Господь приходит на помощь, если меняется сердце человека
Из проповеди прот. Сергия Филимонова
Мощи святого Лазаря, друга Божия
Сегодняшний день, дорогие братья и сестры, Церковь установила под названием Лазаревой субботы. Это название по церковному уставу сей день получил в честь воспоминания того знаменательного события, которое произошло незадолго до крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. Господь совершил то, что было неподвластно никому — Он оживил человека, который четыре дня был умершим.
Если кто-нибудь из вас поедет на Кипр, в город Ларнака, и придет поклониться мощам святого Лазаря, то увидит, что на гробнице в храме, где почивают мощи святого Лазаря, написано «Друг Божий». Нет, пожалуй, в мире людей, которые бы имели такое прозвание. Мы молимся мученикам, святителям, но чтобы кто-то назывался другом Божиим, такого, пожалуй, нет.
И вот Господь совершает удивительное событие. Он попускает тому, чтобы Лазарь, Его друг, умер, приходит и воскрешает его, для того, чтобы множество иудеев, которые обладали неверием Ему как Богу, обратились и пошли вслед за тем учением, которое Он проповедовал для спасения их души.
Почему для христианина смерть есть приобретение
Воскрешение праведного Лазаря имеет большое значение для нас с вами. Во-первых, чисто утешительное, потому что Господь, воскрешая Лазаря, произносит слова, пророческие для христиан, для нас с вами на все последующие времена до скончания мира: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек.» (Ин. 11, 25-26). Каждый человек, уверовавший во Христа, и следующий Его учению на практике своей жизни, борющийся со страстями, живущий церковно и служащий Богу, не умрет и не узнает смерти. Господь дарует каждому такому человеку жизнь, потому что Он есть Источник жизни и Он есть Источник бессмертия. Господь и сотворил нас для того, чтобы мы могли войти в небесные обители, а смерть для нас с вами, верующих людей, не является страшным событием, как для людей неверующих, а один из этапов жизни.
Был в нашей жизни первый этап, когда мы находились во чреве у матери и не ведали, что родимся на свет, потом следующие этапы сменяли друг друга — мы появились на этот свет и жили, росли, развивались. Потом пришло естественное старение, приходит и конец. Черта всему этому в земной жизни — человеческая смерть.
Для христианина смерть есть приобретение, так как со смертью кончаются земные мучения. Мучения — потому что человеку больно видеть зло, которое царит вокруг, и понимать, что мир лежит во зле, больно видеть, что в этой жизни невозможно добиться правды, а правда лишь у Единого и Истинного Бога. Когда начинают посещать скорби и болезни, когда тело тлеет, появляется бессилие, выпадают зубы и волосы, человек понимает, что все в этой жизни скоропреходяще. И Господь, подавая это человеку, тем самым помогает ему не жалеть о жизни сей.
Переходя через границу смерти, человек уже никогда не болеет, так как там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, там нет микробов заражающих, там все пребывают в ясном уме и полном здравии. Все те дарования, которые человек обрел в земной своей жизни, в полноте начинают раскрываться в жизни вечной, ничто не исчезает бесследно, ничто не пропадает. Горе, конечно, тем, кто эту жизнь провели во зле, потому как плоды жития их злы. Там, в вечности начинают раскрываться и злые плоды тоже, и место людям сим, как говорил Ефрем Сирин, — шеол, или, как мы говорим, — ад, место отвержения от Бога.
Люди, которые уверовали в Иисуса Христа, которые стараются жить согласно Его святому учению, получат бессмертие. Каждому из вас, как залог, дано будущее бессмертие. Вы не умрете, но будете живы, если сохраните веру в Господа нашего Иисуса Христа, если будете жить по Его святым заповедям и через всю свою жизнь пронесете верность Христу до самой своей смерти. Вы не умрете, мои дорогие, вы будете жить вечно. И мы с вами обязательно встретимся в той жизни.
Благой промысл ведет нас через скорби и несчастья
Для нас с вами большое значение имеет сегодняшнее событие, — ибо оно ясно показывает, что Господь имеет на все благой промысл. Подумайте сами, неужели Он Своим духом не знал, что друг Его близкий умирает? Но Он не спешит ему на помощь, нет, Он не спешит. И помогая ученикам уразуметь, что знает о смерти Лазаря, — Он говорит прикровенно (тайно, скрыто): «Лазарь успе» (Ин. 11, 14). Ученики отправляются с Ним в Иерусалим, в то место, где жил Лазарь, в Вифанию, и там видят, что действительно Лазарь почивает во гробе.
Дорогие мои, мы в своей жизни очень часто попадаемся на одну и ту же удочку. Когда мы ждем избавления от скорбей, болезней и напастей, когда нам трудно и больно, когда у нас не все получается, нам хочется во что бы то ни стало избавиться оттого негативного, чтопроисходитвнашейжизни. Неприятности ли в семье, или на работе, потеря работы или унижение от начальства, — нам хочется, чтобы избавление пришло сейчас же. Но посмотрите, как поступает Господь. Он не спешит к Лазарю, Он ждет еще два дня.
Посмотрите внимательно на свою жизнь, и вы убедитесь, что так происходит нередко — Господь, видя ваши нужды и ваши страдания, не всегда спешит к вам на помощь. Почему? Потому что внутри человека и в его окружении должно созреть внутреннее понимание того жизненного события, которое сейчас происходит. Это внутреннее созревание необходимо для каждого из нас. Когда мы не готовы понимать происходящее, почва нашего сердца подобна камню, на который упало зерно Божие, и не смогло прорасти. Но Господь внимательно смотрит на нас, на процесс умягчение нашего сердца, и в зависимости от увиденного Им к кому-то приходит через два дня, к кому-то через три, к кому-то через полгода, а к кому-то через десять лет. У каждого в этой жизни свой срок. Его определяет Господь, и эти два дня, о которых мы сегодня слышали из евангельского чтения, конечно же, преобразовательны. Это значит, что Господь готов придти к нам на помощь, но должно произойти перерождение человека, изменение, которое должно существенным образом повлиять на него и окружающих.
Господь не воскрешает Лазаря сразу. И по слезам Его видно, что, конечно же, Он его любил. Но зачем же тогда он на несколько дней оставляет во гробе своего любимого друга, зачем дает эти дни глубоко страдать родным и близким Лазаря? Ради тех иудеев с окамененным сердцем, которые не верили Его учению. Господь жертвует одним человеком ради тысяч, которые находились в состоянии погибели худшем, чем Лазарь.
Тот умер с надеждой в воскресение и с верой в Иисуса Христа. Мы это слышим из Евангелия, потому что сестра Лазаря исповедует веру не только свою, но и сестры, и покойного брата: «Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: "Так, Господи! Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11, 24-27). Значит, и сестры и сам Лазарь уверовали во все, что говорил Господь, и ждали этого воскресения. Но Господу важно разбить окамененные сердца людей, окружающих эту семью, пораженных духовной слепотой, глухотой и бесчувствием. Тот гроб, в который положили Лазаря, и есть символ иудеев с мертвой душой и мертвым сердцем. Когда же «Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон» (Ин. 11, 43), в этот самый момент Его божественное слово пробило броню неверия всех, стоящих окрест Его. Пробило их сердца, чтобы они не погибли, чтобы, видя это явное чудо, пошли за своим Спасителем и Создателем, исповедали Его как своего Христа и Бога и унаследовали жизнь вечную.
И как мы видим из святого Евангелия, действительно, так и произошло. Множество иудеев, которые прежде отрицали Бога, идут вслед Него и тысячами, тысячами начинают исповедовать Иисуса Христа. Лазарь становится предметом поношения, старейшины иудейские ищут его, чтобы убить. Он надолго скрывается из своей земли и переезжает на остров Кипр, где становится епископом Китийским и, прожив еще долгие и долгие годы, умирает своей естественной физиологической смертью.
Церковь святого Лазаря над его гробницей, Ларнака, Кипр
У Бога на всякого человека свой час и свое время
Дорогие мои, когда мы обращаем взор на сегодняшнее событие, на воскрешение Лазаря, мы также должны видеть и следующее. Болезнь человека всегда прообразует его предстоящую смерть. Когда мы с вами заболеваем, Господь ждет, когда внутри нас произойдет осознание нашей греховности, понимание того, что мы неправильно сделали по отношению к ближнему, кого оскорбили и унизили, с кем обошлись плохо. Поэтому, когда начинает наше тело поражать та или иная болезнь, Господь попускает нам воспоминать о смерти и старается воззвать к нам, чтобы душа наша ожила. И этот вызов Божий, «Лазарь, гряди вон!», направлен и к нам с вами. Чтобы мы вовремя образумились, вовремя задумались об этой жизни.
К глубокому сожалению, очень часто, приходя в больницы, беседуя с людьми и больными и здоровыми, я вижу, что очень многие уже умерли душой, умерли сердцем. Как священник, я обращаю к ним слово Божие и с ужасом вижу, что оно разбивается о них, как о мертвую каменную стену.
Мы в этой жизни разделяемся, как разделились и древние иудеи. Те, кому было дано, увидели и услышали через воскрешение Лазаря, что верующий человек наследует жизнь. А кому не было дано, тех сердце осталось каменным, и они пошли в вечную погибель.
Слово Божие, обращенное вами к своим родным или близким, о которых вы печалитесь, находящихся во тьме неверия, в ожесточении, погруженных в дурман наркотиков, алкоголя и иных греховных утех, не сможет возродить их до тех пор, пока сам Господь не захочет помочь человеку. И здесь мы с вами должны проявить терпение. Мы часто ожесточаемся, начинаем осуждать наших родных и близких, начинаем их поносить, на них кричать, начинаем их воцерковлять дубиной и обухом, огнем и мечом. Мы принимаемся хлыстом загонять их в Царствие Небесное, больно раним их душу и сердце.
Но, вспоминая Лазареву Субботу, постарайтесь уразуметь, что у Бога на всякого человека свой час и свое время. Человек услышит глас Божий тогда, когда это будет угодно Ему и тогда, когда ваши молитвы и ваши чаяния дойдут до Него. Ведь Господь пришел воскресить Лазаря по зову его сестер! Это прообраз вашей молитвы, которую вы должны непрерывно воссылать о своих близких нашему Спасителю и Создателю. И молясь, вы должны понимать, что Он не сразу ответит вам. Проявить смирение в своем ожидании, не проявлять раздражительность, нетерпение, всецело довериться Богу, Который знает, что полезно вам, что полезно вашему болящему заблудшему родственнику, родному и близкому, в какой час изменить его душу для того, чтобы он действительно исцелился, а не остался духовным инвалидом, человеком с хроническими духовными заболеваниями.
Посему давайте всецело доверимся Богу, не будем роптать на Него, не будем маловерствовать, как некие, которые думают, что молитвы их Бог не слышит, что молитвы их Бог не принимает. Бог нас слышит. Он все принимает. Он слышит каждое воздыхание вашего сердца, каждое, поверьте мне. Но у Него на все свой срок и свое время.
Люди нетерпеливы. Дорогие мои, проявите терпение, не хулите Бога своей поспешностью, не раньте Его своим недоверием, положитесь на Него всей своей душой, всем сердцем и разумением. И увидите, что Господь вам за вашу веру дарует исцеление близких и родных людей, дарует всем вам вечную жизнь, воскресение, и вы никогда, никогда не умрете. Аминь.
Из проповеди прот. Сергия Филимонова
Эту и другие проповеди прот.Сергия Филимонова на Великий пост можно почитать в сборнике "Великий пост. Наставления на каждую седмицу". Есть в церковной лавке храма Державной иконы Божией Матери (СПб, пр. Культуры, 4).
Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия - первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело!
Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!
Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!