Нужна помощь

Новости

Подать записки в наш храм через интернет. В меню ХРАМ --> Записки через интернет

Пастырские проблемы сохранения беременности

Пастырские размышления

Из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова, написанной к 50-летию автора.

Предыдущие главы книги, ЧАСТЬ 1: 1 - "Родом из детства", 2.1 - "В Должанке с бабушкой Александрой", 2.2 — Первые годы в Ленинграде, 2.3 — В школе, 3.1 — Врач. Alma mater3.2 — На флоте3.3 — Адъюнктура и женитьба 3.4 — Первые шаги в храм 4.1 — Первый духовный отец - о протоиерее Василии Лесняке, 4.2 — Отец Михаил Сечейко4.3 — Об архимандрите Пантелеимоне Борисенко4.4 — Отец Василий Ермаков, 5.1 — Начало служения. Путь в священнослужение, 5.2 — Рукоположение, 5.3 — Духовная семинария и Духовная академия, 5.4 — Храм преподобного Сергия 5.5 — Строительство Державной: от креста в небе до креста в небе, 5.6 — В детском доме № 9, 6.1 — Угодники Божии. Благословения старца Николая Гурьянова. 6.2 — Тайное делание протоиерея Валентина Мордасова, 6.3 — Блаженный Митрофанушка и иные блаженные. 6.4 — Святитель Лука в моей жизни.

ЧАСТЬ 2. Духовные размышления. Выписки из дневников разных лет. 1 — О дневниках. О насмешничестве. 2 — Полет шмеля и невычитанные записки. О чтении духовных книг. 3 — Молитва о детях. О причастии в паломничествах. Богатые грешники XXI века. 4 — О ревности не по разуму. О беспокойстве души.  5 — О мужестве. Отношения с духовником.  6 — Возвести горе́ очи и сердце. Борьба со страстями.  7 — О слезах. Сердце пастыря,  8 — О внимании к себе. Путевые записки. Уроки отца Епифания.  9 — Пост, труд и путь. Помогают аппараты или вредят? О будущем .  10 — Баланс и время.  11 — Торопись делать добро! Смысл жизни.

ЧАСТЬ 3. ПАСТЫРСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ. 1 — Предисловие к пастырской части. Об абортивном мышлении.


Сохранение беременности при раке

2010 год. Больная Т., 39 лет

В анамнезе две беременности, окончившиеся благополучным родоразрешением и длительной лактацией, на фоне которой неоднократно возникали гнойные маститы. Последующая мастопатия послужила поводом к углубленному обследованию, когда после пункции очага было заподозрено злокачественное образование в молочной железе и предложено оперативное лечение.

В ходе обследования и подготовки к операции выяснилось, что пациентка снова забеременела. Дана рекомендация: прервать беременность и решать вопрос с радикальным хирургическим лечением. Прерывать беременность пациентка отказалась категорически, доносила и родила здорового ребенка, не стала подавлять лактацию, а кормила по возможности из здоровой груди, по окончании кормления пришла для дообследования и дальнейшего лечения. Повторный анализ исключил наличие злокачественных изменений в области молочной железы. В настоящее время женщина заканчивает курс лечения хронического гнойного воспаления.

Священники должны воспитывать во врачах в противовес абортивному мышлению позицию, согласно которой женщина имеет право выбрать рождение ребенка. Женщина сама должна понять, что она хочет, и в той или иной ситуации самостоятельно принять решение, кому сохранить жизнь: себе или ребенку. Абортивное же мышление наносит колоссальный вред и приводит к трагедиям.

О генетическом тестировании

Генетическое тестирование будущих, как и диагностика онкологических заболеваний, тоже может давать ошибочные результаты.

Но чаще оно достоверно указывает на наличие аномалии у плода. Это очень важно, потому что сегодняшние технологии позволяют оперировать ребенка внутриутробно. Такие операции полным ходом идут в разных странах.

Но при генетическом тестировании есть ряд очень неприятных моментов. Первое: генетическое тестирование само по себе тоже может привести к определенным повреждениям плода. В 2006 году в Римини (Испания) я слышал во время конгресса доклад крупного ученого, доминиканского монаха, который возглавляет в Атланте лабораторию по генетическому тестированию. Так вот, он доказал, что польза от генетического тестирования равна вреду: пятьдесят на пятьдесят — в результате повреждающего действия врача.

Второе: мы опять забываем фактор воли Божией — о том, что Господь может изменить состав любого тестирования. И если в результате генетического тестирования плода получен негативный результат, то священник должен пастырски обговорить с супружеской парой все возможные варианты. Есть, например, семьи, которые категорически отказываются сдавать куда-либо больного ребенка. Я знал такую семью, где у ребенка каждые два часа припадок. Я спросил: «А как вы будете своим ребенком заниматься? Это же нужно время, это колоссальные нервы». На что молодая супружеская пара — подчеркну: молодая! — мне ответила: «Это наш ребенок. Это наш крест. Это наша судьба, и мы совершенно не собираемся никуда его отдавать. Мы будем жить вместе. Ни о каком доме ребенка даже речи быть не может». Но бывает, что супруги не готовы к такому подвигу. В этом случае священник может обговорить с ними вопрос передачи ребенка в специализированное медицинское учреждение. Это решение тоже нелегко дается супругам, особенно молодым — знать, что их ребенок находится где-то в медицинском учреждении, а они, что называется, гуляют на воле.

Главная задача священника — убедить в том, что родители не имеют права прервать жизнь ребенка по собственному усмотрению, что только Бог распоряжается жизнью, и только Он волен либо прервать ее, либо продолжить. Ни одной бессмысленной жизни нет. Необходимо добиться понимания именно этого: что у Бога нет ни одной бессмысленной жизни, и если Господь дает возможность рождения, значит, это Его воля, и ее не вправе нарушить никто: ни священник, ни родители, ни знакомые, ни врач.

Необходимо четко проговорить с будущими родителями очень важный момент: что ребенка с отклонениями можно передать в детское учреждение. Хотя при этом опять же могут происходить ошибки, ведущие к большим трагедиям.

Я знаком с воспитателем детского дома, который сам вырос в детдоме. Совершенно нормальный человек, без каких бы то ни было отклонений. Когда мама его рожала, ей, не проводя даже тестирования, сказали, что ребенок родится с отклонениями, потому что там были то ли долгие роды, то ли еще какие-то неполадки. В результате она оставила новорожденного в доме ребенка. Через 14 или 15 лет он ее нашел. Она увидела совершенно здорового сына, который провел всю свою жизнь в детском доме только из-за того, что она совершила ошибку, послушав врачей и отдав ребенка туда. Трагедия заключалась в том, что встреча ни к чему не привела. Она не готова была ввести его в свою семью, потому что не знала, что сказать мужу и двум сыновьям: почему она оставила здорового ребенка в родильном доме и обрекла его на сиротство. У него продолжилась дальше своя жизнь, без матери, которая его оставила. И он остался с такими детьми навсегда, стал их воспитателем.

Когда супружеская пара приняла решение не прерывать беременность, не убивать ребенка, а оставить его, возможны следующие варианты. Если супруги верующие, то они могут молиться, чтобы Господь проявил Свое милосердие и Свою волю в отношении рожденного. Действительно, обычно мертворождение — горе. Но хочется напомнить, что Господь тоже милосердствует и о самом ребенке, и о родителях, и, видя, что ребенок родится настолько больным, что родители не понесут этого, и сам он будет всю жизнь мучиться, Он может прервать его жизнь еще в утробе матери. Причины мертворождения нам неизвестны. Сегодня много говорят об экологии, об электромагнитном излучении, разного рода факторах внешней среды, о питании, которое способствует тому, что дети не доживают до родов, а погибают внутриутробно. Но в этом есть, повторю, тайны судеб Божиих, непонятных смертному человеку.

Напомню случай с Пестелем, с другими детьми, которые не погибли в родах, а умерли младенцами — или должны были умереть. При попытке родителей их вымолить порой происходило нарушение воли Божией, дети выживали, а потом становились страшными злодеями, разбойниками. Вот Пестеля мама вымаливала и вымолила. Он должен был оказаться ангелом близ Престола Божия, а оказался на виселице. Мать, поддавшись материнскому инстинкту, перешла границы доверия Богу и нарушила волю Божию. Это крайне опасно.

В 2014 году ко мне обратились после генетического тестирования несколько супружеских пар. Все они получили негативные анализы, которые говорили о том, что ребенок родится очень больным, с различными отклонениями. Они начали молиться, предали себя в руки Божии, исповедовались, причащались, — чего, надо сказать, не делали до того, ведя совершенно нехристианскую жизнь. Так Господь через рождение ребенка привлек родителей в Церковь. Я не могу сказать, что Он привлек их надолго, что они стали церковными людьми, но важен сам факт обращения из полной тьмы к свету, хотя бы и ненадолго. После молитвы и неоднократных исповеди и причастия, то есть периода активной церковной жизни, все они сделали повторный анализ. И он обнаружил, что никаких генетических аномалий у будущего ребенка нет!

Бывают, конечно, самопроизвольные мутации, в медицине возможно все, но тем не менее здесь было одновременно несколько случаев, которые совершенно четко показали, что генетическая составляющая может меняться по молитвам родителей и по участию в Таинствах. Думаю, что повлияло положительно и желание, чтобы ребенок непременно родился.

Хочу отметить, что если после активного воцерковления ребенок даже и рождается с генетическими аномалиями (я еще расскажу об этом случае), то все происходит совсем по-другому. И по нашим прихожанам, и по тем, кто ко мне обращается, могу сказать: часто бывает, что все дети здоровые, а какой-то в их череде рождается с отклонениями. Так вот, как ни странно, он даже сплачивает всю семью и становится самым любимым, если семья принимает решение оставить его, а не куда-то отдавать.

Под моим наблюдением находилась православная христианка из Португалии, у которой уже было на тот момент пятеро здоровых детей. Шестой ребенок должен был родиться с синдромом Дауна. Это, конечно, было большим ударом, но семья приняла решение оставить этого ребенка. И когда она его родила, то он оказался как бы даун, но не даун — болезнь проявилась в легкой степени, не так ярко, как бывает, когда ее видно и по лицу, и по общему облику ребенка. Болезнь тронула его, но в малой степени. Сейчас, кстати, мать снова беременна, и следующий ребенок совершенно здоров.

Возвращаясь к вопросу абортивного мышления, хочется предупредить, что нужно быть очень осторожным. Священник должен молиться и просить Господа дать женщине родить нормального ребенка, чтобы все было благополучно. Для этого есть специальная молитва о благополучном протекании беременности.

Мне известен случай, когда женщина до 20-й недели беременности прошла и рентгенологическое обследование, и флюорографию, и антибиотикотерапию, перенесла вирусное заболевание, затем бактериальное заболевание, переболела краснухой. То есть налицо был целый букет факторов, вызывающих врожденные аномалии плода. И естественно, по медицинским канонам ей было предложено прервать беременность. Мать категорически отказалась и родила совершенно нормального ребенка, потому что она молилась, исповедовалась, причащалась и т. д. Поэтому священнику следует обратить внимание родителей на участие в Таинствах Церкви, самому молиться и помогать им, не полагаясь полностью на господствующие сегодня медицинские установки.

Если женщина хочет родить ребенка, больного или здорового, — это ее право. Господь может проявить Свою волю, и Своей волей и милостью изменить любую клиническую ситуацию. Я знаю несколько случаев родов после 50 лет, когда особенно велика вероятность рождения ребенка с аномалиями, — и они подтверждались генетическим тестом. Но супружеские пары обещали посвятить ребенка тому или иному святому: наречь его именем, совершить паломничество, почитать этого святого в своей семье либо как-то иначе, — и дети рождались совершенно нормальными, несмотря на медицинские анализы и предостережения.

В Канаде произошел совершенно удивительный случай, который еще раз доказывает правоту наших рассуждений о важности веры и молитвы. Известной российской фигуристке, чемпионке мира, эмигрировавшей в Канаду, был поставлен соответствующий диагноз и для прерывания беременности произведена попытка выскабливания матки. Но через некоторое время при повторном УЗИ оказалось, что беременность продолжает развиваться. Женщина пошла к другому врачу, было предложено повторное вмешательство, но после проведения соответствующего исследования оказалось, что ребенок жив и невредим. Мать приняла решение больше ничего не делать и ждать. В результате родила совершенно здоровую, прекрасную, красивую дочь, которая впоследствии достигла больших успехов в фигурном катании. Это просто небывалый случай, который говорит о всемогуществе Промысла Божия!

И вот что еще нужно сказать. В случае если развивается эктопическая беременность или злокачественное образование, удаление патологически измененного органа не считается прерыванием беременности, так как в этом случае плод перспективно нежизнеспособен, он не может развиваться в маточной трубе, и удаление патологически измененного органа с неразвивающимся плодом является хирургическим вмешательством, необходимым для сохранения здоровья и жизни матери. В этом случае священник может дать благословение на операцию и молиться, чтобы она прошла благополучно.

Подводя итог вышесказанному, повторю: ко всем решениям нужно подходить очень взвешенно, не торопиться, полагаться на Промысл Божий, испрашивать волю Его, потому что воля Божия в отношении каждого ребенка, каждой семьи, каждой женщины, каждой личности может оказаться совершенно уникальной и не такой, какую прогнозируют врачи или сами родители. Настрой всегда должен быть на сохранение жизни, а не ее уничтожение.

Беременность при психической болезни

Одним из сложнейших вопросов пастырской практики является сохранение беременности у людей, страдающих психическими заболеваниями.

2010 год. А, 23 лет

А. в течение длительного времени страдает тяжелым психическим расстройством. В последние годы стойкая ремиссия на фоне приема лекарств. Узнав, что беременна, хотя брак не зарегистрирован, самостоятельно прекратила прием лекарств. Долго скрывала факт беременности, желая сохранить ребенка. Дело в том, что на психических больных оказывается давление, чтобы не рожали, потому что у супружеской пары, имеющей психическое заболевание, высока вероятность рождения ребенка с психическими отклонениями. Если психически нездоров один из супругов, то такая вероятность меньше, но она сохраняется. Когда беременность открылась, А. испытала сильное давление со стороны матери и врачебной комиссии, которая настаивала на прерывании беременности по медицинским показаниям, потому что без лекарств наступило быстрое ухудшение психического состояния. После беседы со священником, православным врачом твердо отказалась от аборта, прошла курс стационарного лечения в психиатрической клинике. Всю беременность продолжала принимать поддерживающую дозу, — подчеркиваю: поддерживающую дозу! — психотропного препарата. Оформила брак с мужем. В срок родилась девочка, которую постоянно наблюдают специалисты. Отклонений в развитии ребенка нет! С момента родов у рабы Божией А. не наблюдалось ни одного обострения.

И это не единичный пример. Сложность заключается в том, что здесь священник входит в непосредственное соприкосновение с врачебным сообществом, у которого есть свои, совершенно четкие показания по поводу рождения или не рождения ребенка. Но если мать хочет сохранить жизнь ребенка, она имеет на это полное право. Каким родится ребенок — это уже воля Божия. Не факт, как видно из этого примера, что он родится с психическим отклонением. Возможно, что это будет совершенно здоровый ребенок, которого поможет воспитывать муж и здоровые родители. Ставить на карту жизнь нерожденного ребенка из-за психического заболевания матери не следует.

Безусловно, есть очень большая опасность, что вследствие наличия токсического компонента психотропные препараты отрицательно подействуют на организм ребенка. И конечно, они противопоказаны любой беременной женщине. Но тем не менее, в данном конкретном случае, чтобы не было обострения, женщина принимала препараты. А дальше уже необходимо положиться на волю Божию.

Поэтому пастырь должен рассматривать все случаи индивидуально, советоваться с врачом, сам наблюдать за протеканием беременности, интересоваться заключением комиссии того диспансера, куда приписана женщина. Но основная его задача — сохранить жизнь нерожденного младенца, а не оборвать ее.

 

Прот.Сергий Филимонов

Продолжение следует.

 

Вы можете приобрести печатную версию книги "Воспоминания и размышления", готовится расширенное переиздание. Узнать подробнее и оставить заявку на предзаказ можно здесь.

В продолжение воспоминаний вышла новая книга прот. Сергия Филимонова «По своей земле», она есть в наличии в лавке, подробнее здесь.

Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия - первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! 

Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!  

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Последние новости Дома милосердия

Назад к списку

Похожие материалы:

  • Первые шаги в храм

    Вашему вниманию продолжение книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова.

  • Пешком до неба

    О желудевом хлебе, как внук врага народа стал летчиком, бегуном-марафонцем и Послом мира. В рубрике "Людям о людях" - интереснейшая статья про нашего прихожанина Виктора Ивановича Краснощекова.

  • Тернистый путь послушания

    В рубрике "Людям о людях" - об Александре Васильевиче Смирнове, одном из тех, кто стоял у истоков строительства храма Державной иконы Божией Матери.