Расписание богослужений Наши издания События Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Людям о людях   Венчание: как избежать типичных ошибок

Людям о людях

Венчание: как избежать типичных ошибок

Венчание

Из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова, написанной к 50-летию автора.

Предыдущие главы книги, ЧАСТЬ 1: 1 - "Родом из детства", 2.1 - "В Должанке с бабушкой Александрой", 2.2 — Первые годы в Ленинграде, 2.3 — В школе, 3.1 — Врач. Alma mater3.2 — На флоте3.3 — Адъюнктура и женитьба 3.4 — Первые шаги в храм 4.1 — Первый духовный отец - о протоиерее Василии Лесняке, 4.2 — Отец Михаил Сечейко4.3 — Об архимандрите Пантелеимоне Борисенко4.4 — Отец Василий Ермаков, 5.1 — Начало служения. Путь в священнослужение, 5.2 — Рукоположение, 5.3 — Духовная семинария и Духовная академия, 5.4 — Храм преподобного Сергия 5.5 — Строительство Державной: от креста в небе до креста в небе, 5.6 — В детском доме № 9, 6.1 — Угодники Божии. Благословения старца Николая Гурьянова. 6.2 — Тайное делание протоиерея Валентина Мордасова, 6.3 — Блаженный Митрофанушка и иные блаженные. 6.4 — Святитель Лука в моей жизни.

ЧАСТЬ 2. Духовные размышления. Выписки из дневников разных лет. 1 — О дневниках. О насмешничестве. 2 — Полет шмеля и невычитанные записки. О чтении духовных книг. 3 — Молитва о детях. О причастии в паломничествах. Богатые грешники XXI века. 4 — О ревности не по разуму. О беспокойстве души.  5 — О мужестве. Отношения с духовником.  6 — Возвести горе́ очи и сердце. Борьба со страстями.  7 — О слезах. Сердце пастыря,  8 — О внимании к себе. Путевые записки. Уроки отца Епифания.  9 — Пост, труд и путь. Помогают аппараты или вредят? О будущем .  10 — Баланс и время.  11 — Торопись делать добро! Смысл жизни.

ЧАСТЬ 3. ПАСТЫРСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ. 1 — Предисловие к пастырской части. Об абортивном мышлении.  2 — Пастырские проблемы сохранения беременности.   3 — Пастырские проблемы семьи и брака.

 

Венчание: как избежать типичных ошибок

Одним из серьезных вопросов в пастырской практике является вопрос семьи и брака. Поэтому часто приходиться говорить с людьми о венчании.

Типичная ошибка, которую мы видим, к сожалению, нередко, — попытка верующего супруга заставить венчаться неверующего супруга. Мы уже говорили об этом выше. Повторю кратко. Венчание есть Таинство. Формальное отношение к нему — это проявление кощунства вследствие полного непонимания сути церковного Таинства. Если муж идет под венец только ради того, чтобы жене было спокойно, чтобы она не приставала и в доме был покой, то он с легкостью разорвет эти узы, когда возникнет повод. Для человека, не соблюдающего заповеди Божии, они не являются главным критерием жизненного выбора.

Вторая ошибка, свойственная в первую очередь женщинам, — желание привязать к себе супруга через Таинство Венчания. Вот заметила жена, что муж начал смотреть на сторону: седина в бороду — бес в ребро, устроился в жизни, занял должность, имеет денежные средства и стал лакомым кусочком для женщин на стороне. Они хотят устроить свою жизнь за счет мужчины, который стал на ноги, они не пойдут за какого-нибудь молокососа, который только-только оперился. Пускай у него будет трижды распрекрасная душа, но у него нет положения и денег, и он не в состоянии исполнять желания и просьбы. И вот жена, видя, что муж падок на женщин со стороны, пытается его пристегнуть к себе, надеть ошейник и как собаку посадить на цепь. Ошейником в данном случае является Таинство Венчания. Предполагается, что если муж будет повенчан, то венцы его удержат. Но ведь Таинство Венчания совершается для укрепления семейного союза, действия благодати Божией в семье и создания в ней малой Церкви, а не для того, чтобы использовать в своих земных целях. Брак не совершается автоматически, и семейные узы не укрепляются сами собой, требуется внутренняя работа мужа и жены: взаимная молитва о сохранении брака, друг за друга, взаимное прощение, взаимное терпение. Двое становятся одним целым, когда муж и жена вместе каются, причащаются Святых Христовых Таин и участвуют в церковной жизни, то есть когда вместе идут навстречу Богу.

В указанных случаях священнослужителю следует отказывать в Таинстве Венчания, потому что несогласие или равнодушие одного из супругов и чисто меркантильные цели другого низводят это Таинство до уровня магического воздействия на спутника жизни.

В нашем храме уже давно, еще до официальных церковных распоряжений, стало принято венчать тремя чинами. Первый чин — для новобрачных, второй — для второбрачных, и третий — для людей, проживших много лет в супружестве. Должен сказать, что по опыту нашего храма наибольшее количество венчаний приходится на пары, прожившие вместе 20–30, а то и 50 лет. Для них венчание становится закономерным этапом на совместном пути.

Приходится убеждаться, что часто батюшки венчают всех только первым чином. Почему это происходит? Потому что он торжественный, красивый, он радует. Чтобы супругам было приятно, избирается именно этот чин.

Но торжественности можно добиться и во втором, и в третьем чине венчания. Здесь же очень важно именно то, что Церковью были составлены покаянные молитвы, заставляющие супругов задуматься, почему именно такое Таинство применяется к ним, в чем смысл его молитв. Об этом священник непременно должен говорить с брачующимися.

Безусловно, важна и подготовка к венчанию — катехизаторские беседы. Когда люди приступают к венчанию уже подготовленными, познакомившись с литературой, с передачами, поговорив со специальным человеком, они уже по-другому воспринимают Таинство.

Чин второбрачных всегда можно сделать торжественным. До определенного момента совершаются особые молитвы этого чина, а после чтения Апостола и Евангелия все может идти так же, как для первобрачных.

Венчание до государственной регистрации брака

По нынешним положениям священник обязан сперва удостовериться в регистрации отношений, чтобы избежать двоеженства, и лишь после этого приступить к Таинству Венчания.

Но в некоторых обстоятельствах это невозможно. Например, когда люди по не зависящим от них причинам долго не могут оформить документы. Или бывает очень сильное агрессивное нападение со стороны родственников, например, при нежелании имущественного разделения людей, которые занимаются совместным бизнесом. Бывает, что после разделения СНГ или СССР люди, которые любят друг друга, оказались по разные стороны границ, в разных странах. Или, например, никак не оформить бракоразводные отношения, если прежняя семья жила в Германии или Франции; а здесь уже люди живут вместе два-три года, уже и ребенок родился. Возможна масса вариантов.

Поэтому иногда священник вынужден с благословения священноначалия пойти на уступки и сперва обвенчать пару, а регистрируют свои отношения люди уже потом. Каждый случай должен рассматриваться индивидуально, здесь нет шаблона.

Но вопрос всегда должен стоять только так: если брак не зарегистрирован церковно и государственно, то допускать человека к Таинству Причащения однозначно нельзя.

Ответственность священника

В современной пастырской практике целесообразно спрашивать людей — незнакомых, не постоянных прихожан, — когда они приходят на исповедь и причастие, в каких семейных отношениях они состоят.

Этот вопрос нужно задать несколько раз, по-разному его формулируя

— Вы семейный человек?

— Да, я семейный человек.

— Ваш брак зарегистрирован?

— Да, брак зарегистрирован.

Иногда только со второго-третьего раза до человека доходит смысл вопроса. Он думает, что его спрашивают про церковную регистрацию брака или про стабильность отношений в семье…

— Ваш брак зарегистрирован государством, органами загса?

И тут-то до человека доходит:

— Нет, мы не зарегистрированы, но мы давно живем семьей.

При расспросах приоткрываются самые неожиданные ситуации: разошелся с женой, но развод не оформлен, живет с другой женщиной; зарегистрирован с одной, а живет с другой. Все это приходится выяснять.

На данный момент до 50–60 процентов пар супружескими не назовешь, они живут без регистрации. Практически каждый второй, приходящий в храм, как выясняется, живет в незаконном сожительстве. Это положение сложилось сравнительно недавно. Еще в 90-е годы, приезжая в Финляндию, я удивлялся, что там были общепринятыми две формы брака: «брак зарегистрирован» и «брак не зарегистрирован», и число незарегистрированных браков достигало 60–70 процентов. Сейчас у них другая проблема — нетрадиционная ориентация. Огромное количество. Поэтому, не знаю, может быть, сейчас уже и у нас нужно спрашивать, когда к тебе подходят: «Вы в традиционном браке живете? У вас жена женщина или мужчина?»

Сегодня это кажется нелепым, но на самом деле уже сейчас нужно поднимать эти вопросы. Потому что при крещении детей мы уже ввели специальный вопрос: «Каким образом рожден ребенок?» — повсеместно распространились экстракорпоральное оплодотворение и суррогатное материнство. Сегодня пастырь обязательно должен задавать эти вопросы. Есть определенные ограничения. Нельзя, например, крестить суррогатного ребенка без благословения правящего архиерея. Иначе священник будет запрещен в священнослужении.

Нельзя сразу крестить ребенка, появившегося на свет вследствие экстракорпорального оплодотворения. Сперва мы беседуем с этими родителями, узнаем, сколько эмбрионов осталось, что они собираются с ними делать, как дальше будет протекать жизнь семьи? Понимают ли они, что экстракорпоральное оплодотворение запрещено Церковью, а они приносят сюда детей для крещения. Они же не выясняют предварительно позицию Церкви, а ставят Церковь перед фактом: вот мы родили, крестите. Извините, а как вы дальше думаете жить?

Поэтому сегодня священнику нужно выяснять все эти вопросы: и способ рождения детей, и в каком браке живет человек, сколько у него супругов, традиционный брак или нетрадиционный. От того, что священник потратит минуту или две лишнего времени, ничего не случится. Постоянных прихожан спрашивать не нужно, он их знает в лицо. Но если он видит человека незнакомого, то да. Если у священника не хватает времени на исповеди, ничего страшного, можно оставить человека после службы и переговорить с ним. Часто незнакомые люди приходят с утра, когда времени мало, все торопятся на работу, во время утреннего богослужения невозможно полноценно исповедать всех, тем более поговорить с незнакомцем.

Потому что нередко люди приходят для участия в Таинствах без вечернего богослужения. Это вообще недопустимо, если человек идет без вечернего богослужения на Причастие, обычный прихожанин, не церковнослужащий. Утром священник может попросить пришедшего остаться после службы и спокойно переговорить, расспросить его, выяснить все обстоятельства. И это нормально.

Понятно, что ему нужно еще отслужить панихиду, молебен, еще что-то, но все же следует постараться уделить человеку внимание. В крайнем случае, пригласить прийти в особый день. Но лучше, конечно, после службы — долгой беседы не потребуется. Всего несколько наводящих вопросов ясно покажут, в каком состоянии пребывает человек, и позволят дать ему разумные советы и наставления: что он должен сделать для участия в Таинствах, как исправить жизнь, что в ней правильно, а что неправильно.

Многим прихожанам, особенно в крупных городах, некогда нормально поговорить со священнослужителем о своей жизни. Некоторые стесняются, а некоторые даже не понимают, что живут ненормально. Поэтому хорошо, когда любое действие священник сопровождает кратким разговором, выясняя, что за личность перед ним. Чаще всего мне удается выяснить, что живут вне брака, во время освящения крестиков, икон и проч. Меня просят что-то освятить, и я спрашиваю:

— Ты этот крестик носишь, а брак зарегистрирован у тебя?

— Нет, я не женат.

Спрашиваю дальше:

— Ты не женат, а ты с кем-то живешь? У тебя есть тот, с кем ты постоянно живешь: юноша, девушка, мужчина?

— Да, конечно, есть.

Я говорю: «Я тебе освящаю крест, на котором Господь пострадал. Десять заповедей были Богом даны. Одна из заповедей как раз о целомудрии. Как же ты будешь носить крестик при этом? Носишь крест Христов, а заповеди Божии нарушаешь!»

Иногда освящение крестика обращается в 5–10-минутную беседу, во время которой выясняется, что человек все это совершает формально. Да, он верит в Бога, но заповеди не соблюдает и не планирует соблюдать. Но ведь Господь сказал: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14, 21).

Конечно же, неизвестно, во что выльется этот разговор. Но я понимаю так: Господь привел ко мне человека для того, чтобы я, священник, напомнил ему: ты живешь не по-Божиему.

Поговорить можно и во время освящения икон, и во время освящения автомобиля. Выяснить, как человек молится в дороге, для чего освящает машину, какова для него внутренняя суть этого действия. Это очень важно. Я упоминал уже, что отец Валентин Мордасов учил: каждое чинопоследование должно сопровождаться проповедью. Продолжу: при возможности даже не проповедью, а беседой. Священнослужитель должен помнить, находясь в храме, слова Небесного Отца: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6); и еще: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15, 16). Если Бог не благословит, чтобы человек оказался в Церкви, то он туда не попадет, приход каждого человека в Церковь неслучаен. Даже если церковный порог переступают люди неверующие, злые, богохульники, кощунственные. Господь приводит их сюда по той или иной причине. Кому не надо, тот будет ходить мимо 40 лет и никогда не зайдет. Но если человек зашел в Церковь, значит, Господь хочет проявить Свою и милость, помочь человеку, просветить его. Поэтому просто выполнить требу и отпустить человека, не поговорив с ним, — не совсем правильно.

Отец Валентин Мордасов и отец Василий Ермаков не ждали, пока человек, что называется, расколется, а наоборот, шли в народ и спрашивали: «Какой жизнью живешь? Как живешь? Что думаешь? Что делаешь? Как понимаешь?» Если этого не делать, получается, что та душа, которую Ангел Хранитель по благословению Божию привел в Церковь, вошла и вышла, а необходимого не получила.

Да, у священнослужителя не всегда хватает сил, иногда он в состоянии беседовать, а иногда уже обессилел. Но если он в силах сказать что-то тому или иному человеку, то он должен это сделать. Даже простое благословение может вызвать беседу, когда человек просит: «Благословите, батюшка!» Здесь очень важно не спускать все на тормозах:

— Бог тебя благословит. А на что берешь благословение?

— Да я хочу кредит взять на два миллиона.

— А какая у тебя зарплата?

— Я пока не работаю.

— А на что тебе?

— Я хочу там то-то и то-то: ремонт сделать, хочу то-то сделать, хочу помочь тому-то человеку.

— А отдавать как будешь?

— Не знаю пока.

Так люди и попадают в трудную ситуацию. Они просят благословения, не понимая четко, что делают, думают: «Бог мне поможет», — а священник дает благословение, доверяя человеку, уверенный, что он понимает, на что благословляется. А потом такой человек, набрав кредитов, будет думать: «Вот я взял благословение у Бога, а Бог мне не помогает»

Часто чуть копнешь, и выясняется, что человек даже не понимает, на что берет благословение. Тогда задаешь вопрос: «Ну а как, у тебя зарплата 12 тысяч рублей, а ты берешь кредит дочери на машину 700 тысяч. Дочь твоя еще только-только сопельки перестала вытирать, в жизни еще ничего не значит. Машина не нужна ей по работе, ей просто хочется. И ты по своей слепой материнской любви пытаешься, что называется, сделать ей “добро”. А вот она разобьет машину через год, и ты будешь 4 года выплачивать этот кредит, уродоваться на пяти работах. Тебе это надо?» Глядишь, человек и начинает смотреть на вещи ясно и трезво. И на обыденные вещи, и на духовные.

Вот почему так важно, чтобы каждое соприкосновение священника с человеком, который приходит в Церковь, выливалось в беседу, расспрос, молитву о воле Божией. Никого случайно приходящего в Церковь нет. Каждый человек в храме — это особое благословение Божие.

Венчание не действует автоматически, нужен внутренний труд

Существует мнение, что в Таинстве Венчания благодать Божия навеки соединяет супругов. Это ложное мнение. Таинство Венчания не действует автоматически, для устроения брака требуется большой совместный труд. Венчание полагает в основание брака незыблемый Камень — Христа. Но если супруги не основывают свой брак на Христе, как на камне, если Он не является стержнем их жизни, то брак может развалиться. Мы знаем церковную статистику: 3–4 венчанных брака из 10 разваливаются вследствие несерьезного отношения к этому Таинству.

Некоторые женщины ведут себя в браке несерьезно. Вот реальный пример.

Июнь 2007 года. Раба Божия Е.

Накануне Великого поста Е. пришла к священнику-врачу с просьбой помочь решить, нужно ли оперировать глаз. Диагноз — макулярный отек. Он посоветовал не торопиться с операцией. По благословению священника в посту она потрудилась над собой, исповедалась, причащалась, соборовалась, ездила вместе с мужем служить молебны у преподобного Никиты Новгородского, святого Антония Леохновского, у иконы Божией Матери «Казанская». За время Великого поста отек исчез.

В конце Петрова поста Е. снова появилась. Взволнованно спрашивала, как аннулировать венчанный брак. Этот брак у нее третий. Во втором браке прожила 11 лет, «муж был светом в окошке», жили в одной квартире с его родителями и многочисленными родственниками, трудно было находить со всеми согласие. Муж стал попивать, они расходились и сходились не раз, в итоге Е. собралась и ушла. Вышла замуж в третий раз, но единодушия в семье не было, она постоянно думала о втором муже и тогда решила повенчаться, чтобы «оградить себя от мыслей о бывшем муже». Полагала, что «страх нарушить Святое Таинство Венчания спасет от греха». Но не получилось. «Теперь осознала, что основание для брака было принято неправильное, душа в разодранном состоянии. Такое чувство, что с третьим мужем как чужая — в гостях, а при встрече со вторым будто вернулась в родной дом, будто и не было всех этих лет разлуки». За 5 лет третьего брака Бог не дал ребенка, хотя муж очень хотел.

Е. стала болеть, прежде уже были сделаны операции на глазах, сейчас находится на лечении в больнице, делает уколы в глаз, очень трудно переносит лечение. Она в растерянности, не знает, что делать. Объяснила, что очень согрешила, боится Божьего наказания. Муж не молится о ее здоровье, несмотря на то что ему сказал батюшка, и хотя ездит с ней к святыням, но считает, что «все это ерунда». Е. хочет развестись.

После краткой беседы с сестрой милосердия обещала пойти на исповедь, что и сделала в «своем» храме, священник направил ее к батюшке, который венчал ее с мужем. Рассказала ему все откровенно, получила епитимью на месяц (ежедневно вычитывать покаянный канон и Евангелие от Иоанна) и снова прийти.

Для развенчания нужны серьезные основания, которые рассматривает только правящий архиерей. То, что муж не молится о жене, таковым основанием не является. И на основании такого поведения мужа считать необходимым развод — духовное невежество, забвение того, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7, 14).

Современная женщина нередко старается использовать церковные Таинства для своих узкоутилитарных целей. Но Таинства — не метод лечения, не таблетка. Ну как можно предполагать, что венчание спасет от тоски по любимому человеку или от порочных мыслей? Разумеется, помыслы останутся, никак их не избежишь. Это же мысленная брань, это борьба с грехом, это противостояние греху.

Чтобы оградить себя от ненужных мыслей, нужно сопротивляться законным церковным способом: посоветоваться со священником, молиться, читать Иисусову молитву, просить, чтобы Господь избавил от этих мыслей, противостоять им. В случае, рассмотренном выше, как следовало поступить? Вернуться к бывшему мужу, которого любит, а не венчаться с нелюбимым. Ну а раз уж венчалась — хранить верность венчанному мужу и, сцепив зубы, искать помощи в церкви.

Когда человек поступает бездумно, он запутывается все больше и больше, оставаясь в тяжелом внутренне разодранном состоянии. Выправиться он уже никак не может, если Господь как-то особым способом не вмешается и не поможет. Потому что чем больше человек совершает неправильных действий и чем больше грешит, тем сильнее помрачается его сознание. Он уже не понимает, где правда, а где кривда, слепнет духовно, не понимает, куда идти и что делать. Многие не задумываются о таком следствии греха, как помрачение ума, и относятся к совершению греха легковесно: ничего страшного, покаюсь и все. Но грех вызывает тяжелые повреждения в духовной и душевной сфере, ослепляет ум и сердце, и в помраченном состоянии человек совершает все новые и новые грехи. И так он запутывается в дьявольских сетях все больше, больше и больше…

А что же делать? Действовать против греха, вопреки ему, призывая в помощь все церковные средства.

«Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4, 7).

Прот.Сергий Филимонов

Продолжение следует.

 

Вы можете приобрести печатную версию книги "Воспоминания и размышления", готовится расширенное переиздание. Узнать подробнее и оставить заявку на предзаказ можно здесь.

В продолжение воспоминаний вышла новая книга прот. Сергия Филимонова «По своей земле», она есть в наличии в лавке, подробнее здесь.

Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия - первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! 

Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!  

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Последние новости Дома милосердия

Новости

Статьи