Педагогическое служение «Синий Крест» Сестричества милосердия св. мц. Татианы
«Учитель…воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью…Только любовь может стать нравственной основой созидательной человеческой деятельности в экономике, политике, искусстве. Поэтому и говорим мы, что в руках учителя наше будущее».
Д. С. Лихачев
«Если мы избавим себя от любви к самим себе, то вся любовь останется для Христа и ближних».
прп. Паисий Святогорец
В 1996 г. в Санкт-Петербурге появилось Сестричество милосердия св. мц. Татианы. Одно из направлений его деятельности — педагогическое служение «Синий Крест». Отделение «Синего Креста» возрождает традиции духовного просвещения, благотворительности, семейного воспитания в православной традиции, готовит кадры для милосердного служения.
В настоящее время «Синий Крест» насчитывает 21 братьев и сестер и 49 добровольных помощников. Духовник «Синего Креста» — клирик храма Державной иконы Божией Матери протоиерей Григорий Антипенко, старшая сестра милосердия «Синего Креста» — матушка Юлия Антипенко.
— Отец Григорий, поясните, пожалуйста, почему прихожане храма, исполняющие педагогическое служение в Церкви, являются членами Сестричества милосердия?
То, что церковные педагоги являются и членами Сестричества — это особенность нашего прихода. В 1993 году в приходе возникло Сестричество милосердия св. мц. Татианы. Поначалу сестры осуществляли милосердную медицинскую деятельность в нескольких больницах нашего города. Через несколько лет приходская жизнь развернула нас к другим нуждающимся в милосердии людям. Мы увидели, что человек страдает не только от телесных болезней, но и от боли своей души и сердца: страдает, не имея смысла жизни, забыв Бога.
Человек глубоко несчастен, когда ему плохо в семье, когда его дети идут по неверному жизненному пути, когда его родные мучаются в поисках истины, не находя ее, когда молодежь находит удовольствие жизни в грехе, отдаваясь соблазнам этого мира. Все это причиняет его душе большие страдания. Перед нами открылись проблемы детства и сиротства. Мы не могли не откликнуться на эти страдания. При этом мы осознали, что помочь страдающей душе обычным набором педагогических средств невозможно. Недостаточно прочитать интересную лекцию, провести увлекательное занятие, организовать досуг. Нужна исцеляющая сила любви. Только она может умирить страдания. И эта любовь — в Боге. Христос, обращаясь к Своему Отцу, говорит: «Любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них да будет» (Ин.17,26). Та форма милосердного служения, которая сложилась в нашем приходе, идеально подошла для того, чтобы учителя сами обретали силу Божественной любви и этой любовью служили ближним. Братья и сестры Синего Креста — это те, кто призваны находиться, так сказать, «у изголовья» человеческой души и «ухаживать» за ней силой Христовой любви.
— Матушка Юлия, расскажите, пожалуйста, когда и как начиналось служение «Синего Креста» и ваше с батюшкой служение в приходе.
Наш приход образовался в 1993 году. Настоятелем молодого прихода стал священник Сергий Филимонов, с которым муж учился тогда в одном классе семинарии. Когда отец Сергий узнал, что мы с мужем — музыканты и поем на клиросе, попросил помочь создать приходской хор. Так мы стали прихожанами домового храма св. вмч. и целителя Пантелеимона в 122 медсанчасти. В 1996 году была освящена земля под строительство храма в честь Державной иконы Божией Матери, а 19 мая этого же года уже состоялось первое занятие в организованной нами Церковно-приходской воскресной школе. Этот день можно считать и днем рождения педагогического служения в нашем приходе. Я вела занятия с взрослым и детским хорами, и сразу же поняла, что петь богослужебные песнопения и духовную музыку без знания и глубокого понимания вероучения невозможно. Стало ясно, что нужен системный поход к делу образования на приходе, начали появляться новые предметы и новые преподаватели. В этом же году стали окормлять и проводить беседы в Детском доме на Бухарестской улице. Потом супруг был рукоположен в священный сан, и для нас началась многообразная и многотрудная, глубокая и радостная жизнь семьи приходского священника.
Церковное учительство — это не только преподавание вероучительных предметов, прежде всего, это обучение детей и взрослых практической христианской жизни. Братья и сестры «Синего Креста» несут свое педагогическое и учительное служение в различных формах и на разных площадках:
- Духовно-просветительский центр им. свт. Иннокентия Московского;
- Загородное поселение имени преп. Серафима Вырицкого;
- Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 11;
- Общеобразовательные школы Выборгского района Санкт-Петербурга.
«Синий Крест» сотрудничает с различными образовательными и социальными учреждениями, вузами, творческими коллективами, воинской частью, благотворительными и милосердными организациями.
— Батюшка, расскажите о служении «Синего Креста».
Братья и сестры «Синего Креста» — это помощники священников, они вводят и сопровождают взрослых и детей в жизнь Церкви. Эта жизнь очень разнообразна — это не только богослужение, это — милосердные дела, творчество, праздники, это и обычные рабочие будни христианина. Для обучения практической христианской жизни существуют различные площадки служения «Синего Креста», основной из которых является приходской Духовно-просветительский центр имени святителя Иннокентия Московского.
— Матушка, а как появилось само название — «Синий Крест»?
Это интересная история. Научным руководителем при написании отцом Сергием докторской диссертации по медицине была удивительная, на мой взгляд, женщина, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета Галина Львовна Микиртичан. Как говорит сама Галина Львовна, в ее жизни есть одна особая любовь — это «Синий Крест».
Более 20 лет Галина Львовна занимается сбором архивных материалов, документов о действовавшем в дореволюционные годы на территории всего Петербурга Обществе попечения о больных и бедных детях, которое носило название «Синий Крест». Сейчас почти готово к изданию ее объемное исследование о «Синем Кресте». Отец Сергий знал о существовании дореволюционного общества попечения о бедных и больных детях «Синий крест», и когда встал вопрос о названии педагогического служения в нашем приходе, предложил для нас по аналогии с «Красным Крестом» синий цвет креста. Мы согласились, это было самое подходящее название для особого отделения нашего служения в Сестричестве. Хотя надо сразу оговориться, что, взяв название дореволюционного петербургского общественного движения, мы «внесли его в церковную ограду», сделали названием для обозначения педагогического служения Церкви. Я думаю, что наши предки-петербуржцы не были бы против того, что дело заботы о детях и семье, а значит, о будущем России, взяла под свое крыло Православная Церковь.
— Матушка, как братья и сестры «Синего Креста» помогают семьям и детям?
Современной семье очень не хватает мира и иерархических отношений между ее членами. Первые враги семьи — суета, многозаботливость и нерассудительность. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», — говорил преп. Серафим Саровский. На занятиях, в подготовке различных мероприятий мы уделяем большое значение обучению внутреннему мирному устроению. Говорим об этом, даем правила, учимся вместе молиться, слышать и понимать друг друга, ведь без мира и любви все становится тщетным, незначимым, пустым и ненужным, все теряет смысл. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга…По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34–35), — сказал нам Спаситель.
— Приведите, пожалуйста, какой-нибудь пример.
Дети часто приезжают летом на семейную смену в наше загородное поселение конфликтными, непослушными. Приглашаем к молитве родителей и детей, храним сердце от немирного состояния, решаем вместе с родителями возникшие к этому времени вопросы и проблемы. Постепенно меняется духовная атмосфера, и как-то «сами собой» успокаиваются дети, становятся более внимательными, послушными, радостными. Почему? — Бог нас всех очень любит и желает всем нам счастья, но мы часто, по неразумию, своими грехами препятствуем Ему. Очень важно, покаявшись, перестать досадовать, роптать, осуждать, на деле исполнять заповеди и с верой и надеждой просить Бога о помощи.
Эти «чудеса» превращения детей и взрослых из противников и соперников в друзей и сотрудников не раз наблюдал каждый из нас. Это чудо Любви и Всемогущества Бога, свидетелями которых может стать каждый молящийся и трудящийся над собою, над своими мыслями, чувствами и желаниями родитель.
Заботясь о внутреннем устроении, не забываем о важности интересных, объединяющих семью дел и праздников, которые должны быть правильно организованы и подготовлены. Тут также не обойтись без помощи Божией и добродетели рассуждения, помогающей выстроить праздник или дело так, чтобы все были довольны — и стар, и млад. В этом тоже помогаем семьям.
— Что еще мешает семье быть счастливой?
Враги семейного очага — отсутствие иерархии и распорядка дня. Если в семье нет выстроенных иерархических отношений, если у семьи нет опыта жизни по отцовскому благословению, если члены семьи не знают своих обязанностей — мира не будет, и счастья не будет. Можно друг к другу «притереться», можно и привыкнуть, но сердце не обманешь — оно все равно будет томиться и ждать счастья, ища вокруг себя виноватых, а значит мучиться и страдать.
— Удавалось ли помочь семьям в решении этих вопросов?
Труд над созиданием в семье благодатных иерархических отношений — это задание на всю жизнь и труд, совместный не только с церковными педагогами, но и с духовником семьи.
У нас в «Семейном клубе» мужья и жены сначала занимались с отцом Григорием — духовником Клуба. Не спеша, с различными примерами из жизни разбирали обязанности главы семьи и жены по книге святителя Феофана Затворника «Начертание христианского нравоучения». Мы выстроили на летнюю семейную смену распорядок дня, уклад жизни, распределили обязанности. Батюшка и братья-педагоги трудились с отцами, сестры-педагоги помогали мамам с детьми. Отцу, чтобы его слушались, нужно учиться молиться за своих домочадцев, много трудиться, нести полноту ответственности за все происходящее. Жене — не прекословить мужу, уметь смиряться, быть хорошей хозяйкой и собеседницей, уметь творчески в домашние дела вовлечь детей, бесконечно любить своих родных. Результат смены — община учителей и многодетные семьи вместе трудились, отдыхали, жили, как в одной большой дружной семье, в почитании к священнику, а дети — в послушании родителям. Все, по милости Божией, были довольны и радостны.
— Батюшка, почему, рассказывая о церковном педагогическом служении, мы уделили такое большое внимание работе с семьей, которую проводит «Синий Крест»?
Семья — это Малая Церковь, ей потенциально дана церковная жизнь, этим потенциалом часто семья не пользуется, его надо актуализировать. Наша священническая задача и задача наших помощников — церковных учителей — помочь семье увидеть благодать, которая ей уже дана, помочь этой благодати «заработать» в семье. Семья — опора церковной общины прихода, всей Церкви. Поэтому, конечно, основное учительное внимание обращено к семье. Без семьи Церковь не возродить. Внешне труд братьев и сестер похож на работу специалистов с семьей, а по существу этот труд является введением семьи в благодатную жизнь Христовой Церкви.
— Каков рабочий график братьев и сестер «Синего Креста»?
Духовно-просветительский центр открыт все 7 дней недели с утра до позднего вечера: уроки, лекции, мастер-классы, практические занятия по богослужению, милосердию, мастерские, репетиции, собрания, семинары, встречи, подготовка к праздникам и благотворительным акциям...
Еще не закончился учебный год, а уже начинается подготовка смен летнего поселения — составление программ, забота об огороде, строительство идет почти круглый год. В лето проходит по 7–8 смен с разными программами для разных возрастов.
Поэтому в «Синем Кресте» есть штатные сотрудники с заработной платой, на них лежит кроме учительской нагрузки вся административная и организационная работа. Есть надежный корпус наших помощников в лице неработающих многодетных мам. В основном же все совмещают работу в светских учреждениях с послушаниями в «Синем Кресте», и у каждого здесь своя мера участия в общем деле.
— Матушка, а как «Синий Крест» помогает сиротам и детям, оставшимся без родительской заботы? В чем особенности служения в социальных учреждениях?
По отношению к воспитанникам детских домов и социальных центров мы выполняем две основные задачи: духовное просвещение для всех и воцерковление для тех, кто откликнулся сердцем на призыв Господа прийти к Нему.
Проводя духовно-просветительские беседы для детей, лишенных родительской заботы, мы уделяем большее внимание не знаниям, а доброй атмосфере. Она-то и запоминается детской душой как то, что связано с Богом и Церковью. Все желающие дети могут участвовать в Богослужениях и Таинствах. Что касается личного осознанного воцерковления, то особенность в том, что таких ребят, которые могли бы после выпуска налаживать свою духовную жизнь — единицы. Для них нужно, как говорят наши священники, окормляющие сирот, особо потрудиться. Путь к Богу у каждого из них сложен, тернист, но тысячи ангелов, наверное, ликуют о душе, вырвавшейся из пут родового греха и вставшего на путь Истины. Каждый из них — драгоценное сокровище для Господа. Таким сокровищем стала для нашей семьи девочка Олечка, неравнодушная, неугомонная, смелая. Она смогла полюбить нас с батюшкой и всю нашу семью, смогла пойти вместе с нами и за нами к Богу. Смогла закончить с красным дипломом медицинский колледж, Институт специальной педагогики и психологии, стать хорошим логопедом, встать на путь подвига любви и милосердия. Сейчас ей больше 30 лет, она трудилась в Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре. Преподавала в гимназии для девочек при монастыре, выхаживала трудных и больных брошенных детей. Никогда не видевшая собственных родителей, она особенно чутко относится к тем, кто лишен родительской ласки и заботы. Сейчас как педагог и логопед занимается сдощкольниками нашего прихода. Другой выпускник Детского дома — Павел служит сейчас в нашем приходе старшим алтарником. Ради того, чтобы дети имели возможность узнать о Боге и обрести в Церкви спасительную помощь, друзей и поддержку, стоит стучаться иногда в закрытые двери социальных учреждений, не взирая на все сложности и препятствия на этом пути.
— Батюшка, Вы рассказали об очень высоком и ответственном служении церковных учителей, педагогов. Какие трудности возникают для прихожан, вставших на этот путь?
Я бы назвал два вида трудностей: внешние и внутренние.
Внешние трудности связаны с тем, что современное общество «слыша, не слышит» того, что основой образования, воспитания и катехизации является сила Христовой любви. Наших братьев и сестер часто спрашивают: «Чем занимается Синий Крест»? И когда в ответ звучит, что церковный учитель, прежде всего, несет к ученикам силу Христовой любви, что он — ее проводник, то интерес — от непонимания — к нашему служению, бывает, пропадает. А ведь в Евангелии сказано: «Один у вас Учитель — Христос» (Мф. 23, 8). Мир, желающий, по выражению Альбера Камю, быть «святым без Бога», просто не воспринимает любовь, как силу Божию.
Внутренние трудности связаны с тем, что церковный учитель, педагог, желая успеха, не может полагать упование только на свои способности, таланты и педагогические технологии. Главное его упование — на силу Христову. В своем служении он руководствуется четырьмя правилами духовной жизни преп. Никодима Святогорца: ненадеяние на себя, всецелое упование на Бога, непрестанная молитва и непрестанный подвиг. И этому нужно учиться, причем достаточно долго и постоянно.
— Матушка, какие требования к людям, желающим исполнять педагогическое служение в Церкви?
Важно, чтобы человек имел горячее желание честно трудиться над собой для того, чтобы Господь даровал ему силы любить Его и людей. «На сих двух заповедях, — говорит Спаситель, — утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37–40). Для нашего служения важно иметь и особый учительный склад души, который тебя никогда не оставляет равнодушным по отношению к людям — когда естественным для тебя является желание услышать, понять любого собеседника, откликнуться на его слова, мысль, желание вместе «докопаться» до Истины. Эти движения души лежат в основе духовных дел милосердия. В «Катехизисе» святителя Филарета Московского читаем, что, исполняя заповедь «блажени милостивии», мы можем помочь человеку избавиться от заблуждения, научить истине и добру, утешить словом, помолиться о нем. Братья и сестры «Синего Креста» имеют педагогическое или специальное образование, за время подготовки к служению получают духовное образование. Кроме того, они учатся служению на занятиях, которые проводят духовник Сестричества протоиерей Сергий Филимонов и духовник нашего отделения протоиерей Григорий Антипенко.
— Матушка, в 2016 году исполняется 20 лет служения «Синего Креста». Круглая дата — это всегда возможность подвести итоги, наметить планы на будущее. Расскажите, пожалуйста, о Ваших выводах и планах.
Самых главных выводов, наверное, два.
Первый: служению учителя надо учиться всю жизнь — всю жизнь учиться приближаться к Богу, следовать за Христом, углублять знания, обогащать и осмысливать личный опыт. Педагогическое служение в Церкви — это постоянная «школа» молитвы и богословия, опыт молитвенного сопровождения учеников и аккуратного, грамотного участия в них, опыт практического терпения и смирения, кротости и воздержания, радости и мужества, милосердия и любви, творческой разумной личной инициативы в согласовании со старшим, умение трудиться в церковном коллективе, держась за заповеди и благословения. Сама я учусь всю жизнь, учусь и теории, и практике, и без ошибок здесь не обойтись. Когда дети были маленькие, училась, готовясь к каждому уроку. Когда дети подросли, образование продолжила на различных курсах. Сейчас являюсь студенткой заочного отделения Высших Богословских Курсов Московской Духовной Академии. Такая форма обучения позволяет повышать свой профессиональный уровень и продолжать работать в приходе. Каждая сессия — это школа духовной жизни под молитвенным покровом преп. Сергия Радонежского, в приобщении к духовному опыту дорогих учителей, в кругу церковной общины замечательных однокурсников, каждый из которых служит на своем месте, в своем храме, в различных епархиях Русской Православной Церкви. Дипломную работу планирую писать о нашем служении «Синего Креста» под руководством проректора и духовника Курсов игумена Киприана (Ященко).
Второй вывод: у каждого из нас своя мера, но все мы — деятельные члены Православной Церкви — должны быть людьми не только веры, но и дела, ибо «вера без дел мертва» (Иак. 2, 26). Пусть каждый найдет себе дело по душе и силам, но не останется в стороне. Иудифь была скромной вдовой, но когда общество, ее сограждане хотели без боя сдаться врагу, она призвала народ к молитве и, рискуя жизнью, вышла на защиту своего города и всего царства, его святынь и земли. От каждого из нас зависит то, что будет происходить в нашей Церкви, в нашем Отечестве, в наших приходах, в наших семьях. Поэтому сейчас мы развиваем различные формы участия и обучения добровольцев — людей разного возраста и профессий — в разнообразных направлениях служения Церкви, в том числе и в «Синем Кресте».
- Отец Григорий, расскажите, пожалуйста, о добровольческом движении при Сестричестве.
Для того, чтобы Церковь осуществляла свое служение в мире, нужен корпус активных мирян-добровольцев. Кроме того, каждый христианин призывается обрести милующее сердце — стать милосердным. В приходе должны быть созданы площадки, на которых люди могли бы учиться деятельной любви и милосердию. Большинство добровольцев — люди семейные и работающие. Из своего свободного времени они могут выделить на милосердные дела 2–3 часа в неделю. Участники добровольческого движения имеют возможность узнать о служении мирян в Церкви, увидеть перспективу своего духовного роста.
— А как можно узнать о добровольческом движении «Синего Креста» поподробнее?
Каждый год в рамках благотворительной акции «Синий Цветок» планируется проводить встречу прихожан с братьями и сестрами милосердия «Синего Креста», где они будут рассказывать о различных направлениях своего служения и предлагать формы и варианты участия в этом добровольцев. Информация о служении размещена также на наших сайтах Духовно-просветительского центра и Дома милосердия.
— Матушка, расскажите, пожалуйста, о вашей с батюшкой семье и детях.
Нашей семье в 2016 году исполнится 25 лет. Познакомились мы с батюшкой, когда учились в Музыкальном училище им. М. П. Мусоргского. Затем — годы обучения в Консерватории и Педагогическом институте и начало нашей семьи. Я благодарна Богу за то, что главой нашей малой Церкви стал человек, который никогда не соглашался на полу-истину, полуправду. Эта способность не останавливаться на полпути помогла мужу найти смысл и содержание жизни — Христа и Его Церковь. Вот так и развивалась наша семья — вокруг этих главных и дорогих сердцу ценностей жизни.
Так и росли дети: сын — Николай и доченька — Серафима. Сын закончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию, рукоположен в священники, магистр педагогики. До семинарии и армии во всем помогал на приходе — был звонарем, чтецом, певчим, преподавал на детском отделении. В воинской части, по милости Божией, помогал отцу Анатолию — полковому священнику его части — в совершении богослужений, подготовке солдат к Таинствам, проводил духовно-просветительские беседы в ротах. Серафима — сейчас матушка Серафима, выпускница хорового отделения Колледжа культуры и искусств. Дети выросли в Церкви. Вместе с Серафимой мы сейчас с большой радостью занимаемся с хорами нашего Духовно-просветительского центра, вместе поем на клиросе, вместе готовим и проводим различные мероприятия в приходе. Огромной радостью для всей семьи является то, когда мы, паломничая, совершаем богослужение в каком-то святом месте или вчетвером поем на клиросе.
— Спасибо большое. Батюшка, позвольте последний вопрос: что бы вы пожелали братьям и сестрам «Синего Креста»?
Я хотел бы им пожелать, чтобы через их служение наша Церковь становилась еще более крепкой и красивой.
Духовно-просветительский центр им. свт. Иннокентия Московского: http://cpsim.ru/
Материалы по теме:
Служение сестер "Желтого креста"
Отделение «Красный Крест» сестричества милосердия св. мц. Татианы
Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Начались работы по строительству храма свт.Василия Великого - закладка состоялась 9 февраля 2017 года, принимаются имена на вечное поминовение на сваи. Устроена дорога на стройплощадку, установлена мойка для колес выезжающей техники, ведется работа по разметке свайного поля для храма. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!
Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!