Нужна помощь

Новости

Подать записки в наш храм через интернет. В меню ХРАМ --> Записки через интернет

Выписки из дневников разных лет. О ревности не по разуму. О беспокойстве души

Из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова, написанной к 50-летию автора.

Предыдущие главы книги, ЧАСТЬ 1: 1 - "Родом из детства", 2.1 - "В Должанке с бабушкой Александрой", 2.2 — Первые годы в Ленинграде, 2.3 — В школе, 3.1 — Врач. Alma mater3.2 — На флоте3.3 — Адъюнктура и женитьба 3.4 — Первые шаги в храм 4.1 — Первый духовный отец - о протоиерее Василии Лесняке, 4.2 — Отец Михаил Сечейко4.3 — Об архимандрите Пантелеимоне Борисенко4.4 — Отец Василий Ермаков, 5.1 — Начало служения. Путь в священнослужение, 5.2 — Рукоположение, 5.3 — Духовная семинария и Духовная академия, 5.4 — Храм преподобного Сергия 5.5 — Строительство Державной: от креста в небе до креста в небе, 5.6 — В детском доме № 9, 6.1 — Угодники Божии. Благословения старца Николая Гурьянова. 6.2 — Тайное делание протоиерея Валентина Мордасова, 6.3 — Блаженный Митрофанушка и иные блаженные. 6.4 — Святитель Лука в моей жизни.

ЧАСТЬ 2. Духовные размышления. Выписки из дневников разных лет. 1 — О дневниках. О насмешничестве. 2 — Полет шмеля и невычитанные записки. О чтении духовных книг. 3 — Молитва о детях. О причастии в паломничествах. Богатые грешники XXI века.

О ревности не по разуму

Всегда и во всем мы должны избегать крайности. Не понимая, что есть крайность справа и крайность слева, невозможно найти спасительную золотую середину, которую святые отцы называли «царским путем». Крайность справа — недостаток, скудость. Крайность слева — преизбыточность, чрезмерность.

Малая трата денег — скудость и жадность. Большая — расточительство. Плохой пост — это чревоугодие, чрезмерный пост — приведение тела в изнеможение. Излишний телесный покой — это лень. Отсутствие телесного покоя — уничтожение тела.

Важно понять, что обе крайности — зло, обе — путь в прелесть и погибель. Посильная мера — золотая мера, а все недостающее восполнит смирение и самоукорение. Кто ищет «золотую меру», тот обретает путь спасения.

2005 год

***

Я всегда очень любил поминать подвижников благочестия. Но ревность тоже должна быть по разуму и с благословения.

Я желал иметь качества святых, не имея надлежащего смирения и покаяния. Мне хотелось иметь хорошую духовную память, знать наизусть много молитв и Псалтирь, но от нечистого ума удаляется благодать Божия. Без благословения духовника я начал поминать подвижников благочестия, которые мало спали и часть ночи проводили в молитве — сидя или стоя. По своей гордости я думал, что, когда получу этот дар, смогу как следует молиться.

Как горек плод гордости. Через какое-то время я получил желаемое… но в виде болезни. Болезнь, которая у меня развилась, заставила меня спать только сидя. Каждые 1,5 часа я просыпался, чтобы не задохнуться. За ночь количество остановок дыхания доходило до 100–150. Дыхание прерывалось на минуту, на полторы, чем я ужасно пугал семинаристов, любезно приютивших меня на ночь в своей комнате во время несения богослужебной череды. Примечательно, что, просыпаясь каждые 1,5 часа, я практически не мог молиться.

Когда я покаялся в этом грехе, Господь даровал мне небольшое послабление: в день памяти архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), святителя Крымского, мне подарили аппарат искусственного дыхания. По сей день я сплю в маске.

2006 год

***

Заболев апноэ-синдромом, я стал спать везде. Ночь без сна, а днем — сон на работе, на конференциях, на собраниях, во время службы. Сослужащие батюшки и народ осуждали меня, так как на всенощной я мог заснуть на стуле и захрапеть. То же самое происходило на исповеди. Некоторые из редко приходящих в храм, видя меня на требах, спрашивали: «А это не тот ли батюшка, который храпит на службе?» Все это сочеталось с моей духовной неопытностью, гордостью, большой нагрузкой в институте, на строительстве храма, в приходе, в обществе православных врачей. Так как исповеди иногда продолжались по 6–8 часов, я буквально падал от усталости и с большим трудом приезжал практически непосредственно к началу службы и, облачившись, сразу начинал служить, хотя раньше приходил в храм первым за 1,5 часа до службы. Около 6 лет прошли в этом борении, и Господь подал мне исцеление — я сплю под дыхательным аппаратом и никого не дерзаю судить, ибо что испытывает другой человек, то часто закрыто для нас.

2002 год

О беспокойстве души

Периодически душа может испытывать беспокойство. Беспокойство души может быть естественным, противоестественным и сверхъестественным.

Естественное беспокойство души возникает в процессе опытных жизненных обстоятельств, важных событий (например, экзаменов), болезни родственников, переживания о ком-либо.

Противоестественное возникает вследствие демонического воздействия, которое воспринимается ею как смущение сердца, волнение, внутренний туман, покрывающий ясность ума, когда человек принимает нечистые помыслы, благие на первый взгляд, или слушает советы людей, за которыми стоит враг.

Сверхъестественное беспокойство — это беспокойство от Бога, когда Господь отнимает от человека благодать за его неправильные духовные действия. По сути — это не само волнение души, а отъятие от нее мира, которое душа воспринимает как беспокойство. Посредством отхождения благодати Господь подсказывает человеку, соблюдающему заповеди Божии, что он уклоняется в сторону от пути спасения. Наличие душевного мира является для подвижника маяком на пути к Богу, духовным пеленгом, благодаря которому летчик и мореплаватель ведут корабль точно по курсу. Потеря душевного мира и отхождение благодати чаще всего бывают связаны с осуждением или огорчением ближнего.

2007 год

***

Будучи начальником (настоятелем), когда я принимал на первый взгляд правильные решения, но люди огорчались, я терял мир в душе. Когда я терпел укоризны, непослушание, упреки, оскорбления от своих подчиненных и внутренне молился за них — мир сохранялся, и я ощущал благодать Божию. Решения, принятые мною с отсрочкой, после молитвы о вразумлении, не приводили к внутреннему разорению и потере мира сердечного.

2006 год

***

Когда на душе возникает беспокойство и неприятная тягость, это значит, что благодать Божия оставила нас и Господь хочет, чтобы мы обратили внимание: что-то мы делаем неправильно, и Ему это не нравится.

2006 год

***

Безпопечительность. Подвижник должен зорко следить, чтобы его ум и сердце не отрывались от Бога. Если он постоянно учится предзреть Бога и совершенствуется во внутреннем делании, то Господь обучительно немного отнимает благодать от сердца — и появляется ощущение, что что-то сделано неправильно, беспокойство, смущение. Это первый признак пленения ума мирской вещью, уклонения внимания от Бога, поступка или — чаще — мысли, неугодных Богу. Почувствовав такое смущение или беспокойство сердца, следует сразу же зорко осмотреть его умом, взывая о вразумлении к Богу, чтобы выяснить: что произошло и какой урок Господень следует уразуметь. И Господь незамедлительно открывает причину Своего недовольства.

2004 год

Прот.Сергий Филимонов

Продолжение следует.

 

Вы можете приобрести печатную версию книги "Воспоминания и размышления", готовится расширенное переиздание. Узнать подробнее и оставить заявку на предзаказ можно здесь.

В продолжение воспоминаний вышла новая книга прот. Сергия Филимонова «По своей земле», она есть в наличии в лавке, подробнее здесь.

Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия - первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! 

Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!  

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Последние новости Дома милосердия

Назад к списку

Похожие материалы:

  • Наследники

    8 ноября - день рождения священномученика протоиерея Иоанна Стеблин-Каменского. Публикуем беседу с одной из представительниц семьи священномученика, иконописцем храма Державной иконы Божией Матери – Марией Ивановной Полторак.

  • Мы идем к Тебе

    До последней минуты человеческой жизни Господь ждет свободного шага любимого творения навстречу Себе. И кто знает, когда свершится этот шаг веры – шаг в невидимое, шаг в Небо.

  • Об оккультизме. Гибельность одновременного обращения к Богу и к оккультисту. Последствия для детей

    ЧАСТЬ 3. ПАСТЫРСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ. Из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова, написанной к 50-летию автора.