Расписание богослужений Наши издания События Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   О не слышащих правду Божию

Статьи

О не слышащих правду Божию

Проповедь прот. Сергия Филимонова от 01.03.2023, Седмица 1-я Великого поста, Великий канон Андрея Критского

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!  

Поучение из книги Г.И.Мансветова «Училище благочестия или Примеры христианских добродетелей, избранные из житий святых» о том, до какой степени злочестие иногда ожесточается против добродетелей и не видит истины и как нам быть, когда нас не слышат.

«Греческий царь Феофил, упорный иконоборец, возвратил из заточения святейшего патриарха Мефодия, великого поборника Православия, единственно ради того, чтобы иметь ученого и мудрого собеседника. Ибо Феофил, любя науки, намеревался восстановить в Царьграде опустевшие училища, а святой Мефодий был в то время муж просвещеннейший и сколь ревностный защитник христианской веры, столь же мудрый советник в делах государственных.

Наемник не преминул бы пожертвовать истиной для этой царской милости. Но Мефодий, как добрый пастырь, хотел воздать кесарева кесареви обращением его на путь истины. Он опять начал пререкаться с иконоборцами и проповедовать поклонение святым иконам, отнюдь невзирая в праведном деле на гнев императора. Феофил, со своей стороны, хотя видел в этом первосвященнике преткновение своим злочестивым намерениям, но, имея в нем нужду, терпел до времени и, подавляя лютую досаду, наружно оказывал ему свое благоволение.

Между тем у греков загорелась война с сарацинами, Феофил, сам предводительствуя войсками, взял с собою и святого Мефодия, будто для молитвы и собеседования, но на самом деле по одному только подозрению, чтобы любимый народом архипастырь в его отсутствие не воздвиг возмущения против иконоборного правительства. Преданный превратному уму — делать непотребства, воображал, что святые люди всего более способны быть мятежниками! Но это было только началом оскорбления избранных Божиих: вскоре обстоятельства, вместо обращения императора на путь истинный, умножили в нем ожесточение.

Агаряне разбили греческое войско, так что сам Феофил едва с малым остатком избавился от плена. Тогда-то иконоборец обнаружил весь гнев на святого Мефодия и, обратив всю вину поражения единственно на него, с ругательством утверждал: «Из-за того Бог отнял у нас победу, что имеем в воинстве идолопоклонство и поборника идолопоклонствующих». Первосвященник с кротостию представлял, что Господь прогневался за Свое поругание на святых иконах и потому даровал врагам победу над ними. Что царь должен приписывать свое спасение малому числу избранных, находящихся в его воинстве, а если не могли они отвратить совершенного поражения греков, тому причиной заблуждение царя как первой особы, как главы их отечества. Святой Мефодий возвещал истину Духом Святым; но ожесточенный Феофил наложил ему раны и осудил на ужаснейшее заточение.

Вот до какой степени ожесточается и бывает слеп нераскаянный грешник! Он приписывает гнев Божий таким делам, на которые Бог ниспосылает Свое благословение, и ждет благословения Божия на те дела, на которые давно излилась полная чаша Небесного гнева».

Бесполезно увещевать духовно слепого

            Из прочитанных житий, дорогие братья и сестры, извлечем урок: бесполезно говорить о евангельском учении с духовно слепым человеком. Только молитва и милость Божия могут ему помочь. Но в некоторых случаях, как вы слышали, и это не помогает, потому что ожесточение человека достигло крайнего предела и Господь уже принял Свой суд о нём. Словами назидания вы только вызовете ненависть и гнев к себе, желание мстить и приносить вам зло. Ваши слова будут как об стену горох. И не надо стараться во что бы то ни стало пробить эту стену лбом. Лбом стена не пробивается. Только разобьешь свой лоб и ничего полезного не получишь.

Мóлитесь и не знаете, о чем просите!

            Это не значит, что не нужно говорить с безумцем. Увещевать нужно исходя из соображений целесообразности, ибо человек может понять все превратно на 180 градусов. Вы захотите сделать ему благодеяние, а он воспримет это как некое зло. Вы станете источником бед в глазах такого слепого, и он обратится и начнет вам мстить.

Иногда помолятся усердно родственники о спасении прельщенного или духовно погибающего, а на следующий день тот попадет в реанимацию, в больницу или другие беды на него свалятся. И начинает страдалец превратно толковать: что же вы, родственнички, за меня молитесь и не знаете, о чем просите! А они, руководствуясь Священным Писанием: «И все, что ни попросите в молитве с верою, полýчите» (Мф. 21, 22), — и в самом деле не знают, чего просят. Ибо Господь для духовно слепого и глухого не видит иногда другого исправления, кроме как жесткого вразумления.

Мы, священники, знаем, что просим у Бога, и всегда предупреждаем вас, что для исправления заблудшего Господь может обрушить на него беды и несчастья, как некогда на императора Феофила, об обращении которого молились его жена Феодора и св. Мефодий. Так, после поражения христиан и гибели родного города Феофил заболел и умер от «истечения желудка». Умирая, он примирился с православием и почтил поднесенную Феодорой икону.

И святых Божиих не слышали

Сегодня мы празднуем память двух великих святителей: прп. Маруфа, епископа Месопотамского и сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси.

Епископу Маруфу Месопотамскому благоволил персидский царь. Царю и царскому сыну Господь посылал разные болезни, и правдою Божией, силой Христовой преподобный исцелил их. Своей миссионерской деятельностью он восстановил православие в персидской земле. Но зороастрийцы-огнепоклонники вступили с прп. Маруфом в противоборство. Несколько раз он был на волосок от гибели: царь Издегерд хотел его убить по клевете, но Господь удивительно хранил святого. Завистники и клеветники желали ему смерти, но сами были к ней приговорены. Также прп. Маруф обрел мощи персидских мучеников и перенес их в город Мартирополь — «город мучеников» в переводе с греческого. Он мирно скончался в своей митрополии, но Господь не захотел ему славы в этой земле и мощи св. епископа были перенесены в землю египетскую.

Патриарх Ермоген, священномученик и чудотворец русский, во времена Смуты увещевал литово-польские войска уйти с исконно русских земель и не преследовать Православие, дабы не постигла их гибель. Но они его не слышали. И потерпели поражение. Земля русская была освобождена от иноземцев и предателей, только патриарх Ермоген не увидел этой победы. Он был замучен голодом даже до смерти, положив душу свою за Отечество и за правду Божию.

Люди слепые и глухие ничего не слышат и делают все для своей погибели. Бесславно ушли поляки из Кремля, бесславно ушли их помощники-бояре, предавшие свое Отечество. И сегодня некоторые бояре продают нашу Родину, но и они бесславно уйдут с нашей земли. «Время и случай на всех» — говорит святой Екклесиаст.

Божий Промысел на каждого человека

Многие люди не хотят жить по Богу, но мы должны быть терпеливы к ним. Если мы видим какую-то неправду в человеке, то, как мы слышали в сегодняшнем поучении, должны неустанно молиться о его просвещении, с кротостью увещевать к исправлению и великодушно принимать ответное непонимание или даже жестокосердие. Не роптать, не возмущаться, а понимать, что Божий Промысел на каждого живущего человека. Наше дело духовно трудиться ради обращения ближнего, а Господь Сам управит, что это будет в результате: испытание, мучение, смерть или же Он оставит человека нетронутым.

Только кровью Христовой может быть человек спасен от своего нечестия и заблуждения. Запаситесь терпением и не насилием, как сектанты, а кротким убеждением и молитвой старайтесь обратить заблудшего к Спасителю. Человек встанет на путь покаяния, если на то есть Промысел Божий, или как греческий император ожесточится и начнет распространять вокруг себя зло, если Божьего промысла нет.

И будьте готовы к тому, что вас не услышат. Но не оставляйте молитву. Молитесь и воспитывайте в себе добродетель кротости и терпения, которая так необходима для общения с людьми окружающего нас безбожного мира. Аминь.

Новости

Статьи