Нужна помощь

  • Сбор для Новиковой Тамары

    Дорогие братья и сестры! По благословению прот. Сергия Филимонова открываем сбор для инвалида Новиковой Тамары Александровны. Нужно оплатить дорогостоящий препарат для лечения Б.А.С. Сумма к сбору – 100 000 руб. На 23.09.2018 собрано 97 534 руб.(+3 192 руб. за неделю).

  • Дом милосердия: забиты сваи храма свт. Василия Великого

    Продолжаются работы по строительству храма свт. Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Мы нуждаемся в вашей поддержке! В сентябре собрано: 3 769 руб.(+378 руб. за неделю)

Новости

  • 29 сентября приглашаем в паломническую поездку Золотая осень в Царском селе

    100-летию памяти расстрела Царской Семьи посвящается поездка в Царское село: Феодоровский собор. Ратная палата. Знаменская церковь. Храм прп. Сергия Радонежского. Софийский и Екатерининский соборы. Екатерининский парк

  • Паломническая поездка по святым местам Урала

    «Уральская Голгофа» - приглашаем в поездку 16-22 октября 2018 года по маршруту Екатеринбург – Верхотурье – Алапаевск – Меркушино – Екатеринбург, включая крестный ход из Екатеринбурга до Ганиной Ямы (9 км). Посвящается 100-летию памяти расстрела Царской Семьи.

Введите ваш e-mail и будьте в курсе наших мероприятий и многого другого

Борьба со страстью чревоугодия на основе святоотеческого учения

Состояние ума, его подвижность и острота тесно связаны с состоянием чрева. О влиянии количества и качества пищи на состояние души, качество молитвы. Прикрытое чревоугодие. Из сборника "Страсть чревоугодия и борьба с ней".

Влияние чревоугодия на состояние ума

Святоотеческий аскетический опыт говорит о том, что состояние ума, его подвижность и острота тесно связаны с состоянием чрева.

  • «Воздержание измождает плоть, а многоядение делает грубым ум.
  • От множества снедей грубым делается ум, а доброе воздержание очищает его.
  • Снеди употребляй простые и необходимые, чтобы ум твой не огрубел в объядении, пьянстве и печалях житейских (Лк. 21, 34). Ибо одержимые подобною страстью и блуд ставят не в блуд, и прелюбодеяние не в прелюбодеяние, и не отрицаются от всего того, что делают язычники, не ведающие Бога; но все это совершают небоязненно, ничем не отличаясь от свиней в грязи; не памятуют ни о законе, ни о пророках, ни о Самом Господе, вочеловечившемся на разорение беззаконного греха. Не будь же пристрастен к мясам и к винопитию, чтоб не сделать тебе ум твой неспособным к принятию духовных дарований.
  • Не услаждайся банями, питиями и множеством мяс, чтоб не впасть тебе в неодолимые опасности, погрешив в чем-либо важном» (Св. Ефрем Сирин. Добротолюбие. Том II).
  • « ...жизнь сытная в довольстве погружает ум в глубокое усыпление.
  • Пресыщение пищею питает помыслы, и упившийся напоевает сон мечтою» (Прп. Нил Синайский).
  • «Ум постящегося молится трезвенно, а ум невоздержного исполнен нечистых мечтаний. Насыщение чрева иссушает источники слез, а чрево, иссушенное воздержанием, рождает слезные воды» (Св. Иоанн Лествичник).

Святоотеческое учение о влиянии количества и качества пищи на состояние души

  • «Как во множестве навоза рождается много червей; так и от множества яств происходит много падений, лукавых помыслов и сновидений (срамных)» (Св. Иоанн Лествичник).
  • «Обуздывающий чрево умаляет страсти; а побеждаемый многоядением размножает сластолюбные похоти.
  • Дорогие яства услаждают гортань, но питают и неусыпного червя похотливости» (Прп. Нил Синайский).
  • «Когда предложены куски (остатки), не гнушайся и кусками; ибо Господь повелел ученикам Своим собрать избытки укрух, да не погибнет ничтоже (Ин. 6, 12).
  • От множества снедей грубым делается ум, а доброе воздержание очищает его.
  • Многоядение и многопитие в настоящем только имеют приятность, а на следующий день оставляют в помысле неприятность и расслабление» (Св. Ефрем Сирин).

Винопитие и его роль в чревоугодии

  • «Признаки доброй жизни в ...— смиренномудрое воздержание от винопития и многословия. Кто любит их, тот не доведет до конца доброй жизни.
  • Не принуждай ...своего пить вино до опьянения, хотя бы издавна он употреблял его; ибо корабль строится долгое время, а сокрушается мгновенно от одного удара.
  • Укоризна человеку — упиваться вином; видев многих, никого не нашел я подобным упивающемуся.
  • Человек упивающийся и раздражительный возмущает души ..., и посрамление его постоянно при нем.
  •  Человек, выпивающий вечером, делает и говорит, что не должно, и поутру раскаивается; но если опять сыщет вино, снова поступает так же.
  • Не пей вина до упоения, хотя упрашивают тебя находящиеся с тобою друзья; ибо если одолеет тебя вино, то упрашивавшие тебя прежде всех соблазнятся тобой.
  • Не пей вина до упоения в угождение людям; ибо тогда будет тебе великий стыд, когда найдут тебя упившимся.
  • Не прельщайся насыщением чрева и не упивайся вином, в нем же есть блуд (Еф. 5, 18). Ни в чем нет тебе пользы, кроме одного — исполнять волю Божию» (Св. Ефрем Сирин).

Чревоугодие и молитва

Состояние чрева также непосредственно связано с качеством молитвы.

  • «Отощавшее чрево приуготовляет к бдению в молитве, а преисполненное наводит глубокий сон.
  • Молитва постника — парящий в высь орлий птенец; а молитва угостившегося ниспадает долу, тяготимая пресыщением» (Прп. Нил Синайский).

Воздержанное тело легко управляемо умом. Дух господствует, а плоть подчиняется. Человек возвращается к своему естественному первоначальному устроению — дух, душа, тело — господству первого над вторым и второго над третьим.

  • «Курение фимиама облагоухает воздух и молитва воздержного — Божие обоняние» (Прп. Нил Синайский).

Прикрытое чревоугодие

Можно быть воздержанным внешне, объядение свое лукаво прикрыв благими повязками. Это нисколько не излечивает от сей болезни.

  • «Раб чрева изыскивает, какими снедями почтить праздник; а раб Божий помышляет, какими бы дарованиями ему обогатиться.
  • Когда пришел гость, чревоугодник подвигается на любовь, подстрекаемый чревонеистовством; и думает, что случай сделать пришедшему утешение есть и для него разрешение на все. Посещение другого принимает за предлог, разрешающий пить вино; и под видом скрытия добродетели делается рабом страсти.
  • Часто тщеславие враждует против объядения; и сии две страсти воюют между собою за бедного монаха, как за купленного раба. Объядение понуждает разрешать, а тщеславие внушает показать свою добродетель, но разумный человек избегает той и другой пучины, и умеет пользоваться удобным временем для отражения одной страсти другою» (Св. Иоанн Лествичник).

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Продолжаются работы по строительству храма свт.Василия Великого - установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Назад к списку

Похожие материалы:

  • Копилка

    Господь призвал нас собирать сокровища нетленные. Будем делится друг с другом опытом христианской жизни - истинным богатством, чтобы пополнялись наши «копилки». В храме Державной иконы Божией Матери есть благочестивая традиция - ежегодно 10 ноября прихожане во главе с настоятелем приезжают в Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь.

  • Батюшка, который вымаливал церкви

    11 ноября - день успения в жизнь вечную архимандрита Пантелеимона (Борисенко) (1929–1995 гг.), монаха Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря. Архимандрит Пантелеимон — духовный отец протоиерея Сергия, благословивший его рукоположение и строительство нашего храма.

  • Лечение и охранение от страсти блуда

    Блудные помыслы. Признаки и степени поражения блудной страстью. Признаки и степени чистоты и целомудрия. Образцы молитв для преодоления похоти. Окончание сборника "Страсть блуда и борьба с ней".