Расписание богослужений Наши издания События Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Людям о людях   «Чтобы каждая щепочка радовалась»

Людям о людях

«Чтобы каждая щепочка радовалась»

Брат в гражданскую войну отдал шинель замерзающему солдату. Словно в благодарность за его поступок, другой брат во вторую мировую был спасен сердобольным немецким солдатом. Медсестра, ухаживавшая за раненым, стала его женой. О семейном воспитании, судьбах людей, профессии врача и как Господь может послать еду через кота - в рассказе нашей прихожанки Светланы Александровны Кивелевой о себе и о своей семье.

«Пермяк-соленые уши»

Каждая человеческая жизнь – это еще одна новая история любви Господа к Своему созданию. Поэтому так дорого свидетельство человека, прожившего сколько-нибудь долгую жизнь. Вглядишься, вчувствуешься в события – и вдруг начинает приоткрываться, пусть и в малой доле, драгоценное Божие участие в судьбах людей. И тогда радуешься, и восхищаешься, и благодаришь Бога.

Светлана Александровна Кивилёва родилась 27 декабря 1939 года в Перми и была младшей среди сестер. По финно-угорски «Перма» означает далекая земля. Город Пермь только на 20 лет моложе Санкт-Петербурга и третий в России по занимаемой площади. Он был заложен сподвижником Петра I – В.Н. Татищевым.

В конце XVIII века самым популярным пермским товаром была соль. Говорят, что грузчики таскали это белое золото на спине в кулях и их уши покрывались солью. Отсюда пошла поговорка: «Пермяк-соленые уши».

В 1940 году город переименовали, и Светлана Александровна оказалась жительницей Молотова. Это название сохранялось до 1957 года.

Отец Светланы Александровны – Кивилёв Александр Емельянович (1903–1970), уроженец Перми, журналист, редактор местной газеты.

Мать – Евдокия Михайловна (1905–1988), казачка с Южного Урала. Жила до замужества в казачьей станице, в зажиточной и богобоязненной семье.

В большие православные праздники у них существовал обычай – дарить корову нуждающейся семье. Животное тайно приводили и привязывали у ворот дома.

Бабушка Анисья, по материнской линии, была глубоко верующим человеком, как и ее супруг.

Убираясь к Рождеству в доме, она говорила: «Все должно быть так чисто, чтобы каждая щепочка радовалась».

А по отцовской линии – у бабушки Елизаветы не было единомыслия с супругом. Она всецело принадлежала Церкви, а он участвовал в революционном движении, память о нем сохраняется и доныне в пермском музее революции.

Дружная семья

Семья Кивилёвых жила дружно, супруги и шесть их дочерей очень любили друг друга. Родители даже свои дни рождения отмечали в один день, в середине августа. Они не читали детям нравоучений, воспитывая своим примером, и никогда не ссорились. Мама еще перед приходом папы знала, какое у него настроение.

Отец с зарплаты покупал детям конфеты, каждого сорта по 100 грамм. В доме не было достатка, у хозяйки имелось только одно платье, но каким чистым и аккуратным оно выглядело! Александр Емельянович легко давал деньги в долг и не требовал назад, если их не возвращали. Он много занимался с детьми: читал книги вслух, гулял. Первый принимал лекарство, если заболевший ребенок начинал капризничать и не хотел выполнять медицинские назначения. С удовольствием носил детей на руках и сочинял для них небольшие стишки.

Во время прогулок Александр Емельянович рассказывал о природе, учил любить и понимать ее, пересказывал Вересаева. Воспитанная таким образом, Светлана не могла нарвать цветов для букета в пионерском лагере – не хотелось губить зеленые стебельки с нарядными разноцветными головками.

Света, как и все в доме, боготворила папу. Однажды написала для него стихотворение:

Пришел с работы, бедненький, устал.
Дрожит, головушка болит.
Сел на кушеточку, попил чайку
И стонет, бедненький: «Невмоготу».

Все члены семьи беспокоились о Свете – худенькой и болезненной. Как говорит Светлана Александровна: «До 12 лет я постоянно умирала. За слабость папа называл меня блошенькой».

Всю жизнь Светлану сопровождала чудесный врач-педиатр – Ирма Генриховна, немка по национальности. Благодаря ее неусыпному вниманию, впоследствии перешедшему в теплую дружбу, девочка окрепла. Муж Ирмы Генриховны Михаил Михайлович Левашов был генетик. Их семью выслали из Ленинграда в Пермь, видимо, в связи с делом генетиков. После смерти супруга Ирма Генриховна вернулась в свой город, но регулярно приезжала на могилу мужа.

Немного истории

Пермский край имеет богатую историю. Выпускниками Пермской духовной семинарии являлись сказочник П.П.Бажов (1879–1950), изобретатель радио А.С.Попов (1859–1906). В Перми родились бытописатель Урала Д.Н.Мамин-Сибиряк (1852–1912) и художник В.В.Верещагин (1834–1886), русский театральный и художественный деятель С.П.Дягилев учился в пермской классической гимназии. В пригороде Перми трагически окончил свои дни великий князь Михаил Романов. В марте 1918 года он был сослан сюда на жительство, а в ночь с 12 на 13 июня предательски убит большевиками вместе с личным секретарем. Тела до сих пор не найдены. Примерно через месяц арестован и казнен архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник. Ныне Русской Православной Церковью он причислен к лику святых.

Во время гражданской войны один из братьев Евдокии Михайловны, Петр, служил офицером в белой армии. В холодный день он отдал свою шинель замерзающему раненому солдату, а сам простудился и умер от воспаления легких.

Второй брат Яков уже во время Великой Отечественной войны получил тяжелое ранение в живот.

Словно в благодарность за поступок Петра, Яков был спасен сердобольным немецким солдатом, сопроводившим его до русского госпиталя. Медсестра, ухаживавшая за раненым, стала его женой.

Семья Кивилёвых жила на втором этаже деревянного дома, который ранее принадлежал священнику по фамилии Черепанов, служившему в Петропавловском соборе. Теперь священник был репрессирован, а матушка с детьми ютилась на первом этаже. Возможно, существовала династия Черепановых-священнослужителей, т. к. обнаруживаются следующие интересные факты.

Здание Петропавловского собора – одно из первых каменных в городе, постройки 1757–1764 гг. Собор стал религиозным центром Прикамья, где служили лучшие священники. Священников назначала сама царица Екатерина. Вот ее указ от 1781 года: «...для священнослужения перевести из города Кунгура Благовещенского собора Антония Иоаннова, да священника села Банковского Филипповской церкви Дометия Черепанова».

Петропавловский собор. г.Пермь

В 1929 году собор закрыли в связи с антирелигиозной кампанией, утрачены купола, колокольня, каменная ограда. В разное время в храме были устроены склад, клуб, спортзал, реставрационные мастерские. В 1990 году собор возвращен верующим. Сегодня в соборе почивают мощи святых: свт. Луки, свт. Василия Великого, св. прав. Симеона Верхотурского, свт. Спиридона еп. Тримифунтского, свт. Иннокентия Московского и т.д. Те же святые встречают прихожан и в нашем храме Державной иконы Божией Матери.

В поселке Кучино Пермского края открылся единственный в России музей политических репрессий. Мемориальный музей ГУЛАГ «Пермь-36» включает в себя сохранившиеся и реконструированные сооружения ГУЛАГа.

С семьей репрессированного священника Светлана Александровна связывает неожиданное появление на окне комнаты небольшой Казанской иконы Божией Матери. «Мама, – рассказывает Светлана Александровна, – хранила ее всю жизнь. В храм не ходила, но всегда благословляла нас, детей. Я благодарна папе и маме за бесконечную любовь, за бережное отношение к нам, ко всему живому, к миру».

Светлана не раз приводила с улицы чужих бабушек и дедушек – по своим скучала, и родители их принимали.

«Блажен, иже и скоты милует» (Притч. 12, 10)

В семье Кивилёвых любили животных. Поэтому одним из ее членов была лохматая веселая кавказская овчарка Ломи, похожая на льва. Светлана в то время уже училась в медицинском институте и сильно уставала после ночных дежурств. Придя домой, она ложилась отдыхать. Однажды мама во время прогулки с собакой из-за резкого рывка животного вывихнула плечо. Чтобы не беспокоить дочь, она тихо села в кресло и ожидала ее пробуждения.

Когда та наконец открыла глаза, то увидела бледное лицо Евдокии Михайловны с капельками пота и неестественно низко опущенное плечо. Матери и в голову не пришло, что можно разбудить дочь.

Евдокия Михайловна прекрасно готовила, была немногословной, любила короткие и меткие поговорки. Например, «Та же мучка, да не те ручки». Нажарит ведро пончиков и принесет в институт, угощать голодных студентов.

Примерно в это время в доме Кивилёвых появился котенок Ероша. Когда Светлана везла его в троллейбусе, пассажиры старались встать подальше – грязное больное животное не вызывало симпатии. Евдокия Михайловна отнесла котенка на чердак и выхаживала, пока тот не поправился. Кот вырос красивым и умным, называли его теперь Ерофей Котофеевич. Он с удовольствием смотрел телепередачу «В мире животных» и везде сопровождал Александра Емельяновича. Когда глава семьи умер, Ерофей не отходил от гроба три дня, а потом исчез навсегда.

Еще вспомнила Светлана Александровна, как ее родители спасли выпавшего из гнезда вороненка. Его поместили на балконе. Он не умел самостоятельно есть, и папа кормил его с помощью пинцета. Птенца нашла мать – ворона, стала приносить ему корм, чистила перышки, учила летать. Она совсем не боялась людей. Когда вороненок окреп, он сделал несколько прощальных кругов над балконом вместе со взрослой вороной и улетел.

Александра Емельяновича во время Великой Отечественной войны не отправили в действующую армию из-за большой семьи. Он служил недалеко от дома, в редакции газеты военного лагеря. Во время службы познакомился и подружился с мужем писательницы Веры Федоровны Пановой – Давидом Яковлевичем. У Евдокии Михайловны началась тяжелая дистрофия, Давид Яковлевич спас ее и детей от голода.

Тогда же произошел поистине библейский случай. Девочки просили есть. Евдокия Михайловна завязала голову платком и вышла на улицу, чтобы не слышать терзающих душу просьб. Кот Мурзик, живший в доме, пошел вслед за ней.

Через некоторое время он принес и положил перед хозяйкой килограмм мяса.

Пановы переехали в Петербург, но дружеское общение с ними не прекратилось. Кивилёвы ездили на каникулы в Петербург, Давид Яковлевич показывал им город, вместе с женой радушно принимал гостей в своей семикомнатной квартире на Марсовом поле. Давид Яковлевич организовал поэтический кружок для детей-сирот «Голос юности». Он особенно подружился с одним из воспитанников детского дома Алексеем, родители которого погибли в блокадном городе. Брал мальчика с собой в командировки, приезжал с ним к друзьям в Пермь. Алексей вырос и женился на одной из сестер Кивилёвых, стал членом Союза писателей.

Профессия. "Даром получили, даром давайте" (Мф. 10,8)

Детский врач Ирма Генриховна мечтала о том, чтобы ее подопечная Светлана стала педиатром. Путь в медицину начался с Пермского медицинского училища. Проработав несколько лет медсестрой, Светлана Александровна приобрела необходимые умения и знания, учиться в институте было уже легко. В 1978 году после интернатуры она приехала в Ленинград и 34 года проработала участковым врачом в поликлинике №90.

Светлана Александровна рассказала о своей врачебной деятельности в Перми: «Бог посылал много добрых людей на моем пути. На четвертом курсе я работала в заводской медсанчасти. Заведующая отделением Клара Григорьевна со вниманием отнеслась ко мне – консультировала по телефону, подбирала необходимую литературу. Как-то привезли молодого мужчину с диагнозом – пищевое отравление. По совету Клары Георгиевны я сделала больному ЭКГ и установила другой диагноз – инфаркт миокарда, благодаря совместным усилиям мужчину удалось спасти».

На государственную практику Светлану Александровну направили в леспромхоз. Теперь ей самой приходилось принимать решения, кроме того, у нее под началом оказались фельдшер и медсестра, которые должны были убедиться в компетентности молодого доктора. Тяжелых хирургических больных отправляли на вертолете в Пермь, в остальных случаях справлялись сами.

Однажды местный житель принес заболевшего поросенка. Милостью Божией, после лечения поросенок ожил. Утром на крыльце деревянного дома Светлана Александровна обнаружила пакет с угощением.

Хорошо жилось и работалось в этом глухом уголке, рядом журчал ручей, в лесу росло много грибов и ягод. В гости приходили сельские ребятишки.

Еще две сестры Кивилёвы выбрали профессию врача, а две другие – педагогов. Сложилась врачебная династия – племянники Светланы Александровны в большинстве медработники.

«Мои пациенты – родные мне люди, – делится Светлана Александровна. – Когда начинала работать, многие из них были молодыми людьми, а потом у них рождались дети, вырастали и попадали ко мне. Нередко я получала приглашения в семьи на дни рождения и праздники. Возникло настоящее единение душ, мы были как одна семья».

В 90-е годы зарплаты получали маленькие, продукты отпускались по талонам. Отоваривать их некогда – по сорок человек приходило на прием и еще вызовы на дом. Светлана Александровна возвращалась домой почти ночью, работала с полной отдачей сил. Никогда не отличавшаяся крепким здоровьем, Светлана Александровна уставала. Самые внимательные быстро поняли, в чем дело, и стали подкармливать доктора – приносили обед, покупали продукты. Господь особенно помогал в это время, пациенты привозили святыни из Иерусалима. Светлана Александровна держала их в кабинете – на столе и в шкафу располагались иконы и крест. Настоящий врач лечит не только лекарствами.

«За время работы я поняла – нет совсем плохих людей, всегда есть причина для негативного поведения, в которой нужно разобраться. Мы все – создания Божии, с каждым из нас, может быть и далеко, есть Господь».

Светлана Александровна награждена медалью «За трудовые заслуги».

Воцерковление

Почему-то у многих, начинающих воцерковляться, одним из первых храмов зачастую становится Никольский собор. Святой Николай – покровитель путешествующих, подает свое благословение вступающим на христианский путь. Так было и у Светланы Александровны. Во время прогулки она вошла в Никольский собор, пели акафист св. Николаю Чудотворцу. Это было незабываемо! Затем особое место в ее сердце заняла св. Ксения Блаженная, согрел душу отец Борис из храма св. Екатерины в Девяткино, полюбились проповеди отца Михаила из церкви Владимирской иконы Божией Матери.

Как медработнику, Светлане Александровне дали комнату в коммунальной квартире на улице Ушинского. В доме напротив на втором этаже торгового центра устроился храм Сретения Господня. Светлана Александровна стала его прихожанкой.

В 1997 году был освящен закладной камень будущего величественного храма на углу Гражданского проспекта и проспекта Луначарского, куда впоследствии перешел сретенский приход. Светлана Александровна участвовала в молитве во время освящения камня.

Много способствовала ее духовному становлению хорошая знакомая Наталия. «Помогали» и непростые соседи по квартире – от ссор с ними приходилось спасаться чтением Псалтири.

Как укрепление от Господа восприняла наша героиня неожиданные находки – иконы Апостола Павла (эта икона лежала прямо на земле), Богородицы «Взбранной Воеводе Победительная» и свт. Николая Чудотворца (нашла их при переезде, кто-то выбросил). А однажды довелось услышать, как за окном ее комнаты, находящейся на третьем этаже многоквартирного дома, три раза подряд громко была прочитана молитва «Да воскреснет Бог...».

Наконец Господь привел Светлану Александровну в наш храм Державной иконы Божией Матери, где она стала духовной дочерью отца Григория.

Храм строился, на полу настелены доски, сырость, духота. Словно для родного дома покупала Светлана Александровна кирпичики для стен церкви, ходила на богослужения, окончила церковно-приходскую школу.

"Церковная школа – важнейший этап моей жизни. Я благодарю Бога за моих учителей – первую учительницу – Марию Васильевну, отца Леонида и, конечно, матушку Иулию, отца Григория. Он настоящий духовный Отец".

Сегодня Светлана Александровна не забывает о своих многочисленных и нежно любимых внучатых племянниках, помогает прихожанам с маленькими детками, консультирует по медицинским вопросам, относится к людям с искренним душевным участием. Добрая улыбка и внимание – это то, что необходимо не менее лекарств.

Когда вглядываешься и вслушиваешься в жизнь сестер и братьев во Христе, хочется еще и еще славить Господа и Бога нашего.

Статью подготовила Анна Бухарина

Похожие материалы:

На Божьей ладони. «Это Господь меня с лестницы подтолкнул, а внизу ладошку подставил». О случаях чудесного спасения в опасности, шпионской истории и действии промысла Божия рассказывает прихожанин храма Державной иконы Божией Матери полковник в запасе Борис Иванович Нетяга.


Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Продолжаются работы по строительству храма свт.Василия Великого - установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!


Новости

Статьи