Нужна помощь

  • Дом милосердия: забиты сваи храма свт. Василия Великого

    Продолжаются работы по строительству храма свт. Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Мы нуждаемся в вашей поддержке! Апрель на 22.04.2018 собрано: 90 475 руб.(+ 5907 руб. за неделю).

  • Помощь сайту DOMMIL.COM

    За время работы сайта мы с вами собрали более 2,5 млн. рублей и помогли нуждающимся и строительству Дома милосердия. Продолжаем сбор на ежемесячную поддержку сайта. Апрель собрано 797 руб. (+ 4 руб. за неделю).

Новости

Введите ваш e-mail и будьте в курсе наших мероприятий и многого другого

Позаботьтесь о своих усопших!

Из проповеди прот. Сергия Филимонова

Общение живых и усопших во время заупокойной службы

Спеша в храм на литургию в родительскую субботу, я вижу людей, которые так же торопятся в храм, и вижу людей, идущих из него. Куда же идут эти люди из храма, если служба еще не началась? Хорошо вы делаете, братья и сестры, когда поминаете усопших, когда пишете записочки. У каждого своя семейная ситуация, у каждого свои возможности и своя степень веры. И если у вас хватает силы придти в храм написать записку, хорошо вы делаете. Но этого недостаточно для того, чтобы усопшие обрели покой души и для того, чтобы вы обрели то умиротворение по отношению к своим усопшим братьям и сродникам, которое подает человеку православная заупокойная молитва.

Когда человек приходит в храм Божий и не только подает записочку, но соучаствует в заупокойной молитве, чему подобно это? Это подобно тому, как если бы некто набрал телефонный номер, желая поговорить с родным и близким человеком, о котором изболелось его сердце и голос которого он бы хотел услышать. Подняли с той стороны трубку, и вы услышали любимый голос, почувствовали человека сердцем. И вроде бы человек находится за тысячу километров от вас, но для любящего сердца нет расстояний, и вы чувствуете биение сердца человека, который с вами говорит по телефону, и тембр его голоса задевает струны вашей души. Вот так, когда вы молитесь на заупокойной службе в храме, в этот момент два сердца соединяются, соединяются две души человеческие, живого и умершего. Сердечные чувства передаются и от земли на небо, и с неба на землю — и две души соединяются. Таким образом происходит общение усопших и живых, таким образом грань смерти становится всего лишь гранью, а не неким инаковым состоянием, и мы понимаем, чувствуем своей душой усопших — что они живы, что они молятся за нас, и мы утешаем их, и они утешаются от нас.

Усопшим нужно движение нашей любящей души!

А вот теперь представьте, что человек пишет записку о поминовении, а сам уходит из храма еще до начала службы. Он, казалось бы, все сделал: записку написал, и в храм пришел, и немножко поморозился по дороге. Но поднимает на той стороне трубку его усопший сродник, ему как бы звонят — а кто звонит? Мы, священники, звоним.

Мы ему звоним, набираем его небесный номер, читаем его христианское имя, которое было наречено ему во время земной жизни. Он поднимает, бедный, трубку, а в ответ голоса родственника не слышит. И говорит: «Кто это?» И мы, священники, говорим: это мы, священнослужители, ходатайствующие за вас по оставленным за вас запискам.

Вот и подумайте, что могут чувствовать усопшие сродники, когда, подняв небесную трубку, они стараются говорить с живущими на земле и не слышат их голоса, не слышат биения их сердца, не слышат, не чувствуют движения их любящей души.

Когда человек остается в храме и молится — не только подает записки — он передает движение своей любящей души. А что еще нужно усопшему? Не формальная память, — поставил галочку в заупокойную субботу и ушел, — ему нужно движение любящей души. Ведь именно наша любовь является той силой, которая поддерживает человека там, за пределами земного бытия.

Мы, врачи, знаем семьи, в которых живут дети-инвалиды, которые давно бы должны были умереть, потому что у них тяжелое состояние, тяжелое заболевание. Но, окруженные заботой, любовью своих родных и близких, любовью сердца, они удивительным образом вопреки всем законам природы продолжают жить. Мы приходим к ним домой и видим ползающих, пускающих слюни, писающихся детей, пораженных церебральным параличом, и мамочку, которая за ними бегает, пестует их, целует, подтирает, умывает, и — удивление, — эти дети растут вопреки всем законам бытия.

И в то же время мы видим людей, которых бросают в дома престарелых; мы видим людей, которых оставляют в интернатах; от которых отказываются дети, выгоняют на улицу; и мы видим, как за год, за два эти матери и отцы сгорают и погибают, будучи иногда практически здоровыми.

Мне рассказывали об одном человеке, которого сдали в приют по немощи, он был здоров как бык, но через два года его не стало. Он умер в интернате. Почему? Потому что его на напояло чувство любви, чувство памяти родственников, чувство духовной внутренней поддержки.

Если живые умирают досрочно, когда мы им не додаем того, чего надо, что же испытывают усопшие? Вот вопрос. И то, что случается с живыми, пускай будет ответом на вопрос о том, что происходит с мертвыми.

Молитесь за усопших «душою болящею»

Когда Господь дает нам возможность помолиться за прошедших земную жизнь и перешедших за грань смерти, мы должны помнить, что наша обязанность дать им силы перенести все то, с чем они встретятся там, дать им любовь, по которой Господь будет судить и их, и нас с вами. Об этом вопиял в письмах к духовным чадам еще святитель Феофан Затворник: «Бог внимает молитве, когда молятся болящею о чем-либо душою. Если никто не вздохнет от души, то молебны протрещат, а молитвы… не будет».

Это строгое слово святителя обращено и к нам с вами, ибо когда стоим мы в храме, иногда сердце наше бесчувственно к нашим близким. Мы можем стоять здесь телом, но быть нечувственными к ним своей душой, не просить, чтобы Господь всех знаемых и не знаемых рода нашего упокоил в сени праведных. Мы не болеем о тех, которые находятся там на краю пропасти, в адских глубинах, мы их не чувствуем.

Но чем больше мы молимся за усопших, тем яснее наше сердце удостоверяет какова их участь; наше сердце удостоверяет, что связь между живыми и усопшими нераздельно существует. Посему, да не поленимся не просто писать в записках имена, а сердцем о каждом имени, которое мы подаем, воздыхать и просить, чтобы Господь, — тем более если мы знаем, кто, как и чем согрешил, простил этому человеку, помиловал его и дал ему лучшую участь в Царствии Небесном.

Из проповеди прот. Сергия Филимонова

Материалы по теме:

Расписание Богослужений

Проповеди прот.Сергия Филимонова на Родительские субботы можно почитать в этом сборнике (68 стр., 2016 г.). Продается в церковной лавке храма Державной иконы Божией Матери (СПб, пр. Культуры, 4). 

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Начались работы по строительству храма свт.Василия Великого - закладка состоялась 9 февраля 2017 года, принимаются имена на вечное поминовение на сваи. Устроена дорога на стройплощадку, установлена мойка для колес выезжающей техники, ведется работа по разметке свайного поля для храма. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

 

 

Назад к списку

Похожие материалы:

  • Обличение пророка Аггея

    …Пророк Божий Аггей, память которого Церковь празднует сегодня, взывал к жителям разоренной Израильской земли: «Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька… Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. — За что?" Из проповеди прот. Сергия Филимонова

  • Каждому возрасту подобает свое поведение

    Дорогие мои, всему свое время. Мы должны учиться соответствовать своему возрасту, своему положению, учиться реализовывать себя как мать, отец, бабушка, дедушка, сын, дочь — и все это в свое время. Пускай пример преподобной Евфросинии воодушевит вас. Из проповеди прот. Сергия Филимонова

  • О сожительстве вне брака

    «Гражданский брак» — не брак, а незаконное сожительство. Неустроенность жизненная толкает на грех блуда. Расплата за грех блуда. Из проповедей протоиерея Сергия Филимонова, сборник "Страсть блуда и борьба с ней".