Расписание богослужений Наши издания События Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Людям о людях   Угодники Божии. Благословения старца Николая Гурьянова

Людям о людях

Угодники Божии. Благословения старца Николая Гурьянова

Из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова, написанной к 50-летию автора.

Предыдущие главы книги: 1 - "Родом из детства", 2.1 - "В Должанке с бабушкой Александрой", 2.2 — Первые годы в Ленинграде, 2.3 — В школе, 3.1 — Врач. Alma mater3.2 — На флоте3.3 — Адъюнктура и женитьба 3.4 — Первые шаги в храм 4.1 — Первый духовный отец - о протоиерее Василии Лесняке, 4.2 — Отец Михаил Сечейко4.3 — Об архимандрите Пантелеимоне Борисенко4.4 — Отец Василий Ермаков, 5.1 — Начало служения. Путь в священнослужение, 5.2 — Рукоположение, 5.3 — Духовная семинария и Духовная академия, 5.4 — Храм преподобного Сергия 5.5 — Строительство Державной: от креста в небе до креста в небе 5.6 — В детском доме № 9.

Первое благословение: путь врача и священника

Николай Алексеевич Гурьянов (24 мая 1909, село Чудские Заходы, Санкт-Петербургская губерния — 24 августа 2002, Залит, Псковская область) — из наиболее почитаемых старцев Русской Православной Церкви конца XX — начала XXI века. Родился в крестьянской семье. Отец, Алексей Иванович Гурьянов, был регентом церковного хора, скончался в 1914 году. Трое братьев погибли на войне. Мать, Екатерина Степановна Гурьянова, долгие годы помогала своему сыну в его трудах, скончалась 23 мая 1969 года, похоронена на кладбище острова Залит. 8 февраля 1942 года был рукоположен (целибатом, то есть в безбрачном состоянии) в сан диакона, 15 февраля 1942-го — во пресвитеры.
Протоиерей Николай более 40 лет служил в храме святителя Николая Чудотворца на острове Талабск (Залит) Псковской епархии. Будучи сам великим старцем, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил о протоиерее Николае Гурьянове, что он является «единственным по-настоящему прозорливым старцем на территории бывшего СССР».

Священноинок Николай Гурьянов — уставщик Свято-Виленского монастыря, 1942 год

Священноинок Николай Гурьянов — уставщик Свято-Виленского монастыря, 1942 год

Об отце Николае написано много. Поэтому я коснусь только собственных впечатлений. Впервые я познакомился с отцом Николаем, когда определялось мое будущее. Я просил благословения моего духовного отца, протоиерея Василия Лесняка, съездить к отцу Николаю на Залит испросить волю Божию, кем мне быть. Сделал, конечно, неправильно, потому что отец Василий сам подводил меня к решению этого вопроса. Ехать куда-то при живом духовнике, к тому же таком духоносном священнике, — это был не совсем верный духовный шаг. Но, как я уже упоминал раньше, по своему смирению батюшка Василий благословил меня, и я поехал. Он дал мне в сопровождение монахиню Надежду. И мы отправились на Талабские острова.

Три маленьких клочка земли посреди Псковского озера — Талабские острова. Один из них, остров Талабск (Залит), полностью застроен от берега до берега; на другом, острове Верхнем (имени Белова), стоит небольшая деревня; третий, Талабенец, безлюден и гол, размером не больше футбольного поля. Исследователи полагают, что острова были заселены уже в XI веке. Занятием островитян всегда было рыболовство. Рыбу — знаменитый псковский снеток — отправляли в Петербург, Москву, Ригу, Варшаву. Талабский снеток сушили в специальных печах, которых на маленьких островах было более сотни. Ежегодно продавали от 160 до 300 пудов рыбы, что позволяло жителям (а их когда-то на островах было до 5 тысяч человек) этих скудных и бесплодных земель жить безбедно. Местные рыбаки значились среди поставщиков императорского двора.
Для установления советской власти на острова были посланы два комиссара: товарищ Залит и товарищ Белов. Неизвестно, какими способами они пытались подчинить местных жителей, только рыбаки утопили комиссаров в Псковском озере. Но власть все-таки укрепилась на островах и в назидание островитянам дала их островам имена погибших комиссаров: остров Талабск был переименован в Залит, а Верхний — в имени Белова. Лишь крошечный и необитаемый Талабенец сохранил свое древнее имя. Новые имена, правда, не слишком привились, так что и жители, и официальные документы, и краеведческая литература называет острова то исконными их именами, то послереволюционными.
Духовный центр островов Псковского озера — остров Талабск. Его храм во имя святителя Николая Чудотворца впервые упоминается в писцовых книгах в 1585–1587 годов.
Каменным храм стал в 1792 году. По традиции, строился он из известняковой псковской плиты. Настоятелем этого храма 44 года служил отец Николай Гурьянов, к которому за поддержкой и духовным советом ехали со всей страны.

Храм святителя Николая Чудотворца на острове Талабск (Залита)

Храм святителя Николая Чудотворца на острове Талабск (Залита)

Мы приехали в Псков прекрасным солнечным днем. На остров Залит можно было быстро добраться из Пскова на кораблике, который использовал водометную реактивную струю.

Псковский речной флот в прежние времена представлял собой 5–6 действующих скоростных судов, которые ежедневно курсировали по маршрутам Псков — Тарту, Псков — Талабские острова, Псков — Лисье, Псков — Курокша и другим.
Билет до Талабских островов стоил тогда всего рубль сорок, от Пскова до острова Залита «Полесье» шло всего 36 минут. Навигация начиналась 16–20 апреля и заканчивалась 25 октября. Лет тридцать назад суда ходили не только между городами и деревнями Псковской области, но и доходили до эстонского Тарту. Причем на тот момент это были самые обыкновенные рейсы. Сейчас в Пскове осталось одно такое судно. «Псковитянка» была продана в Санкт-Петербург, «Полесье» — в Якутию, где оно и по сей день возит пассажиров по реке Лене, а все остальные распилены на металлолом. На территории порта — пейнтбольный клуб и полное запустение.

Мы собирались пробыть на острове примерно сутки. Вечером были на богослужении, но отец Николай не служил классическое всенощное бдение. Была вычитка правила, можно сказать, монашеского, акафистов и т. д., которые заменили богослужение, потому что для богослужения нужен хор. А батюшка был сам себе священник, сам себе дьякон, сам себе пономарь, сам себе алтарник и т. д. И уже в летах. Да помощница старенькая. Мы остановились на ночь у одной благочестивой старушки, она нас приютила. Наутро, поблагодарив ее за приют, мы пошли на Божественную литургию. Батюшка сам вынимал частицы из просфор, принимал записки. И было очень любопытно наблюдать, как все это делается, как идет богослужение. В каждом месте ведь свои традиции, все по-своему. Была отслужена Божественная литургия, причастились Святых Христовых Таин, и после этого батюшка принимал народ. Мы тоже подошли с вопросами.

Протоиерей Николай Гурьянов (1909–2002)

Протоиерей Николай Гурьянов (1909–2002), настоятель храма святителя Николая на острове Талабск (Залита) на Псковском озере

Я спросил отца Николая, как мне выстраивать свой жизненный путь. Идти ли по пути врача или священника? Потому что у меня было желание быть священнослужителем, но, быть может, воля Божия обо мне другая. Отец Николай тогда мне ответил, что надо быть и врачом, и священником. Но я был тогда совсем молодой и решил его еще спросить: «А когда это будет?» Отец Николай засмеялся, шлепнул меня по лбу ладонью и сказал: «Иди. Будет, будет». Моя наивность рассмешила его.

Последующие благословения: как строить «Державную», как формировать приход

После этого, уже будучи священнослужителем, я приезжал на остров за теми или иными благословениями — когда умер отец Василий Лесняк, мой первый духовный отец. Отец Пантелеимон еще при своей жизни наказывал мне всегда сверяться с отцом Николаем. Он говорил, что, когда я не знаю, как правильно поступить или уже совершил поступок, но не уверен в нем, пусть я всегда сверяюсь. Хотя отец Пантелеимон был опытным и немолодым священнослужителем! Это показывает, насколько люди действительно духовные не доверяют себе до конца, а испрашивают у еще более опытных волю Божию. Не так, что: сам себе игумен, сам себе старец, — а именно соотнестись с братом во Христе: правильно ли я поступил, какая воля Божия…

Отец Пантелеимон считал, что по вопросам строительства нашей церкви тоже нужно советоваться с отцом Николаем. Поэтому мы с архитектором ездили к батюшке. И батюшка давал важные для будущего храма благословения, краеугольные.

Я побывал у батюшки на острове раз 10–12, может даже 15. Мне было очень важно, чтобы община, которая у нас создавалась, была прежде всего духовной. Я видел случаи, когда обрядовая сторона занимала первое место и служение Богу превращалось в работу. Это коробило, и я не хотел, чтобы так случилось у нас. Я уже четко понимал, что такое воля Божия, и хотел, чтобы те люди, которые будут приходить к нам, приходили по благословению Божию. Поэтому первое время я посылал на остров Залит тех, кого видел регентами, дьяконами, сослужителями нашего храма или исполняющими ответственные роли в общине. И отец Николай принимал этих людей, давал или не давал благословение, отвечал на вопросы.

Когда я после рукоположение приехал на Талабск, батюшка по старой священнической традиции, показывая пример смирения, заставлял меня его благословить. Когда я категорически отказался, он благословил меня, потом взял мою руку в свою и благословил ею себя, показывая, что такое священническая благодать. Потом сказал: «Теперь давай обнимемся». Меня поразило это взаимное благословение — старого умудренного священника и зеленого юнца. Конечно, духовные люди учат неподдельному искреннему смирению и тому, что независимо от возраста у священнослужителей должны быть братские отношения. Это, конечно, очень важно. Взаимно благословившись, обнявшись, мы уже решали какие-то вопросы.

Я как раз тогда привез матушку Иулию Антипенко для благословения знаменного пения, надо или не надо так петь. До этого мы были в Малой Толбе у отца Бориса, который профессионально занимался знаменным пением. Он на фисгармонии нам некоторые вещи играл и рассказывал теорию. Он большим знатоком был, возрождал знаменный распев.

3 января 2015 года исполнилось 100 лет со дня рождения, а 29 декабря 2015 года — 10 лет со дня кончины митрофорного протоиерея Бориса Николаева (1915–2005). Глубокий знаток Священного Писания и творений святых отцов; старейший в России автор трудов о знаменном пении и духовной жизни; истинный христианин и гражданин своего Отечества — таким был протоиерей Борис. Свои дарования и добрые дела он скрывал от суетного мира, оставаясь, по его словам, «обычным православным священником», сельским пастырем. Отец Борис был рукоположен во иереи в 1951 году и поставлен настоятелем Свято-Духовского храма во псковской деревне Малые Толбицы (Малая Толба). Толбицы находятся неподалеку от острова Залит, где жил отец Николай Гурьянов. Два старца — отец Николай и отец Борис — состояли в духовной дружбе.

Остров Залит. Перед Никольским храмом — духовные соратники митрофорные протоиереи Борис Николаев и Николай Гурьянов.1998 г.

Остров Залит. Перед Никольским храмом — духовные соратники митрофорные протоиереи Борис Николаев и Николай Гурьянов.1998 г.

Знаменный распев

Отец Борис приезжал на остров Залит для исповеди, а мама протоиерея Николая дружила с супругой протоиерея Бориса. Протоиерей Николай Гурьянов сказал о нем своему духовному сыну: «Ты даже представить не можешь, какой это великий старец».
Выпускник Ленинградской духовной академии, он был автором магистерской диссертации «Знаменный распев как основа русского православного церковного пения», которую одобрил Святейший Патриарх Алексий I (Симанский). Глубокое и разностороннее исследование в области церковного пения получило высокую оценку в Европе и Америке, но у нас в стране научная работа протоиерея Бориса, к сожалению, долгое время пролежала под спудом.
В начале 1994 года отец Борис заболел воспалением легких и приехал в Москву на лечение. Тяжелобольной старец был устроен в Рождественскую обитель, где вскоре поправился и окреп. Святейший Патриарх благословил его стать духовником обители, и старец смиренно принял первосвятительское благословение как волю Божию. В 2003 году он переехал в обитель и остался в ней навсегда. До последней минуты жизни отец Борис сохранял ясный ум и прекрасную память. Он всех помнил и узнавал, напутствуя каждого к спасению. Перед своей кончиной он старался как можно лучше запечатлеть у каждого в душе учение о всеобъемлющей Божественной любви.
Протоиерею Борису принадлежат слова: «Чтобы разумно петь знаменное, надо жить знаменно». Именно так жил он сам.

Отец Николай несколько слов сказал по-эстонски, потом еще какие-то прибаутки. После этого я попросил: «Благословите в приходе разучивать и петь знаменное пение». Батюшка взял да и пропел что-то таким уродливо писклявым голосом, изображая подобие знаменного пения, и спросил матушку Иулию: «Понравилось такое пение?» Она ответила: «Нет, не понравилось». Тогда он сказал: «Ну, тогда пой», — и благословил у нас в хоре знаменное пение. Это он устроил ей тест на человекоугодие, на понимание ею разницы между пением духовным и недуховным. Я думаю, если бы матушка сказала: «Понравилось», — он бы не благословил ее.

…Я не раз приезжал к отцу Николаю. Иногда сам, иногда с людьми — для того, чтобы посоветоваться. Бывало, что батюшка разговаривал со мной в келье, и его келейница ворчала на меня за то, что у меня скуфейка греческого образца. Тогда чтобы прекратить распри, отец Николай надевал ее на себя и сидел сам пил чай в этой скуфеечке…

Благословение молиться о духовных учителях

Отец Николай учился в Педагогическом институте им. Герцена, был человеком очень образованным, умным, грамотным. Он прошел лагеря, у него была очень тяжелая жизнь. Батюшка имел отношение к нашей Духовной семинарии и Духовной академии. Однажды он меня благословил молиться за профессора Сергия Купресова. Я спросил: «Кто это?» Он ответил: «А ты найди его портрет в Духовной академии и молись за него. И получишь большую награду».

Сергей Алексеевич Купресов (1887–1965) — видный богослов, талантливый педагог и воспитатель, выпускник Духовной и Педагогической академий, преподавал в 1912–1918 годах в Петроградской Духовной семинарии и входил в 1918–1919 годах в Епархиальный миссионерский совет. В 1942–1944 годах он преподавал литературу в Военно-морском училище, но в 1946 году митрополит Григорий (Чуков) смог добиться зачисления Купресова доцентом Духовной академии, а после защиты магистерской диссертации в 1951 году до ухода на пенсию в 1960 году С. А. Купресов был профессором Ленинградских духовных школ. «Сергей Алексеевич Купресов, — говорил Святейший Патриарх Алексий II, — не только знания нам передавал, но многие добрые человеческие качества. Единственный сын Купресова был психически больным, и я на всю жизнь запомнил, как мужественно переносил Сергей Алексеевич эту беду, как истово молился перед иконой Божией Матери “Знамение”. Он стал для нас примером молитвенного подвига».

Я так думаю, что я не один из приезжающих к нему священнослужителей, выпускников наших духовных школ, кто получил благословение молиться за преподавателей. А чтобы возгреть нашу молитву, отец Николай обещал большую награду на Небе за поминовение того или иного человека. Я так понимаю, что батюшка нашел способ воздать должную память своим учителям. Сам он никогда их не забывал.

Отец Николай

Пользуясь своим положением старца, он оставлял после себя на земле молитвенников за педагогов Духовной семинарии и академии, служивших в непростое советское время, учили семинаристов, как идти к Богу, как правильно отправлять богослужения, — и не предали Церковь. Ну а мысль о большой награде, конечно же, всегда греет сердце, тем более если тебе ее обещает человек, который слов на ветер не бросает.

Отца Сергия Купресова я поминаю до сих пор, он у меня вписан рядом с отцом Николаем.

«Ревнители памяти»

У отца Николая в келье лежала толстая книга с изображением Григория Распутина, держащего цесаревича Алексея.

В келье отца Николая Гурьянова. Снимок 2016 г.

В келье отца Николая Гурьянова. Снимок 2016 г.

В отношении Распутина было и остается очень много разных мнений, порой диаметрально противоположных. Но со временем становится все яснее, что нельзя относиться к этому человеку однозначно, что во многом его имя было дискредитировано. О нем плохо отзывались многие, в их числе и прославленный недавно в лике святых лейб-медик Евгений Сергеевич Боткин, и игумен Серафим (Кузнецов), который сопровождал мощи преподобномученицы Елисаветы через Харбин в Иерусалим.

Игумен Серафим (Кузнецов)

Игумен Серафим (Кузнецов)

Игумен Серафим (в миру Георгий Михайлович Кузнецов) (1873/1875–1959) — игумен пермского Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря, издатель духовной литературы и известный церковный писатель и публицист. Летом 1914 года, накануне Первой мировой войны, великая княгиня Елизавета Федоровна посетила Пермскую губернию и совершила паломничество по ее монастырям. Здесь она неоднократно встречалась с игуменом Серафимом, к которому возымела большое доверие. Наряду с отцом Митрофаном Сребрянским игумен Серафим стал одним из ее духовников и вел с ней долгие доверительные беседы.
В июне 1919 года игумен Серафим начал долгий и многотрудный путь из Сибири на Святую Землю с мощами своей духовной дочери преподобномученицы Елисаветы. В 1920 году он привез в Иерусалим гроб с телом мученицы Елисаветы и ее келейницы мученицы Варвары. И если бы не личное мужество и преданность игумена Серафима своей духовной дочери, то мощи ее так и остались бы где-то в безымянной уральской могиле.
В 1945 году, к удивлению многих знавших его, игумен Серафим наотрез отказался от присоединения к Русской Православной Церкви за границей. Это произошло в те исторические дни для Русской Церкви, когда впервые в истории московских первосвятителей Патриарх Алексий I (Симанский) совершал паломничество в Святую Землю. Неожиданное решение игумена Серафима, о чем он прилюдно объявил в одной из своих проповедей на Елеоне, привело к тому, что он был изгнан из Гефсиманской женской обители и навсегда лишился утешения пребывать у места упокоения великой княгини Елизаветы.
Его скромная могила находится на кладбище греческого монастыря «Малая Галилея» на горе Елеонской.

Однако есть данные и за то, что Распутин стал объектом пропаганды и, быть может, был даже специально дискредитирован. Предполагают, что Распутин был одной из ключевых фигур, которые препятствовали вступлению России в войну с Германией, что его убил офицер английской разведки. Поэтому не факт, что те материалы, которые доносили до нас прежде, вполне соответствуют действительности. Царственные мученики были люди особые, и они вряд ли приблизили бы к себе случайного или непорядочного человека.

Причины и характер влияния Г. Распутина на императрицу отчасти раскрывает сохранившаяся записная книжка Александры Федоровны с его высказываниями, которые, по-видимому, отражают содержание их бесед. Г. Распутин говорил в основном об утешении в скорбях, о милостыне, о простоте и терпении, о духовной радости и мирской суете. Невразумительность и бессвязность большей части этих высказываний, вероятно, значительно сглаженная при их записи, должна была компенсироваться интонацией и самой обстановкой общения с бескорыстным и духовно одаренным богоискателем из простого народа, с человеком из другого мира, каким он представлялся святой царице.
Вместе с тем в записной книжке содержатся и туманные высказывания с выпадами против архиереев, священников и монашествующих. Не без влияния Г. Распутина и близких к нему людей, таких как, например, епископ Варнава (Накропин), императрица побуждала Николая II оказывать давление на Святейший Синод, проявлять твердость в отношении архиереев, добиваясь от них безоговорочного исполнения императорских приказаний. Царю следовало «дать Синоду хороший урок и строгий реприманд за его поведение». Во всяком случае, письма императрицы показывают, что авторитет Г. Распутина был для нее в ряде случаев выше авторитета многих церковных иерархов.
К вопросу о канонизации царя Ивана Грозного и Г. Е. Распутина. Материалы Архиерейского Собора 2004 г. — Официальный сайт Московского Патриархата. http://www.patriarchia.ru/db/text/420877.html

Церковь не рассматривает вопрос о канонизации Григория Распутина. На Архиерейском Соборе 2004 года было подчеркнуто, что вопросы канонизации Григория Распутина и царя Иоанна Грозного остаются за рамками церковного рассмотрения.

Надо сказать, что отец Николай, хотя и дарил некоторым вышеупомянутую книгу, но никогда не отвечал на вопросы о Распутине — во всяком случае, я ни разу не слышал от него ни слова. То есть он давал понять, что ситуация неоднозначная, для ее разрешения еще не пришло время. Возможно, оно придет.

Но еще раз подчеркну: отец Николай никогда не говорил ничего ни за Распутина, ни против, давал людям возможность решать самим. Действительно, изучая историю, все яснее понимаешь, что нужно быть очень осторожным в трактовке личностей и их исторической роли. Потому что разные поколения часто толкуют их так, как им выгодно: могут святого превратить в злодея, а могут злодея — в святого.

Немного о жизни отца Николая

Всех приезжающих батюшка обычно помазывал маленькой тоненькой скрепочкой, обычной канцелярской скрепкой, на которой было немного масла, и отправлял обратно. Очень многим давал на прощание совет: «Не утоните!» Все воспринимали это буквально, что могут потонуть в Псковском озере, но в действительности батюшка, конечно же, имел в виду духовное. Хотя и с озером шутки плохи, конечно. Я бывал у батюшки в разное время года: и летом, и осенью, и зимой, когда лед крошился, когда ледостав, — и всегда непонятно было, чем окончится путешествие на остров. Добирался и на маленьких лодочках, и на большом баркасе, и на водомете. Бывало, и просто по трескающемуся льду шел на остров.

Общение с батюшкой всегда приносило очень большое утешение. Около его домика и вообще на острове царили тишина и умиротворение. Особое какое-то внутреннее умиротворение.

Приходилось наблюдать бесчисленное количество людей, которые приезжали к отцу Николаю: тут тебе и батюшки из Америки, и батюшки из Австралии, тут тебе и Валентина Толкунова, и министр юстиции, и какой-то генерал-полковник и т. д. Кого-то батюшка принимал, кого-то не принимал, кому-то отказывал, кого-то к себе подзывал. Конечно, как воля Божия была, кому и как отвечать. То есть человек мог приехать, простоять и не солоно хлебавши уехать.

отец Николай

отец Николай

отец Николай

отец Николай

Вспоминаю в связи с этим, что отец Валентин Мордасов говорил: бывает, что бесы посылают людей специально — отнимать время. И вот, допустим, старец принимает людей, у кого-то горе — сын пьет, у кого-то тяжелые жизненные обстоятельства: развод, погиб ребенок и т. д. Или приехал какой-нибудь большой начальник, хочет решить важный вопрос, от которого зависят жизни тысяч людей, может быть, даже сотен тысяч. А в это время приезжает на остров автобус — народу охота посмотреть на старца, что это за чудо такое в перьях? Такие праздношатающиеся псевдоправославные зеваки. Поэтому у батюшки всегда была закрыта оградка, в нее можно было зайти только по его благословению. А от той оградки в домик еще нужно было войти — и тоже когда разрешат. Позже даже оградку на замок стали запирать, чтобы никто в дом не ломился.

Последние 3–4 года до смерти батюшка часто напевал:

Все исчезнет в этом мире,

Как трава и цвет в полях,

Нищий в рубе, царь в порфире —

Обратятся оба в прах.

Вы простите, вы простите,

Род и ближний человек,

Меня, грешного, помяните,

Отхожу от вас — навек…

Только он в последней строчке слова заменял, говорил: «Отхожу от вас — пока не навек».

Отец Николай

Я приезжал к отцу Николаю, когда много клеветали на моего духовного отца, протоиерея Василия Ермакова. Просил молитв, на что батюшка Николай ответил: «Грязи никому не помешают», — то есть грязи обладают целительным свойством и могут очистить человека. Потом я приезжал за благословением на поступление в Духовную семинарию, а впоследствии — на поступление в Духовную академию. Я уже рассказывал об этом.

Когда духовник молчит…

Когда я познакомился с батюшкой, он еще ходил от церкви до дома. Потом время это ушло, и батюшка принимал в основном дома. Когда кто-то приезжал, все двери уже оказывались заперты. Но это бывает духовно полезным. К примеру, нужно понимать, что когда ты приезжаешь к такому человеку, то можешь не получить ответа, если тебе это неполезно, или получить ответ потом. Так, однажды я приехал на Залит с 14 вопросами. Они были у меня написаны на бумажке. Я приехал рано утром на поезде. Стоял мороз минус 25 градусов. Я попросился в какое-то общежитие на автобусной остановке и грелся там у батареи, потому что был страшный, пронизывающий холод. Потом мы ехали в набитом автобусе до Большой Толбы и грелись друг о друга. А потом пошли по льду. По Псковскому озеру туда-сюда ходили машины, по колее. Был непроглядный туман. Я не знаю, как они ориентировались, но как-то они все же держались одной колеи, и все время при этом страшно трещал лед. Мы старались идти так, чтобы и машина не задавила, и колею не потерять в тумане, но было страшно, потому что, когда лед трещит под машиной, неизвестно, чем это кончится. Помню, что я шел 3 часа, сам весь покрылся льдом. Дошел до острова, как Дед Мороз. Отец Николай принимал, и несмотря на мороз было много паломников, которые пришли за советами. Я открыл рот, чтобы задать ему первый вопрос из своих четырнадцати, на что получил помазание скрепкой по лбу и благословение: «Спаси тебя Господи. Ангела Хранителя». Рядом были какие-то люди, которые задавали батюшке вопросы. Не помню, ответил им батюшка или не ответил, но мне сказал: «Садись и езжай вот с ними». Я старался жить по послушанию и понял, что раз не надо — значит, не надо. Наверное, вопросы мои не имеют такого большого значения. Наверное, требуется собственная молитва, рассуждение, наблюдение за Промыслом Божиим. Нельзя же старца дергать по мелочам. Должны быть один-два глобальных вопроса. Это близкие духовные чада, наверное, могут ходить спрашивать всякие мелочи. Но когда ты едешь куда-то, то должен сконцентрироваться, задать Богу вопрос и быть готовым получить глобальное, стратегическое, определяющее жизнь благословение. Наверное, к этому моменту меня стало заносить от частого общения, и Господь через отца Николая остановил мое духовное мшелоимство, мелочное умствование, отцеживание комара. Это было педагогическое вразумление.

Я послушался, и когда батюшка благословил мне сесть в машину — я сел. Это было промыслительно, потому что мои попутчики нуждались в медицинском совете. И пока мы доехали, они получили все необходимые медицинские консультации. Более того, по мере приближения к Петербургу разрешились 13 вопросов, я на все получил ответы или воочию, или мысленно, или каким-то другим образом. Четырнадцатый же мой вопрос был: «Нельзя ли получить вашу, батюшка, фотографию?» Тогда фотографий было мало, и мне хотелось иметь дома батюшкин снимок. Каково же было мое удивление, когда ответ на свой четырнадцатый вопрос я получил дома, едва переступив порог! Мне тут же протянули конверт: «Вот тебе передали». Я открыл, а в нем фотография батюшкина. То есть мое путешествие окончилось на пороге собственного дома разрешением последнего вопроса — исполнением просьбы…

У Афанасия, митрополита Лимассольского, есть проповедь, которая называется «Бог молчит». Свидетельствую из собственного опыта: недаром нам попускаются состояния, которые можно назвать «духовник молчит», «старец молчит». Бог Сам распоряжается Своим Промыслом и смотрит, кому, когда и как ответить. Мы всегда должны быть к этому готовы.



Прот.Сергий Филимонов

Продолжение следует.

 

Вы можете приобрести печатную версию книги "Воспоминания и размышления", готовится расширенное переиздание. Узнать подробнее и оставить заявку на предзаказ можно здесь.

В продолжение воспоминаний вышла новая книга прот. Сергия Филимонова «По своей земле», она есть в наличии в лавке, подробнее здесь.

Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия - первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! 

Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!  

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Последние новости Дома милосердия

Новости

Статьи