Нужна помощь

  • Сбор для Широких Нины Николаевны

    По благословению прот. Сергия Филимонова открываем второй этап сбора на протезирование зубов для Широких Нины Николаевны. Сумма к сбору - 148000 руб. На 11 августа собрано 73% от необходимой суммы - 108 655 руб. (плюс 3704 руб. за неделю).

  • Дом милосердия: завершены работы по устройству въезда на стройплощадку

    Новости строительства: работы по устройству второго въезда на стройплощадку Дома милосердия завершены. Мы нуждаемся в вашей поддержке! В августе 2019 на Дом милосердия собрано: 13093 руб. (+12510 руб. за неделю).

Новости

Введите ваш e-mail и будьте в курсе наших мероприятий и многого другого

Из истории врачевания на Руси

Точных дат появления больниц на Руси пока не найдено. Но не подлежит сомнению, что возникали они одновременно с монастырями. Первое упоминание о монастырских больницах, дошедшее до нас, относится к X веку — времени княжения Владимира Святого. В «Уставе святого князя Володимира, крестившего Русскую землю» упоминаются бани, больницы и «врачи их». По словам Н. М. Карамзина, лечцы и больницы были «отчуждены от мирского ведомства», и в ряде летописей («Книга степенная царского родословия», Смоленская грамота, Устюжский летописный свод и др.) лечцы назывались «люди церковные богадельные» и находились они в ведении Церкви, как и монастырские больницы, гостиницы, странноприимницы: их «не подобает судити ни князю, ни боляром, ни судиям их». Основную роль в медицине играли именно монастырские врачи, хотя несомненно существовали и врачи из мирян.

Основатели русского монашества и Киево-Печерской лавры (1051) святые Антоний (983–1073 гг.), память которого мы празднуем сегодня, и Феодосий Печерские (ок. 1036–1090 гг.) отличались самоотверженным служением страждущим. С христианской любовью ухаживал за больными св. Антоний, которому во врачевании помогал преподобный Агапит (?–1095 гг.), прозванный врачом безмездным. Никому не было отказа в помощи, ни богатому, ни бедному, ни знатному, ни самому простому горожанину и селянину. Святой Феодосий вблизи Печерской обители создает особый дом для нищих и увечных: слепых, хромых, прокаженных и других недужных. Необходимо сказать, что все расходы по призрению всех этих многочисленных больных берет на себя монастырь, который отчисляет туда десятину от своих доходов. Таким образом, эти учреждения стали прообразом монастырских больниц, странноприимниц и амбулаторий на Руси

Больницы при монастырях, упоминаемые в старых летописях, не представляли собой лечебных заведений в нашем понимании. Это были скорее приюты, главной целью устроителей было не лечение, а призрение, хотя врачебное искусство здесь весьма почиталось. В настоящем смысле больничные заведения на Руси появляются после 1682 г., когда по указу царя Феодора Алексеевича было поведено устроить в Москве «две шпитальни».

В связи с упразднением Петром I патриаршества на Руси (1709 г.) состояние всех богоугодных заведений резко ухудшилось. Многие богадельни если и не закрылись, то пострадали. Помещения заменялись на более простые, средства на благотворительность сократились и отпускались централизованно из Синодального экономического правления.

Однако все же предписывалось на доходы с монастырских вотчин строить странноприимницы и лазареты для «престарелых и здравия весьма лишенных, кормиться собой не могущих».

Петр I ввел особое положение для раненых. Во время военных кампаний они распределялись по монастырям, где их кормили, лечили, духовно и материально поддерживали.

С 1764 г. богадельни разрешено открывать частным лицам. Известными жертвователями стали князья Голицыны, граф Шереметев и др.

Однако при ряде монастырей богадельни продолжали существовать. Причем нередко понятия «богадельня» и «больница» соединялись. В Саровской пустыни существовала больница, на самом деле богадельня, где жили монахи, которые по возрасту или самочувствию не могли себя обслуживать. Прекрасно оборудованная больница для монахов на 12 кроватей открылась в 1891 г. Вскоре она стала оказывать помощь всем приходящим. Все, в том числе и выдача лекарств, было бесплатно. За 1894 г. медицинская помощь оказана 3500 человек, пришедшим в Саров.

Год с Настоятелем. Православный календарь 2016

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Продолжаются работы по строительству храма свт.Василия Великого - установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Назад к списку

Похожие материалы:

  • Роль психолога в жизни православной общины

    Мы часто посылаем к психологам людей, которые, например, страдают разного рода зависимостями. И в других сложных ситуациях тоже. И психолог уже досконально выясняет, что у этого человека не ладится. Протоиерей Сергий Филимонов, доктор медицинских наук

  • Молитва в больнице

    В больничных церквах, как правило, служат специальные молебные пения о болящих. И, участвуя в них и подавая поминальную записку о здравии, вы способствуете своему выздоровлению. Протоиерей Сергий Филимонов, доктор медицинских наук

  • Пожилой возраст - взгляд геронтолога, священника, психолога

    О глобализации старения, о том, что влияет на долголетие, психологических особенностях людей преклонного возраста, этических и духовных аспектах помощи пожилым родственникам.