Нужна помощь

  • Сбор для помощи нашим бойцам и раненым с 1 по 10 ноября

    Дорогие друзья, сердечно благодарим за ваши пожертвования на помощь раненым и нашим бойцам! Проводятся курсы по оказанию помощи больным и раненым, наши добровольцы трудятся в госпитале. За ноябрь собрали 356689 руб.!

  • Новости строительства школы и Дома Причта

    Внутренняя отделка строящегося Дома причта практически закончена! Планируется закупка недостающей мебели для воскресной школы. За ноябрь на 27.11.22 собрано 37 025 руб. (+11 100 руб. за неделю). Спасибо!

Новости

Подать записки в наш храм через интернет. В меню ХРАМ --> Записки через интернет

Пастырские проблемы семьи и брака

Брак

Из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова, написанной к 50-летию автора.

Предыдущие главы книги, ЧАСТЬ 1: 1 - "Родом из детства", 2.1 - "В Должанке с бабушкой Александрой", 2.2 — Первые годы в Ленинграде, 2.3 — В школе, 3.1 — Врач. Alma mater3.2 — На флоте3.3 — Адъюнктура и женитьба 3.4 — Первые шаги в храм 4.1 — Первый духовный отец - о протоиерее Василии Лесняке, 4.2 — Отец Михаил Сечейко4.3 — Об архимандрите Пантелеимоне Борисенко4.4 — Отец Василий Ермаков, 5.1 — Начало служения. Путь в священнослужение, 5.2 — Рукоположение, 5.3 — Духовная семинария и Духовная академия, 5.4 — Храм преподобного Сергия 5.5 — Строительство Державной: от креста в небе до креста в небе, 5.6 — В детском доме № 9, 6.1 — Угодники Божии. Благословения старца Николая Гурьянова. 6.2 — Тайное делание протоиерея Валентина Мордасова, 6.3 — Блаженный Митрофанушка и иные блаженные. 6.4 — Святитель Лука в моей жизни.

ЧАСТЬ 2. Духовные размышления. Выписки из дневников разных лет. 1 — О дневниках. О насмешничестве. 2 — Полет шмеля и невычитанные записки. О чтении духовных книг. 3 — Молитва о детях. О причастии в паломничествах. Богатые грешники XXI века. 4 — О ревности не по разуму. О беспокойстве души.  5 — О мужестве. Отношения с духовником.  6 — Возвести горе́ очи и сердце. Борьба со страстями.  7 — О слезах. Сердце пастыря,  8 — О внимании к себе. Путевые записки. Уроки отца Епифания.  9 — Пост, труд и путь. Помогают аппараты или вредят? О будущем .  10 — Баланс и время.  11 — Торопись делать добро! Смысл жизни.

ЧАСТЬ 3. ПАСТЫРСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ. 1 — Предисловие к пастырской части. Об абортивном мышлении.  2 — Пастырские проблемы сохранения беременности.

 

Причастие при невенчанном браке

В Таинстве Венчания Церковь освящает брак благодатью Божией. Но и нецерковный брак, то есть государственный, Церковь не отвергает. Он признается ею как законный*.

*Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме... Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Архиерейский Собор 2000 г. Официальный сайт Московского Патриархата.

Подчеркну: только когда в органах загса люди официально зарегистрировали, что они — муж и жена. Так называемый «гражданский брак», когда люди не расписаны, — не признается Церковью законным.

Тем не менее в некоторых местах, особенно в монастырях, священники не допускают людей, которые не венчаны, к Причастию Святых Христовых Таин. Так нередко бывает в паломничествах.

Нужно понимать, что есть местности, где практически не существует невенчанных браков. Исторически так сложилось, что люди обязательно венчаются. Например, Западная Украина и другие места. Но в других местах все совершенно иначе. И мы обязаны считаться с тем, что живем все-таки в постсоветское время.

Существует множество семей, где один из супругов верующий, а другой неверующий. Какое тут венчание? В этом случае отлучение от причастия верующего человека является, во-первых, незаконным, а во-вторых, неправильным. Верующего человека незаслуженно отлучают от Церкви.

Неверующего супруга или супругу невозможно насильно, вопреки его воле отвести под венец. В пастырской практике приходится сталкиваться с тем, что некоторые священнослужители буквально принуждают супружеские пары к венчанию. И надо сказать, некоторые мужья и даже жены готовы из любви и уважения к супругу пойти и формально покреститься-повенчаться: «Если тебе это надо, и тебе так лучше, то я это сделаю». Но в разговоре с такими мужьями или женами выясняется, что глубокой веры в Бога у них нет, порой они даже не верят в Бога, отношение к Церкви негативное, и они это делают просто ради спокойствия супруга.

Такое формальное венчание убивает церковный дух, и его можно смело назвать порочным. Когда священнослужители перед венчанием причащают человека, который не понимает, что такое причастие, не умеет каяться и внутренне далек от Бога, — это кощунственное отношение к Таинству. Более того, подобная практика приводит к тому, что такой человек потом будет плохо относиться к Церкви. Он будет считать, что здесь важна именно обрядовая сторона, что за деньги можно получить Таинства, заключить, например, церковный брак. Все это не внесет благодати Божией в такую семью, ни к чему хорошему не приведет.

Я подчеркиваю, что это решение Собора — не лишать причастия верующего человека, если у него неверующие родственники. Напомню слова апостола Павла: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7, 14). Благодать Божия действует через верующего члена семьи, и через какое-то время по молитвам верующего супруга освящается весь дом, и дети, и родственники, и происходят существенные изменения в их жизни: они крестятся, венчаются, начинают каяться. Но для этого необходимо долгое время. Духовные вопросы наскоком не решаются. Семя веры должно вызреть в неверующих родственниках. У каждого время вызревания свое: кому-то потребуется пять лет, кому-то десять, двадцать или больше. Но все это время Церковь должна помогать верующему человеку терпеливо нести свой крест.

Причастие при внебрачном сожительстве

К сожалению, в пастырской практике часто приходится сталкиваться с тем, что многие, скажем так, не супружеские пары, а совместно живущие люди считают, что они являются мужем и женой и совершенно спокойно могут участвовать в Таинствах Церкви. В некоторых случаях это заблуждение, неосведомленность малоцерковных людей. К сожалению, такое причастие нередко оканчивается либо психическим заболеванием, умопомешательством, либо беснованием.

Февраль 2007 года. Д. и Е. (по 20 лет)
Пришли в храм к священнику из-за сильно возникшего страха умереть у рабы Божией Е. Во время ожидания священника ей становилось все хуже, усиливалась слабость, пришла в состояние, близкое к потере сознания. Выяснилось, что Д. с Е. имеют внебрачные отношения. Уехав в другой город в командировку, они причащались в Толгском монастыре, Е. при этом в течение полугода помогала в монастыре как трудница. Состояние все это время было тяжелое, все делала с великим трудом из-за отсутствия сил. Когда священник приложил крест и святую воду к области сердца, ей стало совсем плохо, резко участилось сердцебиение и грудь заходила ходуном.
Паре предложено вступить в законный брак и прекратить незаконное сожительство.

Иногда сталкиваешься с такими вот, совершенно абсурдными ситуациями. Люди послушаются в монастырях, ходят на службы, и у священника даже не возникает подозрения относительно их, чтобы задать вопрос: «Ты состоишь в браке? А брак зарегистрирован?» Состояние этой женщины было тяжелое, она даже сидела с великим трудом из-за отсутствия сил. Паре было предложено вступить в законный брак, только тогда пойдет речь об участии в Святых Христовых Таинах. Для многих является откровением слово священника, что их сожительство незаконно и ведет к проблемам и болезням. Некоторые люди при этом идут и расписываются, поняв, что это нужно, и вновь приходят в храм уже супругами. А некоторые исчезают и больше не появляются.

Гораздо более сложный случай, когда люди говорят священникам о своем сожительстве, и священники не реагируют на это, разрешают находиться в таком состоянии, ходить в церковь и участвовать в Таинствах. Но хочется напомнить пастырям, которые допускают до причастия людей, находящихся в сожительстве, о том, что это может привести к трагическим последствиям — к различным заболеваниям. Эти люди причащаются недостойно. Они могут и заболеть, и умереть — все что угодно может случиться. Такие вещи делать нельзя. Ничего хорошего из этого не выйдет. Это не пастырская икономия (снисхождение), а прямое нарушение церковных канонов, которое принесет гораздо больше вреда, чем пользы.

Приходят люди, по 10–15, 20 лет живущие вместе, не зарегистрировав отношения, имеющие уже взрослых детей. Тех, которые поступают так по неведению, Господь как-то бережет, не спрашивает с них, но приводит в церковь для того, чтобы они все расставили по местам. Я, что называется, ставлю вопрос ребром: «Это ваш выбор и ваша воля. Если хотите — вы можете участвовать в Таинствах, но это не соответствует церковной традиции, канонам и может вылиться в такие-то и такие-то последствия». Приходится объяснять, что это отношения без взаимной ответственности — потерянное время, они могут прерваться в любой момент, и при вступлении в новый брак женщина окажется растраченной, бесплодной и не сможет забеременеть. Но люди, особенно пока они молоды, не думают об этом и считают, что «все успеется», хотя все уже и так достаточно сложно.

Январь 2007 года. Т., 25 лет
В январе 2007 года оказалась в 122-й медсанчасти с диагнозом «гайморит». По ее просьбе ее навестила в больнице служащая сестра из больничного храма, Т. захотела помолиться на литургии, исповедаться (осознала, что совершает грех, живя вне брака; предупреждена, что более нельзя причащаться, пока не будет зарегистрирован брак). На литургии исповедалась, плакала. На данный момент молодой человек не готов был зарегистрировать с ней брак. Долгими уговорами она все-таки добилась, чтобы я ее причастил Святых Христовых Таин, поскольку у нее планировалась операция. Я пошел на это с условием, что все-таки когда она выйдет из больницы, то будет решать вопрос со своим молодым человеком об узаконивании их отношений. Т. была допущена к причастию Святых Христовых Таин. После выписки вернулась домой, к сожителю, и вскоре была по скорой увезена в больницу с острым реактивным психозом.

Это была моя пастырская ошибка. С одной стороны, пациентка обещала Богу: «Я не буду сожительствовать и буду жить как христианка», а с другой стороны: «Я не хочу его потерять. Я хочу семью с ним. А он не хочет. Как же мне быть?!» Все это закончилось нехорошо. В результате раздвоения началось шизофреническое состояние: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11, 24–26).

Потом она еще два месяца лежала в психиатрической клинике, пока ее вывели из этого состояния. Вот к чему может привести так называемая пастырская жалость — к раздвоению: «Я обещала Богу, а выполнить не могу».

Незаконное сожительство всегда связано с такими узлами: и без человека этого жить не могу, и зарегистрироваться с ним не могу… Эти ситуации распутать невозможно, их нужно разрубать. Решительно поступить вопреки греху. Ведь Бог создал нас гармоничными, и когда мы переступаем Его заповеди, в нас нарастает дисгармония. Дисгармония психического состояния, шизофрения — разделение души, два человека в одном. Это же ненормально. Духовное противоречит душевному. Но человек создан для гармонии духа, души и тела, и любое искажение разрушительно для него.

Апрель 2007 года. Т., 34 года
Первый раз Т. приехала в наш храм в 2006 году с подругой, желая помочь ей избавиться от пьянства. Получила наставление священника об исправлении и своей жизни. В апреле 2007 года Т. приехала вновь в тяжелом психическом состоянии: она была обвинена в колдовстве сожителем и его матерью и выдворена из их квартиры. Находясь во внебрачных отношениях, причащалась Святых Христовых Таин по убеждению «мужа», что «священник им разрешил причащаться, так как они живут вместе, как супруги». После прочтения апостольского предупреждения о недостойном причащении Святых Христовых Таин покаялась. Вскоре состояние улучшилось. Т. воцерковляется и несет послушание в Церкви и до настоящего дня.

Причастие Святых Христовых Таин при внебрачном сожительстве — вещь неправильная и противоречащая канонам Церкви. Человек, который неправильно причащается Святых Христовых Таин, может постепенно входить в состояние помрачения или прелести.

Приходится напоминать людям: если вы хотите участвовать в Таинствах, то должны иметь на это право. Для каждого Таинства есть свои, что называется, показания: когда можно приступать, а когда нельзя, и их нарушать не следует.

При незаконном сожительстве священнику нужно проявить пастырскую непреклонность: «Пожалуйста, вы сперва решите вопрос друг с другом, потом будете участвовать в Таинствах». Люди сами должны принять решение, заставить их невозможно. Жизнь нельзя переиначить мгновенно. Отказаться от внебрачных отношений люди часто не могут в силу ряда причин: физиологических, или боятся потерять друг друга, или просто им хорошо друг с другом. Но часто проходит год, два или три, и люди думают все это время, и решают, а потом возвращаются — законными супругами! Таких пар немало. Они приходят и говорят: «Да, мы узаконили отношения. Можно нам теперь приступить к Таинствам Церкви?» Так поступают те, для кого Церковь — авторитет и ее Таинства значимы. А для кого они неважны, — те живут как хотят, потом уходят, и благословение священника им не указ. Но это уже их ответственность, их выбор.

Особенно сложно всегда говорить с теми парами, которым священник раньше сказал: «Пожалуйста, живите, вы ведь все равно как муж и жена», — что неприемлемо. Священник в этом случае берет на себя ответственность, которую на него Господь не возлагал, и оказывается повинен в заблуждениях и даже, быть может, погибели людей.

Есть, конечно же, исключительные случаи, они описаны в новом церковном документе**: когда складываются особые трудные жизненные обстоятельства или когда человек подневолен. Например, у жены могут забрать паспорт, сделать полностью зависимой, принуждать к сожительству. Священник должен с рассуждением относиться к этому вопросу, о чем еще раз напоминает этот документ.

**Об участии верных в Евхаристии. Документ одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2–3 февраля 2015 года.

Отдельному рассмотрению подлежат те случаи, когда лица проживают совместно длительное время, нередко имеют общих детей, но не состоят в церковном или зарегистрированном государством браке, причем одна из сторон такого сожительства не желает ни регистрировать отношения, ни венчаться. Такие сожительства греховны, а их распространение в мире является противлением замыслу Божию о человеке, опасно для института брака и не может получить никакого признания со стороны Церкви. При этом духовник, зная обстоятельства жизни конкретного человека, по снисхождению к немощи человеческой в исключительных случаях может допустить до причастия ту сторону, которая осознает греховность такого сожительства и стремится заключить законный брак. Не допускается до причастия тот сожитель, по вине которого не заключается брак. Если же хотя бы один из сожителей состоит в другом браке, то обе стороны не могут быть допущены до причастия без канонического урегулирования ситуации и принесения должного покаяния.
Об участии верных в Евхаристии. Документ одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2–3 февраля 2015 г. Официальный сайт Московского Патриархата. — http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html

 

Прот.Сергий Филимонов

Продолжение следует.

 

Вы можете приобрести печатную версию книги "Воспоминания и размышления", готовится расширенное переиздание. Узнать подробнее и оставить заявку на предзаказ можно здесь.

В продолжение воспоминаний вышла новая книга прот. Сергия Филимонова «По своей земле», она есть в наличии в лавке, подробнее здесь.

Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия - первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! 

Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!  

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Последние новости Дома милосердия

Назад к списку

Похожие материалы:

  • Выписки из дневников разных лет. Полет шмеля и невычитанные записки

    Из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова. Каждое имя должно быть помянуто. О чтении духовных книг. Не спешить принимать решения.

  • Наследие. Часть 1

    В ноябре 2020 в заметке «Наследники» мы рассказали о семье иконописцев нашего храма и их родственнике – священномученике протоиерее Иоанне Стеблин-Каменском. Неожиданно ниточка, связующая с семьей, нашлась в книжном шкафу болящей подопечной автора...

  • Моей воли не было

    Статья подготовлена к годовщине памяти архимандрита Пантелеи́мона (Борисенко), насельника Псково-Печерского монастыря.