Расписание богослужений Наши издания События Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Разговор со священником   О встрече Патриарха с Папой Римским-часть 2

Разговор со священником

О встрече Патриарха с Папой Римским-часть 2

Окончание. Начало см. О встрече Патриарха с Папой Римским - часть 1.

Три года назад, 12 февраля 2016 года, на Кубе состоялась встреча папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В итоге встречи был принят документ «Обращение к христианам всего мира». Мы с вами сегодня разберем все сказанное в нем.

Когда пожар в доме, уже не до выяснения отношений между мужем и женой

Вот видите, как промыслительно происходит в мире. Когда пожар в доме, уже не до выяснения отношений между мужем и женой кто прав, а кто виноват. Некогда. Надо вещи выносить, детей спасать, дом заливать водой. Мир горит в огне греха. Мы видим сегодня исполнение апокалиптических откровений св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова. Сегодня нет времени заниматься тем, чем занимались на протяжении предыдущих веков. Надо по-человечески объединиться для того, чтобы мир не превращался в насилие одного лишь греха.

И конечно же, сегодня и среди католиков мы встречаем людей по-настоящему верующего склада. Я вспоминаю нашу поездку в Италию с небольшой паломнической группой. Мы ехали в Бари, и гид, который нас вез, сказал: «Надо вовремя приехать, потому что там стол будет накрыт, вас всех накормят, напоят и так далее» и кратко рассказал историю человека, который на это идет. Католик уже не в первом поколении из Бари, естественно, как и все католики этого города, он чтит свт. Николая Чудотворца, который наш православный русский святой, как мы его называем назло всему другому католическому и некатолическому миру. Он наш святой. Мы едем к нему как домой. Они тоже считают, раз живут в этом городе, что он их святой, и почитают его.

В свое время у этого человека были большие сложности, его фирма была на грани краха, а семья — нищенства. Он обратился к свт. Николаю и дал ему обет, что будет всех православных людей, совершающих паломничество к его святым мощам, бесплатно поить и кормить, давать кров, чтобы они могли к этим мощам приложиться. У нас было  ощущение, что мы попали к человеку первых веков христианства. Он ухаживал за нами за столом, внимательно смотрел, все ли в порядке, все ли накормлены.  Кормил по-русски хлебосольно, обильно. Все делал для того, чтобы паломники смогли благополучно дожить до утра и отправиться в паломничество в храм свт. Николая. Мало того, на прощание он приготовил всем небольшие подарки, то есть сделал все, чтобы люди уехали с радостной душой. Понимаете? Не с кислой физиономией, а совершенно наоборот, по-христиански.  

Да, католики утеряли связь со святыми. Мы святых воспринимаем как родных и близких, даже в молитве новомученикам мы говорим «сродники наши небесные».  

У них это практически утеряно на 90 %. Для них мощи — священная реликвия, которая должна находится за решеточкой, за стеклом. Наши бедные паломники висят на этих решеточках, стараются хоть к стеклу приложиться. Руки у них, конечно, не достают сквозь решетки до мощей, которые там находятся. Они благоразумно убраны подальше.

Но для русского человека важно приложиться к святым мощам, поклониться, ощутить прикосновение к святому. Необычное благоговение охватывает душу русского человека. У них это, к сожалению, утеряно.

Во Флоренции, когда мы прикладывались к мощам Иоанна Златоуста, какой-то оркестр разучивал мелодию. Стоит такая огромная гробница с мощами, а они стоят спиной и готовятся к концерту. Мы терпеливо подождали, пока это все закончится, а потом пошли прикладываться. У них перерыв, они смотрят, а мы тут к тому, к чему они стояли спиной, коленопреклоненно поклоняемся. Итальянский дирижер спрашивает: «А что, собственно говоря, происходит?». Ему архидьякон отвечает: «Ничего не происходит. Они поклоняются мощам». Дирижер спрашивает: «А неужели это так важно?». И католический дьякон, архидьякон, много лет служащий в церкви, говорит: «Да, это важно. Для них это важно. И очень жаль, что это не важно для нас». То есть видите, есть люди, которые имеют это внутреннее благоговение. Поэтому когда мы говорим здесь о человеческом разделении, его не должно быть. Должно быть правильное понимание, что есть благоговейные люди, истинные христиане, правильно понимающие, как к чему относиться.

Мытари или фарисеи?

При недопустимости евхаристического общения, мы, как люди, должны по-человечески относиться и к мусульманам, и к протестантам. Если он благоговейный Божий человек, то мы должны понимать, какую веру он исповедует, не входить в это и не участвовать в этом, но как люди — помогать, заботиться и все остальное. Это очень-очень важно, дорогие мои. Вот это отношение — мытарь и фарисей. «Я спасусь, а ты не православный, еще не известно, спасешься или нет». Вот это страшный внутренний подход для православных христиан  сегодняшнего мира. И ничего, что другой более ответственный и лучше относится к людям. «Да пусть ты будешь хоть суперправедный, но зато я спасусь, а ты пойдешь в геенский огонь, потому что неправильно веруешь и исповедуешься». Дорогие мои, это очень страшное внутреннее состояние, которого не должно быть у православного человека.

Мы должны учиться у других людей, даже тех, которые далеко отстоят от Бога, если они что-то делают очень правильно и нравственно. Смотреть, как они это делают. Почему у них в семье хорошо? Почему они преодолели тот или иной кризис в своей жизни? И если человек верующий, православный возьмет из опыта окружающих самое лучшее, он сможет это преломить через духовную жизнь, он станет богаче, он станет крепче. Вот как нужно это использовать. Заимствовать, а не смотреть искоса. «Ты — в огонь, а я пойду в другое место и мне будет хорошо. И не важно, что я безответственный, что я могу нарушить слово». Это называется фарисейством XXI века.

Обращение к христианам всего мира (продолжение)

8. Наш взор устремлен, прежде всего, к тем регионам мира, где христиане подвергаются гонениям. Во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки наши братья и сестры во Христе истребляются целыми семьями, деревнями и городами. Их храмы подвергаются варварскому разрушению и разграблению, святыни — осквернению, памятники — уничтожению. В Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока мы с болью наблюдаем массовый исход христиан из той земли, где началось распространение нашей веры и где они жили с апостольских времен вместе с другими религиозными общинами.

9. Мы призываем международное сообщество к незамедлительным действиям для предотвращения дальнейшего вытеснения христиан с Ближнего Востока. Возвышая свой голос в защиту преследуемых христиан, мы сопереживаем и страданиям приверженцев иных религиозных традиций, становящихся жертвами гражданской войны, хаоса и террористического насилия.

10. В Сирии и в Ираке это насилие унесло тысячи жизней, оставив без крова и средств к существованию миллионы людей. Призываем мировое сообщество сплотиться, чтобы покончить с насилием и с терроризмом, и одновременно через диалог содействовать скорейшему достижению гражданского мира. Необходима широкомасштабная гуманитарная помощь страдающему народу и многочисленным беженцам в соседних странах.   Это призыв Церкви не быть равнодушными, обращенный к тем людям, которые безучастно наблюдают за происходящими событиями.

Просим всех, кто может повлиять на судьбу всех похищенных, в том числе митрополитов Алеппских Павла и Иоанна Ибрагима, захваченных в апреле 2013 года, сделать все необходимое для их скорейшего освобождения.

11. Воссылаем молитвы ко Христу, Спасителю мира, об установлении на земле Ближнего Востока мира, который есть "дело правды" (Ис. 32:17), об укреплении братского сосуществования между находящимися на ней различными народами, Церквами и религиями, о возвращении беженцев в свои дома, об исцелении раненых и упокоении душ безвинно погибших.

Мы молимся Творцу и Промыслителю мира, дабы Он сохранил Свое творение от разрушения и не допустил новой мировой войны. Для того, чтобы мир был прочным и надежным, необходимы особые усилия, направленные на возвращение к общим, объединяющим нас ценностям, основанным на Евангелии Господа нашего Иисуса Христа.

12. Мы преклоняемся перед мужеством тех, кто ценой собственной жизни свидетельствуют об истине Евангелия, предпочитая смерть отречению от Христа. Верим, что мученики нашего времени, происходящие из различных Церквей, но объединенные общим страданием, являются залогом единства христиан. К вам, страждущим за Христа, обращает свое слово Его апостол: "Возлюбленные! …как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете" (1 Пет. 4:12-13).
13. В эту тревожную эпоху необходим межрелигиозный диалог. Различия в понимании религиозных истин не должны препятствовать людям разных вер жить в мире и согласии. В нынешних условиях религиозные лидеры несут особую ответственность за воспитание своей паствы в духе уважения к убеждениям тех, кто принадлежит к иным религиозным традициям. Абсолютно неприемлемы попытки оправдания преступных деяний религиозными лозунгами
.

Часто слово Церковь используется для того, чтобы оправдать свои низменные действия, прикрыть безответственность тем, что очень занят в церкви, перемолился и прочее. Мы живем с вами в мире, дорогие мои. Мы должны быть реалистами этой жизни, нести ответственность за то место, где мы работаем, за нашу семью. И никакие наши религиозные познания не должны служить самооправданием на работе или дома. Потому что тогда получается, что мы кощунственно относимся к тому драгоценному дару веры, который нам дал Господь.

Никакое преступление не может быть совершено во имя Бога, "потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира" (1 Кор. 14:33).
14. Свидетельствуя о высокой ценности религиозной свободы, мы воздаем благодарение Богу за беспрецедентное возрождение христианской веры, которое происходит ныне в России и во многих странах Восточной Европы, где десятилетиями господствовали атеистические режимы. Сегодня оковы воинствующего безбожия сброшены, и во многих местах христиане могут свободно исповедовать свою веру. За четверть века здесь воздвигнуты десятки тысяч новых храмов, открыты сотни монастырей и богословских учебных заведений. Христианские общины ведут широкую благотворительную и социальную деятельность, оказывая многообразную помощь нуждающимся. Православные и католики нередко трудятся бок о бок. Они отстаивают общие духовные основы человеческого общежития, свидетельствуя о евангельских ценностях
.

В нашем городе есть такое место — Дом матери Терезы на ул. Жуковского. Там служат женщины. И в их уставе  — это служение самым бедным среди бедных. Они ходят по улицам и собирают бомжей, которые замерзают или погибают, приносят их в свой небольшой дом, который они сделали, Дом милосердия. Бездомных отмывают, кормят, приводят в порядок, одевают чистое белье и стараются социализировать, то есть сделать так, чтобы они получили паспорта и начали вести какой-то достойный образ жизни. Часто последнее не достигает успеха, даже у этих сестер, потому что бомж — это зачастую особая философия жизни, и люди часто не хотят ничего менять. Но, тем не менее, они поднимают людей, которые могли бы умереть во время заморозков ночью. Человек, который бездомного поднимет, накормит, напоит, отогреет и даст ему возможность жить дальше, поступает по-христиански. Поэтому у нас есть сестричество, где трудятся православные. Есть сестричества католические. Мы не тесно контактируем друг с другом, но знаем друг о друге и радуемся, когда узнаем о том, что здесь такое настоящее христианское служение ближнему, не ради себя. Надо напомнить, что в этот католический Орден входят женщины, которые всецело посвятили себя служению, у нас для сестры милосердия не обязательно быть монахиней, а у них это обязательный монашеский образ жизни, они полностью посвящают себя этому пути. Есть те, которые уходят в лепрозории служить больным проказой и там же погибают. То есть это люди, которые совершают особый христианский подвиг.

15. В то же время, нашу озабоченность вызывает ситуация, складывающаяся в столь многих странах, где христиане все чаще сталкиваются с ограничением религиозной свободы и права свидетельствовать о своих убеждениях, жить в соответствии с ними. В частности, мы видим, что превращение некоторых стран в секуляризованные общества, чуждые всякой памяти о Боге и Его правде, влечет за собой серьезную опасность для религиозной свободы. Мы обеспокоены нынешним ограничением прав христиан, не говоря уже об их дискриминации, когда некоторые политические силы, руководствуясь идеологией секуляризма, столь часто становящегося агрессивным, стремятся вытеснить их на обочину общественной жизни.

16. Процесс европейской интеграции, начавшийся после столетий кровавых конфликтов, был воспринят многими с надеждой, как залог мира и безопасности. В то же время мы предостерегаем против такой интеграции, которая не уважает религиозную идентичность. Будучи открыты к вкладу иных религий в нашу цивилизацию, мы убеждены, что Европа нуждается в верности своим христианским корням. Призываем христиан Западной и Восточной Европы объединиться для совместного свидетельства о Христе и Евангелии, дабы Европа сохранила свою душу, сформированную двухтысячелетней христианской традицией.

Несколько лет назад я был делегирован Патриархией в Португалию на съезд медицинских капелланов Европы. Принимался общий устав. И мы с другим православным священником очень возмутились, когда в этом документе, собравшем, по идее, православных христиан Европы, не было ни одного слова о Христе. Я задал этот вопрос ведущему, председателю Европейского сообщества. «Ну вы знаете, понимаете, если мы напишем о Христе, значит, документ могут не принять, потому что тогда мы не проявим толерантности к мусульманам, буддистам и т.д.». Ну если вы собрали христиан Европы, где же тогда имя Христово? Это вызвало очень бурную реакцию у остальных представителей, которые, в общем-то, старались максимально низвести на ноль наше выступление. Безусловно, это не может не вызывать беспокойство как со стороны православных, так и со стороны католиков.

17. Наш взгляд обращен к людям, находящимся в тяжелом положении, живущим в условиях крайней нужды и бедности в то время, когда материальные богатства человечества растут. Мы не можем оставаться безразличными к судьбе миллионов мигрантов и беженцев, стучащихся в двери богатых стран. Безудержное потребление, характерное для некоторых наиболее развитых государств, стремительно истощает ресурсы нашей планеты. Растущее неравенство в распределении земных благ увеличивает чувство несправедливости насаждаемой системы международных отношений.

18. Христианские Церкви призваны отстаивать требования справедливости, уважения к традициям народов и действенной солидарности со всеми страждущими. Мы, христиане, не должны забывать о том, что Бог "избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом" (1 Кор. 1:27-29).

19. Семья — естественное средоточие жизни человека и общества.

Это очень важные пункты. Сегодня границы семьи размываются. Люди живут по 15 лет, по двое-трое детей имеют, и никак не регистрируют свои браки, не понимая, что это грех перед Богом. Спрашиваешь сейчас, и около половины молодых людей, приходящих в Церковь, так живет.

Мы обеспокоены кризисом семьи во многих странах. Православные и католики, разделяя одно и то же представление о семье, призваны свидетельствовать о семье как пути к святости, являющем верность супругов по отношению друг к другу, их готовность к рождению и воспитанию детей, солидарность между поколениями и уважение к немощным.

20. Семья основана на браке как акте свободной и верной любви между мужчиной и женщиной. А не между мужчиной и мужчиной и женщиной и женщиной, и  другими какими-то вариантами.

Любовь скрепляет их союз, учит их принимать друг друга как дар. Брак — это школа любви и верности. Мы сожалеем, что иные формы сожительства ныне уравниваются с этим союзом, а освященные библейской традицией представления об отцовстве и материнстве как особом призвании мужчины и женщины в браке вытесняются из общественного сознания.

21. Миллионы младенцев лишаются самой возможности появления на свет. Голос крови не родившихся детей вопиет к Богу (Быт. 4:10).
Распространение так называемой эвтаназии приводит к тому, что престарелые и больные начинают ощущать себя чрезмерным бременем для своих близких и для общества в целом.

Выражаем озабоченность все более широким применением биомедицинских репродуктивных технологий, ибо манипулирование человеческой жизнью — это покушение на основы бытия человека, сотворенного по образу Божию. Считаем своим долгом напомнить о непреложности христианских нравственных принципов, основанных на уважении к достоинству человека, который призван к жизни, согласной с замыслом своего Творца.

Эвтаназия — это сознательное медицинское умерщвление человека по просьбе его или его родственников. Страдает человек, болеет и говорит: «Я больше жить не хочу. Внуков нет, все разъехались. Сделайте мне укол, и я прекращу свою жизнь». Каждое страдание освящено Богом, бессмысленных страданий не бывает. Жизнь человеческая развивается так, как Богом предусмотрено. Бог дает человеку жизнь, и Он ее забирает. И человек не имеет права  распоряжаться даром жизни так, как хочет он или его родственники.

Когда я был на одном съезде в Латвии, там были люди с разных континентов, я познакомился с сестрой из Кении, которая около 40 лет несла там послушание. И она мне сказала, что по кенийской традиции, когда дедушка или бабушка становятся дряхлыми и немощными, младшее поколение сажает их на носилки и выносит их на помойку за пределы поселения. Хотите вы такую участь? Эвтаназия — это более цивилизованный способ как бабушку и дедушку посадить на носилки и вынести на помойку жизни. Вопрос прерывания беременности, аборт, уважение к концу человеческой жизни, манипуляция всякими эмбрионами — все это поднято на этом совещании. Очень важно, что отношение по этим вопросам  выражено широкой общественности мира, а не просто в какой-то отдельной стране.

22. Мы хотим обратить сегодня особое слово к христианской молодежи. Вам, молодым, надлежит не зарывать талант в землю (Мф. 25:25), но употребить все дарованные вам Богом способности для утверждения в мире истины Христовой, для воплощения в жизнь евангельских заповедей о любви к Богу и ближнему. Не бойтесь идти против течения, отстаивая правду Божию, с которой далеко не всегда сообразуются современные секулярные стандарты.

23. Бог любит вас и от каждого из вас ожидает, что вы будете Его учениками и апостолами. Станьте светом мира, чтобы окружающие, видя ваши добрые дела, прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:14-16). Воспитывайте детей в вере христианской, передайте им драгоценную жемчужину веры (Мф. 13:46), которую вы получили от ваших родителей и предков. Не забывайте, что "вы куплены дорогою ценою" (1 Кор. 6:20) — ценою смерти на кресте Богочеловека Иисуса Христа.

24. Православные и католики объединены не только общим Преданием Церкви первого тысячелетия, но и миссией проповеди Евангелия Христова в современном мире. Эта миссия предполагает взаимное уважение членов христианских общин, исключает любые формы прозелитизма.
Мы не соперники, а братья
:  но не всегда так было в истории, мы знаем, и

из этого понимания мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу и к внешнему миру. Призываем католиков и православных во всех странах учиться жить вместе в мире, любви и единомыслии между собою (Рим. 15:5). Недопустимо использовать неподобающие средства для принуждения верующих к переходу из одной Церкви в другую, пренебрегая их религиозной свободой и их собственными традициями. Мы призваны воплощать в жизнь завет апостола Павла и "благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании" (Рим. 15:20).

Здесь говорится про униатство. Впервые за долголетнюю историю идет признание той ошибки, что уния — это рана, нанесенная одной Церковью христианской другой. Это очень важный момент.

25. Надеемся, что наша встреча внесет вклад в примирение там, где существуют трения между греко-католиками и православными. Сегодня очевидно, что метод "униатизма" прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства. В то же время, церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями. Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования.

26. Мы скорбим о противостоянии на Украине, унесшем уже множество жизней, причинившем бесчисленные страдания мирным жителям, ввергнувшем общество в глубокий экономический и гуманитарный кризис. Призываем все стороны конфликта к благоразумию, общественной солидарности и деятельному миротворчеству. Призываем наши Церкви на Украине трудиться для достижения общественного согласия, воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта.
27. Выражаем надежду на то, что раскол среди православных верующих Украины будет преодолен на основе существующих канонических норм, что все православные христиане Украины будут жить в мире и согласии, а католические общины страны будут этому способствовать, чтобы наше христианское братство было еще более очевидно
.

Важно, что глава Римской Церкви признает унию явлением порочным и призывает, не подливать масла в тот огнедышащий котел, которым является сейчас Украина, чтобы жители ее без лишней злости искали мира.

29. В безбоязненном возвещении правды Божией и спасающей Благой вести да поможет нам Богочеловек Иисус Христос, наш Господь и Спаситель, духовно укрепляющий нас Своим неложным обетованием: "Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство" (Лк. 12:32).
Христос — источник радости и надежды. Вера в Него преображает жизнь человека, наполняет ее смыслом. В этом на собственном опыте убедились все те, о ком можно сказать словами апостола Петра: "Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы" (1 Пет. 2:10).

30. Исполненные благодарности за дар взаимопонимания, явленный на нашей встрече, обращаемся с надеждой к Пресвятой Матери Божией, взывая к Ней словами древней молитвы: "Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево". Пусть Преблагословенная Дева Мария Своим предстательством укрепит братство всех, Ее почитающих, дабы они в Богом определенное время были собраны в мире и единомыслии во единый народ Божий, да прославится имя Единосущной и Неразделимой Троицы!

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и епископ Римский, Папа Католической Церкви Франциск

12 февраля 2016г., Гавана, Куба

Церковь всегда называет белое белым, а черное черным. В  рассмотренном нами сейчас документе нет призыва причащаться из одной Чаши, растаптывать свои догматы и презирать свои Церкви. Мы остаемся теми Церквами, которые мы есть. Но да, мы будем вместе противостоять всему, что разрушает и калечит семью, низвергает во ад наших детей, что вызывает пренебрежение к бесценному дару жизни. Мы должны плечом к плечу  стоять за жизнь человека и за Христа и давать адекватный ответ на вызов современного мира.

Да поможет нам Господь! Сделаем же для себя выводы и научимся быть настоящими православными христианами. Аминь.

Протоиерей Сергий Филимонов

 Окончание. Начало см. О встрече Патриарха с Папой Римским - часть 1.

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Продолжаются работы по строительству храма свт.Василия Великого - установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Новости

Статьи