Нужна помощь

Новости

  • Неофициально переболевшие COVID-19 петербуржцы смогут получить QR-коды.

    Жители Петербурга, которые переболели коронавирусом, но при этом не обращались к врачам, смогут получить документы, подтверждающие факт заболевания, при наличии положительного ПЦР-теста.

  • Готовимся к акции "Желтый цветок" 24 октября

    На акции собираются средства на рождественский праздник и подарки для пожилых подопечных сестричества св.мц. Татианы. Можно приготовить выпечку или изделие ручной работы для благотворительной ярмарки, принести подарок для одинокого пожилого человека.

Подать записки в наш храм через интернет. В меню ХРАМ --> Записки через интернет

Родом из детства. В Должанке с бабушкой Александрой

Из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова, написанной к 50-летию автора. Начало в статье: "Родом из детства".


Жизнь в Должанке 

Поскольку мамина мама переехала в Мариуполь из Должанки, там, в Должанке осталась наша родня, свои дома, свои участки — свое все.

В 1774 году после победы России над Турцией по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору Российская империя получила выход к Черному морю. Необходимость в охране казаками границ отпала. К тому же запорожские казаки опрометчиво приняли участие в восстании Пугачева. И Екатерина II ликвидировать Сечь. В 1775 году русские войска без пролития крови взяли крепость Запорожье. 

В 1787 году князь Г. А. Потемкин сформировал Войско верных казаков (в отличие от неверных, ушедших в Турцию после разрушения Сечи). Екатерина II пожаловала оному в вечное владение земли от реки Кубани до Ейска, и постепенно многотысячное казачье войско переселилось на берег Азовского моря. Жили сначала набегами на турок и черкесов. Но со временем начали разводить овец, ловить рыбу.

С переселением войска на Кубань сразу же обнаружилось малочисленность его как для заселения и хозяйственного освоения, так и для охраны границы с горцами. Обширный край и огромная по протяженности кордонная линия, сформированная А. В. Суворовым, требовали значительно большего населения, чем пришло на Кубань. По ходатайству атамана Черноморского казачьего войска в 1809 году началось переселение казаков из Малороссии. В 1848 году из Харьковской, Черниговской, Полтавской губерний к морю было переселено 1880 семей. Очевидцы рассказывают, что украинские казаки бросали жребий. Те, кому выпадал жребий, запрягали волов, складывали на повозку имущество, сажали жену и детей и отправлялись в незнакомую землю. До Долгой косы дошли 562 человека, образовав новую станицу.

Станица Должанская (в просторечии Должанка) находится в 40 км от города Ейска у основания песчаной косы Долгой, которая на 8–10 км вдается в море и делит морскую акваторию на Таганрогский залив и Азовское море. Сейчас здесь живет около 7 000 жителей. Основные занятия жителей — рыбная ловля, сельское хозяйство. Летом это курорт — 22 километра чистых песчано-ракушечных пляжей и теплое море.

Коса Долгая. Современный вид

Коса Долгая. Современный вид

На въезде в станицу Должанка. Современный вид

На въезде в станицу Должанка. Современный вид

Знаменитые ракушечные пляжи косы Долгая

Знаменитые ракушечные пляжи косы Долгая

Наиболее яркие впечатления детства в станице Должанка — это общение с родственниками, особенно двоюродными и троюродными братьями, и просмотр фильма «Кащей Бессмертный». Не знаю почему, но он был среди нас, ребят, особенно популярен, и одно время мы каждый день с утра садились на велосипеды и отправлялись в кинотеатр. Победа добра над злом — это сильно впечатляло. 

Запомнилось мне и Азовское море моего детства. В нем в те времена водилось очень много рыбы.

Азовское море считалось прежде самым рыбным морем в мире. Рыбу ловили в Азовском море и на Дону и Кубани с давних времен. 

Столетие назад азовские рыбаки вылавливали столько рыбы, что в прибрежных поселках ею, высушенной летом, зимой топили печи. В советские времена копеечной тюлькой откармливали свиней на колхозных фермах.

В настоящее время рыбные запасы существенно уменьшились. Видимо, отношение к уникальной азовской фауне как к неисчерпаемым дармовым «дарам моря» и послужило главной причиной постепенного оскудения водных глубин. Первыми исчезли «царские» белуги и осетры. Лишь в воспоминаниях гурманов осталась настоящая азовская тарань, которая должна была насквозь просвечивать против солнца, будто на рентгене. Исчезла азовская сельдь-шемая, которую когда-то прямо на берегу солили в огромных кадках и поскорее отправляли в большие города: нескольких дней в дороге было достаточно, чтобы получилось отборное угощение.

Оба металлургических комбината Мариуполя регулярно загрязняют как город, так и море залповыми выбросами вредных отходов. Несколько лет назад Азовское море внезапно продемонстрировало «бум рождаемости» ценного и вкуснейшего судака. Дешевые пудовые рыбины украсили тогда все продуктовые прилавки. Объяснение феномена было простым: металлургические предприятия Донбасса переживали падение производства и, соответственно, по минимуму сбрасывали производственные стоки в мелководное Азовье. Морское же население, отреагировав на «просвет», не замедлило использовать свой, возможно, последний шанс на выживание.

Еще одна причина гибели Азова — то, что реки, впадающие в море, фактически превратились в канализационные коллекторы, которые несут множество органики. В большинстве пансионатов, расположенных вдоль берега на десятки километров, до сих пор отсутствует централизованная канализация. Из-за грязных стоков в море стремительно размножаются синие водоросли, которые съедают жизненно необходимый рыбам кислород… А когда летние ливни смывают с берегов тонны чернозема и глины, рыбьи косяки вообще погибают в страшных муках, потому что ил забивает жабры, не давая дышать.

Море

Я помню, как братья и другие мальчики съезжали прямо на велосипедах в море, мыли их, как лошадей. Это было очень необычно. 

Помню шторм, мне было очень холодно, и ребята усадили меня на дно баркаса, стоящего на прибрежном песке, кормили картошкой с салом. Помню, как рыбачий баркас пристал к берегу во время шторма, и рыбаки вытаскивали огромных камбал и осетров; какие это были большие и красивые рыбины. Потрясающее буйство природы, изобилие мира, могущество сил природы!


Один местный мальчик подарил мне рогатку, и я ее спрятал. Братья рассказали взрослым, что местные хулиганы дали мне рогатку,
и меня заставили принести ее и сломать, объяснили, что нельзя стрелять по птицам. Я долго стоял после этого на полу на коленях. И поделом, потому что с того момента я больше не делал никаких хулиганских приспособлений.

Рогатка была в те времена оружием хулиганов. А тогда — не то что сейчас — в детях воспитывали жалость к животным, и взрослые пресекали любое насилие над тварями Божиими.

Даже поползновение к жестокости считалось ненормальным, было признаком низкого поведения. Рогатка, которая может убивать живых тварей, — признак хулигана, человека жестокого и непорядочного: распущенного, безнадзорного и неприсмотренного мальчика.


Рассказы бабушки Александры 

В семье вспоминали прадедушку Макария и прапрадедушку Василия. И рассказывали предание о боголюбивом прапрадедушке Феодоре, который очень любил монастыри, ходил по монастырям и в итоге ушел в монастырь. Это примерно два поколения до бабушки Марии. И говорили еще, что кто-то из дедов моих гонял колдунов, не давал им проходу. 

Бабушка много рассказывала мне из того, о чем говорили старики Должанки. Не берусь судить, что правда, а что ошибка и народное заблуждение. Важно иное: все рассказы отложились в моем сердце как несомненное указание на истинность жизни по правде, по-Божески. Эти то ли сказки, то ли быль и сегодня согревают мою душу и напоминают о непостижимости мира, о том, сколько в нем еще неведомого. Вот что говорила бабушка Александра.

*«Как увидишь метлу на небе, значит, скоро война». Метла — это комета была. 

*«Из дому не выходи, если что-то непонятное в небе увидишь». Периодически в станице с неба что-то падало, так старые люди говорили, — какие-то студенистые массы, еще что-то непонятное. Такое место просто огораживали и запрещали к нему подходить; со временем все это исчезало. 

Георгий Победоносец и Феодор Стратилат. Киев, XII век. Плита из Михайловского Златоверхого собора

Георгий Победоносец и Феодор Стратилат. Киев, XII век. Плита из Михайловского Златоверхого собора

*«Было время, когда и драконы еще по небу летали, хотя никто сейчас не верит в это». Мы в драконов не верим, а может быть, зря. Если взять жизнеописание Николая Японского, там наши солдаты начала ХХ века подтверждают: видели летающих драконов. Мы просто не знаем, где они живут и как. Вот считаем мы, что все динозавры вымерли, а предание гласит, что перед кончиной мира все эти первобытные твари повыползут. И икона Георгия Победоносца со змием описывает реальное событие. И в житии Давида Гареджийского описан огромный двадцатиметровый змей, который с легкостью сокрушил скалу, но потом уполз в море по молитве святого Давида.

В житии святого Феодора Стратилата, который был родом из города Евхаит, в Малой Азии (Турции), мы читаем: «Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал во множестве людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой, победил его. За отвагу он был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где сочетал свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников».

Но не только жития, легенды и сказки повествуют о загадочных ящерах. Существуют и другие, вполне заслуживающие доверия источники. Упоминание об этих монстрах можно встретить еще у Аристотеля и Еврипида, а затем в хрониках и исторических трудах средних веков. Английский монах Бартоломей в своей книге «Свойства вещей» пишет: «Дракон является самым большим из всех змеев, часто он выходит из своей пещеры, подымается в воздух, своим движением он производит сильный ветер, и море вздувается от его жала, и он имеет гребень, и он высовывает свой язык, и он имеет зубы, как пилу, и сила его заключается не только в зубах, но в хвосте, и он причиняет боль не только укусом, но и жалом. Он убивает всех, кого встречает на своем пути». Сохранилось и древнее описание чудовища, датированное 600 годом н. э.: «Дракон — самая крупная из змей и вообще самое большое из всех существ, живущих на Земле. У него большая морда и узкие дыхала, через которые он дышит и высовывает язык».

В 30 томе Полного собрания русских летописей есть запись, датируемая 1582 годом, из Новгорода: «В лето изыдоша коркодилы лютии из реки и путь затвориша, людей много поядаша, и ужосашося люди и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша. Того же году преставися великий князь Иван Иванович, в Слободе, декабря в 14 день». Спрашивается, что это за «коркодилы»-крокодилы вышли из реки и напали на людей? Ведь дело происходило не в далекой Африке, а под Новгородом.

Есть и современные сведения о драконоподобных существах. Так, на одной из китобойных баз в Индийском океане вертолетчики дважды наблюдали животных, похожих на исполинских змеев, 10–15 м в длину, спокойно лежащих на воде. 

В 1932 году у берегов Северной Америки произошло сильное землетрясение, выбросившее на берег множество трупов обитателей моря, в том числе и неведомого морского змея. У животного была заостренная голова и пасть, полная острых зубов. 

Дракон

*«Жила в станице колдунья, которая в лису превращалась. Бывало прежде такое, что оборотни в деревнях водились. Эта лисичка сосала молоко коровы, и корова переставала давать молоко и быстро худела. Старики говорят, хозяева той коровы стали ее караулить по ночам и увидели “лису”, сосущую коровье вымя. Они эту лисичку-присосочку отдубасили палкой, и что удивительно: три дня та соседка не показывалась на улицу. Вышла через три дня вся в синяках, перебинтованная. Ей сказали: еще раз полезешь, в следующий раз там же в коровнике и останешься». Бабушка уверяла, что колдуньи боятся палок и побоев; с ними нельзя церемониться, а надо врезать как следует. Они этого боятся страшно. 

*«С прапрадедушкой Василием такое случилось: увидал он однажды, как по дороге катится само собой большое колесо. Дедушка сразу раз — продел веревку через него и подвесил на дерево. На следующий день идут, видят — висит колдунья: один конец веревки изо рта торчит, другой из заднего прохода. Это она обернулась колесом и носилась по дороге». 

Неведомо, было все это на самом деле или нет, но так старые люди свидетельствовали. С другой стороны, если почитать житие святой мученицы Иустины, то не меньше удивимся, что колдун Киприан превратил юношу в птицу. И сегодня то же самое происходит, почитайте хоть преподобного Паисия Святогорца. У него эта реальность тоже описана.

Преподобный Паисий Святогорец (1924–1994)

Преподобный Паисий Святогорец (1924–1994)

— Геронда, что вы сказали школьникам, которые приходили сегодня и рассказывали вам, что они вызывали духа?

— Что было говорить? Первым делом я задал им хорошую взбучку! Ведь все то, что они сделали, было отречением от христианской веры. В тот самый момент, когда люди вызывают диавола и принимают его, они отрекаются от Бога. Поэтому я посоветовал им прежде всего покаяться, искренне поисповедоваться и в будущем быть внимательными: ходить в церковь, с благословения своего духовника причащаться, для того чтобы уцеломудриться. Но у этих школьников — поскольку они дети — есть смягчающие вину обстоятельства. Они занимались этим так, словно это была игра. Если бы это были взрослые, то такое занятие нанесло бы им огромный вред: диавол приобрел бы над ними немалую власть. Но и этих детей он уже всех издергал.

Дети, приходившие сегодня, вызвали духа и, когда он пришел, спросили: «Есть ли Бог?»

— Бога нет! — ответил им диавол.

— А ты кто такой? — спросили дети.

— Сатана! — ответил он им.

— А сатана есть? — спросили дети.

— Есть! — ответил он им.

То есть такая дурь, что ни в какие ворота не лезет! Бога нет, а диавол есть! А когда они снова спросили его, есть ли Бог, он ответил им: «Да, есть». То да, то нет. Так что и сами дети не знали, что подумать. Так устроил Бог, чтобы им помочь. 

Сегодня колдуну не нужно становиться оборотнем, потому что он без боязни покажет свое лицо с телеэкранов в передаче, например, «Битва экстрасенсов». Если сегодня они себя пиарят во всех газетах, во всех журналах, открыто выступают на стадионах — зачем им в кого-то превращаться? Они себя показывают такими, какие они есть. 

Я не знаю, зачем бабушка все это рассказывала мне — ребенку. Но зачем-то она считала это нужным. Все это — реальность, которая нам сегодня не известна. Поэтому, как учили святые отцы, правильно будет ее не принимать и не отвергать.

Когда к исканию воли Божией приступает не имеющий достаточного опыта, не могущий «по вкусу» с достоверностью различить действие благодати от проявления страстей, особенно гордости, тогда совершенно необходимо обратиться к духовному отцу, самому же, при встрече со всяким духовным явлением или внушением, до решения наставника строго держаться аскетического правила: «не принимать и не отвергать».

Когда к исканию воли Божией приступает не имеющий достаточного опыта, не могущий «по вкусу» с достоверностью различить действие благодати от проявления страстей, особенно гордости, тогда совершенно необходимо обратиться к духовному отцу, самому же, при встрече со всяким духовным явлением или внушением, до решения наставника строго держаться аскетического правила: «не принимать и не отвергать».

«Не принимая», христианин ограждает себя от опасности демоническое действие или внушение счесть за Божественное и таким образом научиться не «внимать духам обольстителям и учениям бесовским» и воздавать божественное поклонение демонам.

«Не отвергая», человек избегает другой опасности, а именно: божественное действие приписать демонам и через то впасть в грех «хулы на Духа Святого», подобно тому, как фарисеи изгнание бесов Христом приписали «силе Вельзевула, князя бесовского».

Вторая опасность страшнее первой, так как душа может привыкнуть отвергать благодать и возненавидеть ее, и настолько усвоить себе состояние богопротивления, что так определится и в плане вечном, благодаря чему грех сей «не простится ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 22–32). Тогда как при первом заблуждении душа скорее познает свою неправду и покаянием достигает спасения, потому что нет греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного.

И еще я от бабушки слышал, что в их семье в Должанке живал подолгу блаженный Христа ради юродивый Петр; это еще до революции было. Я всегда поминаю его о упокоении среди членов своей семьи. Он часто приходил к ним в дом и жил подолгу, его поили-кормили, у него было свое место за печкой. Бабушка маленькой была, лет пяти-шести, но запомнила все и мне рассказывала: «Я как-то раз глубокой ночью спускаюсь с печки, смотрю, а Петр стоит на коленях с воздетыми руками и молится». После того, как пришла советская власть, таких людей старались уничтожить. Петр продолжал приходить в семью, но чекисты его поймали и посадили в тюрьму. Так этот юродивый, в точности как святой апостол Петр, совершенно спокойно вышел из дверей темницы, в которую его посадили: помолился, перекрестил дверь, она раскрылась, и он преспокойно вернулся к нам в хату, на свое место за печкой! Потом уже, когда во второй или в третий раз его поймали, он пропал без вести, скорее всего, был расстрелян. Привелось ему мученически жизнь закончить.

Отношение к кладбищам и мертвым 

Бабушка Александра — вольно или невольно — привила мне спокойное отношение к смерти, к мертвым, так как с детских лет водила меня каждую неделю или раз в две недели на кладбище, где покоился прах умершего младенца Виктора и других родственников, а позже и прабабушки Марии. 

Кладбище в тех местах — это какое-то особое место: сияет солнце, стоят стройные кипарисы, плакучие ивы, повсюду неземная умиротворяющая тишина. Хотя Мариуполь — город заводской, громкий, но я помню, что городской шум умолкал буквально через несколько метров от входа на территорию кладбища. 

Бабушка знала многих людей, которые были похоронены вокруг, говорила о них — у каждого из них была своя судьба, своя жизнь, свои особые моменты земного существования. Это была живая история уже упокоенных в земле, застывшая в камне, в фотографиях. Я, маленький, бродил между крестами и памятниками, пока бабушка наводила порядок, а потом таскал ведра с водой, поливал цветы на могилах. Периодически мы отходили от могил наших родственников к могилам погибших воинов, в какие-то другие места. И каждый раз посещение кладбища приносило умиротворение и понимание того, что есть реальность этой жизни, а есть реальность смерти. Потому что на фотографиях любого кладбища мира мы видим и младенцев, и юношей, и людей преклонного возраста. И они напоминают о неизбежности смерти. 

Как ни странно, у меня не было страха, напротив, было спокойное ощущение присутствия какой-то другой жизни. Тишина и покой кладбища были насыщенными, наполненными каким-то очень глубоким потусторонним смыслом. Ведь недаром преподобный Исаак Сирин говорит, что слова — это орудие мира сего, а молчание — суть будущего века. 

Бабушка не говорила мне каких-то особых слов, просто поясняла: «Вот это прабабушка Мария, а это вот твой дядя лежит, он умер маленьким мальчиком». И было понятно, что они живы, просто они сейчас не с нами, и нужно хранить связь с ними. 

Меня удивляло, как любовно и бережно люди ухаживают за оградами, красят их, стараются сделать красивые памятники. Это, конечно, благочестивый долг по отношению к усопшим родным. Обязанность каждого нормального человека — с самого молодого возраста посещать могилы предков, заботиться о них и понимать, что усопшие прародители нуждаются в поминовении и посещении. Это непременно нужно прививать детям.

Я всегда с удовольствием ходил с бабушкой на кладбище, потому что чувствовал здесь какой-то неземной покой на сердце, какого не бывало в повседневной жизни. Я не смог бы тогда себе объяснить, что это такое, но понимал: это особый мир. 

Кладбище

Со стороны бабушки каких-то особых разъяснений не поступало: усопшие и усопшие. Обычно с детьми не говорят на эти темы, стараются, наоборот, оградить от того, что есть новопреставленные, недавно умершие родные, потому что предполагают: это может травмировать. Советуют детям до 10–12 лет не давать участвовать в проводах покойника. Но если ребенок адекватно принимает реальность смерти и потустороннего мира, то есть смерти, то сам вид умершего близкого человека его не травмирует. Я никогда не видел особых бабушкиных слез, горького печалования. Она обращалась к близким ей людям, как будто ничего не произошло, просто общение перешло в другую плоскость. И я чувствовал, что да, оно продолжается, просто немного другое, чем когда они жили рядом: теперь необходимо посещать их могилы, содержать их в чистоте и порядке — и молиться.

Молитвам бабушка меня особенно не учила. Она всегда старалась молиться молча. Но я все видел. И мне важно было, что не звезда стояла над прабабушкиной могилой, а крест. И над дедушкиной, и над дядиной тоже. Хотя кресты тогда не очень-то изготавливали, все кладбище было в пятиконечных звездах — тем яснее я видел наши кресты рядом с соседскими звездами. 

Дядя, о котором я упомянул, — это один из младших братьев бабушки, сын прабабушки Марии; он умер в голодное время. Существует народное предание: если в семье умирает крещеный младенец, то он вымаливает три поколения до и три поколения после. Священник — пять поколений до и пять после, монах — семь. Они предстоят перед Божиим престолом и молятся о своем роде. Я не раз задавался этим вопросом: кто же молится обо мне в нашем роду. Я ощущал эту помощь. Думаю, что молитвы младенца Виктора сыграли свою роль. Все эти посещения кладбища с бабушкой давали мне полное ощущение, что на Небе есть близкие нам совершенно реальные живые молитвенники.

Наказания 

В детстве и отрочестве я часто приезжал к бабушке на побывку. До шести лет я регулярно подолгу проводил время с бабушкой. Да и позже, в школе уже: родители работали, и отдавали меня ей на все летние каникулы, а иногда и на зимние. 

Поскольку я проводил у бабушки так много времени, она, конечно же, участвовала в моем воспитании. Понятно, что воспитывать мальчика нужно строго. Поэтому бабушка меня нередко наказывала. Она была очень строгая и очень справедливая, поэтому за все провинности она меня нещадно порола узким кожаным ремнем или ставила на колени на половик; на Украине он делается из соломы — словно на горохе стоишь. За полчаса колени так намнет, что ходишь в узорах до конца дня. На коленках я стоял достаточно часто. Наказания следовали практически ежедневно, так что, начитавшись «Трех мушкетеров» я как-то раз сообщил бабушке, что она «миледи». Поскольку бабушка не читала Александра Дюма, она потом долго выясняла у родителей, что я имел в виду. Но наказывать не перестала. 

За что наказывала? За непослушание, плохое поведение, какие-то нехорошие поступки, нечестность, — то есть за что положено наказывать любого ребенка. Уже позже, лет в 30, я оценил во всей полноте добрые плоды такого воспитания. Конечно, наказывающему трудно, когда на него озлобляется и обижается ребенок, какие-то трещинки образуются, это несомненно. Чтобы не родилась злоба, требуется и деликатность, и такт, — обеим сторонам очень трудно от нее удержаться. Но с другой стороны, став взрослым, я понял, что без наказаний во мне распустились бы махровым цветом подлость, гадостность, нечестность. Греховность многих поступков позналась позже, однако их пресечение в детском возрасте имело очень большое значение. 

Мне кажется, что правильные чувства, которые должны рождаться в душе взрослого человека, когда он вспоминает детство, — это благодарность бабушкам и дедушкам, которые справедливо наказывали за неправильные поступки. К сожалению, многие из них, мне кажется, так и умирают, не увидев при жизни признательности потомков за то, что они учили их добру и правде.

Как молилась бабушка Александра 

Родители мои практически не ходили в церковь, мама только — иногда, по дороге на работу… Образ молитвы я получил именно от бабушки. Очень важно, что у меня был этот пример — дети запечатлевают именно поступок взрослых, их поведение, то, чего они не видят, в них и не закладывается. 

Потом память о церкви и всем церковном начала отходить, она потихоньку тускнела в душе. А бабушка просто молчала. Может быть, понимала, что в школе все равно оно будет неправильно воспринято.

Помню, рядом с бабушкиной кроватью висела репродукция картины «Последний день Помпеи». Она очень привлекала мое внимание и производила неизгладимое впечатление, потому что именно под ней был молитвенный уголок, где молилась бабушка. 

Карл Павлович Брюллов. Последний день Помпеи. 1830–1833 гг. Русский музей

Карл Павлович Брюллов. Последний день Помпеи. 1830–1833 гг. Русский музей

Помпеи — город, основанный в VI веке до н. э. на склоне Везувия, который в те времена считался давным-давно потухшим. Рядом с Помпеями располагались небольшие города Геркуланум и Стабии. 24 августа 79 года началось извержение Везувия, и все три города были уничтожены потоками вулканических газов, пепла и камней, мчавшихся вниз со склонов с чудовищной скоростью — до 700 километров в час. 

Установить точное число жертв катастрофы весьма сложно, ибо называются числа разного порядка. Но, по современным оценкам, скорее всего, из 20 000 жителей города Помпеи погибло около 2000. В Стабиях и Геркулануме число жертв было меньше в силу того, что сами они были значительно меньше Помпеев.

Полноценные раскопки начал итальянский археолог Джузеппе Фиорелли. Именно он обнаружил, что на месте тел людей и животных, погребенных под слоем вулканического пепла, образовались пустоты. Заливая туда гипс, удалось реконструировать предсмертные позы людей.

С Джузеппе Фиорелли началась систематическая работа ученых в Помпеях, Геркулануме и Стабиях, которая продолжается по сей день.

Шедевр Русского музея «Последний день Помпеи» — эпическое полотно великого русского художника Карла Павловича Брюллова — был написан в 1830–1833 годах. Брюллов посетил Помпеи в 1827 году, сделав много набросков для будущей картины. 

Никогда не забуду, как однажды бабушка чистила картошку, а я сидел рядом с прабабушкой. Она меня обняла, и вдруг я неожиданно увидел страшное рогатое существо. И его усталое такое лицо, серо-черное. Прабабушка меня успокаивала, но во мне все равно засел ужас, что ее убьют. Причем мне никто ничего не объяснял, у меня само по себе сразу же возникло понимание, что связано с этим существом — смерть. Если бы я тогда не был в руках прабабушки, то не знаю, что бы со мной стало. 

Я отчетливо помню, что бабушка и прабабушка всегда крестились, молились, постились, но никогда никому не навязывали веру. У бабушки висело несколько икон, и по утрам и вечерам она неизменно молилась перед ними. Как многим детям, мне бывало страшно по ночам: темно, большая комната, никого нет, бабушка спит в другой комнате. Но ее молитвы очень успокаивали. И было приятно, когда она на сон грядущий обязательно крестила мою подушку с молитвой, которая передавалась из рода в род. Я ложился, и всякий раз возникало ощущение, будто кто-то нежно касается головы. Просто физическое ощущение, что с момента, как молитва окончилась, на меня опустился какой-то добрый покров.

Смерть бабушки Александры 

Бабушка Александра всю жизнь молилась, но говорила об этом мало. Большим откровением стала для меня ее смерть. 

В последние дни бабушка стала впадать в забытье и уже не могла связно разговаривать. Оказалось, что при этом она постоянно читает Иисусову молитву. Это обнаружил ее сын, дядя Толя, на чьих руках она и умерла, мирно и тихо: три вздоха сделала и скончалась. 

За год до смерти она стала терять ориентировку в окружающих предметах, обстановке, потом — память. Когда я к ней приехал, она меня не узнала. Стала рассказывать, что у нее есть внук в Петербурге, занимается тем-то и тем-то. Но хотя все ее телесные чувства угасали на глазах, самое главное — молитвенная связь с Богом — осталось. 

Для меня это еще одно подтверждение того, что если человек в течение жизни молится, то какие бы ни произошли с ним психические, неврологические, старческие изменения, тем не менее Господь за стремление к постоянству общения с Ним, за веру и верность оставляет самое главное — связь с Ним через молитву.

Господь говорит: «В чем застану, в том и сужу». И если умирающий человек призывает Его святое имя, он как мудрая евангельская дева предстает перед Женихом и вратами рая с горящим светильником. Вот почему так важна непрестанная молитва. 

При жизни я ни разу не слышал, чтобы бабушка читала Иисусову молитву. А перед смертью от нее не было слышно ничего, кроме Иисусовой молитвы. 

Вот что значит тайная жизнь человека. Мы можем ошибаться в людях. Душа другого — загадка, тайна между Богом, духовником и человеком.

Прот.Сергий Филимонов

Продолжение следует. Начало в статье: "Родом из детства".


Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия - первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! 

Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!  

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Последние новости Дома милосердия

Назад к списку

Похожие материалы:

  • Милосердия двери отверзи

    Наш сегодняшний рассказ о сестре милосердия одного из первых наборов Сестричества св. мч. Татианы – Строчиловой Неониле Валентиновне. Она родилась в Ленинграде, ее детство и юность пришлись на военные и послевоенные годы, зрелость – на советское время.

  • Дядя Коля

    В рубрике "Людям о людях" мы продолжаем рассказывать о наших прихожанах. Николая Владимировича, в прошлом волейбольного тренера, а теперь дежурного храма, мы часто видим на фотографиях с детьми из детского дома, который опекает наш приход.

  • На Божьей ладони

    «Это Господь меня с лестницы подтолкнул, а внизу ладошку подставил». О случаях чудесного спасения в опасности, шпионской истории и действии промысла Божия рассказывает полковник в запасе Борис Иванович Нетяга.