Нужна помощь

Новости

  • Семейная программа

    Хотите стать еще счастливее? Испытываете семейный кризис? Хотите глубже понимать семейную жизнь? Объявляем набор для участия в новой Семейной программе при храме Иконы Божией Матери "Державная" с православными психологами. Первая встреча 13 октября 2021 г.

  • Трансляция богослужений

    Ближайшие трансляции - в субботу Всенощное бдение в 17.00, и Литургия в воскресенье в 10.00.

Подать записки в наш храм через интернет. В меню ХРАМ --> Записки через интернет

Рукоположение

Из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова, написанной к 50-летию автора.

Предыдущие главы книги: 1 - "Родом из детства", 2.1 - "В Должанке с бабушкой Александрой"., 2.2 — Первые годы в Ленинграде, 2.3 — В школе, 3.1 — Врач. Alma mater3.2 — На флоте3.3 — Адъюнктура и женитьба 3.4 — Первые шаги в храм 4.1 — Первый духовный отец - о протоиерее Василии Лесняке, 4.2 — Отец Михаил Сечейко4.3 — Об архимандрите Пантелеимоне Борисенко4.4 — Отец Василий Ермаков, 5.1 —Начало служения. Путь в священнослужение.

Диаконская хиротония

Я уже рассказывал, что еще будучи офицером, принял решение служить Богу. Основной причиной стало понимание несовершенства одного лишь медицинского воздействия, необходимость помогать не только телесно, но и духовно, потому что болезнь связана с грехами. Моим естественным желанием было молиться за больных и очищать их от грехов, разрушающих телесное здоровье, то есть лечить первопричину, а не следствие.

Мой духовник, отец Василий Лесняк, давно готовил меня к служению у алтаря Божия и разрешил дополнительно испросить благословения отца Николая Гурьянова.

Архимандрит Пантелеимон (Борисенко)

Архимандрит Пантелеимон (Борисенко) благословляет врача Сергея Владимировича Филимонова

Отец Пантелеимон предупредил меня, что как только человек принимает решение вступить в священный сан, начинаются искушения и испытания. Так происходит у всех. Я не стал исключением, моему рукоположению предшествовали достаточно большие трудности. От подачи документов до рукоположения во диаконы прошло около двух лет. Возникали всевозможные причины и предлоги для промедления.

Но все имеет свой конец. В один прекрасный день, когда я сидел на своем рабочем месте в медсанчасти и писал истории болезни, мне позвонил епископ Тихвинский Симон (Гетя) (нынешний митрополит Мурманский и Мончегорский) и сказал: «Если хотите рукополагаться, — я подтвердил, что планирую, — тогда сегодня вечером вы должны быть в храме Иова Многострадального».

Митрополит Мурманский и Мончегорский Симон

Митрополит Мурманский и Мончегорский Симон

Я тут же написал и положил на стол заведующему отделения заявление об уходе, пояснил, что собираюсь рукополагаться, дописал истории болезни, оформил все положенные бумаги и c некоторым опозданием выехал в храм. Помню, там было очень много народу. Был четверг первой седмицы Великого поста, читался Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, служили Великое повечерие.

На следующий день мне было назначено прибыть для диаконского рукоположения в церковь Смоленской иконы Божией Матери.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери

Церковь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище

Церковь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище

Ксения Блаженная

Ксения ночью носит кирпичи на строящуюся церковь. Иллюстрация из книги XIX века.

Храм во имя Смоленской иконы Божией Матери был заложен на месте первоначальной богадельни 19 июля 1786 года. Постройка продолжалась 5 лет.
Сооружение церкви предание связывает с именем святой блаженной Ксении, по ночам тайно подносившей камни на строительные леса.
Смоленская икона сыграла огромную роль в истории России. Через нее Божия Матерь являла Свою благодатную помощь в защите нашего Отечества от нашествия иноземных завоевателей: от татар в XIII веке, от поляков в XV–XVII веках, от французов в 1812 году. Ежегодно в день престольного праздника 28 июля (10 августа) Смоленская икона Божией Матери крестным ходом обносится вокруг храма.

Смоленская икона Божией Матери

Смоленская икона Божией Матери на ступенях Смоленской церкви во время праздничного богослужения 10 августа

Неподалеку от Смоленской церкви похоронена святая покровительница Санкт-Петербурга — святая блаженная Ксения. Над ее могилой стоит часовня, известная каждому петербуржцу.

Мозаичное изображение блж. Ксении

Мозаичное изображение блж. Ксении на фронтоне часовни, где покоятся ее святые мощи

Самая известная икона блж. Ксении Петербургской

Самая известная икона блж. Ксении Петербургской, на заднем плане видна Смоленская церковь

Для нас с супругой было большой радостью услышать, что рукоположение состоится на Смоленской кладбище, потому что Ксения Блаженная много раз помогала и мне, и моей семье в самые трудные моменты предшествующей жизни, неоднократно выручала нас. Моя супруга очень почитала ее, как и я сам, и мы всегда считали ее покровительницей нашего брака. Поэтому для нас было совершенно естественным, что я был хиротонисан во диаконы именно в этой церкви.

Моя диаконская хиротония состоялась в день памяти великомученика Феодора Тирона, в пятницу первой седмицы Великого поста 10 марта 1995 года на Божественной Литургии Преждеосвященных Даров, за несколько дней до праздника Державной иконы Божией Матери.

Диакон — одна из трех степеней священства в Православной Церкви (диакон, пресвитер, епископ).
Институт диаконства возник в I в. В ранней Церкви за диаконами были закреплены функции служения при совершении Евхаристии, распределения приношений для бедных, вдов и сирот; диакон являлся ближайшим помощником епископа, участвовал в церковном учительстве и совершении Таинств, причащал верных, охранял двери от входа недостойных, в крайних случаях диаконы могли крестить и принимать исповедь и исполняли многочисленные социальные и административные служения. Канонические требования для ставленника в диаконы: вера, нравственная чистота и воздержание, безбрачие или единобрачие (1 Тим. 3,8–13); рукополагаемый не должен быть неофитом (1 Тим. 3, 6; Апост. 80; I Всел. 2); минимальный возраст для ставленника — 25 лет (Трул. 14; Карф. 16(22)).
Совершение молитвы и возложение рук на ставленника составляют основу поставления во все иерархические чины, как высшие, так и низшие. Но если при поставлении в низшие чины руковозложение — это лишь знак благословения, то при поставлении в высшие чины с руковозложением совершается передача благодатных даров поставляемому.
Чтение молитвы — вторая составляющая посвящения.
Чинопоследование предписывает новому диакону участвовать в совершении Литургии в течение семи дней.
Поставление совершается в алтаре, во время Божественной литургии после возгласа «И да будут милости…» и перед ектенией «Вся святыя помянувше…». Диаконская хиротония возможна и на литургии Преждеосвященных Даров перед ектенией «Исполним вечернюю молитву нашу…».
Иеродиакон Николай (Летуновский)
В настоящее время диакон — представитель низшей, первой степени церковной иерархии, «служитель слова Божия», богослужебные обязанности которого состоят преимуществено в громком чтении Священного Писания («благовествовании»), возглашении от лица молящихся ектений, каждении храма. Церковный устав предусматривает его помощь совершающему проскомидию священнику. Диакон не имеет права совершать ни одно богослужение и даже самостоятельно облачаться в свои богослужебные одежды, но должен каждый раз испрашивать на это благословение священнослужителя. Чисто вспомогательная богослужебная функция диакона подчеркивается возведением его в данный сан на Литургии после евхаристического канона (и даже на Литургии Преждеосвященных даров, не содержащей евхаристического канона). (По желанию правящего архиерея это может происходить и в иное время.) Он лишь «служитель (слуга) при священнодействии» или «левит» (Симеон Солунский). Богослужебное облачение диакона: стихарь, орарь и поручи. Официальное обращение к диакону, встречающееся в старой литературе: «Ваше благовестие» или «Ваше благогласие» (сейчас не употребляется). Бытовое обращение: «отец диакон» или «отец имярек», либо же просто по имени и отчеству.
Ю. И. Рубан

Из знакомых на моей хиротонии присутствовали только Александр Васильевича и Наталья Николаевна, которые, в общем-то, и составляли тогда всю полноту прихода.

Что интересно, рукополагавший меня епископ Симон — тоже, как и я, бывший военный врач, капитан медицинской службы, невропатолог.

В том же храме Смоленской иконы Божией Матери я проходил последующую дьяконскую практику.

Из медсанчасти пришлось уйти, хотя я и просил оставить меня работать на дежурной службе. Начальство, узнав о рукоположении, поспешило расстаться со мной окончательно. Поэтому, став дьяконом, я перешел работать в Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет. Таким образом я исполнил благословение митрополита Иоанна быть духовником в одном месте, а работать врачом — в другом. В этом проявилась его большая мудрость — действительно, важно быть более-менее независимым.

Священническая хиротония

Я стал дьяконом в марте 1995 года и уже в августе подал прошение на рукоположение; оно было рассмотрено и принято.

Будучи дьяконом, я приезжал во Псково-Печерский монастырь, и мы служили вместе с архимандритом Пантелеимоном. Незадолго до моего священнического рукоположения он приехал в Петербург. Помню, как мы ехали к нам на дачу, и внезапно отец Пантелеимон благословил развернуться и ехать в сторону храма Илии Пророка. Мы подъехали к храму, батюшка вышел из машины и пошел в храм. Там он сразу познакомился с настоятелем, отцом Александром Будниковым, тот его милостиво принял, показал все храмовые святыни, и мы все вместе пропели тропарь Пророку Божию Илие.

Потом мы уехали — а в августе именно в этом храме меня и рукополагали.

Храм святого Пророка Илии на Пороховых

Храм святого Пророка Илии на Пороховых (современный вид)

Отцу Александру пришлось восстанавливать храм Илии Пророка буквально из руин: на колокольне росли деревья, внутри лежала спрессованная пятиметровой высоты куча мусора, не разорвавшиеся с военных лет снаряды, стены были разбиты…

На момент моего рукоположения храм был частично восстановлен. Нельзя сказать, что он стоял, как сейчас, во всей красе, но алтарь уже был освящен Святейшим Патриархом Алексием II — бывшим митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. Правда, еще кое-где висел полиэтилен, стояли бадьи с раствором, лежал кирпич. Но это уже был освященный храм, где можно совершать рукоположение. Потому что если Престол не освящен архиерейским чином, то в таком храме служить Литургию можно, а рукополагать нельзя. Таковы канонические требования.

История церкви начинается с сооружения небольшой часовенки в период строительства Охтинского порохового завода, основанного по указу Петра I в 1715 году. Современный вид храм приобрел после целого ряда перестроек в 1901–1902 годах. Привлекательность местности, многочисленность церковных построек сделали Пороховые излюбленным местом летнего пребывания петербургских жителей. «Со стороны Полюстрова... вдали, у самой линии горизонта едва блистали купола церкви на Пороховых заводах», – так писал о своих юношеских впечатлениях Александр Бенуа. Многолюдные гуляния вокруг Ильинской церкви описывает в романе «Обломов» И.А. Гончаров. Упоминаются Пороховые и в «Дневнике провинциала» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
В праздничные ильинские дни из ближайших пригородов и сел к Пороховской слободе шли тысячи богомольцев. Ириновская железная дорога готовила особые экстренные внеплановые сборные поезда; конки и извозчики брались с бою, будучи не в состоянии удовлетворить всех желающих. По реке пускались катера с публикой. В 1911 году на праздник собралось около 100 000 верующих.
Закрытие в 1938 году и пожар 1974 года, уничтоживший большую часть интерьера, поставил храмовый комплекс на грань полного разрушения. Проект реставрации был подготовлен в 1979 году по решению городских властей. Однако реальное возрождение началось 10 сентября 1988 года, когда состоялся первый молебен и субботник верующих.
Первая служба в храме, возвращенном Русской Православной Церкви в конце 1988 года, состоялась 22 декабря 1988 года в приделе св. кн. Александра Невского, основной храм был освящен 2 августа 1989 года.
Храмовый комплекс состоит из двух приделов: основного, освященного в честь святого пророка Илии и малого (под колокольней), освященного в честь святых благоверного великого князя Александра Невского и мученицы Параскевы.
С 1997 по январь 2015 года храм являлся центром Большеохтинского благочиния, которое на тот момент было одним из самых больших в Санкт-Петербурге и области. Сейчас храм — центр новообразованного Выборгского благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии.
Настоятелем с момента его открытия в сентябре 1988 года и по сей день является человек, возглавивший начало восстановления храма и давший храму вторую жизнь после 50 лет запустения. Это один из старейших по стажу служения священников Санкт-Петербурга, благочинный Выборгского округа митрофорный протоиерей Александр Будников.
С официального сайта храма http://ilya-prorok.org/

Интересно, что когда мы познакомились с отцом Пантелеимоном (я об этом уже рассказывал раньше), он сразу поставил меня читать Псалтирь, и первые прочитанные мною слова были из прокимна Пророку Илие: «Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову» (Пс. 109, 4).

О том, что мое рукоположение будет связано с Пророком Божиим Илией, я получил и еще одну весточку — из Троице-Сергиевой Лавры, от архимандрита Кирилла Павлова, который подтвердил, что есть Божия воля на рукоположение и прислал мне фотографию грота Пророка Божия Илии у подножия горы Кармель (Хайфа), где по преданию скрывался от израильского царя Ахава пророк Илия.

Для меня важно еще и то, что моя бабушка всегда почитала Пророка Божия Илию, говорила мне о нем с детства, несмотря на советское время и коммунистическое окружение.

Рукоположение было назначено на 2 августа. Таинство совершали тот же епископ Симон (Гетя), который поставлял меня во диаконы, и митрополит Иоанн (Снычев).

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев)

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев)

Митрополит Иоанн (Иван Матвеевич Снычев) родился 9 октября 1927 года в селе Ново Маячка Каховского района Николаевской области в семье крестьянина. Родители его не отличались особой религиозностью и хотя по возможности ходили в храм Божий, детей своих в вере и благочестии не воспитывали. Детская тяга к вере будущего архипастыря не получила подкрепления, и отрок Иван оставался вне Церкви. Но уже в пятнадцатилетнем возрасте он глубоко задумался над смыслом жизни и горько плакал, что человек по смерти исчезает бесследно, уходя в небытие.
Господь, взирая на тяжкие переживания юноши, особым Промыслом повел его к вере. В 1943 года богомольные старушки села стали собираться на совместные молитвы, и на одно из собраний пришел Иван. Здесь он впервые услышал слово Божие. Окончательное же восприятие веры произошло вечером 1 августа 1943 года, накануне праздника пророка Божия Илии, на танцплощадке. Внезапно Иван увидел всю мерзость грешного мира. В представшем ему видении вместо танцующих людей он узрел омерзительных кривляющихся бесов — истинных хозяев этого суетного веселья, почувствовал леденящий холод адской бездны. С того момента сердце юноши загорелось огнем веры. Слово Божие разрешило мучившие его вопросы — человек после смерти не исчезает, а переходит в жизнь будущего века, наследуя райское блаженство или адские муки — в зависимости от того, как управил он свое земное бытие.
В 1944 году произошла встреча, определившая его дальнейшую судьбу. Он стал келейником епископа Мануила (Лемешевского) и провел в его обществе (с перерывами) много лет, стал иеромонахом. Окончил сперва Саратовскую духовную семинарию, затем Ленинградскую духовную академию.
Трудясь долгие годы под омофором архиепископа Мануила, владыка унаследовал от наставника любовь к исследовательской и литературной деятельности, собрал богатый архив по церковной истории.
В 1965 году состоялась его хиротония во епископа Сызранского, а в 1972 ему поручается временное управление Чебоксарской епархией.
За чтение в 1988 году в Ленинградской духовной академии курса лекций по новейшей церковной истории получил звание доктора церковной истории.
С августа 1990 года Высокопреосвященнейший Иоанн в сане митрополита возглавил Санкт Петербургскую епархию. Вскоре началась и его активная религиозно-общественная, публицистическая деятельность, сделавшая имя петербургского архиерея широко известным как в России, так и за рубежом.
Он стал признанным духовным лидером православно-патриотических сил России, создателем современной идеологии русского национального возрождения — столь долгожданного для одних и так ненавистного другим. Много пришлось потрудиться владыке для восстановления и ремонта возвращенных епархии храмов. Возобновились богослужения в Казанском и Измайловском соборах, старинных церквах.
В 1995 году, 2 ноября по новому стилю митрополит Иоанн скоропостижно скончался от сердечного приступа. На могиле его установлен простой деревянный крест.

Насколько мне известно, я стал последним пресвитером, рукоположенным владыкой Иоанном; 2 ноября того же 1995 года он скончался.

К внешней, видимой стороне Таинства Священства относятся возложение рук архиерея на голову посвящаемого и молитвенное призывание Святого Духа. Внутренним, невидимым действием рукоположения (хиротонии) является особая благодать Священства. Она наделяет избранных духовной силой и властью учительствовать, священнодействовать и управлять паствой. Священниками Бога Вышнего, служителями Его тайн поставляет людей Сам Дух Святой и, по словам апостола, «никто сам собою не приемлет этой части, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5, 4).
Благодать Священства избранник Церкви получает от Святого Духа по силе ее соборной молитвы. Хиротонии совершаются поэтому в присутствии всей Церкви — народа Божия, с его согласия и одобрения. Они происходят в алтаре во время Литургии, которая является высшим выражением соборности Церкви, объединяя верующих в общем молитвенном обращении к Богу.

Крестный ход день памяти Пророка Божия Илии

Крестный ход день памяти Пророка Божия Илии (в середине снимка новорукоположенный иерей Сергий Филимонов)

Все началось с искушения. Как сейчас помню, стояла сильная жара, а на мне был подрясник из черного офицерского сукна, добротного, плотного и очень теплого. Из-за перегрева я получил тепловой удар. У меня поднялась высокая температура, а вечером я должен был уже заступить на сорокоуст в Троицком соборе Александро-Невской лавры (Он тогда был приходским храмом, еще не стал монастырем). Только что рукоположенный священник или дьякон по церковным правилам должен утро и вечер в течение сорока дней непрерывно служить в церкви, не отходя от Престола. Это называется сорокоустом служения. При этом даются немногие часы на то, чтобы побыть дома.

На протяжении столетий сорокоусты существовали в основном в монастырях, где каждый новорукоположенный священнослужитель обязательно служил в течение 40 дней, это было его учебой. На приходах такая возможность была не всегда, поэтому кого-то назначали служить 40 дней и при этом наставляли в ведении службы, а кто-то был этого лишен. В 1990-е годы, при Святейшем Патриархе Алексии II, 40-дневная практика стала обязательна для всех новорукоположенных клириков.

Я с трудом отслужил вечернюю службу и совершенно не представлял, как служить сорокоуст дальше, потому что к вечеру первого дня был почти бездыханен. Супруга непрерывно молилась обо мне и хлопотала вокруг. Как сейчас помню: лежу я, весь обложенный льдом, ноги в большом ведре со льдом, а она читает надо мной правило ко Святому Причащению. Очень важно было не свалиться: отец Пантелеимон предупреждал, что очень плохо для священника, когда он по каким-либо причинам, хотя бы и по болезни, нарушает правило и не служит во всей полноте то, что положено. Эти сорок дней очень важны для священника, для его укрепления и становления, потому что одно дело — теория, которую преподают в семинарии, и другое дело — практика того, что ты изучил непосредственно у Престола Божия.

Милостью Божией к утру сил прибавились, и на следующий день я продолжил служение Литургии; все пошло своим естественным чередом.

Именно в этот период я встретился в Троицком соборе с замечательными священниками: отцами Игорем Мазуровым, Виктором Грозовским, Иоанном Варлаамовым, — которые учили меня, подсказывали, что и как делать. Это была настоящая священническая практика по служению Божественной Литургии, молебнов, Таинств и т.д.

На моем пятидесятилетии один прихожанин рассказал неизвестный мне прежде эпизод. Оказывается, в тот день его мама, вернувшись домой, сказала: «Ты знаешь, у Любови Митрофановны Филимоновой сегодня произошла большая трагедия — ее сын стал священником. Был врач, а теперь священник». Хотя я и не порывал с врачебной деятельностью, но именно так — как горе, трагедия, позор семьи — воспринималось в 90-хх годах, если человек выходил из обычного светского круга. А раз так относились к этому близкие люди, то понятно, насколько странным и эксцентричным казалось это всем остальным! Подобное отношение окружающих создавало определенный фон, на котором приходилось служить молодому священнику.

Со дня хиротонии храм Илии Пророка стал для меня родным, и каждый год в день его престольного праздника — день своей хиротонии — я обязательно служу там. Святой Пророк Божий Илия — мой небесный покровитель.

После рукоположения я был назначен настоятелем и строящегося храма Державной иконы Божией Матери, и прихода святого великомученика и целителя Пантелеимона-на-Ручье.

Первый больничный храм во имя вмч. Пантелеимона

Больничный храм во имя вмч. Пантелеимона

Первый больничный храм во имя вмч. Пантелеимона и больничные врачи в нем

Первый клир с благочинным

Первые сестры милосердия

Первый больничный храм во имя вмч. Пантелеимона и больничные врачи в нем, первый клир с благочинным, первые сестры милосердия

Прот.Сергий Филимонов

Продолжение следует.

 

Вы можете приобрести печатную версию книги "Воспоминания и размышления", готовится расширенное переиздание. Узнать подробнее и оставить заявку на предзаказ можно здесь.

В продолжение воспоминаний вышла новая книга прот. Сергия Филимонова «По своей земле», она есть в наличии в лавке, подробнее здесь.


Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия - первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! 

Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!  

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Последние новости Дома милосердия

Назад к списку

Похожие материалы:

  • Выписки из дневников разных лет. Полет шмеля и невычитанные записки

    Из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова. Каждое имя должно быть помянуто. О чтении духовных книг. Не спешить принимать решения.

  • Звезды над Грузией

    Во время правления Грузией царя Мириана III и царицы Наны, крестившихся после проповеди святой Нины, наблюдалось видение. Ночью с неба спускался огненный крест в венце из звезд и стоял до рассвета. На местах, над которыми звезды остановятся, установили поклонные кресты.

  • Долгий день

    В день св. Давида Гареджийского продолжаем тревелог Игоря и Анны Бухариных о Грузии. О христианской жизни православной Грузии.