Благая Божественная "несправедливость"
Проповедь прот.Сергия Филимонова от 19.10.2023 г. Этот Евангельский отрывок читался в воскресенье 17 ноября 2024 г.
Тема моей проповеди — благая Божественная несправедливость. Странное словосочетание. Как может несправедливость быть благой? В земном понимании она горькая, а в Божественном понимании она спасительная. Сегодня в Святом Евангелии мы слышали, что некая женщина 12 лет искала помощи у врачей. Водили ли ее за нос или действительно старались помочь, не знаем, но так или иначе 12 лет она страдала и мучилась. 12 — число Библейское и при этом не столько духоносное, если можно так сказать, сколько число, напоминающее об исполнении времен, определенной полноте. 12 месяцев, 12 часов на циферблате, 12 учеников Христовых.
С точки зрения земной совершенно несправедливо. Как жалко эту женщину. А с другой стороны, совершенно не жалко. Почему? Потому что здесь как раз благая Божественная несправедливость. Этой женщине понадобилось столько времени для того, чтобы прийти в разум и понять, что, прежде всего, только Господь может подать исцеление и избавление от той проблемы, того недуга или того страдания, через которое проходит человек. Поэтому Господь попускает эту жизненную несправедливость для того, чтобы человек пришел в себя, познал, что тщетны все средства, которыми он обладает.
В жизни мы опираемся на земные костыли, чтобы чувствовать себя более-менее твердо на ногах. Это могут быть умозаключения и доходы, возможности, статус. И Господь начинает потихонечку эти костыли из-под нас выбивать, причем это делает путем несправедливости.
Вот некий человек, допустим, отработав честно очень много лет на заводе или на производстве, надеялся, что он выйдет на пенсию, как ветеран, как человек, все свое здоровье положивший на службе. А его за три месяца или три недели до пенсии увольняют с завода. Приходят такие в храм и свою душу выворачивают наизнанку — выбросили как собаку. Да, действительно несправедливо. Но здесь какой костылик был? «Я ветеран, я дослужу, и все будет со мной благополучно». А Господь берет и выбивает этот костыль. Ты же надеешься на что? Что тебя похвалят, что тебя чествовать будут, пенсию начислят, а раз — и все, и тебя нет. Потому что надеялся на земное, а не на Бога.
Другой пример. Человек трудится, тоже ждет пенсию, а ему говорят: «Вы по законодательству, которое сейчас вышло, не имеете права на пенсию несмотря на то, что вы работали на вредном производстве. Это все не засчитывается». Но эти новые законы выпускают люди несправедливые, которые смотрят, как бы утянуть деньги из Федерального бюджета. Нас за дураков держать не надо. Мы все прекрасно понимаем, но это плоскость земная. А если присмотримся, то увидим, что не надеялся человек на помощь Божию, не было мысли: «Господи, я Тебе послужу и положусь на Тебя».
Но Он выбивает костыли не из-под каждого. Опять Божественная несправедливость. Один человек верующий, из-под него выбиваются костыли, и он оказывается в пучине неприятностей. А другой не очень верующий, и из-под него костыли не выбиваются. Как же так? Бог видит: если выбить из-под этого человека костыль, лишить его возможности получить пенсию, премию или какую-то похвалу, то завтра он будет унывать. От уныния он может уйти из Церкви или вообще покончить с собой. У него может начаться депрессия, иное психическое заболевание. И Господь по Своему милосердию не выбивает костыль из-под такого человека, потому что в этом нет абсолютно никакого смысла, а будет только хуже. Если костыль выбивается, то из-под тех людей, которые могут довериться Богу.
Иногда это происходит очень болезненно. За последние две недели мошенники у нас обокрали около семи человек в приходе. Суммы очень большие. В Москве тоже в брокерство затянули. Там несколько миллионов, там 50 тысяч и т. д. В основном это происходит с одинокими родственниками. Мошенники знают, кто живет в оторванности от детей, и поэтому звонят этим родственникам, пугают их и т. д. То есть не могут в своем возрасте правильно сориентироваться. Одной преклонных лет прихожанке наша сестра была готова помочь, ответить на вопросы. «А мне не надо. Я сама справлюсь». Через две недели ее провели, ободрали до нитки мошенники. Я говорю: «Мы же вам предложили помощь». Из-за гордости Господь вынужден был выбить этот костыль, чтобы женщина пришла в себя.
Другая ситуация — это тяжелые взаимоотношения между родителями и детьми. Живет отдельно мужчина, отец семейства, а дети - в другом месте. Мошенники обрабатывают его. Приезжает курьер, он отдает деньги и прочее. Но мы иногда читаем в новостях, что пенсионера ободрали на 9 млн рублей. У многих сразу возникает вопрос: откуда у пенсионера 9 млн рублей? У простого советского человека, который в булочную на такси не ездит. Медицинская наука «гериатрия» говорит о том, что у людей преклонного возраста есть несколько склонностей. Первая — они надеются на себя. Они понимают, что если они тяжело заболеют или им нужны будут дорогостоящие лекарства, то у них деньги должны быть рядом. И второе — они боятся, что дети могут их бросить, выкинуть на улицу, помогать не захотят. Здесь степень родственного недоверия играет плохую роль, и результат получается очень плачевный. Мы понимаем, что человек на Бога не надеется, родным и близким не доверяет. Налицо такая деформация, если можно сказать, такой грех — грех нарушенных межродственных связей, грех взаимного недоверия в семье, недоверия Богу. И Господь попускает, что у этого человека мошенники вытягивают деньги.
Это наказание заставит задуматься: а может, мне стоит надеяться на Бога, ведь что бы я ни собрал здесь, все покрывается ржавчиной, как говорит Евангелие, «червь и тля тлит, и татие подкопывают и крадут» (Мф. 6, 19) и прочее. Маловерие вызывает благую Божественную несправедливость, когда Господь попускает нехорошим людям обижать других людей. И когда у этой женщины все костыли были выбиты, только тогда она сказала: «Аще токмо прикоснуся ризе Его, спасена буду» (Мф. 9, 21). Исцеление произошло. Сказал ей Господь: «Дерзай дщи, вера твоя спасе тя» (Лк. 8, 48). Но эта вера возникла через 12 лет выбивания из-под ее ног земных костылей.
Надеяние на себя, на знакомых, на свои деньги, на врачей, на статус, на все свои какие-то возможности земные – всех костылей не перечесть, но мы должны быть Богу благодарны за то, что Он выбивает их из-под нас, и, потерпев несправедливость: на нас накричали, нас обвинили, с нас три шкуры содрали, с нами несправедливо обошлись, - мы, наконец, начинаем говорить словами псалмопевца Давида: «На тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век» (Пс. 30, 2). «На Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне человек?» (Пс. 55, 12) Вот тогда наше сердце начинает говорить «глаголами неизреченными» (см. 2Кор. 12, 4), тогда Дух Святый начинает действовать и пробуждает в нас надеяние на Бога, чтобы мы не старались окопаться в блиндаже и быть уверенными в чем-либо на этой земле. Нет справедливости на этой земле. Несправедливость благую Своим Божественным Промыслом Господь обращает ко благу нашему.
Мы всегда можем увидеть причины, почему Господь так делает. Ты там не захотел, здесь не сделал, а где-то здесь вообще пожадничал. Я бы хотел, чтобы, когда с вами несправедливо обходятся, вы видели в этом руку Божию, каялись в этот момент в каких-то ошибках, обращались за помощью Божией. Запомните: в этой жизни у нас единственная опора — Господь. Ни родственники наши, ни деньги, ни связи, ни накопления, ни что другое. И если человек это не понимает или не хочет понимать, то Господь, как Врач душ и телес, вынужден вмешиваться и посылать Свою благую несправедливость, чтобы все порочные земные костыли были выбиты из-под нас и мы могли видеть Его, любить Его, надеяться на Него. Больно будет и больно происходит. Грабят наших людей нечестивые, но это же попущено Богом не просто так, а для того, чтобы мы были людьми верующими. И этот пример из Евангелия нам дан, чтобы понимали последствия надеяния на себя и на наши какие-то земные возможности.
Будьте внимательны ко своим родственникам. Мы постараемся в этом году создать при храме систему безопасности для того, чтобы не обворовывали наших прихожан, а вы должны тоже со своими родственниками налаживать отношения, чтобы они вам доверяли, а не складывали у себя где-то в кубышку, из которой мошенники все равно вытащат, используя склероз, деменцию и нерасторопность людей преклонного возраста. Привыкайте к несправедливостям этой жизни, благодарите, извлекайте уроки и надейтесь только на Господа.