Собор Пресвятой Богородицы
Проповедь прот.Сергия Филимонова 8 января 2023 г., Собор Пресвятой Богородицы
Дорогие братья и сестры, сегодня Святая Церковь наша вспоминает память праведного Иосифа Обручника. Частицы гроба святого Иосифа находятся у нас в храме святителя Иннокентия.
Тема моей проповеди − о духовном благородстве. Что такое духовное благородство? Духовное благородство − это когда мы видим все, что вокруг нас, и учимся забывать себя. А духовное неблагородство − это потребительская жизнь, когда мы видим только себя, но вокруг ничего не замечаем.
Старец Паисий Святогорец говорил, что мы должны уметь отзываться на любую беду и на чужую боль, которая происходит в жизни. «Кто не думает о себе, но постоянно, в хорошем смысле этого слова, думает о других − о таком человеке все время думает Бог. И потом другие люди тоже думают о нем. Чем больше человек забывает себя, тем больше помнит о нем Бог» (стр.210, Т.2, «Слова»).
Когда мы говорим об Иосифе Обручнике, то вспоминаем его необычный поступок. Почему необычный? Нестандартный с точки зрения того времени, в которое он жил. Спасение рода человеческого зависело от того, примет ли Божия Матерь благословение от Архангела Гавриила и подклонит ли свою волю под волю Божию для того, чтобы зачать и родить Сына Иисуса. А второй основополагающий момент − это поступок Иосифа Обручника еще до того, как родился наш Господь Иисус Христос, это как ему правильно поступить. С одной стороны, он должен был поступить по закону. Иосиф Обручник совсем не такой, как его рисуют на разных католических изображениях − молодой, красивый двадцатилетний мужчина. Нет. В Православной традиции мы его изображаем так, как это указано в Священном Писании − дряхлым ветхим старцем. Почему? Потому что Иосиф Обручник принял по закону того времени Деву Марию из Иерусалимского храма. Согласно закону в Иерусалимском храме воспитывали девиц до 16 лет. После этого их отпускали, наступал возраст совершеннолетия. Отпускали и препоручали их какому-то благочестивому человеку или для деторождения и т.д. Но вот Божия Матерь приняла удивительное решение не выходить замуж − принадлежать Одному Господу. Это поставило в тупик старейшин Иерусалимского храма. И чтобы, с одной стороны, соблюсти желание Девы оставаться непорочной до конца, хотя они не знали, что это Матерь Бога Вышнего, а с другой стороны, чтобы не нарушить закон, они нашли и приняли компромиссное решение. Оно заключалось в том, что Ее надо было поручить тому человеку, который не сможет вступить с Ней в интимные отношения. А это должен был быть какой-то благочестивый, но очень дряхлый старец, который уже ни к чему не способен в этом отношении. И этим самым они препоручили Ее Иосифу Обручнику. Он был, действительно, благочестивый и праведный человек. И, когда Божия Матерь уже зачала и стало понятно, что Она беременна и уже невозможно было это скрывать, то возник вопрос, как поступить. Стало понятно, что у этого дряхлого старца никак не может быть детей, потому что это невозможно с физической точки зрения. Как же быть? Если Она согрешила на стороне, как это бывает сегодня в нашей жизни, то тогда Она должна была подвергнуться суровому наказанию согласно закону иудейскому, то есть побита камнями до смерти. С другой стороны, Иосиф, видя Ее благочестие, доверял Ей, все это не вмещалось в его голове, и тогда он принял решение отпустить Ее тайно. То есть видите, жизнь Божией Матери висела на волоске. Он должен был принять решение: либо подчиниться закону иудейскому ветхозаветному и тогда его принятую жену должны были бы убить, либо он должен был поступить как-то иначе. Иосиф принимает решение отпустить Ее тайно. «Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф.1,19).
И когда святые отцы толкуют этот момент, они говорят о высоком благородстве Иосифа, потому что это был человек не просто праведный, а во всех смыслах − благородный. Его свободно можно назвать сыном Авраама. Я всегда благословляю духовных чад, учащихся в Церковно-приходской школе, чтобы они чаще брали житие Авраама, потому что что ни шаг его, то благородство. Он не принимает дары, которые ему приносят, не занимается мародерством, он возвращает долг сполна, до последней копейки. А не так, как сегодня некоторые, возьмут в долг и не отдают месяцами, годами, вызывая у человека скорбь. Или рабочим не выдают зарплату вовремя, или тем людям, которые приехали, так называемым гастарбайтерам, ввергая их в уныние. Авраам поступал всегда благородно, даже в ущерб себе, но так, чтобы за ним, позади оставалось все чисто, чтобы его жизненные пути были чисты.
Это, конечно, благородно, когда человек в сегодняшней жизни думает, оглядываясь назад и спрашивает себя: все ли чисто у меня за спиной, всем ли я отдал долги, всем ли я простил, у всех ли испросил прощения, всем ли сделал хорошо, позаботился ли о своих наследниках, подарил ли всем, что надо было, не в затруднении ли находятся мои дети и внуки, довольны ли мои друзья, все ли в порядке у сослуживцев, не осталось ли оскорбленных и униженных. То есть человек по жизни, чтобы стать благородным, должен чаще оглядываться вокруг себя и назад. Тогда это благородство появляется.
Духовное благородство − это еще лучше. И, конечно же, святой Иосиф называется праведным, как говорит нам Святое Евангелие. Он принимает решение тайно отпустить Ее. Далее следуют события, известные нам из Евангелия: «Но когда он помыслил это,−се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 20−21). Он и здесь проявил благородство. Он принял волю Божию. Смотрите, за короткий период времени он совершает два благороднейших поступка: он не желает убить свою Жену, и он принимает то благословение Божие, которое ему дано. И вы сами тоже поймите – народ же разный бывает: и нормальный, и злоречивый. У старца дряхлого рождается сын в его семье.
Мы сегодня видим, что есть некоторые артисты, у которых в 70 или 80 лет рождаются дети, но это такое исключение. Ему уже в прадедушки пора, а он только ребенка рождает. Бывают такие случаи. И здесь одни так понимает, а другие по-иному.
Я думаю, что были такие люди, которые подвергли Иосифа Обручника оскорблению и унижению. Ну как это у дряхлого старца рождается сын от молодой жены? Сколько нужно было претерпеть унижения, поношения и внутреннего стыда, сколько терпения нужно было проявить. В Святом Евангелии про это поношение не говорится, но не сомневаюсь, что нашлись такие люди, у которых язык развязался и они не постыдились оскорбить праведного старца. Дальше Святое Семейство уходит от царя Ирода в Египет. На этом история их пребывания в Вифлееме заканчивается. А нам с вами напоминание, насколько великое благородство имел Иосиф Обручник.
Духовное благородство − это добродетель, которая обретается постепенно, жизнью в храме, поступками человека. Благородство проявляется в простых, элементарных вещах. Человек, например, развелся со своей женой, у него есть дети. Всякое бывает в жизни. Но он не бросает ни свою бывшую жену, ни детей, ухаживает за ними, дает им денежку. Человек, допустим, на работе начальник, но в его подчинении есть сотрудник, у которого мама больна раком ли чем-то другим. И он отпускает этого сотрудника с работы в ущерб, может быть, себе, закрывает финансово дыры этого человека, старается ему помочь, чтобы тот мог свести концы с концами. Места для благородства в жизни достаточно много. Благородством также является, когда человек не прячется от повесток с военкомата, а он идет и исполняет свой долг − отдает свою жизнь, чтобы жили другие. Это мы называем военное благородство, но, тем не менее, это благородство по жизни. Благородством не является, когда человек косячит, убегает куда-нибудь, уезжает в другую страну так, чтобы ему не попасться. Он думает о себе, о своей шкуре, о своей жизни, а о жизни других, кого он бросил − о своих отце, матери, родных, о тех, кто возьмет на себя этот подвиг, он не думает. Поэтому мне сегодня хотелось бы обозначить границу для понятия того, где благородство есть, а где его нет. Границей является следующее: видение себя или видение других. Это красная линия, это граница. Если человек больше видит других, значит, у него есть наклонности к благородству. Если он видит только себя, то у него нет шансов к благородству, если только как-то ему Господь не поможет в этом, и он будет молиться.
Простой пример: вот я сегодня поминал записки в алтаре с нашими батюшками. Всегда после праздников много записок подается. В обычные воскресные дни я поминаю в записках так, как мы вас учили: Святейшего Патриарха Кирилла, Президента, Министра обороны, наших военнослужащих и т.д. И сразу видно, что люди понимают, кто за кем стоит и какая должна быть молитва и благодарение. Но много записок тех людей, которые просто пришли в храм. Молодцы, что вы дошли до храма и написали записки, что вы помолились о родных и близких. Но эти записки часто имеют потребительский характер. В них нет ни священноначалия, ни руководителей государства и т.д. Мы всегда говорим, что есть определенная иерархия: священство, руководители, начальники, мать, отец, родные, близкие, муж и т.д. Часто женщины ставят мужа в конце записки на самое последнее место. Где же здесь благородство? Нет понимания, нет видения того, как должно быть. Нет видения того, что если ты попал в больницу, то в ней есть главный врач. А если ты попал в хорошую больницу и думаешь: как хорошо, я вылечился, какое счастье, мне повезло. Да дело не в везении. Просто до тебя здесь все организовали. Люди с утра до ночи пахали для того, чтобы ты попал в больницу и у тебя все прошло благополучно: и операция, и за тобой ухаживали, и воспитанный персонал. Но чтобы все это было, надо было с утра до вечера главному врачу, его помощникам, заведующему отделением, старшим сестрам пахать, как папа Карло для того, чтобы ты поступил лечиться. Но ты этого не видишь, не чувствуешь. Почему? Потому что ты видишь только себя, в тебе нет духовного благородства. Ты видишь только себя и говоришь: как хорошо, как мне повезло. И часто, когда я слышу от людей: как повезло, то я понимаю, что в этих людях нет духовного благородства, оно далеко от них. Они не видят ничего, кроме своего носа, и в жизни они поступают как потребители. Потребительское отношение ко всему: к Церкви, к государству, к начальству на работе, к своим отцу и матери. Если бы начальник на работе тебя не прикрывал, то не известно, что бы с тобой было. Посмотри, как на другой работе увольняют одного за другим, а тебя держат. А ты все ропщешь и говоришь, как тебе мало платят, как о тебе не заботятся и т.д. Поэтому духовно благородные люди себя забывают и смотрят вокруг, то есть они находятся с этой стороны границы, про которую я вам сказал. Они видят все вокруг себя и себя забывают. А люди, в которых нет духовного благородства, видят только себя, только то, что им нужно, а всех, от кого зависит их благополучие, они не видят, они не благодарят и не понимают, что именно от этих людей зависело их здоровье, их учеба, их образование, их работа, их зарплата и т.д.
Вот и нам с вами надо научиться у Иосифа Обручника понять, что такое духовное благородство, человеческое благородство по жизни и стараться так жить. Приведу вам простой пример о том, что мы смотрим на конец жизни одного и другого. Две тысячи лет прошло, и мы воспеваем Иосифа Обручника. Мы бы его не воспевали, если бы он принял неправильный поступок и Деву Марию бы убили камнями только потому, что он подчинился закону. Он поступил не по закону, а по благодати. В нем прозябла эта благодать Божия, которая еще больше усилила его благородство.
Сегодня я тоже вспоминал Авраама, пять тысяч лет мы Авраама вспоминаем и говорим: какой благороднейший человек, как он поступал, как он мог так поступать, кто его так воспитал, откуда в нем такие поступки, откуда такие взгляды, такие мысли, такие действия? Мы удивляемся. Видите, Господь благородных людей отметил Своим целованием в земной жизни и в вечности. Если хотите, чтобы Своим целованием Он отметил вас и ваши души, то надо учиться поступать благородно. А имена тех, кто поступает неблагородно, исчезают в вечности. Приходит их смерть, и никто уже о них не вспоминает, потому что они не раздали частички своего сердца во время жизни и учили жить для себя, но не жить для других и не видеть, не благодарить тех, от кого они зависели: Бога, священноначалие, правительство, отца, мать, начальника на работе, старших и т.д.
Дорогие мои, современное время учит другому, что называется, человек человеку волк и вырвать кусок жизни у другого человека. Церковь этому не учит. Она говорит: учитесь жить по-другому. Те, кто живут по этим волчьим законам, получат волчью жизнь и волчью кончину. Те, кто учится жить по законам Божиим, тот, как Авраам, будет сегодня Богом облагодетельствован, потому что Господь и в его времена, и в наши времена Тот же Самый, и законы жизни, и законы праведности и благородства не изменились, все зависит только от нас.
Пускай праведный Иосиф Обручник поможет вам в жизни. Молитесь ему, чтобы сохранять внутреннее благородство.