Вошел в храм Господень — трудись
Проповедь прот. Сергия Филимонова от 04.12.2023 г, Введение во храм Пресвятой Богородицы
Сегодня, дорогие братья и сестры, Церковь наша Святая празднует память Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Вспомним эпизод этого вхождения.
Божия Матерь, будучи маленькой Отроковицей, никем из людей не поддерживаемая, прошагала по очень высоким ступеням Иерусалимского храма. Препровождала Ее тогда благодать совводящая, поднимала и вела. Также было и с вами, в молодом или уже зрелом возрасте, ― благодать совводящая каждого влекла в Божий храм, и Господь благословлял вас на это вхождение.
Вхождение ваше, как правило, было достаточно сильным, емким на тот момент. Нам все легко читалось и все легко запоминалось. Божественная служба не тяготила, пролетала за считанные минуты; все было интересным, новым, и душа, подобно птице, устремлялась ввысь. Но прошло определенное время, и служба стала тяготить, молитвы стало трудно читать, заповеди Божии трудно соблюдать и со страстями тяжело бороться. Призывающая благодать оставила человека, и дальше он должен трудиться сам.
Божия Матерь тоже трудилась. Она пребывала в молитве и посте до возраста Своего еврейского совершеннолетия, достигнув которого была препоручена святому праведному Иосифу. Но вы не Божии Матери и мы с вами даже рядом не стоим с теми святыми угодниками Божиими, о которых идет сегодня речь в Евангелии. Мы не Захарии-пророки и не первосвященники, мы не праведные Иосифы. Поэтому нам надо совершенно четко понимать, что если Божественная благодать тайным образом содействовала этим святым и дальше, то с нами происходит все по-другому: от нас требуется труд, и это труд над собой.
Понятно, что как только начали мы подвизаться, так полезли наружу наши страсти, дурные наклонности, вредные привычки. Если мы будем им потакать, то кубарем скатимся со ступенек обратно из храма. И мы видим таких людей, которые оставляют спасительную церковную молитву и покаяние, разувериваются или сомневаются в Божестве Божием, в личности Самого Иисуса Христа и уходят из церковной общины, принимают иную веру, предают свою Православную Церковь. Самое страшное предательство происходит как раз тогда, когда мы поддаемся страстям и позволяем им, чтобы они нас поглотили.
Мы должны страстям своим противостоять, как говорит св. апостол Иаков: «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4, 7). Почему? Потому что благодать Божия охраняет каждого верующего человека. Поэтому весь смысл моего сегодняшнего обращения в праздник Вхождения в храм Пресвятой Богородицы сводится к одному: трудитесь.
Если Бог ввел вас в храм, то ваша обязанность в нем ― трудиться. Многие думают, что всё, я теперь в храме и мне ничего больше не нужно. Как вот протестанты кричат: «Я спасен!» ― и руки кверху в знак того, что больше делать ничего не надо, что они спасены потому только, что уверовали, и всё на этом.
Церковь Православная говорит по-другому: вошел в храм Господень — трудись (Иак. 2, 14–26). Трудись над собой, своим нравом, над своим дурным характером, над своими страстными наклонностями и греховными поползновениями. Трудись над своей душой, обуздывай свое сердце, исправляй свои мысли. Трудись физически. Преодолевай себя: не потакай своим немощам и слабостям и не валяйся в воскресенье в кровати, а вставай и иди в храм Божий. Пересиль самого себя, поспеши на богослужение. Помогай Церкви и своей молитвой, и своим участием.
В русском православном храме, в отличие от греческих и других церквей, нет стасидий, стульчиков и скамеечек, на которые можно сесть или опереться на время богослужения; в русском православном храме все стоят. Когда греки к нам сюда приезжали, то еще задолго до окончания литургии начинали «по стенкам ползать» и «стены подпирать», поэтому мы им стульчики подставляли. А русские люди в храме молятся стоя. Тяжело это, трудно: спина болит, ноги. Но ты трудись физически: клади поклоны земные, клади поклоны поясные, ― утруждай свое тело, заставляй его подчиняться душе.
И сегодняшний праздник, дорогие мои, подвигает нас к духовному труду. А без труда, как известно, не выудишь и рыбку из пруда, без труда ничего не получится. Поэтому вхождение в храм Господень — только старт, только начало духовной жизни. Жизнь духовная возрастает по мере того, как человек стяжает Дух Святой, как привлекает Его к себе. И жизнь духовная укрепляется, когда человек совершает духовные подвиги, когда живет по заповедям Божиим и когда старается уневестить себя Христу.
Поэтому трудитесь, дорогие братья и сестры, и запомните, что основной ваш труд в нашей Православной Церкви. Многие отпадают от Церкви, потому что не привыкли трудиться, не умеют работать над собой или не хотят, не желают прилагать усилий, а Бог нас призывает к тому, чтобы мы с вами оставили духовную лень и подвизались для Царствия Небесного. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). И пусть для нас будет примером Пресвятая Богородица, Которая трудилась над Собой до конца Своей жизни.
Итак, дороги мои, нам следует не потакать себе, не расслаблять себя и не оправдывать. Нам следует взять себя в руки. Трудиться нам с вами придется до конца своей жизни, но мы имеем великое утешение: «… претерпевший до конца спасен будет» (Мф. 10, 22), и тот, кто все претерпит, получит венец славы (Иак. 1, 12). Аминь.