Нужна помощь

Новости

Подать записки в наш храм через интернет. В меню ХРАМ --> Записки через интернет

Выписки из дневников разных лет. О слезах. Сердце пастыря

Сердце пастыря

Из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова, написанной к 50-летию автора.

Предыдущие главы книги, ЧАСТЬ 1: 1 - "Родом из детства", 2.1 - "В Должанке с бабушкой Александрой", 2.2 — Первые годы в Ленинграде, 2.3 — В школе, 3.1 — Врач. Alma mater3.2 — На флоте3.3 — Адъюнктура и женитьба 3.4 — Первые шаги в храм 4.1 — Первый духовный отец - о протоиерее Василии Лесняке, 4.2 — Отец Михаил Сечейко4.3 — Об архимандрите Пантелеимоне Борисенко4.4 — Отец Василий Ермаков, 5.1 — Начало служения. Путь в священнослужение, 5.2 — Рукоположение, 5.3 — Духовная семинария и Духовная академия, 5.4 — Храм преподобного Сергия 5.5 — Строительство Державной: от креста в небе до креста в небе, 5.6 — В детском доме № 9, 6.1 — Угодники Божии. Благословения старца Николая Гурьянова. 6.2 — Тайное делание протоиерея Валентина Мордасова, 6.3 — Блаженный Митрофанушка и иные блаженные. 6.4 — Святитель Лука в моей жизни.

ЧАСТЬ 2. Духовные размышления. Выписки из дневников разных лет. 1 — О дневниках. О насмешничестве. 2 — Полет шмеля и невычитанные записки. О чтении духовных книг. 3 — Молитва о детях. О причастии в паломничествах. Богатые грешники XXI века. 4 — О ревности не по разуму. О беспокойстве души.  5 — О мужестве. Отношения с духовником.  6 — Возвести горе́ очи и сердце. Борьба со страстями.

О слезах

Думаю и вижу из своего горького опыта, что слезы сами по себе ничего не значат, если внимание отдается им. В прелесть можно угодить и через слезы. Старец Иосиф Исихаст говорит об опасности одностороннего подвижничества. Можно истекать слезами, а при этом после службы гневаться, раздражаться, рассматривать блудные помыслы, дышать злобой на ближнего. Это прелесть.

Слезам покаяния должна сопутствовать непрестанная борьба со внутренними страстями и пороками. Слезы должны вымывать из сердечного дома души все нечистоты, и свежие, и давние.

Но и без слез невозможно. Без них не вкусишь истинного покаяния, как об этом высказывается преподобный Симеон Новый Богослов. Путь к дверям истинного покаяния лежит через реку слез. Мост же через нее — непрекращающаяся ожесточенная борьба с обнажающимися страстями.

Подвижнику не следует увлекаться слезами — по воле Божией и дару Святого Духа во время молитвы они идут обильно, произвольно, ненасильственно и радостнотворно. Надо быть очень внимательным к приходящим после слез состояниям души, движениям сердца и помыслам, не поблажать себе даром слез, пренебрегая проявлением страстей, а наоборот — тут же все силы свои отдавать на то, чтобы направить русло реки слез на обнажившиеся страсти и грехи, сразу смывая их, не давая им времени укрепиться и опомниться.

Получивший дар слез, чтобы не попасть в прелесть, должен вести ожесточенную борьбу сразу со всеми страстями одновременно, пока Господь Своею милостью не произведет положительного изменения в его душе.

2006 год

***

Божественная литургия, молитва во время нее и живое ощущение реального присутствия Бога умиляют сердце и исторгают неудержимый поток слез. Но бывают и другие состояния, когда во время литургического общения со Спасителем слезы сменяются необычайной пасхальной радостью, которая охватывает все сердце. Тогда слезы становятся неуместны и невозможны, они прекращаются, а сердце ликует Пасхой Великой Жизни и радостью того, что искупительная Жертва Христом совершена — и это навсегда.

2006 год

Сердце пастыря

Священство учреждается для того, чтобы ходатайствовать за народ перед Богом и сообщать народу блага Божии. Если священство достигает этих целей, то оно совершенно.

2002 год

***

Отец Василий Ермаков говорил мне — чтобы понять человека и помочь ему, он всегда просит Господа: «Дай, Господи, мне ключ к сердцу этого человека, и помоги мне понять его, и вразуми, как помочь ему».

2003 год

***

Сердце пастыря должно быть кровоточащей раной, зияющей и болящей. И чем чувствительней к горю людей эта рана, тем чаще посещает это сердце Христос. Пастырь должен быть неравнодушен всему, что происходит в мире, и незадержительно реагировать молитвой. Чем быстрее пастырь вводит людей в свою литургическую молитву, тем сильнее разжигается его сердце и становится «алтарем всесожжения», а литургия — истинным жертвоприношением.

2006 год

***

Если бы пастыри, решая проблемы своих духовных чад, чаще спрашивали себя: «А что если бы это был мой сын или дочь? Если бы это был мой ребенок?» — они были бы отзывчивее и жалостливее; выслушивая своих престарелых прихожан, задавались вопросом: «А что если бы это были мои мать или отец?» — последние не уходили бы неутешенными; выясняя отношения со своими сослужителями-священниками, вопрошали: «Если бы это был мой родной брат?» — они были бы терпеливее и снисходительнее к их немощам; ругая и наказывая своих детей, напоминали себе: «Мои ли это дети, и не Господь ли дал мне их в опеку? Не попечитель ли я только царских детей?» — они бы не распоряжались ими как своим имуществом, калеча и надругаясь над их душами.

2005 год

***

Я молился и размышлял, как при множестве сотворенных мною грехов искупить их, как найти путь, чтобы загладить их. Ответ нашел в Священном Писании: «Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5, 20). Поэтому прием запутавшихся людей, отошедших от Бога, исправление их жизненных ошибок и жертвенное служение им — единственный путь, чтобы Господь простил меня.

2007 год

***

У духовника и настоятеля всегда должны быть хранимы драгоценные периоды времени (первая и Страстная седмицы Великого поста, паломничество, дни уединения), в которые он должен приводить в порядок свою душу, заботиться о ее очищении и обо́жении. Это не эгоизм и не пренебрежение ближними. Что может дать другим тот, кто сам не в себе? «Просвещается пастырь — просвещается паства, омрачается пастырь — омрачается паства» (святой Иоанн Кронштадтский).

Как это ни парадоксально, но настоятель, духовник, пастырь, старец — больше остальных нуждаются в этих периодах внутреннего очищения и просветления. И если другому не надобно такого тщания и сойдут какие-либо полумеры, то для этих — нет, так как от их внутреннего состояния зависят судьбы, жизни и спасение вверенных им Богом людей.

Дьявол подсовывает мысль: «Ты что — святой? Никогда им не будешь, брось, зачем тебе этот напряг? Оставь все это». Не подаваться. «Бурить» духовно дальше и глубже — покаянием.

2006 год

***

Настоятель не должен принимать скоропалительных решений. Враг старается вывести из себя, ввергнуть в гнев, раздражение и злобу. Если настоятель попадается на эту дьявольскую удочку и начинает объясняться с людьми, спорить, доказывать свою правоту, ругаться с подчиненными, добиваться любым путем, чаще всего насильственным, выполнения своего решения, то ум его помрачается. Он видит только конечный результат, а доброе непогрешительное устроение дела становится ему неважным. Иногда он даже понимает, что это неправильно, но справиться с собой уже не может. Его несет, ломает, выворачивает наизнанку — дух злобы овладевает душой и все сильнее раздувает пожар гнева, выжигая с таким трудом достигнутое мирное устроение сердца.

В таких ситуациях настоятелю (старшему) надо научиться молчать и молиться про себя, не отвлекаясь и не поддаваясь на демонический обман. Не выходя за пределы тишины и кротости, не поднимая голоса, принять обдуманное решение и спокойно наказать, «отставить в сторону» зарвавшегося подчиненного, не чувствующего, что он сейчас — орудие в руках дьявола.

Но бывает, что и это не помогает, люди преследуют по пятам, не обращают внимания на молчание и продолжают, продолжают попытки получить ответ на свой вопрос. Буквально терзают его. В этот момент надо молчать и попытаться либо уединиться, запереться, либо научиться юродствовать, говоря что-нибудь невпопад. Против добровольного безумия и глупости демоны бессильны и только скрежещут зубами.

Настоятель не имеет права позволить себе хоть на короткое время быть выбитым из колеи и потерять внимание ума в Боге. Потому что вся бесовская свора немедленно набросится на него, помрачая ум все больше и больше, раздирая душу и толкая на самые страшные поступки (вплоть до убийства, самоубийства, вредительства другим людям и пр.). Настоятель видит все это в поступках и ужасается, что может опуститься до такой мерзости. Но это реальность, и только горячая внутренняя Иисусова молитва, молитва о помощи может вывести его духовный самолет из штопора, явно ведущего к гибельному удару о землю.

2005 год

***

Семейному человеку совершать Иисусову молитву непросто. Враг начинает искушать через домашних. Чаще всего это проявляется непослушанием детей. Дети начинают выводить из себя (по вражескому научению), и благодать Божия отходит от подвизающегося вследствие раздражения. Надо много научиться проявлению терпения и мудрости не реагировать на острые ситуации, обходя их с помощью Божией.

2004 год

***

Если хочешь вовремя встать на молитву утром и чувствовать себя выспавшимся, изволь молитвенно потрудиться на ночь перед сном: прочитай правило, помяни усопших, пребудь в Иисусовой молитве. Сам увидишь, сколько тебе будет хватать для сна.

2006 год

***

Многие упрекают меня в том, что я не берегу своего здоровья и не всегда поступаю в этом с рассуждением. Признаюсь, да, это так. В моем понимании священник не должен беречь себя и бояться за свою жизнь, даже если у него большая семья. Он должен как свеча гореть перед Престолом Божиим. Вечная жизнь покупается смертью временной, подвигом и ежедневным умиранием ради Христа. Временная смерть ради Христа обещает нам Вечную Жизнь.

Священник Бога Вышнего должен стать жертвой Богу за грехи людские. Ведь, собственно говоря, для того он и послан в этот разлагающийся мир. Ради того выделен из среды людей, избран Духом Святым, освящен и наделен Небесными дарами. Как говорит старец Иосиф Ватопедский, священство — это высшая милость и честь, оказанная когда-либо Богом тварным существам.

Горение Богу есть залог благополучия будущих поколений и потомков священника, даже если он умрет прежде своего физического срока под тяжестью несомого креста и не проявит земной заботы о детях или внуках. Забота из Вечности сильнее и ощутимее и ориентирована на Вечность.

2005 год

***

«Нет больше той любви, кто положит душу свою за други своя», — к священнику эти слова Господа нашего Иисуса Христа относятся в первую очередь, как ни странно это может показаться. Жизнь священника призвана быть жертвой за грехи других людей. Служение имеет своей основой жертвенный характер. Не жить для себя, забыть себя, свои нужды и хотения. Это очень трудно. Святой Иоанн Кронштадтский ввел принцип никому ни в чем не отказывать. Священник, если он понимает, что избран Богом и посвящен не случайно, а по решению свыше, — это решение свыше должен осознать во всей полноте. Жизнь для себя закончилась с момента рукоположения в священный сан. Если Бог избрал тебя — ты должен служить Ему день и ночь и откликаться на первый Его зов. Этот зов — люди со своими бедами, скорбями и несчастиями, запутавшиеся в жизни и в грехах и сошедшие с пути спасения.

Переломить свою лень, усталость, нехотение бывает непросто. Ветхий человек все время пробуждает жалость к себе. А ее надо преодолеть. Преодолеть во что бы то ни стало. Кто душу свою положит ради Бога и Евангелия (то есть благовестия), тот ее спасет. А кто душу свою, то есть жизнь, будет жалеть, тот ее погубит. Эта евангельская мысль в первую очередь относится к священникам, которые душу, саму жизнь призваны полагать ради Бога, положившего жизнь Свою ради спасения людей.

Священник Бога Вышнего! Не соблазняйся тем, что твоя временная жизнь проходит или может пройти мимо тебя. Придет время, и обретешь жизнь вечную. А в эту жизнь ты послан потрудиться и послужить.

2005 год

***

Когда Господь открыл мне, что все духовные делания без любви — ничто и не имеют цены в Его очах, я стал молиться прежде всего о даровании любви. Ведь стяжавший любовь исполнил весь закон Христов. Я молился так: «Господи, просвети тьму мою, и научи меня любви Твоей», «Господи, научи меня бояться и любить Тебя, и ближнего моего как самого себя». День и ночь я взывал так ко Господу, каждую службу, каждую Божественную литургию просил и прошу Его, чтобы Он открыл мне дверь вкушения любви Своей.

Так я молился и на Гробе Господнем, и вскоре Он ответил мне на службе, и ясно услышал я в сердце своем: «Если хочешь научиться любви Моей, начни принимать людей такими, какие они есть. Люди несовершенны, и каждый ведет себя по-своему и болеет по-своему. Учись принимать от них обиды, предательство, злые укоры, ропот, неблагодарность, равнодушие, черствость, неправильные поступки, непостоянство и многое другое, не держа на них зла и обид. Ты должен все прощать, все терпеть, не осуждать их и не роптать. Тогда научишься любить их так, как Я люблю их». Когда я услышал слово Господне, в сердце моем обнажилась гигантская язва — я не был готов так любить и никогда не любил людей так. Мне стало стыдно, больно и горько, что я, священник, нашел такую язву в сердце своем. И стал каяться и учиться любви Господней.

Через некоторое время в сердце моем было слово Господне: «Священник — это козел отпущения грехов человеческих. Священник должен быть готов, подобно Мне, брать на себя грехи людские, их беззакония и ошибки. Брать их грехи на себя и каяться за людей, просить прощения за них у Меня, и им будет прощено. Научись брать на себя грехи людские и предстательствовать за людей — и научишься той любви, которую Я имею к ним».

Священник должен быть и жертвой, и агнцем за грехи людские. «Научись принимать раны безропотно и быть безгласным, когда будут ранить, и мучить, и обижать тебя, не помни зла и воздавай только добром, как будто никогда и не ранили тебя, и это было не с тобой. Забывай зло и воздавай кротостью, незлобием и добром. И сколько бы раз ни ранили и ни предавали тебя — быстрей забывай, прощай и воздавай добром и любовью. И ты усвоишь и поймешь, что значит любовь Моя».

2005 год

Прот.Сергий Филимонов

Продолжение следует.

 

Вы можете приобрести печатную версию книги "Воспоминания и размышления", готовится расширенное переиздание. Узнать подробнее и оставить заявку на предзаказ можно здесь.

В продолжение воспоминаний вышла новая книга прот. Сергия Филимонова «По своей земле», она есть в наличии в лавке, подробнее здесь.

Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия - первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! 

Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!  

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Последние новости Дома милосердия

Назад к списку

Похожие материалы:

  • Мой первый духовный отец. Воспоминания о протоиерее Василии Лесняке

    В продолжение книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова вашему вниманию глава "Духовная жизнь и духовные отцы. Мой первый духовный отец - о протоиерее Василии Лесняке".

  • На флоте

    Вашему вниманию продолжение третьей главы из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова. На флоте. Кронштадт. Луга. Интересные истории из жизни корабельного медика.

  • Отец Василий Ермаков

    Следующая глава из книги прот. Сергия Филимонова "Воспоминания и размышления" об отце Василии Ермакове. "Батюшка всегда говорил: «Быть русским значит быть православным. Без Бога России нет»."