Расписание богослужений Наши издания События Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Разговор со священником   О правильном выборе

Разговор со священником

О правильном выборе

Сегодня наш всеобщий праздник: день памяти преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского. Его жизнь складывалась богоугодно благодаря принятию правильных духовных решений, за что Господь посылал ему соответствующие благословения.

В детстве этот святой был окружен благочестивыми людьми. В частности, видел пример своего брата Стефана, который стал монахом. Оба брата происходили из рода боярского. Будучи представителями состоятельного сословия, по-нашему это средний класс, ближе к высшему, бояре в то время часто не кичились своим статусом. Многие из них становились людьми глубоко верующими, даже постригались в монашество. Это не было данью моде. Для многих высокопоставленных людей того времени понимание вторичности материального и мирского было совершенно естественным и нормальным. Мы недавно праздновали память благоверных князей Петра и Февронии — они тоже постриглись в монашество. Александр Невский стал монахом в конце своей жизни. Такова  была норма жизни человека: от мирского и временного естественно перейти к другому — к тому, что дарует Царствие Небесное.

Имея перед глазами примеры духовно богатой жизни, естественно было увлечься ею. Увлекся и Сергий, вслед за братом захотел встать на монашеский путь. Но что же услышал он от своих родителей? «Сынок, не торопись, монахом ты еще станешь, все у тебя впереди, ты еще молодой. А нас, родителей, кто упокоит? Твой брат ушел в монастырь. Ты младший, ты  наше родительское утешение. Не лишай нас его. Подожди. Сперва упокой нас, а уж потом иди служить Господу». Вот такое благословение получил от преподобных Кирилла и Марии их сын. Мы знаем, что это были очень благочестивые люди, святые угодники Божии, и они тоже постриглись в монашество, и Господь их прославил в лике святых нашей Церкви.

Как же поступает преподобный Сергий? Перед ним стоит выбор: либо удовлетворить свое желание (а оно, казалось бы, в высшей степени духовное, но «свое» — как соблазн для многих современных нам юношей и девушек, детей и даже взрослых людей) или пожертвовать своим хотением ради того, чтобы сделать благо сердцу ближнего, в частности, родителей. Заповедь Божия о почитании родителей — крайне важная. Ее несоблюдение сокращает жизнь человека, да и ничего хорошего в жизни не получается у тех, кто презрел родительское благословение или просьбу. И преподобный Сергий делает свой выбор: он остается с родителями. Зато потом он станет игуменом земли Русской, ее величайшим святым. До сих пор его образ, его молитва отражается на России, современном нашем Отечестве. Такое ощущение, что он не 800 лет назад почил, а живет рядом с нами. Господь наделил его многими дарами и дал возможность защитить и прославить Церковь и Отечество.

Этот самый первый духовный выбор Сергия Радонежского бесконечно важен и для него, и для нас как пример. Мы часто руководствуемся своими так называемыми великими духовными пожеланиями и не замечаем, что совершаем выбор неправильный.

В одном из воскресных Евангелий мы читали, как Лука и Клеопа шли в Эммаус. Им встретился в дороге человек, которому было с ними по пути. Они не знали, что это Иисус Христос, но с интересом слушали, как Он толкует Священное Писание. Когда пункт назначения был уже близок, апостолы решили передохнуть: они были голодны, устали, идти по жаре в этой стране тяжело. Господь же притворился, будто хочет следовать далее. «Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его» (Лк. 24, 29–31). Поведение Христа в этом евангельском эпизоде очень показательно. Почему Он сделал вид, что Ему нужно идти в Эммаус? Все просто. Он хотел, чтобы попутчики проявили себя как Его ученики, чтобы сделали выбор: пригласить незнакомого человека, сотворив дело милосердия, накормив его и оставив с собой на ночлег, либо сказать: «Спасибо, друг, что ты нам про Писание рассказал, псалмы Давида растолковал. Иди своей дорогой, а мы тут без тебя поужинаем». Несмотря на скудость трапезы, они сделали правильный выбор, и Господь открылся им в преломлении хлеба.

Аналогичный выбор совершил и преподобный Сергий: он пожертвовал своим желанием в угоду родительским ожиданиям и получил сразу два благословения — родительское и Божие. Его решение было основано на христианской заповеди милосердия.

К сожалению, так происходит не всегда и далеко не со всеми. Причина в том, что наш эгоизм зачастую затмевает и наши желания, и то, что в этот момент необходимо сделать, может быть, с ущербом для себя, для своей карьеры, для своего успеха. Можно в этот день Богу благоугодить, а можно ремонт затеять, или, еще хуже, пойти на сделку с совестью.  И этот выбор повлияет на всю последующую жизнь. Поэтому история преподобного Сергия назидательна для нас не только как пример правильно принятого им решения, но и как образец отношения к родителям в целом.

Когда я читал пророчества святого праведного Иоанна Кронштадтского о нашем веке, то мне было непонятно, почему он написал, что ад в наше время наполнится детьми. Я думал: ну как такое может произойти? Дети чистые и невинные, они защищены родительской лаской и любовью. Но время идет, подрастает новое поколение, и становятся понятными эти слова. XXI век — это время дерзких детей, век наглости и непослушания родителям. Это перекликается и с Апокалипсисом, Откровением Иоанна Богослова, где говорится, что дети будут злоречивы, непослушны и непокорны родителям. Сегодня много бездетных детей, и когда люди вымаливают для себя деток, я всегда говорю: «Будьте осторожней, ваше желание может превысить желание и решение Божие». Но забывают об этом, забывают урок преподобного Сергия и все равно просят. Что дальше происходит? А дальше рождаются дерзкие дети, которые творят все, что им хочется, и родителям трудно совладать и с ними, и с самими собой. Отцы и матери раздражаются, становятся зверонравными существами, кричат на своих вымоленных чад и уже не рады им. Почему же? Вы же хотели? Вы получили. Теперь нужно со смирением принимать то, что нам дается, особенно то, о чем мы просили.

Одна женщина во что бы то ни стало хотела родить детей. Я ей говорил: «Не надо соглашаться на современные экстракорпоральные методы, искусственное оплодотворение и тому подобное. Это противоестественно и не доведет до добра» Она возражала: «Я хочу детей, и все!» Просто пунктик в голове: во что бы то ни стало добиться своего. Сделала, через современные методики родила двух девочек. Эти дети, долгожданные и вымоленные, до такого состояния ее довели, что как-то раз, идя с ними по улице Сантьяго-де-Куба, она, вконец вымотанная своими чадами, бросила: «Глаза бы мои вас не видели». Тут же сверху на голову ей упала тяжелая ветка и повредила глаза. Женщина на время ослепла, получив серьезное вразумление. Ты же хотела! Ты свое желание поставила выше решения Божиего. Ты не стала ждать, пока Бог примет решение, все решила сама. Ну и что ты получила? Вместо благословения — вразумление, наказание.

И это не единственный случай. Я часто слышу от подобных родителей: «Мы не знали, что так будет. Лучше бы мы этих детей не родили». Конечно, нельзя всех стричь под одну гребенку: переходного возраста никто не отменял, его придется просто перетерпеть. Но родителям все равно тяжело, и они каются: «Мы не знаем, как потерпеть, не знаем, зачем нам такие дети. Маленькими были такими хорошими и милыми, а теперь просто чудовища. Зачем мы их родили?» Вот он, XXI век, — век детей дерзостных, непослушных, непокорных, злоречивых! Сегодня мы все это, к сожалению, наблюдаем.

Насколько же важен для нас в связи с этим урок преподобного Сергия! Оказывается, великие духовные дела строятся не на том, что ты загорелся и побежал сломя голову что-то такое осуществлять, как многие загораются: туда, сюда, в монахи уйти, в пещеру залезть, на скалах молиться… ружье схватить и побежать на фронт, не подумав, не благословившись и т.п. и вот оказывается, что все благословения величайший русский святой получил лишь после того, как утешил родителей. Какой подвиг он при этом совершил? По нашему понятию, никакого: просто остался с ближними, нуждающимися в его каждодневном участии. И за это он и получил тысячу благословений Божиих для того, чтобы стать великим Его угодником, основать Лавру и своими молитвами и трудами преобразить все наше Отечество.

Все начинается с маленького. Подвиги будут со временем, потом, а сначала совершаются выборы, и они очень важны с точки зрения милосердия, порядочности, совести, ответственности за свои поступки, рассудительности, исполнения их в церковном духе.

Я хотел бы, чтобы этот пример нашего великого святого был для вас всегда решающим, когда вы выбираете: последовать своим великим духовным желаниям или благоугодить Богу, своим родным и близким, родителям. Результаты будут соответствующими. В одном случае: «Глаза бы мои не видели этих детей», — а в другом: «Спасибо, Господи, что дети меня слышат, что они мне принесли утешение, и дай им все потребное, чтобы их дальнейшая жизнь складывалась благополучно под сенью Твоею».

Это очень важный и сложный вопрос. Пускай поступок молодого Варфоломея, будущего преподобного Сергия, послужит нам всем в назидание. 

8 октября 2023 г.

Память преподобного Сергия Радонежского

Новости

Статьи