Расписание богослужений Наши издания События Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Людям о людях   Предисловие к пастырской части. Пастырские проблемы сохранения беременности

Людям о людях

Предисловие к пастырской части. Пастырские проблемы сохранения беременности

Пастырские размышления

Из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова, написанной к 50-летию автора.

Предыдущие главы книги, ЧАСТЬ 1: 1 - "Родом из детства", 2.1 - "В Должанке с бабушкой Александрой", 2.2 — Первые годы в Ленинграде, 2.3 — В школе, 3.1 — Врач. Alma mater3.2 — На флоте3.3 — Адъюнктура и женитьба 3.4 — Первые шаги в храм 4.1 — Первый духовный отец - о протоиерее Василии Лесняке, 4.2 — Отец Михаил Сечейко4.3 — Об архимандрите Пантелеимоне Борисенко4.4 — Отец Василий Ермаков, 5.1 — Начало служения. Путь в священнослужение, 5.2 — Рукоположение, 5.3 — Духовная семинария и Духовная академия, 5.4 — Храм преподобного Сергия 5.5 — Строительство Державной: от креста в небе до креста в небе, 5.6 — В детском доме № 9, 6.1 — Угодники Божии. Благословения старца Николая Гурьянова. 6.2 — Тайное делание протоиерея Валентина Мордасова, 6.3 — Блаженный Митрофанушка и иные блаженные. 6.4 — Святитель Лука в моей жизни.

ЧАСТЬ 2. Духовные размышления. Выписки из дневников разных лет. 1 — О дневниках. О насмешничестве. 2 — Полет шмеля и невычитанные записки. О чтении духовных книг. 3 — Молитва о детях. О причастии в паломничествах. Богатые грешники XXI века. 4 — О ревности не по разуму. О беспокойстве души.  5 — О мужестве. Отношения с духовником.  6 — Возвести горе́ очи и сердце. Борьба со страстями.  7 — О слезах. Сердце пастыря,  8 — О внимании к себе. Путевые записки. Уроки отца Епифания.  9 — Пост, труд и путь. Помогают аппараты или вредят? О будущем .  10 — Баланс и время.  11 — Торопись делать добро! Смысл жизни.

Предисловие к пастырской части

В основу этой части лег опыт, накопленный за годы пастырского и медицинского служения: душепопечение прихожан, больных в многопрофильном стационаре, беременных. Это проблемы, с которыми обращаются люди, пришедшие в храм за разрешением своих, подчас тяжелейших жизненных положений. Они знакомы любому приходскому священнику.

Я всегда старался не оказаться в таком положении, когда у священника нет времени на разговоры с вопрошающими или его просто нет в храме, потому что он занят какими-то своими делами. Поэтому в последние 15 лет я отвожу особое время для приема людей: определенные часы не неделе, когда побеседовать со священником может любой человек, который пожелает получить ответ на свой вопрос. Такие разговоры один на один очень важны глубиной общения, его личностным характером, потому что богослужения и молитв бывает недостаточно, чтобы понять, как помочь страждущему человеку. Многие стесняются обращаться к священникам, к таким людям приходится подходить самому, видя, что человек пришел со своим страданием, со своей бедой. По мере сил и возможностей я продолжаю традицию отца Василия Ермакова быть в гуще народа и жить его проблемами и его чаяниями. Так он мне советовал.

Важно не только помочь конкретному человеку, но и углубить пастырский опыт. Он не раз потребуется священнику для помощи тем многим, кто еще придет со своими горестями и недоумениями. Кроме того, эти беседы с людьми важны для составления проповедей.

Многие случаи из этой главы легли в основу проповедей, прочитанных мною прихожанам. То есть они не выдуманы, что называется, из головы, не взяты из книг, а продиктованы жизнью. Это кажется мне весьма ценным, потому что и место, где живет человек, и время создают свои искушения, свои скорби, свои препятствия.

Нынешний век — время высокотехнологичных операций и жгучих вопросов биомедицинской этики, многие из них рассмотрены в этой главе. Может показаться странным — зачем священник поднимает их, неужели мало чисто пастырских проблем? Но биоэтические проблемы сегодня настолько часто встают в жизни людей — особенно это касается священников, которые служат рядом с лечебными учреждениями, — что отмахнуться от них практически невозможно. Неслучайно в духовных семинариях и академиях они начинают вводиться в преподавание. Экстракорпоральное оплодотворение, результаты генетического тестирования, суррогатное материнство, использование стволовых клеток… Недавно мы читали об этом в книгах, а сейчас все эти вещи — рутина, обыденность диагностических центров и больниц. И люди идут в храм, чтобы услышать разъяснение, разрешить свои сомнения. Особенно те, кто далеки от Церкви, но имеют совесть, чувствительную к греху. И священник не имеет права уклониться от решения подобных вопросов.

В этой главе приведены типичные проблемы, зафиксированные в пастырских беседах на протяжении двадцати лет служения. Все они требуют своего разрешения в душепопечении сегодняшнего дня.

Приведенные здесь случаи — наиболее значимые из того, с чем сталкивался и я как священник, и сестры милосердия в течение двадцати лет служения.

Пастырские проблемы сохранения беременности

Об абортивном мышлении

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на III Рождественских парламентских встречах в Государственной Думе, предложил исключить операции по искусственному прерыванию беременности из системы обязательного медицинского страхования.

Предложение Святейшего Патриарха Кирилла представляется чрезвычайно своевременным и востребованным. Хотя Церковь отделена от государства, однако налоги взымаются со всех священников и церковнослужащих. Прихожане храмов, являясь гражданами, тоже платят налог государству. Возникает абсурдная ситуация: часть средств налогоплательщиков, в том числе верующих, среди которых есть не только православные, идет на обеспечение в рамках ОМС операций по прерыванию беременности. Таким образом, получается, что верующие не напрямую, а опосредованно, без их согласия, втянуты в финансирование «бесплатных» государственных абортов. Наличие таких «услуг» в системе ОМС делает всех граждан России, налогоплательщиков, сопричастными массовому детоубийству.

В настоящее время в обществе существует двоякое отношение к абортам. Последствия материалистического воспитания сказываются в том, что в сознании многих людей укоренились представления о плоде как части организма женщины, а не самостоятельном живом существе, обладающем правом на жизнь и являющимся потенциальным человеком.

Среди врачей господствует абортивное мышление. В случае каких-либо неблагоприятных факторов со стороны здоровья матери или плода нередко как средство эффективного решения проблемы сразу предлагается аборт. Однако многие родители готовы и хотят растить и воспитывать своего ребенка, даже если он родится больным, с пороками и различными отклонениями.

На место абортивному мышлению должно прийти позитивное репродуктивное мышление, настроенное на жизнь, а не на смерть.

По количеству абортов в процентном отношении к общему числу рожденных детей наша страна занимает одно из первых мест. Согласно официальным данным, ежегодно в России совершается 1,5–2 миллиона операций по искусственному прерыванию беременности. При этом около 15 процентов пар, состоящих в браке, не способны зачать ребенка. Эти цифры — ужасная статистика, которая в перспективе может привести к катастрофической убыли населения. Особую тревогу она вызывает в нынешних политических и экономических условиях, когда весь мир ополчился на Россию. Откуда возьмется у нас человеческий ресурс, который будет поднимать Отчизну в недалеком будущем?

В отношении последствий абортов не государственного, а личностного масштаба, как пастырь могу свидетельствовать, что совершенные аборты ведут к тяжелым последствиям: серьезным конфликтам между супругами, к разрушению семьи, потере работы, бесплодию, различным тяжелым заболеваниям. Духовные последствия абортов: незаживающие душевные раны на всю оставшуюся жизнь, сознание необратимости произошедшего, необходимость в глубоком покаянии.

***

К священнику нередко обращаются по поводу прерывания беременности. И нужно сказать, что не все здесь однозначно, необходимо бывает взвешенное пастырское слово.

С одной стороны, юбилейный Архиерейский Собор 2000 года регламентирует однозначное несогласие Церкви на прерывание беременности. С другой стороны, там же обозначен момент икономии в отношении матерей, которые не готовы пожертвовать своей жизнью ради жизни нерожденного ребенка.

Икономи́я (греч. oikos — дом, nomos — закон) — принцип решения церковных вопросов с позиции практической пользы, удобства из снисхождения к человеческим немощам и слабостям. Икономия имеет определенные границы — она применима лишь в церковно-практических и пастырских вопросах, не носящих догматического характера.

Икономии противостоит акри́вия — (греч. строгость, точность), способ решения вопросов с позиции строгой определенности, не терпящей отступления от основных начал христианского учения; применяется для основополагающих догматических начал церковной жизни, в вопросах сущности и целей существования Церкви и христианства.

Допустим, у многодетной мамы трое или четверо детей, а беременность настолько опасна, что она может погибнуть и оставить детей сиротами. Или, например, женщине предстоят первые роды; и вот она погибает, оставляя мужа вдовцом.

Не каждая женщина готова умереть ради рождения ребенка. В этом случае она идет на прерывание беременности. Это выбор женщины, никак не посторонних людей. И врач, и священник должны в таких ситуациях проявлять деликатность.

«Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь».

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Архиерейский Собор 2000 г. Официальный сайт Московского Патриархата. — http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html

Совсем не факт, что у пациента именно онкология. Необходима повторная биопсия, повторное обследование, а не так, что с ходу, что называется, ложиться под нож или идти на химио- или лучевую терапию. Смерть в результате врачебной ошибки стоит на одном их первых мест в мире, уступая лишь легочным, сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям. Кроме того, не следует забывать и о Промысле Божием и воле Божией.

Поэтому священнику следует быть внимательным, прежде чем давать благословение на операцию или на сохранение беременности.

Ко мне обратилась женщина: вторая беременность, начала слепнуть, потому что стала развиваться опухоль гипофиза в области перекрестья зрительных нервов. Было предложено прерывание беременности, а потом, вторым этапом, нейрохирургическое вмешательство по удалению опухоли. Поскольку женщина была верующей, мы решили положиться на Промысл Божий. В таких случаях мы стараемся создать неформальную междисциплинарную бригаду врачей, которая наблюдает пациента. Она может составлять от трех до пяти человек в зависимости от заболевания. В состав ее должен входит священник, который будет отслеживать все происходящие процессы. В данном случае я находился в постоянном контакте с лечащим врачом, с нейрохирургом, с акушером-гинекологом. До шестого месяца прогрессирующее заболевание ухудшалось, и было принято решение в случае дальнейшего усиления слепоты произвести нейрохирургическое вмешательство по удалению опухоли путем трепанации черепа. В таких случаях происходит самопроизвольный аборт — но по крайней мере мы не производим целенаправленного хирургического вмешательства для прерывания беременности.

Был назначен критический временной интервал, в течение которого должно было быть принято решение. Но по достижении этого времени опухоль начала регрессировать. Она оказалась гормонально зависимой, и в последние три месяца беременности исчезла совершенно. Женщина осталась зрячей и благополучно родила второго ребенка.

Хочу подчеркнуть, где могла произойти ошибка: если бы было принято врачебное решение о прерывании беременности. В этом случае и беременность была бы прервана, и хирургическое вмешательство по поводу опухоли проведено в нецелесообразно ранние сроки. Врачебная и священническая поспешность привела бы к большой трагедии: лишению ребенка жизни при неизвестном исходе операции по удалению опухоли.

В Туле священники наблюдали женщину с диагнозом «рак груди», поставленным по данным первичного гистологического исследования. Опухоль развивалась, была предложена ампутация груди — мастэктомия — с прерыванием беременности и лучевая терапия. Однако было принято решение подождать, поскольку срок был уже 3 месяца, посмотреть, как дальше будут развиваться события. Пациентка наблюдалась у тульских онколога и гинеколога, несколько врачей было с нашей стороны, из Санкт-Петербурга. В случае дальнейшего прогрессирующего развития опухоли собирались все же пойти по пути, который был предложен изначально. А если мать готова выносить ребенка, то пойти по второму пути: рождение ребенка, потом мастэктомии.

Женщина была настроена на рождение ребенка. В течение всей беременности опухоль не развивалась, она пребывала как бы в замороженном состоянии.

Подчеркну особенно — к сведению священнослужителей, — что в некоторых случаях, когда люди исповедуются, постоянно причащаются, прибегают к церковным Таинствам, опухоль нередко останавливает свой рост. Но каждый случай протекает по-своему, это зависит от множества внутренних и внешних факторов: и солнечная радиация, и место проживания, и стрессы, и характер работы, и прием лекарственных препаратов, контрацептивов и т. д. Таковы результаты моих клинических наблюдений.

Это не значит, что опухоль не будет прогрессировать вообще. Она как бы замирает на время, а потом опять начинает прогрессивный рост. Тогда уже и производится мастэктомия либо другая операция и все дальнейшее необходимое лечение.

Итак, по молитвам возможно на какое-то время прекращение развития опухоли.

Беременность протекала благополучно, женщина благополучно родила ребенка, опухоль не прогрессировала. После рождения ребенка перед предполагаемым хирургическим вмешательством была сделана повторная биопсия, атипичных клеток рака обнаружено не было. Оказалось, что это был просто хронический гнойный мастит, который требовал ограниченной секторальной резекции молочной железы и соответствующего лечения. В результате мать родила нормального ребенка, грудь не была ампутирована, никакой химической лучевой терапии не понадобилось, все ограничилось секторальной резекцией. Были сохранены и грудь женщине, и жизнь ребенка.

Таких случаев в пастырской практике можно привести немало, когда врачебная поспешность и абортивное мышление многих врачей играют злую роль в жизни той или иной семьи. Поэтому никогда не нужно торопиться.

Многие врачи не считают нужным посоветоваться со священником, и по причине их неверия больные не прибегают к церковным Таинствам, которые могут изменить ситуацию.

Мне известен случай, когда в Севастополе женщина, уже имея рак матки, отказалась от операции и родила здорового ребенка. Это крайне редкий случай сочетания беременности и рака матки. Но даже такое, оказывается, возможно!

Случаются, и нередко, диагностические ошибки. В этом случае прерывание беременности не просто нецелесообразно — оно преступно.

 

Прот.Сергий Филимонов

Продолжение следует.

 

Вы можете приобрести печатную версию книги "Воспоминания и размышления", готовится расширенное переиздание. Узнать подробнее и оставить заявку на предзаказ можно здесь.

В продолжение воспоминаний вышла новая книга прот. Сергия Филимонова «По своей земле», она есть в наличии в лавке, подробнее здесь.

Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия - первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! 

Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!  

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Последние новости Дома милосердия

Новости

Статьи