Расписание богослужений Наши издания События Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Разговор со священником   Практические выводы из учения святителя Григория Паламы о нетварном свете

Разговор со священником

Практические выводы из учения святителя Григория Паламы о нетварном свете

Проповедь прот.Сергия Филимонова 12 марта 2023 года, Неделя свт. Григория Паламы

Сегодня, дорогие братья и сестры, Святая Церковь празднует память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Он оставил для всей Церкви, а значит и для нас с вами  догматическое учение о нетварном свете, который впервые проявился на святой горе Фавор, когда Его ученики лицезрели славу Божию. Нетварный Фаворский свет — это форма проявления славы и силы Божией, Его благодати.

Вот об этом мне и хотелось сегодня с вами поговорить. Мы все время говорим: благодать, благодать… А что это такое? Спроси кого, так сразу и не объяснит. Благодать, благо и дар, то есть благой дар от Бога.

Ириней Лионский, Силуан Афонский и другие отцы Церкви говорили, что нетоварный свет пребывает вечно, как и несозданная природа Божия. Бог не сотворен, и свет, который присущ Богу, тоже не сотворен. Но свет нетварный — не Сам Бог, а выражение славы Божией, то есть естественное проявление той природы, которая присуща Господу нашему Иисусу Христу и всем лицам Святой Троицы, которые независимо друг от друга обладают этим светом и могут подавать благодать каждому человеку.

Материальное видение нетварного света почти не доступно людям. Да, есть святые, например, старец Паисий Святогорец, которые сподобились лицезреть его. Но это удел людей совершенных, тех,  что постоянно живут в Боге, выделяясь своим благочестием и аскетическими подвигами.

Само учение о природе нетварного света — прерогатива скорее богословских школ, так как заключает в себе существенный богословский смысл.  Но каждому христианину тоже необходимо иметь какие-то элементарные понятия о нетварном свете. Один из святых отцов говорил, что свет Божественный, то есть луч Божества, проникает в каждого человека. Он животворит его и дает возможность познавать Бога и все, что вокруг происходит. Есть даже постановление церковных Соборов о нетварном свете, где говорится, что, если человек считает, что он разумеет дела Божественные и соблюдает заповеди Бога сам, без просвещения Божественным светом, то да будет анафема. Есть несколько положений анафематства, которые связаны с неправильными воззрениями верующих. Так мы порой считаем, что человек сам преклоняет к себе милость Божию, которая благодатью изливается на него, и становится более совершенным. А святые отцы говорят, что все наоборот: человек старается благоугодить Богу и этим возвышается и раскрывается навстречу Божественному свету. «Никогда не будет того, чтобы ты во время молитвы, имея в виду одного себя, таким образом, привлек к себе милость Божию» (Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на послание Еф. 6:18)

 Отсюда первый вывод. Мы все ждем, когда на нас изольются потоки манны Небесной. Но никакая манна не падет, если человек не будет трудиться. Вслушайтесь: человек должен стяжать Святой Дух, чтобы происходило обожение, то есть чтобы он был пронизан Божественным светом. Без этого невозможно соблюдать заповеди Божии, отличать добро от зла, разуметь Священное Писание. Без Божественного света все это невозможно!

Повторяю: в постановлении Собора сказано, если кто говорит другое, да будет тому анафема. Запомните, о чем толкуют святые отцы: человек возвышается в своем благочестии и в своем богоугодном труде раскрывается навстречу Богу, как цветок навстречу пчеле, и тогда начинает просвещаться Божественным светом.

Второй вывод, очень важный для нас, соответствующий пословице: «без труда не выудишь рыбку из пруда», — тоже носит практический характер и связан с учением преподобного Серафима Саровского о стяжании благодати Святого Духа. Некоторые думают, что стяжание Святого Духа — это когда ты уцепился за Небо и начал отрывать по кусочку да в себя запихивать. Ничего подобного! А как?   Догматическое учение говорит, что нельзя путать стяжание, то есть получение благодати Святого Духа, с количественными показателями, такими, например, как накопление какого-то имущества или денежных средств. Нельзя количественно определить просвещение человека Божественным светом. Человек меняется по-другому. А поскольку природа благодати– это природа Божия, то мы не можем до конца ее понять и изъяснить. Это тайна Божия, и не надо пытаться эту тайну раскрыть. Пусть этим занимаются богословы.

Для нас важно другое, о чем говорят и святые отцы, — что раскрытие нашего сердца навстречу Богу и обожение происходят не от числа служб, посещаемых в храме, и количества совершенных добрых дел. Это протестантский взгляд, мол, сколько добрых дел совершил, столько и получил от Бога милости. Нет, порой один глубокий вздох раскаяния или богоугодный покаянный поступок могут сразу привести к обожению человека. Полное понимание процесса обожения нам недоступно, но мы можем сказать, что это не количественное накопление, а нечто совершенно другое.

Старец Софроний Сахаров, следуя православной традиции, говорил, что человеческая душа изменяется постепенно. Трансцендентное, то есть недоступное нашему опытному пониманию воздействие Божественного света — это постоянное, непрерывное изменение человека, но не измеряемое количественно. Это подобно тому, как если человек каждый день кадит ладаном, то  его одежда и ткань, которая есть в доме, пропитываются благовонием. А если человек курит, то одежда издает совершенно другой  запах. Она воняет, а не благоухает.

Мы можем задаться вопросом: зачем разбирать учение святителя Григория Паломы в дни Великого поста? Какой смысл? А смысл в том, что человек должен прийти к покаянию. Ведь именно покаяние является теми дверями, через которые Божественный свет проникает в душу человека, чтобы он обрел благодать и чтобы действительно происходило его обожение. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», — поем мы в преддверии Великого поста.

Давайте порассуждаем. Представьте себе комнату, в которой есть только одно маленькое окно. Божественный свет и рад бы проникнуть в комнату, но окошечко-то еще и узенькое. Поэтому   в комнате почти везде темно. Теперь представьте, что в комнате огромное окно и большая распахнутая наружку дверь, —  тогда вся комната до последнего уголочка пронизана светом. Так вот этим окном или этими дверьми является покаяние человека, и чем человек глубже, сильнее кается в своих грехах, тем больше Божественный свет проникает в него, начиная изменять и преображать все его естество, и природа человека начинает обоживаться.

Поэтому получается, что неделя святителя Григория Паламы тоже нацелена на побуждение нас к покаянию. Ибо если будешь каяться глубоко и искренне, смотреть внутрь себя, а не осуждать других, будешь соблюдать заповеди Божии и жить в Боге, широко открывая для Бога свое сердце — то Божественный свет озарит тебя, преобразит тебя, и ты станешь совершенно другой тварью, другим человеком, возрастающим навстречу Богу. И Бог одарит тебя Своей любовью настолько, насколько это тебе необходимо.

И еще один практический смысл учения о нетварном свете, о котором я хочу сказать, — это профилактика зависти. Не секрет, что христиане завидуют друг другу: кто-то лучше молится, а кто-хуже, к кому-то батюшка ближе, а к кому-то менее внимателен; у одного получается возрастать в духовной сфере, а другому многое недоступно. Почему? Ответ вы найдете в тропаре Преображения Господня: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе». В тропаре есть очень важные слова, на которые не все обращают внимание: «яко же можаху». В переводе с церковно-славянского это означает «насколько это было возможно». То есть Господь преобразился, а слава Божия была усвоена учениками лишь в той мере, насколько это было для них возможно, не больше и не меньше, а «якоже можаху». Понимаете? У одного, стоящего в храме, духовный желудок для усвоения благодати побольше, у другого поменьше. Один может съесть «четыре блюда», а другой одно. Сердце, что открывается навстречу Божественному свету, у одного широкое, а у другого узкое, человек не может вместить больше, чем ему на данный момент дано. Господь каждому дает в свою меру, а обожение, то есть просвещение Божественным светом, наступает постепенно, по мере того как человек расширяет свое сердце. Здесь нет места зависти. У тебя маленькое сердце — смиряйся. Оно у тебя темненькое — работай над ним. Не просветится твой разум раньше времени. Если ты ходишь в храм, искренне каешься не один год, то твое сердце потихоньку расширяется, и Божественного света начинает проникать в него больше. Господь каждому дает ровно столько, сколько тот вместит. Конечно, Господу возможно все.  Он может излить благодать без меры, но получится ли ее принять? Это все равно как вылить в маленький стакан воду из литрового кувшина. Почти все окажется на столе и на полу. Какой смысл? Только хозяйке обидно, а толку никакого. Поэтому Господь каждому подает благодать по мере того, как тот возрастает, изменяется и преображается, а вот преизбыток благодати может привести к тому, что человек возгордится.

Господь бережет нас, зная нашу человеческую природу — удобопреклонность не только к зависти, но и к гордыне. Поэтому Он не даст больше того, что должно. А потому, как говорят святые апостолы: «ревнуйте о дарах больших» (1Кор. 12,15), но не завидуйте друг другу. Если видите, что кто-то преуспевает, значит, человек глубоко и искренне кается, а значит, берите пример с него и задайте вопрос: «Господи, в чем я еще не покаялся пред Тобой? Помоги мне, даруй мне дух покаяния».

Покаяние — вот единственный законный путь, чтобы открыть двери своего сердца для Божественного света, и тогда этот свет осенит и изменит вас, и вы будете просвещены Божественным разумом. По-другому не получится. Таков духовный закон. Кто пытается его нарушить, тот не получит ничего кроме умопомешательства и впадения в прелесть. Запомните, чем больше вы будете каяться, глубже и правильнее, тем более будет открываться ваше сердце и тем шире станет раскрываться духовное окно для Божественного света, что призван обожить и преобразить вас.

12 марта 2023 ,  Неделя свт. Григория Паламы

 

Дополнения:

прп. Паисий Афонский

«Внезапно мою келью наполнил свет, белый, с чуть голубоватым оттенком. Как же ярок он был! Ярче солнца. Я смотрел на солнце, и в сравнении с этим сиянием оно казалось мне мутным, как красноватая луна в полнолуние. Закрыты твои глаза или открыты, окружает тебя дневной свет или ночная темнота — это сияние видно. Я видел этот свет долго, а потом, когда он угас и благодать уменьшилась, ни в чем не находил утешения и радости. Когда из высокого состояния я провалился в низшее, я почувствовал себя совершенным скотом. Я пошел, ел, пил воду, работал — и чувствовал себя скотом».

Вселенские Соборы о нетварном свете https://spzh.media/ru/istorija-i-kulytrua/76549-ix-vselenskij-sobor-uchenie-o-netvarnom-svete

Анафема история и двадцатый век https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/anafema-istorija-i-20-vek/

Список из 12 анафематизмов, возглашавшихся вплоть до 1917 года:

  1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
  2. Глаголющим Бога не быти Дух, но плоть; или не быти Его Праведна, Милосерда, Премудра, Всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
  3. Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не Единосущный и не Равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца и Сына, и Святого Духа не Единого быти Бога: анафема.
  4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
  5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
  6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
  7. Не верующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
  8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, Суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
  9. Отмещущим вся Таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
  10. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
  11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются; и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
  12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.

Новости

Статьи