Нужна помощь

Новости

  • Неофициально переболевшие COVID-19 петербуржцы смогут получить QR-коды.

    Жители Петербурга, которые переболели коронавирусом, но при этом не обращались к врачам, смогут получить документы, подтверждающие факт заболевания, при наличии положительного ПЦР-теста.

  • Готовимся к акции "Желтый цветок" 24 октября

    На акции собираются средства на рождественский праздник и подарки для пожилых подопечных сестричества св.мц. Татианы. Можно приготовить выпечку или изделие ручной работы для благотворительной ярмарки, принести подарок для одинокого пожилого человека.

Подать записки в наш храм через интернет. В меню ХРАМ --> Записки через интернет

Наследники

Честь отцов зависит от

благопристойности сыновей

или лучше, венцы сыновей

украшаются славою отцов.

свт. Иоанн Златоуст

Мы не выбираем время, в которое живем. И не выбираем место своего рождения, зато в наших силах любить родную землю, чтить предков, достойно нести память и честь рода.

Второе августа – день памяти священномученика протоиерея Иоанна Стеблин-Каменского. По промыслу Божию именно в этот день (предыдущие встречи срывались) мы беседовали с одной из представительниц семьи священномученика, иконописцем храма Державной иконы Божией Матери – Марией Ивановной Полторак.

Фото: Мария Ивановна Полторак, https://vk.com/marinpol

«В нашей семье все верующие, мама – Ольга Никитична Стеблин-Каменская (Муравьева) – иконописец. Я окончила художественную школу, затем пыталась поступить в Мухинское училище, но неудачно. Наблюдая, как мама пишет иконы, я заинтересовалась и стала ей помогать.

В 1990 году в Семинарии появился иконописный класс. Занятия проходили по вечерам, в дневные часы я принимала участие в создании иконостаса в храме святых Апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке.

Мой учитель реставратор-иконописец Голубев Сергей Иванович  разрешал сочетать учебу с практическими работами.

В 1997 году при Санкт-Петербургской Духовной Академии открылась иконописная школа, которую я окончила в 2001 году, в этом же году меня приняли в Союз Художников России.

Пустырь с травой

В храм Державной иконы Божией Матери нашу семью привел ныне покойный отец Димитрий Амбарцумов, внук священномученика Владимира Амбарцумова – одного из руководителей Русского Христианского Студенческого движения (РХСД), расстрелянного в Бутово в 1937 году.

По воле Божией со сщмч. Владимира Амбарцумова началась большая священническая династия – избрал путь священника его сын Евгений. Трое из восьми детей батюшки Евгения, в том числе упомянутый ранее отец Димитрий, стали священнослужителями. Продолжая добрую традицию, из одиннадцати детей Димитрия Амбарцумова трое предстоят Престолу Божию.

Мы с Ольгой Никитичной писали для отца Димитрия иконы, он, в свою очередь, познакомил нас с недавно рукоположенным иереем Сергием Филимоновым. Батюшка собирался с силами: нужны иконописцы и другие мастеровые люди – должно было начаться строительство храма.

 

Фото: иерей Сергий Филимонов, из архива М.И. Полторак.1996 г.  

То, что мы вошли в общину храма, упорядочило нашу духовную жизнь, мы стали регулярно посещать богослужения, появилось осознанное отношение к служению иконописца. Шел 1996 год, службы проводились при МСЧ №122, организовывалось Сестричество. Кроме меня в него вошли Екатерина Добровольская, Елена Устюгова и Елена Смирнова.

Фото: служба в коридоре 122 МСЧ, 1996 г. из архива М.И. Полторак.

Фото: посвящение в сестры милосердия, 122 МСЧ

Мы помогали пациентам больницы готовиться к Причастию, сопровождали батюшку во время Таинства. Я стала первой старшей сестрой Сестричества. Из-за возрастающих нагрузок сочетать обучение иконописи и служение в Сестричестве было трудно. Переезд нашей семьи в Сестрорецк решил дело окончательно. Иконы для отца Сергия я продолжала писать.

Фото: крестный ход у 122 МСЧ. М.И. Полторак в центре. На первом плане о.Николай Антипенко в детстве. 

Указывая на место, где предполагалось построить церковь, батюшка Сергий говорил, что когда-нибудь под куполом храма у иконописцев обязательно будет своя мастерская. Глядя на пустырь с травой, мы с мамой с трудом верили его словам.

Фото: в иконописной мастерской под куполом храма Державной иконы Божией Матери. https://vk.com/marinpol

Фамилии

В нашу семью входят многие старинные дворянские фамилии: Муравьевы, Родзянко, Голицыны, Стеблин-Каменские,  Мейендорфы, Трубецкие, Кейкуатовы и другие.

Муравьевы

Моя мама Ольга Никитична Стеблин-Каменская (в девичестве Муравьева) родилась во Франции, недалеко от Парижа в Суази-Су-Монтморанси в 1949 году.

Фото: мама Марии Ольга Никитична Стебюлин-Каменская

Моя бабушка по материнской линии – Мария Михайловна Родзянко, внучка действительного статского советника, гофмейстера Высочайшего двора, председателя Государственной думы Российской империи Михаила Владимировича Родзянко (1859-1924) и его супруги – княгини Анны Николаевны Голицыной (1859-1929).

Бабушка в годы ревлюции поступила в институт благородных девиц в Югославии, после с сестрой уехала во Францию.  В Париже она там познакомилась с Никитой Сергеевичем Муравьевым – поэтом, мыслителем и художником, в роду которого было 9 декабристов.

Юность Никиты Муравьева пришлась на годы революции и гражданской войны, в которой он не участвовал. Вместе с Белой армией Никита добрался до Константинополя. Закончив в Болгарии, г. Шумен русскую гимназию, уехал во Францию, где поступил в Химический университет в городе Тулузе.

Почти тридцать лет (до возвращения в СССР) Никита Сергеевич прослужил инженером на заводе. Незадолго до войны он женился на Марии Родзянко, в семье родилось четверо детей.

Фото: оккупация Парижа

В мае 1940 года немецкие войска начали наступление на Францию.  Париж, воспетый писателями и поэтами, запечатленный на полотнах художников и фотографиях, подвергся бомбардировке. Чтобы создать панику, вражеские самолеты совершили налет на город, единовременно сбросив около 1000 бомб. В середине июня французская армия сдала столицу без боя. Муравьевы собирались эвакуироваться, но не успели, глава семьи вернулся на завод.

«В Париже Никита Муравьев общался с близкими по духу людьми. Его талант художника и поэта признавали многие. Вот как отзывался о стихах Никиты Муравьева Корней Чуковский:

«Вы поэт Космоса, остро ощущающий вселенскую пустоту…стихи, которые при всей своей горечи порадовали меня: в них тонкая фактура, такая власть над образом – и такое большое дыхание».

По материалам Историко-культурного журнала «Наше наследие» № 78, 2006 год, авт. С.Н. Муравьев «Апокалипсис Никиты Муравьева»

Приведем одно из стихотворений Н.С. Муравьева:

«Как рудокоп, в пещере пробивая

Стальным клинком бока кремнистых скал,

Товарищу лопату уступает,

Не обретя сияющий металл, –

 

Не так ли я, искатель смысла жадный,

На склоне дня, когда придет конец,

Сыновних глаз не оскорблю неправдой,

Но молчаливо уступлю резец?»

13.07.1949 г.

Никита Сергеевич всегда хотел жить на Родине, но смог осуществить свою мечту только после смерти И.В. Сталина. Поскольку репатриантам не разрешалось жить в столицах, семья Муравьевых поселилась на Украине в городе Рубежный, а когда стало возможно – в Москве. Никита Сергеевич Муравьев умер в 1965 году в г. Рубежном.

Родзянко

По семейному преданию одним из предков семьи Родзянко был святитель Афанасий Лубенский. Святитель Афанасий III Пателарий трижды был Константинопольским патриархом в период с 1640 по 1650 годы.

Уже в XX веке из родственников семьи Родзянко вышло много известных в России церковных деятелей – епископ Василий (Родзянко), протопресвитер Иоанн Мейендорф, протоиерей Николай Ребиндер.

Моя бабушка Мария Михайловна Муравьева (урожденная Родзянко, 1909-1982) приходится сестрой владыке Василию (Родзянко) – епископу Православной Церкви в Америке. 

Фото: Мария Полторак с Владыкой Василием (Родзянко), две тети и дядя у могилы Марии Михайловны (баб. Марии и сестры Владыки). Из семейного архива.

Я помню владыку Василия добрым, внимательным и… несовременным. Он говорил о себе: «Я человек XIX века».

Он с удовольствием общался с многочисленными родственниками, наши встречи всегда были радостью. В последние годы жизни о нем на телевидении снимали многосерийный документальный фильм «Моя судьба». Конечно, фильм был необходим, с его помощью многие познакомились с владыкой, его служением, прикоснулись к цельному, глубокому человеку. Но это сократило драгоценное время, которое он мог бы провести с близкими».

«И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь. (Мк. 3:33-35)

Епископ

…Чашу, которую Я пью, будете пить,

и крещением, которым Я крещусь,

будете креститься.

 Мк. 10:39

Епископ Василий (Владимир Михайлович Родзянко) родился в семье Михаила Михайловича Родзянко (1884-1956) – старшего сына Председателя государственной думы Российской империи и баронессы Елизаветы Федоровны Мейендорф (1883-1985). Владимир был четвертым из восьми детей. 

Обратимся к первой серии фильма «Моя судьба» – «Прощание с Родиной».

Епископ Василий: «Я чувствую, что вся моя жизнь, как она сейчас до сих пор протекает, действительно идет по Промыслу Божию. Конечно, это справедливо в отношении каждого человека и всего мира, и Церкви нашей, особенно – нашей святой Православной Церкви.

Я хочу рассказать о моей собственной жизни, о той промыслительности, которая была от момента моего рождения и до момента, в который я сейчас говорю. Поэтому можно сказать, что все – от начала до конца, все 82 года с лишним моей жизни, все обнимает собой Промысел Божий.

Мое первое воспоминание относится к чему-то страшному, пугающему. Я вижу себя сидящем на чем-то большом, сером, очень высоко находящемся от земли. Я смотрю на эту далекую от меня землю и боюсь, что я туда упаду…

Моя мама подтвердила, что мне было тогда два с половиной года, и я сидел на нашем ослике. Ослик явился началом периода длительного путешествия – бродячей, беженской жизни».

В пятилетнем возрасте, в 1920 году, Владимир Родзянко вместе с родными покинул родину.

«…встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». (Мф. 2:13)

Епископ Василий:

«От властей поступило распоряжение об уничтожении семей, имеющих отношение к царской династии, чтобы после убийства царской семьи династию невозможно было восстановить – «уничтожить до последнего внука». Только успев родиться, будучи маленьким ребенком, я был осужден на смерть.

Что такое судьба? Русское слово «судьба» происходит от двух слов – «суд» и «Божий». Господь так судил, чтобы моя жизнь была вот такая».

Спустя 60 лет в 1981 году владыка Василий ступил на русскую землю. Его смогли увидеть воочию советские люди, которые более 20 лет, несмотря на «глушилки», тайком слушали ночную православную передачу Би-би-си из Лондона, бессменным ведущим и вдохновителем которой был священник Владимир Родзянко.

Для многих эти передачи составляли единственный источник воцерковления. Из разных концов СССР батюшке присылали благодарственные письма. Отец Владимир трудился на радио совместно со своей женой – матушкой Марией.

Потом случилось несчастье, у матушки во время передачи произошел инфаркт, и она скончалась. Отец Владимир принял постриг с именем Василий, постриг совершил митрополит Антоний Сурожский. Вскоре отец Василий стал епископом Вашингтонским.

«В 90-х еженедельные проповеди, произнесенные им в Вашингтоне, транслировались по российским теле- и радиоканалам. Во время приездов в Москву он проводил катехизаторские беседы в прямом эфире. Владыка произнес множество проповедей в Сретенском монастыре и в храме Малое Вознесение в Москве, почетным настоятелем которого он являлся.

В отношении ко всем он был открыт и искренен, стяжал дары пасторской любви и молитвы, был опытным духовником». сайт Правмир.ру

Митрополит Тихон (Шевкунов) в книге «Несвятые святые» писал о владыке в очерке «Преосвященнейший послушник»:

«Он беспредельно владычествовал над человеческими душами. Несокрушимой силой этой удивительной власти, которая и сегодня простирается над теми, кто имел счастье знать Владыку Василия, были его незабываемые и неповторимые доброта, вера и любовь».

Письмо матери

Мать отца Василия Родзянко Елизавета Федоровна происходила из рода Мейендорфов. Она прожила без малого 102 года, воспитала 8 детей. Особенно трудно ей пришлось в эмиграции, но она никогда не падала духом.

После ее кончины, разбирая альбомы с фотографиями, родственники нашли письмо, часть которого мы приводим ниже:

«Дорогие мои дети и внуки!

Не хочу оставить вас без напутствия. Когда вы будете рассматривать этот альбом, вам покажется, что жизнь очень длинная, не думайте этого, она пронесется как миг. И смысл ея в стяжании Духа Святаго и приготовлении к жизни вечной…»  

Из книги «Моя судьба»

Проповедь

После просмотра нескольких серий фильма «Моя Судьба» я (автор заметки) решила послушать небольшую проповедь Василия Родзянко о Кане Галилейской. Голос владыки звучал негромко. Рассказывая о Христе, он говорил о Нем просто, словно о лучшем друге, который всегда рядом и которого хорошо знаешь.

Слушая, я разглядывала нашу семейную икону, написанную несколько лет назад Марией Полторак по благословению отца Сергия. Святые Игорь Черниговский и Анна Пророчица стоят рядом в окружении крупных алых цветков. В Раю или на земле?

Неожиданно, прямо в сердце, зазвучали последние слова проповеди владыки: «Всякий брак не только сотворен в Раю, но и в Рай возвращается».

Вот оно – мостик между горним и дольним! До конца в любви претерпевшим – награда. И она сейчас как уверенное обещание – в моих ушах и перед глазами.

Как пишут иконы

У алых цветков на семейной иконе есть небольшая история. 

Мария: «Поскольку моя мама пишет иконы, я с ней часто советуюсь. Цветы показались маме лишними. Я размышляла об этом, и мне приснился сон: я стою на венчании, а вокруг новобрачных распускаются цветы. Больше сомнений не было».

Удивительно все-таки устроены глаза у иконописцев и художников, они видят то, что от нас сокрыто.

– Мария, как пишут иконы?

Как только становится известно, какая заказана икона, в моей голове складывается определенный образ. В некоторых деталях я уверена абсолютно, какие-то приходят постепенно, иногда во сне.

Если работа спорится – пишу подолгу, а иногда приходится себя заставлять. Порой во время работы возникает ощущение того, что находишься в ином пространстве: там по-другому дышится, по-другому течет время и падает свет.

«Если можете не писать – не пишите», – говорил наш учитель иконописи, –  «это очень сложно, ответственно. Я ни в коем случае не призываю вас много писать».

У моей мамы – Ольги Никитичны – учеников достаточно. У меня их мало, только те, которые буквально «вытряхивают» из меня знания. Не столь важно художественное образование, сколько способность и желание.

Настоятель нашего храма внимательно следит за рождением иконы с самого начала, вносит поправки. Для него это крайне важно, он даже с моим преподавателем познакомился.

Когда я не пишу иконы, пишу пейзажи, чаще это происходит в отпуске. Люблю встать часа в четыре утра (ради преодоления себя) и то время, которое могла бы спать, посвящаю живописи, это как своеобразная художественная зарядка.

Большого смысла писать обычные картины я не вижу: рассвет – фантастическое зрелище, но даже гений точно повторить его на холсте не сможет. В иконе легче сделать хорошую вещь: с молитвой все идет благодатно, обогащается и сам иконописец.

Одно из моих увлечений – мозаика на стекле, мне нравится делать витражи, экспериментировать с цветом.

Фото: витраж работы Марии Ивановны Полторак, осень 2020 г. https://vk.com/marinpol

– Ваш муж Андрей тоже художник?

Нет, он певчий. Сейчас поет на подворье Валаамского монастыря знаменным распевом. После крещения в 18 лет он заинтересовался знаменным пением, стал участвовать с церковным хором в богослужениях. Через некоторое время его благословили изучать старинное пение по крюкам.

Недавно в Консерватории открыли факультет медиевистики, студентов учат разбирать крюки. А раньше знания передавались от учителя к ученику.

Стеблин-Каменские

Я побывал во многих странах (духом).

Лучше своей страны не нашел

и лучше нашей веры не видел

св. прп. Серафим Вырицкий

Мария рассказывает: «Мой отец – Иван Михайлович Стеблин-Каменский (1945-2018) родился в Ленинграде, окончил восточный факультет ЛГУ, участвовал в археологических и этнолингвистических экспедициях, был лингвистом-востоковедом и переводчиком, автором более 150 опубликованных работ, академиком.

Служил в Институте востоковедения, был профессором и деканом восточного факультета СПбГУ, академиком РАН, Всесоюзного географического общества, Российского Палестинского общества и т.д.

Любовь к филологии у папы отчасти наследственная, его отец и мой дедушка Михаил Иванович Стеблин-Каменский (1903-1981) занимался скандинавскими языками, был профессором ЛГУ, почетным доктором Стокгольмского и Рейкьявикского университетов, лингвистом с мировой известностью.

Во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде дедушка был хранителем Пушкинского дома, часто в нем ночевал. Один из братьев дедушки – Иван, эмигрировавший в годы Гражданской войны во Францию, вернулся в Россию с немецкими войсками в качестве переводчика.

Он надеялся, что немцы принесут освобождение от большевиков. Так два родных брата оказались по разные стороны фронта. Впоследствии Иван погиб под Смоленском при невыясненных обстоятельствах.

Вместе с Михаилом Ивановичем ужасы блокады переживала его маленькая дочка Наташа. Михаил Иванович как настоящий ученый был человеком непрактичным, вести домашнее хозяйство ему помогала сестра. Она старалась приготовить из скудного набора продуктов хоть что-то, напоминающее обед, недоедая сама. Сестра развела небольшой огородик, следила за Наташей. Сохранив близких в самое тяжелое время, она умерла в 1943 году.

За время блокады Михаил Иванович написал и защитил кандидатскую диссертацию. Правда защита проходила заочно в городе Ташкенте, куда эвакуировался филологический факультет Университета. Заочная защита допускалась для лиц, находящихся на фронте, а город Ленинград был к нему приравнен.

Супруга Михаила Ивановича – Ольга Шидловская как картограф была военнообязанной. Она участвовала в боях на Невском Пятачке, получила орден и другие награды. Ольга принадлежала к дворянскому роду, за что в Крыму были расстреляны ее родители.

После войны Михаил Иванович защитил докторскую, основал в Университете новую кафедру – скандинавской филологии и стал ее заведующим. Один из учеников профессора сказал, что его лекции по силе воздействия и глубине равносильны концерту в филармонии.

Вот что пишет в своих воспоминаниях о Михаиле Ивановиче писатель, филолог и фронтовик Леонид Аринштейн:

«Семья Стеблин-Каменских – выходцы с Украины, где в петровские, а может, и в допетровские времена, они были священниками и в екатерининский период получили дворянство.

Михаил Иванович – дворянин в восьмом или девятом поколении. Все Стеблин-Каменские хорошо известны своей педагогической деятельностью. В Петербурге была гимназия С.-Каменской, это одна из его родственниц. И сам Михаил Иванович тоже был, я считаю, блестящий педагог».

 

Священномученик Иоанн Стеблин-Каменский

Сердце человека обдумывает свой путь,

но Господь управляет шествием его.

Притч.16:9

Мария: «Двоюродным братом моего деда Михаила Ивановича был священномученик протоиерей Иоанн Стеблин-Каменский.

Будущий священномученик родился 25 октября 1887 году в Санкт-Петербурге. Его отец Георгий Георгиевич был директором канцелярии Морского Министерства. Дед Ивана – Георгий Павлович – виленским губернатором.

Иван Георгиевич закончил Морской кадетский корпус и до 1917 года служил на флоте. Одним из ярких эпизодов его морской жизни было оказание помощи итальянцам во время сильнейшего за всю историю Европы землетрясения в 1908 году.

Неподалеку от Сицилии проходили учения русских моряков. После получения сигнала бедствия российские корабли, несмотря на трехметровые волны, уже через несколько часов пристали к берегу. Офицеры и матросы разбирали завалы, выносили на руках людей, организовали раздачу питания.

Больше всего пострадали Калабрия, Мессина и Веджио, погибло около 200 тысяч человек. Иоанну Стеблин-Каменскому исполнилось на тот момент 18 лет.

В современной России о подвиге наших гардемаринов забыли на 100 лет, ни в одном учебнике истории нет об этом ни слова. Только в 2012 году был, наконец, изготовлен памятник и привезен в Италию.

Итальянские христиане узнали, что один из русских моряков, когда-то спасавший жизни их соотечественников, прославлен в лике святых. Поэтому они решили сделать его покровителем города Мессины. Теперь священномученик Иоанн бережет город вместе со святителем Николаем Чудотворцем и святой Екатериной.

К чести сицилийцев, надо признать, что в отличие от  наших соотечественников, они никогда не забывали, кому обязаны своим спасением. Среди пожилых людей на Сицилии много потомков тех, кто лично пережил то страшное землетрясение. Об этой истории снят документальный фильм «Ангелы с моря».

В 1917 году Иоанн Георгиевич уволился с флота. Воспитанный в христианской семье он всегда желал послужить Богу. В 1920 году его рукополагают в сан диакона, а через три года в сан священника. С 1921 года отец Иоанн несколько раз подвергался арестам, три года провел в Соловецком лагере. В 1929 году его снова арестовали и приговорили к заключению в том же лагере. На этот раз пребывание в лагере было недолгим, в стране развернулась компания по физическому уничтожению священнослужителей.

После трехмесячного следствия по сфабрикованному делу священник Иоанн Стеблин-Каменский был расстрелян с группой священников и мирян, расправа произошла в окрестностях города Воронежа.

Память о. Иоанна помимо общецерковного празднования Собора новомучеников отмечается в день его мученической кончины – 2 августа.

Две родных сестры священномученика стали монахинями».

Святой устраивает дела…

Мария: «В Литве под Вильнюсом есть храм, прихожанами которого 40 лет были предки отца Иоанна. Его дедушка – Георгий Павлович – приобрел имение Биюцишки в Виленском уезде, где прошло детство будущего священномученика. В имении в 1902 году была погребена его мать Ольга Александровна – дочь вице-адмирала Александра Павловича Жандара, а позже и сам дедушка.

Недавно староста Покровского храма в предместьях Вильнюса благодаря архивным документам узнала, что среди прихожан числились Стеблин-Каменские, и о том, что в семье есть святой. Она взялась хлопотать о переносе могил Стеблин-Каменских из имения к церкви, в которую они когда-то ходили. Нужно было получить согласие родственников, т.е. нас.

Кроме того, деятельная староста сообщила в письме, что у клира храма и мирян есть горячее желание отслужить Литургию священномученику Иоанну, а его иконы у них нет. Пока я работала над иконой, чтобы подарить ее вильнюсскому храму, мне написали из Италии и рассказали об особенном почитании отца Иоанна в городе Мессина, о чем я и не знала! Итальянцы радовались тому, что я пишу икону их любимого святого и покровителя, они прочитали  об этом в Instagram. (В Мессине икону написали сами.)

У меня появилось чувство, что сам святой устраивает наши дела.

Есть еще одно «совпадение» – день священнической хиротонии отца Сергия приходится на 2 августа. Батюшка почитает отца Иоанна, его образ написан среди новомучеников в нашем храме».

От автора:

В день, когда мы беседовали с Марией, она получила видео с первой Литургией, отслуженной накануне священномученику в храме Покрова Божией Матери поселка Интурка в Литве. 

Фото: икона для Вильнюсского храма

Письма смч. Иоанна Стеблин-Каменского

Служить Ему в святости

и правде пред Ним,

во все дни жизни нашей.

Лк.1:75

В книге «Не отходите от креста» собраны письма отца Иоанна, написанные своим духовным чадам из Соловецкого концлагеря. Изначально письма бережно хранились у адресатов, затем они были собраны и перепечатаны на машинке. Позже появилась книга, текст и жизнеописание для которой подготовил игумен Дамаскин (Орловский)  

Книга отредактирована и оформлена Свято-Тихоновским гуманитарным университетом и выпущена скромным тиражом в 7000 экземпляров, ее трудно найти в продаже. Поэтому мы хотим предоставить возможность ознакомиться с отрывками из писем.

Я позволила себе разнести их по разным, озаглавленными мной рубрикам так, как я их услышала и прожила:

Отношения с ближними и близкими

«Люди неверующие часто и в благоприятных обстоятельствах не получают радости жизни и только в тяжкие минуты с горечью вспоминают об утраченном.

Мы же, согретые верой Христовой, ценим выше всех земных благ тот душевный мир, который является плодом чистой совести и познания сердечной любви наших близких». (с. 42)

Порой люди не ищут душевный мир, не подозревают о его существовании, заменяя душевным комфортом. Если таковы наши близкие, может возникнуть недопонимание – мы, христиане, страдаем от того, что у нас с близкими нет мира, а он им не нужен, потому что неведом.

Обретаемый нами во Христе мир должен помочь:

«Пусть каждый, видящий общественные недостатки и непорядки, постарается, прежде всего, восстановить должный порядок в себе самом. Пусть замолчит в нем все животное, пусть воцарится в нем дух кротости, дух любви».  (с. 58)

«Мы не соперники друг для друга, но попутчики и соработники». (с. 72)

«Не надо убегать жизни и работы с теми, с кем нас Господь соединил, надо лишь избегать участия в их грехах». (с. 41)

«Если то, чем мы делимся со своими близкими, вызывает неправильные, по нашему мнению, пересуды, то, значит, мы не поняты; не замыкайся в себе, а напротив, постарайся быть понятым… такое усилие поможет и нам самим отделить от посторонних наслоений сущность наших…переживаний». (с. 73)

«Если в нашей жизни мы работаем в интересах справедливости и правды, если мы ради помощи другим ограничиваем свои потребности, …не будем ... сожалеть, что работали и любили, потому, что… только наше собственное сожаление и может лишить нашу деятельность нравственного веса.» (с. 44)

Не сдерживай сердце, когда работаешь для других, не бойся любить, иначе, как сказал один современный проповедник, «твой колос не нагнется, т.е. не станет спелым и тяжелым, а останется стоять пустым и легким».

«Стараться, даже шутя, не смеяться над слабостями близких. Если слабость действительно налицо, она требует молитвенной поддержки обладаемого ею». (с. 97)

О смерти и воскресении

«Один английский проповедник дал мне мысль, что радость от слов «видите место, где лежал Господь» особенно может быть понята на кладбище…Место, где лежал Господь – могила; но Его уже там нет. Предел человеческих страданий – позорная смерть – изведана Самим Господом. «Не плачите». Вера Христова приводит нас от смерти к жизни. «Печаль ваша в радость будет». (Ин.16:20)  (с. 42)

«Идите к Нему всем вашим желанием, идите и доверьтесь Ему. Пусть не пугает вас крест, который стоит на пути каждого человека, ведь от креста уже не веет смертью, как прежде... крест открывает нам свет Воскресения».  (с.65)

О служении

«Если люди от самообслуживания переходят к добровольному служению обществу, то оно (человечество)... прогрессирует. Если… .люди, движимые эгоизмом употребляют свои преимущества – силу, красоту, разум и пр. – для своих личных целей, то оно распадается».  (с. 96)

«Эгоист не может быть христианином; а движимый любовью непременно попадет на крестный путь и пойдет вслед за Христом, может быть, долго сам того не замечая». (с. 91)

«Господь Сил, терновым венцом увенчанный, идет человеку навстречу и протягивает ему Всемогущую руку, чтобы вести его намного дальше, чем куда смел он надеяться дойти, когда еще был полон сил». (с. 79)

Утешение

«Самые тяжелые переживания, если только они воспринимаются умом и сердцем как служение, делаются легко переносимыми и по вере радостно вожделенными». ( с. 79)

«Мудрость святоотеческая в церковных песнопениях призывает души, жаждущие духовного утешения, просить – «благочестия напой водами». Этот напиток подается всякому просящему… Но чтобы душа утешилась этим напитком, надо чтобы она действительно к нему потянулась». (с. 64)

«В поте лица падший человек ест свой хлеб, неудивительно, что и духовный плод выращивается с трудом». (с. 85)

«Укрепляйтесь духом, будьте всегда бодры, памятуя, что «верующему все содействует ко благу». (с. 90)

«Если христианин в скорби своей впадает в уныние, это значит, что он по греховности своей отступил от Господа и утратил живую веру в благопотребность крестоношения, в силу крестной любви».

«Дорогие мои, я пишу это для тех, кто ослабевает в скорби, чтобы в обновлении веры через покаяние и приобщение Святых Таин они получили утешение… Я хотел бы, чтобы все знали, где и как надо искать помощи». (с. 99)

Как жить

«Пусть скорбь твоя о злобе мира и недостатке в нем любви не попустит тебе самому запачкаться этой злобой и утеснить ею любовь и в твоем сердце. Каждый смотри за той дверью, которая тебе вверена».  (с. 58)

«Хочется духовного отдыха? Не ищите его в непристанном исполнении... желаний... разума: «Жаждай да грядет ко Мне». (с. 65)

«Каков бы ни был род моего труда, я не имею права на исключительное благополучие; это значит, что чем больше я проникаюсь духом Христовым, тем более стараюсь ограничить свои личные потребности». (с. 97)

«Непрестанное возношение к Господу благодарности за незаслуженные милости укрепляет веру». (с. 68)

«Не прав тот, кто вычеркивает из своей жизни отдельные ее периоды: болезнь, усиленную работу, заключение… каждый период твоей жизни открывает тебе особые возможности духовного возрастания, ...ожидание желаемых тобой условий не должно способствовать пренебрежению возможностями уже не имеющего повториться переживаемого момента». (с. 72)

«Научитесь хотя под конец предавать самих себя и друг друга и всю свою жизнь Христу Богу. Сдерживайте себя в каждом слове, каждой мысли: «Всякое дыхание да хвалит Господа».  (с. 106)

Да будет воля Твоя

«За время своего пребывания на Соловках я почти ничего не читал, ничему не научился, многое забыл, во многом опустился, но Господь утешил меня... тем..., что... я приобрел полную покорность Его воле и твердую уверенность в благой целесообразности всего совершающегося с нами».

сщм. Иоанн Стеблин-Каменский

 С Марией Полторак беседовала Анна Бухарина,

постоянный автор рубрики "Людям о людях". Август 2020 г. 

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия - первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! 

Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!  

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Последние новости Дома милосердия

Назад к списку

Похожие материалы:

  • Разговор с братом во Христе

    Ушли в прошлое братские вечери. Редко собираются люди поговорить «по душам». Вот и приходится общаться друг с другом с помощью технических устройств… Николай Владимирович Антонов хорошо разбирается в различных средствах связи. Его специальность – инженер АTС (автоматические телефонные станции).

  • Земля певчих птиц

    Страна птиц и горных вершин никого не оставит равнодушным. О том, как выглядит современный Тбилиси, его истории, храмах и святых покровителях рассказывают в своих путевых заметках наши прихожане - Игорь и Анны Бухарины.

  • На флоте

    Вашему вниманию продолжение третьей главы из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова. На флоте. Кронштадт. Луга. Интересные истории из жизни корабельного медика.