Нужна помощь

  • Дом милосердия: забиты сваи храма свт. Василия Великого

    Продолжаются работы по строительству храма свт. Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Мы нуждаемся в вашей поддержке! В ноябре собрано: 41 954 руб.(+16 042 руб.за неделю).

  • Помощь сайту DOMMIL.COM

    За время работы сайта мы с вами собрали более 2,5 млн. рублей и помогли нуждающимся и строительству Дома милосердия. Продолжаем сбор на ежемесячную поддержку сайта. На 11 ноября собрано 500 руб. (+ 0 руб. за неделю).

Новости

Введите ваш e-mail и будьте в курсе наших мероприятий и многого другого

Небесный покров над Америкой святителя Иннокентия Московского

Колумбы росские, презрев угрюмый рок,

Меж льдами новый путь отворят на восток,

И наша досягнет в Америку держава.

М.В. Ломоносов

Святителя Иннокентия Московского называют апостолом Сибири и Америки. Кто такие апостолы? Это святые, основавшие новые Церкви в разных землях и странах, явив жизнью своею Христа и жизнь положив на дело устроения Церкви. Очевидно, что за апостолами должны следовать те, кто продолжат их дело. В случае с установлением Православия в Америке есть и еще один аспект — святитель Иннокентий имел не только последователей, но и предшественников, он пришел на Аляску, где трудами и молитвами русских людей уже были подготовлены условия для плодотворной миссионерской деятельности. Кем они были, русские просветители Америки, на кого опирался великий апостол Аляски и кто последовал за ним?

Начало Русской Америки

Первыми европейцами, пришедшими на Аляску 21 августа 1732 г. была команда русского бота «Святой Гавриил». Но подлинным первооткрывателем и создателем Русской Америки стал купец-мехоторговец Григорий Иванович Шелихов.

В августе 1784 г. в ходе экспедиции на трех кораблях («Три Святителя», «Святой Симеон Богоприимец и Анна Пророчица» и «Архистратиг Михаил») он высадился на о. Кадьяк Алеутского архипелага, где стал строить крепости и поселения. На планах, начертанных его рукой, — ровные улицы, церкви, школы, библиотеки. Указом императора Павла I в 1799 г. была учреждена Российско-Американская торговая компания.

Григорий Иванович Шелихов взял в помощники купца Александра Андреевича Баранова и назначил его главным управляющим на о. Кадьяк. Баранов — удивительный человек. Управляя более двух десятилетий Русской Америкой, контролируя многомиллионные суммы, доставляя огромные прибыли акционерам компании, он не оставил по себе никакого состояния! На острове Ка́дьяк до сих пор стоит его дом.

Шелихов, Баранов и их единомышленники наряду с торговлей, промыслом пушного и морского зверя занимались колонизацией земель, строительством фортов и городов. В архипелаге Алеутских островов на о. Уналашка было основано постоянное русское поселение. Здесь разместилась и основная база Российско-Американской компании. В 1808 г. построили столицу новых территорий Российской империи — Новоархангельск (совр. Ситка на о. Баранова).

Поселений делалось больше и больше. На этой карте голубыми прямоугольниками обозначены русские крепости, поселения и города Русской Америки.

Ввозить все необходимое для них из России делалось все сложнее и дороже.

И вот в 1812 г. Российско-Американская компания основала уже в материковой части Америки — в северной Калифорнии — крепость и пос. Славянск, или Росс, для снабжения продовольствием русских селений Аляски.

Их строил и в течение 10 лет возглавлял Иван Александрович Кусков.

Для строительства выбрали высокий берег небольшой бухты в 15 верстах выше реки Славянки (современная Рашн-ривер) и в 70 верстах к северу от испанской миссии св. Франциска Ассизкого, позже ставшей городом Сан-Франциско — местом особого русского православного служения.

Через 10 лет пребывания Кускова в Форт Россе в его окрестностях колосились широкие поля пшеницы и ржи. На 50 огородах выращивали капусту, салат, хрен, морковь, лук, огурцы и редьку. Два раза в год собирали обильный урожай картофеля. Именно в Форт Россе появились первые в Калифорнии ветряные мельницы, фруктовые сады и виноградники. На ферме было около 2000 голов животных: лошади, коровы, козы, овцы и свиньи. Завели кожевенный завод и сапожную мастерскую. В Новоархангельск вывозили солонину, масло, сало, кожи, шерсть. Из местной сосны гнали смолу и деготь, из древесины делали бочки. Кирпичный завод, кузница, столярная и слесарная мастерские изготавливали орудия для охоты, предметы морского такелажа и домашнего обихода. Занимались и морским промыслом. Одной из забот И.А. Кускова было строительство собственного флота, для чего в колонии имелась судоверфь — первая в истории Калифорнии. Был построен целый флот малых судов для каботажного плавания вдоль побережья Калифорнии и по р. Славянке и даже два больших океанских судна [19].

Испанцы называли Кускова  Пи де Палу — «деревянная нога» за его протез. Кусков был страстным, гневливым, но феноменально честным человеком, и правил крепостью железной рукой. В управлении фортом Кускову помогала его жена Екатерина Прохоровна, уроженка индейского племени.

Благодаря ее уму и дипломатии индейцы жили в дружбе с русскими, хотя постоянно нападали на миссии соседей-испанцев и сжигали их. Русские женщины не боялись ходить в одиночку в лес за грибами и ягодами, настолько дружескими были отношения с соседними племенами [19]. Таких отношений белых и индейцев не было больше нигде в Америке.

Сегодня Форт Росс — национальный парк Калифорнии.

Заботами потомков русских промышленников, алеутов и индейцев воссозданы в первозданном виде просторные жилые помещения, комнаты Кускова, краеведческий кабинет с лабораторией, склад, арсенал и пороховой погреб, мастерские, столовая с русской печью и мебелью.

Именно здесь, в Форте Росс, в 1820-х годах был построен первый православный храм южнее Аляски — Троицкая церковь.

В 1836 г. в ней служил литургию, крестил и венчал и святитель Иннокентий, имевший на этот южный форпост большие миссионерские планы.

Первая православная миссия

В Русской Америке «заводили помаленьку Русь». Это выражение Шелихова определяет характер освоения русскими Американского континента — они принесли сюда свои традиции и свою православную веру.

Уже первые русские мореплаватели заботились о духовном просвещении местных жителей. И мореходы до Шелихова, и он сам лично крестили алеутов и индейцев. На каждом корабле, направлявшемся к американским берегам, были иконы и богослужебные книги. Кое-где мирским чином служили утреню и вечерню. Ставили часовни. Начальники крепостей часто сами вставали к богослужебным книгам, но не оставляли храм без богослужения. Священников в Русской Америке еще не было.

Но постепенно необходимость в полноценном духовном развитии местных жителей становилась все насущнее. В 1793 г. глава Российско-Американской компании Г.И. Шелихов обратился к митрополиту Санкт-Петербургскому Гавриилу с прошением прислать на Аляску священника. Ознакомившись с положением дел, императрица Екатерина II повелела послать не одного священника, а целую духовную миссию. В состав ее вошли Валаамский архимандрит Иоасаф (Болотов) и еще 7 монахов. 25 декабря 1793 г. они выехали из Петербурга на Аляску.

Миссия была радушно принята Шелиховым. По прибытии монахи с удивлением увидели: там, где до них побывали соотечественники, население было вполне подготовлено к принятию христианства. В первых письмах с Кадьяка члены миссии сообщали, что туземцы не оставляли их постоянными и настойчивыми просьбами о крещении. Они жили с русскими, доверяли им, знали об их Боге и хотели принять их веру.

Вскоре количество крещеных составило более 9 тыс. человек.

Так происходило первоначальное просвещение Русской Америки.

Собор американских святых: рядом с митрополитом Иннокентием

Обратимся к иконе Собора американских святых, под покровом которых живет православная Америка.

В центре святитель Иннокентий. За его левым плечом мы видим лик святого первомученика Иувеналия Аляскинского.

Ревностный участник валаамской миссии, он крестил больше алеутов, чем прочие монахи. Искусный в горном деле, он завел на Кадьяке первые плавильные печи. Пылкость его была такова, что он испросил благословения архимандрита Иоасафа и в одиночку ушел на материк крестить аборигенов — несмотря на категорический запрет Баранова посылать туда монахов ввиду опасности мест и коварства туземцев. Действительно, вскоре,  летом 1797 г., святой Иувеналий принял мученическую смерть от рук туземцев к западу от о. Илиамна.

Тело его так и не нашли. Район, куда он принес евангельский свет, принял Православие два столетия назад, и с тех пор остается верен ему. На месте подвига святого Иувеналия в пос. Нондальтон стоит православный храм свт. Николая Чудотворца — истинный венец трудам и подвигу первомученика Аляски. Сейчас в нем служит священник Михаил Трифон, уроженец этой деревни, самый молодой индеец-священник в США.

Первая миссия сделала многое, хотя и просуществовала недолго. Часть монахов погибли, иные истощили свои силы и отплыли обратно в Россию.

Вся тяжесть последующей миссионерской деятельности легла на инока Валаамского монастыря Германа.

Он переселился с Кадьяка на пустынный о. Еловый (ныне Спрус), где Российско-Американская компания выстроила ему небольшую келью, и жил в ней до смерти: устроил часовню и школу для алеутских сирот, во время эпидемий, оставив свой скит, ухаживал за больными, забирал  к себе в скит сирот и воспитывал их. Алеуты-христиане питали к нему благоговейное уважение и считали святым. Отношение это сохранили они до наших дней.

Преподобный Герман Аляскинский почил в 1836 г., когда святитель Иннокентий уже 12 лет как жил на Аляске. Мощи его пребывают ныне в Воскресенском храме Кадьяка.

О прославлении в 1970 г. преподобного Германа Аляскинского рассказывает протоиерей Александр Шмеман: «Сотни молящихся, среди которых запоминаются праздничностью, детской сосредоточенностью и необычайной в наше время скромностью алеутские дети. Как удивительно слышать от них, когда они подходят к причастию, сохраненные ими имена: Агриппина, Афиноген, Пантелеимон, Евсей… И точно весь город участвует в торжестве, во всех витринах и окнах — изображение старца Германа и украшения… Люди плачут слезами радости и умиления, и сияют лица алеутов, дождавшихся прославления своего “апа” — “дедушки”... Около меня идет старенький, бедно одетый алеут и плачет. Не могу забыть ни лица его, ни его нищей одежды, ни всего его образа — смирения и света. Если есть такие — жива Церковь, жива в самой сущности своей. Это смирение и свет самого старца Германа, от него, от его духа, и да разольются они отсюда по всей этой земле» [3].

На иконе американских святых мы видим преподобного Германа Аляскинского — он изображен здесь крайним слева. Многие из крещеных аборигенов становились верными и, как говорил святитель Иннокентий, примерными христианами. Крайняя справа фигура на иконе в красном одеянии до колен — первый местный православный мученик.

Уроженец о. Кадьяк юный алеут Чукагнак, в крещении Петр, в 1815 г. был нанят Русско-Американской компанией охотником в промысловую экспедицию и попал в плен к испанцам. Францисканцы убеждали его принять католицизм и после отказа в присутствии спутника Петра и друга стали поочередно отрезать ему пальцы, руки и ноги. Мученик твердо повторял: «Я христианин», — пока не умер от потери крови. В 1980 г. святой мученик отрок Петр Алеут был прославлен как местночтимый святой Аляскинской епархии.

Итак, несмотря на кратковременность проповеди, Православие в этих краях имело большой успех. Святитель Иннокентий, прибыв сюда в 1824 г., нашел тщательно подготовленную почву, политую кровью первых мучеников и возделанную молитвами и трудами первых святых.

Во многих местах, куда являлся для проповеди священник Иоанн Вениаминов, он встречал христиан, крещенных миссионерами или промышленниками. К тому же ко времени его прибытия в русских владениях Северной Америки на разных островах служили еще три священника-миссионера.

Он пишет об о. св. Павла, где в главном селении Гаванском находилась «деревянная часовня, построенная в 1821 году и внутри украшенная очень хорошим иконостасом и образами иждивением живущих там алеутов»; об о. св. Георгия с деревянной часовней во имя св. Георгия, о с. Никольском на о. Умнак, где была «деревянная часовня наподобие церкви, с алтарем и куполом, выстроенная самими алеутами под смотрением креола Крюкова», о храме в с. Гаванском на Уналашке, «внутри украшенном довольно порядочным иконостасом с колоннами и резными позолоченными рамами работы самих алеутов» [11].

На Уналашке, где поселился святитель Иннокентий, задолго до него, уже с 1808 г., стояла церковь Вознесения Христова. В 1827 г. он полностью перестроил и обновил ее.

Много раз перестроенная и восстановленная, Вознесенская церковь — наследие святителя Иннокентия — до сих пор располагается на своем старом месте. По воскресеньям в храме идут службы на русском и алеутском языках.

В ту пору, когда священника Иоанна Вениаминова перевели в административный центр Русской Америки Новоархангельск,

тот выглядел как обычный русский губернский город: дом губернатора, театр, клуб, кафедральный собор, архиерейский дом, семинария, обсерватория, школа музыки, музей и библиотека, мореходная школа, две больницы и аптека, несколько училищ, духовная консистория, чертежная, адмиралтейство, портовые сооружения, арсенал, несколько промышленных предприятий, лавки, магазины и склады. Дома были на каменных фундаментах, крыши крыты железом. В 1808 г. Новоархангельск стал столицей российских владений в Северной Америке, а в 1840 — резиденцией епископа Русской Православной Церкви.

Резиденция епископа была выстроена еще при святителе Иннокентии — двухэтажный деревянный дом на окраине Новоархангельска, на самом берегу Тихого океана.

Он сохранился до сих пор вместе с домовой церковью и со всей мебелью, сделанной руками святителя Иннокентия.

В бывшем Новоархангельске (ныне Ситка), как и на Уналашке, до сих пор действует открытый святителем Иннокентием православный храм. Это знаменитый собор Михаила Архангела, главный храм не только Русской Аляски, но и всей Русской Америки.

Он спроектирован святителем Иннокентием и построен на средства Российско-Американской компании. Колокола были отлиты на местных литейных заводах, епископ Иннокентий сам вручную собрал часы для колокольни. Собор дошел до наших дней и после пожара 1966 г., когда сгорел почти весь город, был восстановлен практически в том же виде, каким освятил его в 1847 г. его святитель Иннокентий. К сожалению, колокола и часы погибли.

Собор Михаила Архангела, внесенный в Национальный реестр исторических мест США, стоит в центре делового квартала Ситки. В нем три придела: во имя Михаила Архангела, Казанской иконы Божией Матери и святителя Иннокентия Московского. Чудотворная Ситская икона Божией Матери работы Боровиковского известна на всю Америку и Европу как «Мадонна Ситки».

В соборе хранятся и личные вещи святителя Иннокентия, в том числе распятие, инкрустированное жемчугом, подаренное ему в день хиротонии в 1840 г., и архиерейская митра.

К концу служения святителя Иннокентия на американской территории было 9 церквей, 37 часовен, 9 священников при двух диаконах и полном составе причетников.

Продажа Аляски и Миссионерское общество митрополита Иннокентия

Ровно через год и месяц исполнится 150 лет, как Россия продала Аляску Соединенным Штатам. 18 октября 1867 г. в столице Русской Америки Новоархангельске при залпах русской и американской артиллерии был спущен триколор Российско-Американской компании и взвился звездно-полосатый флаг США.

Очевидец так описывает это событие: «Стоящий за Барановской горкой крейсерок начал спускать свой флаг. Со стремнинною быстротою сбежал также и флаг над комендантским домом… Один только восьмиконечный крест Архангелова храма отчетливо вырисовывался в своей царственной выси над городом, предгорьем и взморьем. Подходя к Миссии, я услыхал, как дети — иннокентьевские приютяне — пели вечернюю песнь Свету Тихому, милостиво еще охраняющему великое знамя нашего Православия»[17].

Есть мнение, что именно архиепископ Иннокентий (Вениаминов) настоял на такой формулировке второй статьи «Договора об уступке Российских северо-американских колоний»: «Храмы, воздвигнутые Российским правительством на уступленной территории, остаются собственностью членов Православной Церкви, проживающих на этой территории и принадлежащих к этой Церкви» [9]. Благодаря этому Русская Православная Церковь сохранила право продолжать здесь свою деятельность. Синод решил ежегодно отчислять на содержание Аляскинской епархии 1% от суммы продажи Аляски, т. е. $ 72 000. Это стало финансовым базисом дальнейшего существования нашей Церкви в Америке.

Архиепископу Иннокентию было в ту пору уже 70 лет.

Он был удручен трудами и болезнями, почти слеп и собирался уйти на покой и жить на приходе у сына Гавриила. Однако случилось иначе. Спустя месяц после продажи Аляски, 19 ноября 1867 г., скончался митрополит Московский Филарет. Через полтора месяца, 5 января 1868 г., святитель Иннокентий был назначен его преемником, т. е. высшим духовным лицом Русской Православной Церкви, поскольку патриаршества в России тогда не было. Московскую кафедру митрополит Иннокентий возглавлял 11 лет до своей смерти в 1879 г. Это были годы его особого служения Церкви.

Назначение его митрополитом Московским вызвало надежды на кардинальные перемены в положении миссионерского дела в России. Так, профессор Московской духовной академии Петр Симонович Казанский писал, что ждет от святителя Иннокентия именно «живого дела»: «Преосвященный Иннокентий средствами Москвы, может быть, поможет своей епархии в ее миссионерских трудах. Вот доброе дело, которое предвидим от перевода его в Москву» [10].

Эти ожидания оправдались вполне. Святитель положил все силы на организацию Православного миссионерского общества и лично возглавил его. В создании Общества помогали многие известные деятели, происходило драгоценное объединение мирян и духовных лиц вне зависимости от сословности, социального положения и пола. Миссионерство, как этого чаял митрополит Иннокентий, постигалось не как удел замкнутой касты, кучки благотворителей, а как общенациональное дело, объединяющее людей для распространения Православия. Это Общество открыло для всех, и богатых и бедных, удобства служить этому великому делу, кто чем желает и чем может [10].

По ходатайству митрополита Иннокентия Покровский монастырь в Москве был обращен в миссионерский, где подготавливались будущие миссионеры и находили покой и приют старые и больные.

Разумеется, не забывал святитель Иннокентий и дорогой его сердцу Русской Америки, где православные миссии стали приходить в упадок. Многие православные переселялись в это время с Аляски в Сан-Франциско, где давно уже стоял православный Форт Росс. И это вполне понятно: «Режим жесткого произвола и ограбления местного населения воцарился на Аляске после продажи ее Соединенным Штатам. Американцы развязали здесь геноцид коренных народов Аляски: уже к 1880 г. на Аляске и Алеутских островах насчитывалось 33 тысячи жителей, меньше половины того, что было в XVIII в.» [15].

Предвидя дальнейшие сложности, митрополит Иннокентий добился от Синода открытия в 1870 г. самостоятельной Аляскинской и Алеутской епархии, кафедра которой в 1872 г. передвинулась из Ситки в Сан-Франциско. Это была первая епархия Русской Православной Церкви, созданная за пределами России, такого опыта у Церкви еще не было, поэтому указом императора Александра II предписывалось управлять епархией «применительно к особенностям, вызываемым нахождением паствы в иностранном государстве».

В истории американского Православия открылась новая страница. Ей предстояло завоевать равные права со многими другими деноминациями Америки. Святитель Иннокентий рекомендовал посылать в США исключительно духовенство, знающее английский язык и знакомое с западной психологией. К сожалению, Синод не прислушался — или не имел возможности прислушаться — к рекомендации опытного миссионера и пастыря.

Миссионерские принципы святителя Иннокентия

Целых 9 лет (1870–1879), до самой смерти митрополита Иннокентия, Миссионерское общество работало под его непосредственным управлением, хотя эта сторона деятельности святителя до сих пор мало изучена.

Так, митрополит Иннокентий был убежден в том, что православные миссионеры есть прежде всего орудия Божественного Провидения, направляющего людей к истинной вере: «Бог обращает людей, а не люди. И потому о числе обратившихся извещать необходимо, а как действовали люди, бывшие орудиями Его, и что они терпели — зачем пересказывать? Тут больше вреда, чем пользы», — писал он» [14].

В «Инструкции миссионерам» святитель Иннокентий утверждает такие принципы взаимодействия с вновь обращаемыми, как кротость, понимание, терпимость, добрый пример, отсутствие высокомерия к прежним верованиям и обычаям: «С первого свидания с инородцами старайся снискать их доверенность и благорасположение, но не подарками и ласкательством, а рассудительностью, готовностию на всякую помощь, добрыми и благоразумными советами и искренностию. Иначе кто тебе откроет свое сердце, если не будет иметь доверенности… Отнюдь не показывай величавого учительского вида, чем весьма много можно повредить успехам своего дела». Главное же требование к миссионеру — истинная и несокрушимая вера и любовь к обращаемым, «ибо токмо любовь созидает, а потому старайся иметь в себе дух святой любви» [14].

Интересы распространения православной веры были для святителя Иннокентия выше собственно государственных интересов: он принял продажу Русской Америки как «один из путей Провидения, коим Православие проникнет в Соединенные Штаты» [14].

Поведем некоторые итоги. Принципы православной миссии в понимании святителя Иннокентия были разумны и исполняемы. Понимать и быть понятым: уважение к народу, изучение его языка и культуры — и миссия на языке обращаемых; помогать и принимать помощь как от равных; учить аборигенов и учиться у них языку, культуре, отношениям с природой… Миссионерство для него было делом всего народа, а не группы профессионалов. Он считал необходимым централизованное и продуманное содействие миссиям и их труженикам, общую координацию миссионерских усилий Церкви.

Однако было бы неверным считать принципы святителя Иннокентия лишь его собственным достоянием. Все это было, хотя и разрозненно, до него, и уж тем более стало нормой после него для миссионеров, посланных Синодом за пределы России. Герман Аляскинский перевел за 40 лет на 16 из 300 алеутских языков все богослужебные книги: Минеи, Триоди, литургию, суточный, месячный, годовой круг. Святой Николай (Касаткин) переводил на японский язык, а будущий Патриарх Тихон в Америке дал благословение все переводить на английский. К 1907 г., когда прошел первый Всеамерикансий православный собор, на английский по его благословению было переведено уже две трети богослужебных текстов [20].

С самого начала православные миссионеры действовали иначе, чем другие деноминации. Для Америки того времени незыблемым было представление, что будущее коренных народов, их прогресс и развитие — в насаждении среди них образа жизни и культуры белых людей. Но русские миссионеры шли абсолютно другим путем. Они позволяли аборигенам сохранять свою культурную самобытность и традиционные виды искусства: резьбу, роспись по дереву, древние стили ткачества, украшали ими храмы.

До нас дошли в числе прочего иконы архангелов Гавриила и Михаила алеутского иконописца Григория Петухова, ученика святителя Иннокентия и выпускника его семинарии, возможно, первого иконописца-алеута.

И сегодня коренные жители Аляски продолжают украшать свои православные церкви, используя традиционные художественные приемы и местные материалы. Они вырезают кресты из дерева и свивают их из травы, пишут иконы и плетут их из бисера, ткут панагии для епископов и украшают вышивкой одеяния священнослужителей. В их творчестве причудливо переплетаются их собственные традиции с обычаями Русской Америки, создавая новую и уникальную форму искусства. И это тоже наследие святителя Иннокентия.

По основании Миссионерского общества распространение Православия на Аляске продолжилось, и результаты не замедлили. Было основано более 45 школ и две семинарии. Церковь на Аляске процветала. К 1881 г. в Алеутской епархии было более 70 храмов, церковных домов и часовен [9].

 

Окончание следует.

Гиппиус А.С.

Духовно-просветительский центр им. свт. Иннокентия Московского, председатель женского общества им. св. равноап. кн. Ольги

Из доклада на конференции "Святитель Иннокентий Московский: ученый, миссионер, учитель" 1 октября 2016 года

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. В настоящее время начались работы по строительству храма свт.Василия Великого - закладка 9 февраля 2017 года, принимаются имена на вечное поминовение. Идет подготовка территории под строительство храма с устройством временной дороги. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Назад к списку

Похожие материалы:

  • Священномученик Сергий (Фелицын)

    27 ноября 1937 года в два часа ночи отец Сергий был арестован и заключен в тюрьму города Серпухова. Арест отца Сергия потряс его супругу так, что у нее пропал голос, и она знаками отвечала на требования сотрудников НКВД показать все места, которые они хотели обыскивать. Священника обвинили в том, что он "враждебно настроен к советской власти".

  • Икона Божией Матери «Державная»

    15 марта 1917 года, в день насильственного отречения государя Николая II от власти, в древней вотчине Романовых — селе Коломенском — была явлена икона Божией Матери, получившая название «Державная». Обстоятельства обретения. Чудо обновления иконы. Знали ли сами царственные мученики о явлении «Державной» иконы Божией Матери?

  • 17 сентября — обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского

    Рассказ очевидца чудесного обретения в 1991 г. мощей святителя Иоасафа, «потерянных» в годы безбожной власти.