сестры! Очень важный момент. Нет ничего такого постыдного в том, что человек сомневается, проявляет неуверенность иногда. Но если он молитвенно просит: «Господи, я нерешительный, я слабый человек. Помоги мне, Господи! Наполни сосуд души моей уверенностью; без Тебя не могу творити ничесоже», — Господь укрепит его, не даст упасть лицом в грязь. Ну а если человек надеется только на самого себя, он наполняется злом. Тогда он может и предать, и обидеть, и оклеветать. При таком патологическом состоянии души один шаг до богоубийства.

Поэтому, мои дорогие, я советую вам быть в отношении себя очень скромными. А в тех или иных обстоятельствах, когда потребуется совершить решительные действия, молитвенно воззвать: «Господи, не я ли предам Тебя? Не я ли отойду от Тебя? Не со мной ли такое случится? Оные дрогнули, а что будет со мной? Господи, если Ты не оставишь меня, то я удержусь. А без Тебя я не смогу проявить мужество, терпение, силу; без Тебя я не смогу сотворить ничего». Вот таким должно быть наше внутреннее состояние. Оно не слабость, а мужество христианское. Подчеркну: это не слабость, а именно благодатное ненадеяние на себя и надеяние на Господа. А душу, уповающую на Него, Господь укрепит и избавит от сомнений и падения в трудные моменты жизни.

Новости

Статьи