Нужна помощь

Новости

Подать записки в наш храм через интернет. В меню ХРАМ --> Записки через интернет

Тайное делание протоиерея Валентина Мордасова (начало)

Из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова, написанной к 50-летию автора.

Предыдущие главы книги: 1 - "Родом из детства", 2.1 - "В Должанке с бабушкой Александрой", 2.2 — Первые годы в Ленинграде, 2.3 — В школе, 3.1 — Врач. Alma mater3.2 — На флоте3.3 — Адъюнктура и женитьба 3.4 — Первые шаги в храм 4.1 — Первый духовный отец - о протоиерее Василии Лесняке, 4.2 — Отец Михаил Сечейко4.3 — Об архимандрите Пантелеимоне Борисенко4.4 — Отец Василий Ермаков, 5.1 — Начало служения. Путь в священнослужение, 5.2 — Рукоположение, 5.3 — Духовная семинария и Духовная академия, 5.4 — Храм преподобного Сергия 5.5 — Строительство Державной: от креста в небе до креста в небе, 5.6 — В детском доме № 9, 6.1 — Угодники Божии. Благословения старца Николая Гурьянова.

Духовные книги, духовная милостыня

Мне хочется вспомнить о встречах с протоиереем Валентином Мордасовым. Его советы много помогли мне в моем священническом служении.

Протоиерей Валентин Мордасов родился 10 марта 1930 года в деревне Хмелевка Олениниского района Калининской области. Детство и юность провел в Ленинграде. Отец его работал мастером на Кировском заводе, мать была медработником.
В 1947 году, по окончании семилетней неполной средней школы, по настоянию родителей он определился в Машиностроительный техникум и в 1950 году получил специальность киномеханика III категории. Вскоре он поступил в Ленинградскую духовную семинарию.
Сохранились свидетельства, что в эти годы Валентин Мордасов встречался с прп. Серафимом Вырицким, духовную любовь к которому он пронес через всю свою жизнь.
С 1953 года служит в разных храмах Псковской епархии.
Проповеди его всегда были направлены на смирение, исправление жизни. У батюшки была очень хорошая духовная библиотека. Он много читал и постепенно приобрел обширнейшие познания. Это помогало ему отвечать на самые сложные вопросы духовной жизни, что было особенно ценно в то время, когда даже самую простую духовную книгу достать было невозможно. За духовным советом к нему ехали отовсюду.
В феврале 1986 года отец Валентин становится настоятелем храма св. вмч. Георгия Победоносца на погосте Камно.
В начале лета 1998 года отец Валентин сильно занемог. Болезнь батюшки была недолгой, утром в воскресенье 19 июля 1998 года отец Валентин почил о Господе.

Об отце Валентине Мордасове я узнал совершенно случайно, на первом или втором году священнослужения. Даже не помню, кто посоветовал мне к нему съездить. Говорили, что отец Валентин дружил с отцом Пантелеимоном. Для меня это была значимая характеристика! Конечно же, меня интересовала личность священника, который тесно общался с отцом Пантелеимоном. Мне рассказывали, что они помогали друг другу в каких-то вопросах — строительных и не только.

Напомню, что архимандрит Пантелеимон был временно отправлен из монастыря на приходы, поскольку монах собственности не имеет, а он обязан был платить алименты. Поэтому ему надо было служить на приходе и перечислять какие-то деньги на воспитание сына. Только после его совершеннолетия батюшка смог вернуться в монастырь. Поэтому некоторое время отец Пантелеимон служил в разных храмах Псковской епархии, строил и восстанавливал их. В этот период жизни он по каким-то делам и пересекался с отцом Валентином. Кроме того, в то время ходили по рукам такие замечательные книги, как «Наставление о духовном отце», «Утешение скорбящих», «Краткий православный молитвослов», «1144 вопроса и ответа», «Вопросы и ответы к священнику» и другие, очень много книг. И когда пошла серия «Крупицы духовной мудрости», стало очевидно, что это кто-то из священнослужителей трудится, делает выписки из святых отцов на ту или иную тему. Это был большой и значимый труд, потому что хороших книг на духовную тему в 90-е годы было очень мало.

Я стал молиться о том, чтобы Господь мне помог найти человека, который пишет такие книги. И Господь ответил на мои молитвы, свел меня с ним. Этим человеком оказался протоиерей Валентин Мордасов. Оказалось, что он написал около 50 различных книг, причем под псевдонимом или вообще не подписывая их никак. Уже познакомившись с отцом Валентином, я потихонечку в процессе общения стал понимать, что именно он — автор всех этих книг, потому что видел его рукописи, встречал у него издателей, которые приезжали к нему, советовались и вносили правки в тексты. Храм у него находился на погосте, но в храме было огромное количество духовной литературы, просто огромное.

Даже сейчас в Камно сохраняется эта традиция: там такое изобилие духовной литературы, как будто это не отдаленный сельский приход, а церковная лавка крупного городского храма. Видел я у батюшки и многочисленные автобусы с паломническими группами. Иногда до десяти автобусов ежедневно приезжало к нему из Москвы и Петербурга. Так вот, огромное количество книг он просто раздаривал людям, которые обращались за духовным советом. Причем надо сказать, что отец Валентин обладал прозорливостью, мы этого вопроса коснемся дальше, и он давал каждому человеку ту книгу, которая именно ему была нужна, отвечала на вопросы, с которыми приехал человек. Он ее выносил из алтаря, или вынимал из шкафа, точно выбирая нужную данному человеку в данный момент.

Раздаривая книги в большом количестве, отец Валентин повторял, что Церковь должна заниматься духовной благотворительностью. Есть милостыня денежная, а есть духовная, в том числе дарение книг, которые могут привести к спасению души человека. Ее-то батюшка и практиковал щедро.

 

Тайноделание отца Валентина

Я познакомился с отцом Валентином в 1995 году. Мы с отцом Григорием и небольшой группой паломников ездили по святыням Псковской епархии и завернули в Камно. Погост Камно очень красивый.

Поселения на этом месте известны с очень давних пор. По преданию, недалеко от Камно находились владения княгини Ольги.
Первые упоминания Камно в летописи встречаются в 1239 году, при описании битвы псковичей и литовцев. В 1272 году псковский князь Довмонт (Тимофей ) разбил близ Камно ливонское войско. В 1407 году здесь произошло известное «Каменское побоище» псковичей с ливонскими рыцарями.
Постройку нынешнего храма во имя Георгия Победоносца относят к XV веку. Однако есть основания считать, что он заложен гораздо раньше, еще князем Довмонтом в 70-е годы XIII века, по случаю победы над ливонцами.
В XIX веке к церкви добавлен придел во имя преподобного Никандра Псковского, с южной стороны построена часовня святителя Николая. Вокруг кладбища возведена каменная оштукатуренная ограда из известковой плиты.
Недалеко от погоста, на левом берегу реки Каменки выходит на поверхность источник преподобного Никандра Псковского пустынножителя. По преданию, на этом уединенном месте часто молился святой Никандр. Недалеко от самой церкви бьет источник святого Георгия Победоносца. Возле него устроена купальня. Отец Валентин Мордасов в свое время освятил ее по чину Иорданской купели.

 Камно, церковь во имя великомученика Георгия Победоносца

Камно, церковь во имя великомученика Георгия Победоносца, современный вид

Камно, церковь во имя великомученика Георгия Победоносца, современный вид

На дверях храма мы увидели пудовый амбарный замок и засовы XVI века. Было совершенно непонятно, почему закрыто — в храме явно кто-то находился, там горел свет. Через некоторое время дверь открылась и показался странного вида человек в неопределенного цвета подряснике и огромной теплой гуцульской шляпе набекрень. Позже я понял, что это обычный батюшкин облик, он мог надеть какую-нибудь курточку навыворот и носить ее так, потом вывернуть и снова носить.

Он вел аскетический образ жизни, никогда никуда не ездил и в течение 30 лет неопустительно исполнял седмеричный круг богослужений, куда входят не только вечерня и утреня, но и повечерие, и часы. Но совершал это тайно.

Отец Валентин всегда считал, что тайное выше явного, делая что-то напоказ, можно возгордиться, и плоды подвига будут исхищены. А действуя тайно, не провоцируешь другого человека и не мешаешь ему, одновременно уберегая себя от падений и гордости. Именно поэтому он постоянно пребывал в храме, но двери чаще всего были заперты изнутри. Сколько я потом ни приезжал, практически всегда обнаруживал его в церкви.

Крепкий приход Камно

На сельских приходах люди на буднях в храм не ходят, даже в субботу вечером не ходят, такова специфика сельской жизни. Люди работают по 6 дней в неделю и дополнительно трудятся на своих огородах, потому что иначе им не прокормиться. В основном приходят рано с утра в воскресенье.

Поэтому отец Валентин начинал всенощное бдение в воскресный день, рано утром, в 5–6 часов утра. После всенощной, включающей, как положено, литию, начинались часы, потом Божественная литургия. Все воскресное богослужение занимало примерно 7 часов. Прихожане отца Валентина были воспитаны духовно очень крепко, и поэтому полный храм народу совершенно спокойно стоял все 7 часов! Батюшка ничего не опускал: ни чтения кафизм, ни литию, ни проповеди — все служилось полноценно. Литургия при этом начиналась чуть-чуть позже обычного, в половине одиннадцатого или в одиннадцать. Однако полностью соответствовала церковному Уставу, согласно которому евхаристическое приношение должно быть совершено до 12 часов дня: таково каноническое требование.

Прихожане совершенно нормально все это воспринимали. Они были рады, что могут так, в один день, полноценно помолиться. Надо сказать, что батюшка, хотя начинал рано, но никому ничего не навязывал. Кто не мог по немощи прийти с самого утра, тот приходил попозже, ближе к литургии. Но многие считали своим долгом стоять в храме с начала службы.

Отец Валентин любил святоотеческие изречения, и храм при его жизни представлял собой очень необычное зрелище. Уже подходя к нему, человек духовно настраивался. Вся церковная ограда с разных сторон была исписана святоотеческими изречениями синей краской по белой штукатурке: хочешь спастись — делай то-то и то-то; будешь делать так-то — будет с тобой то-то и то-то. Аршинными буквами на барабане храма было выведено высказывание святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец».

Церковь в Камно

Церковь в Камно

Это выглядело непривычно, но батюшка считал, что человек должен назидаться, и эти изречения будут лишним напоминанием. Даже если он не зайдет в храм, а просто проследует мимо или направится на кладбище — храм-то кладбищенский! — он может прочитать что-то, что поспособствует его спасению.

И еще батюшка, что называется, вымолил источник. Источник это чудотворный, к нему многие приезжают брать святую воду и погружаться для исцеления. Псковская земля вообще богата святыми источниками, но этот истек по молитвам отца Валентина непосредственно под храмом. Там просто фонтаном било, даже купальню сделали. Когда мы приезжали, то всегда погружались.

Духовная сверка и духовная брань с духами злобы поднебесной

При той первой встрече, когда из храма вышел странноватого вида священник, мы спросили у него, где найти отца Валентина. Оказалось, что это именно он, и мы все вместе зашли в храм. Он коротко показал храм и его святыни, и у нас начался разговор.

Зашли мы в храм в час дня, а вышли из храма в 10 часов вечера. Даже не заметили, как прошло время, будто полчаса или час пролетели. Конечно же, я внимательно записывал все, что говорилось. Батюшке понравилось, что я пишу его мысли, а не просто сижу-слушаю: в одно ухо влетело, из другого вылетело. Но мне было необходимо досконально записать все, потому что батюшка говорил важные духовные вещи о самой сути христианской жизни, важные для троих мирян, приехавших со мной, и давал духовные советы, важные мне как священнику. Отец Валентин рассказывал и истории из своей церковной жизни. Причем интересно, что в то время, как он говорил ту или иную духовную вещь, в храм заходил кто-то из его прихожан, знакомых или просто случайных людей, которые вживую демонстрировали его слова.

В 10 часов вечера приехал иеромонах Пантелеимон (Ледин) — духовное чадо отца Валентина, который в то время занимался отчиткой (чинопоследованием изгнания нечистых духов), и как бы продолжил разговор: тут уж мы насмотрелись клинических случаев, о которых говорил батюшка.

Схиигумен Пантелеимон (Ледин) — в настоящее время настоятель церкви святых равноапостольных царя Константина и матери его Елены в Царёвой слободе Пскова, автор книг «Невидимая битва» и «Козни бесовские и как им противостоять». Он говорит о себе: «Я пришел к Богу в зрелом возрасте, хотя крещен с детства. Я недалеко живу от этого храма, в детстве еще бегал и играл на этих улицах, и когда мне предложили стать его настоятелем, я понял — это мой храм. Пришел к Богу в тридцать лет, когда довольно много уже было прожито. Но началась другая моя жизнь, подготовка к высшему служению… Когда пришел к Богу, то оказался работающим санитаром в областной больнице, потом меня медицина засосала, мне пришлось учиться, потом работал в реанимации городской больницы анестезистом. На моих руках происходили и исцеление, и смерть. Но в 38 лет Господь направил мои стопы на служение Ему, и я стал монахом, священником. А моим духовным отцом был известный протоиерей Валентин Мордасов, который служил последнее время в Камно. Впервые я там столкнулся с таким явлением, как одержимость, с душевными скорбями — болезнями. Я начал ему помогать в этом, еще будучи мирянином. Но настал момент, и отец Валентин благословил меня, по благословению своего духовного отца я стал заниматься отчиткой. Эта моя работа получила благословение и нашего епархиального начальства, владыки Евсевия».

Мы уехали, духовно потрудившись и духовно насытившись. Батюшка благословил периодически приезжать к нему, разговаривать, сверяться, советоваться. Это было совершенно необходимо, потому что на тот момент мои духовные отцы умерли: и отец Василий Лесняк, и отец Пантелеимон.

Последующие встречи тоже не были краткими. Мне были необходимы советы опытного священника: в больнице я столкнулся с большим количеством духовно больных людей, то есть не только одержимых теми или иными страстями, но и с явной формой духовного заболевания, которая называется беснованием. А отец Валентин в прежние времена много занимался отчиткой бесноватых по благословению священноначалия и был очень дружен с отцом Адрианом.

Архимандрит Адриан (Кирсанов) — духовный сын архимандрита Серафима (Тяпочкина). 57 лет отец Адриан подвизается в монастырях, из них 21 год — в Свято-Троицкой Сергиевой лавре и 36 — в Свято-Успенском Псково-Печорском монастыре.
Батюшка рассказывает: «После смерти Сталина в 1953 году меня взяли послушником в Троице-Сергиеву лавру в Загорске. Послушанием моим было отчитывать бесноватых. Их жалко было, кто им поможет? Начал отчитывать, не понимая, что для болящих это попущение Божие. Были и не крещеные, многие женщины делали аборты, убивали детей во чреве. Я, конечно, их не отчитывал. Привели ко мне одну бесноватую, когда я стал ее кропить святой водой и мазать маслом, она увидела огонь, испугалась и говорит: “Я такого никогда не видела”. Я ей ответил: “Теперь ты убедилась, что есть злые духи, которые мучают людей”.
Однажды вызвали меня к уполномоченному по делам религии. Он говорит: “Что ты делаешь? Это сумасшедшие, а ты их отчитываешь”. Я сказал: какие они сумасшедшие? Я по требнику отчитываю. Он говорит: “Не хочу верить этим вашим требникам, этих людей ученые не могут вылечить, а ты вылечил”. А я ему: “После отчитки многие из них работают воспитателями в детских садах, врачами в больницах, есть и учителя”. Он не поверил, позвонил Патриарху Пимену, и меня в 1974 году перевели в Псково-Печерский монастырь, и наместник архимандрит Гавриил благословил меня заниматься отчиткой».

Отец Валентин рассказывал, как изгоняемые им нечистые духи угрожали: «Мы тебя будем гонять по всей епархии, мы все дела твои сотрем или сошлем, куда и вертолет не долетит»… Батюшку и вправду много переводили из храма в храм, он практически по всей Псковской епархии успел послужить на своем веку.

Позже отец Валентин прекратил отчитки, ими стали заниматься его духовные чада. Батюшка считал, что самое главное — покаяние человека, и испытал некоторое разочарование в этом чинопоследовании, потому что со временем люди стали меняться. Если раньше они старались изменить свою жизнь, исполнять духовное благословение, то потом стали плохо относиться к этому. Хотели мгновенной помощи без приложения собственного труда. Смысл отчитки стал теряться, ведь от любого человека требуется духовный труд, если он одержим той или иной страстью, а тем более если одержим бесами.

Поэтому все чаще случались рецидивы. Снова приезжали на отчитки люди, из которых по его молитвам выходили нечистые силы, потому что исцеленные возвращались к прежнему образу жизни. Представьте себе: больной, которому прописаны лекарства и даны рекомендации, просто не выполняет назначений. Разумеется, его заболевание без конца обостряется и обостряется. Какой смысл его лечить?

Так и в духовной жизни. Человек должен либо раз и навсегда изменить свой образ жизни, либо прибегать к покаянию, к труду, к молитве и уже не дерзать вновь идти на тот же чин, потому что выйдет один, а войдет семь, еще более злейших. Как говорится в Святом Евангелии: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12, 43–45; Лк. 11, 24–26). Понятно, что не всегда возможно сразу измениться. Легко сказать: перемени свою жизнь. Но если страсть держит человека, то для того, чтобы измениться, ему необходимо время и терпение. Господь, видя, что человек терпеливо трудится, борется со своей страстью и взращивает добродетели, подает Свою благодать, чтобы укрепить человека и помочь ему избавиться от того, что его мучает. А иногда избавление от страстей и бесов даже и неполезно бывает человеку; он может или возгордиться, или пойти по неправильному пути.

Потому-то отец Валентин Мордасов в основном уделял внимание покаянию.

Беседы с ним, совместная молитва приносили очень большое утешение. У меня была возможность послужить с ним Божественную литургию и просто так помолиться.

Большое счастье, что Господь подал мне возможность обращаться с вопросами к отцу Валентину. Священнику очень важно сверяться с духовно опытными людьми. Спросить то или иное, узнать, правильно ли он поступает, — причем именно с тем священником, который имеет опыт в этой области. Это избавляет от множества ошибок.

Одно время в наш храм преподобного Сергия Радонежского, будто на мед, слетались бесноватые, и все службы у нас проходили под крики бесноватого или даже нескольких. Но одна женщина была просто страшная, она дико кричала во время богослужений. Со временем прихожане к ней, конечно, привыкли. Хотя все равно такое пугает людей, мешает служить, отвлекает. Как быть? Как помог нам тогда самый элементарный совет: «Сразу давайте выпить святой воды и не позволяйте мешать богослужению!» Конечно, и в церковном Уставе сказано, что если одержимый человек ведет себя неправильно, то есть начинает богохульствовать, он должен быть удален из храма. Но есть же и те, кто не богохульствует, а просто кричит, мычит… Я исполнил совет батюшки, и безобразия стали прекращаться, едва начавшись, в храме сразу же воцарялась спокойная молитвенная обстановка.

Порой два-три слова, сказанные опытным священником, очень выручают, помогают понять, что происходит, избежать многих неприятных последствий.

Прозорливость отца Валентина

Отец Валентин был наделен многими духовными дарами, в их числе и прозорливостью. Как-то так все время получалось, что стоило кому-то зайти в храм в раздумьях или с вопросом, как батюшка уже нес нужную человеку книгу или святыню или просто выходил и с ходу отвечал, как следует поступить. Но конечно, не напрямую, чтобы его в прозорливости не заподозрили, а иносказательно, то есть приводил какой-то церковный случай или говорил отвлеченно, в третьем лице: «А вот люди говорят так-то и так-то… А вот в книжке написано то-то и то-то…» И человек удивлялся, открывал, что называется, рот, потому что он пришел с проблемой, и вдруг эта проблема перед ним совершенно четко раскрыта, обнажена и дан выход. Причем в храме могло находиться 40–50 паломников, и каждый сразу же получал необходимый именно ему ответ. Скрывая свою прозорливость, батюшка не только говорил иносказательно, но еще и юродствовал: мог сплясать, спеть, под лавку залезть.

Прозорливость его была удивительная, он словно насквозь видел людей. Ему не надо было много говорить человеку. Он мог сказать несколько слов, и все становилось понятно.

Отец Валентин

Прозорливость батюшки однажды спасла мне жизнь. Мы всегда старались, возвращаясь из Печор, заехать к отцу Валентину — и молились вместе с ним, общались. В тот раз батюшка почему-то упорно задерживал меня. Я только собираюсь идти, а он останавливает.

Водитель автобуса волновался, потом стал ругаться и чуть ли не из горлышка водку пить, оставил за рулем второго водителя, который всю дорогу до дома ругался за задержку по-страшному, по-черному. Потом оказалось, что эта задержка была промыслительна.

Когда я, вернувшись, открыл дверь, мама вышла и удивленно спросила: «Ты живой?» Я говорю: «А что, собственно говоря, произошло?» Мама вместо ответа спрашивает: «Что ты там такое натворил? Что ты наделал? Кому перешел дорогу? С кем поссорился? Оказалось, что буквально пару минут назад из-под наших окон уехали две машины с бандитами. Они барабанили в дверь, били ногами и кричали: «Где твой гаденыш? Подавай его сюда. Сейчас мы ему голову оторвем».

Мама была вынуждена обратиться к своим знакомым, которые проходили у нее лечение, на нескольких машинах приехала другая группа людей. Все то время, что я был у отца Валентина, у меня под окнами происходила большая разборка: орали, били по колесам машин, всячески выясняли отношения. Все разъехались ровно за две минуты до моего возвращения домой. Я тогда сразу вспомнил одну историю, связанную с преподобным Львом Оптинским.

Пришли к старцу два купца за благословением: они удачно продали хлеб, выручили большую сумму денег и собирались ехать домой. Старец оттянул благословение на три дня, задержав купцов в Оптиной. Как ни торопились они домой, но ослушаться отца Льва не посмели. Поехали через три дня и, когда вернулись домой, через некоторое время неожиданно получили письмо. Писали им недавние знакомые, с которыми их свел случай в оптинской гостинице. Из письма изумленные купцы узнали, что, позарившись на купеческие деньги, новые знакомые намеревались по дороге их ограбить и убить. Но теперь они искренне раскаиваются в злых помыслах, благодарят Господа, что отвел беду, и просят у купцов прощения.

Кстати, батюшка Валентин почитал Оптинских старцев и старался им подражать. Например, по примеру преподобного Амвросия часто говорил пословицами и поговорками. И своих поговорок у него было очень много.


Тайное делание протоиерея Валентина Мордасова (продолжение)

Прот.Сергий Филимонов

Продолжение следует.

 

Вы можете приобрести печатную версию книги "Воспоминания и размышления", готовится расширенное переиздание. Узнать подробнее и оставить заявку на предзаказ можно здесь.

В продолжение воспоминаний вышла новая книга прот. Сергия Филимонова «По своей земле», она есть в наличии в лавке, подробнее здесь.

Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия - первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! 

Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!  

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Последние новости Дома милосердия

Назад к списку

Похожие материалы: