Нужна помощь

Новости

Подать записки в наш храм через интернет. В меню ХРАМ --> Записки через интернет

Промысл Божий оставляет жизнь. В любой стране есть Божии люди. Горделивые помыслы опасны для христиан

Пастырские размышления. Промысл Божий

Из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова, написанной к 50-летию автора.

Предыдущие главы книги, ЧАСТЬ 1: 1 - "Родом из детства", 2.1 - "В Должанке с бабушкой Александрой", 2.2 — Первые годы в Ленинграде, 2.3 — В школе, 3.1 — Врач. Alma mater3.2 — На флоте3.3 — Адъюнктура и женитьба 3.4 — Первые шаги в храм 4.1 — Первый духовный отец - о протоиерее Василии Лесняке, 4.2 — Отец Михаил Сечейко4.3 — Об архимандрите Пантелеимоне Борисенко4.4 — Отец Василий Ермаков, 5.1 — Начало служения. Путь в священнослужение, 5.2 — Рукоположение, 5.3 — Духовная семинария и Духовная академия, 5.4 — Храм преподобного Сергия 5.5 — Строительство Державной: от креста в небе до креста в небе, 5.6 — В детском доме № 9, 6.1 — Угодники Божии. Благословения старца Николая Гурьянова. 6.2 — Тайное делание протоиерея Валентина Мордасова, 6.3 — Блаженный Митрофанушка и иные блаженные. 6.4 — Святитель Лука в моей жизни.

ЧАСТЬ 2. Духовные размышления. Выписки из дневников разных лет. 1 — О дневниках. О насмешничестве. 2 — Полет шмеля и невычитанные записки. О чтении духовных книг. 3 — Молитва о детях. О причастии в паломничествах. Богатые грешники XXI века. 4 — О ревности не по разуму. О беспокойстве души.  5 — О мужестве. Отношения с духовником.  6 — Возвести горе́ очи и сердце. Борьба со страстями.  7 — О слезах. Сердце пастыря,  8 — О внимании к себе. Путевые записки. Уроки отца Епифания.  9 — Пост, труд и путь. Помогают аппараты или вредят? О будущем .  10 — Баланс и время.  11 — Торопись делать добро! Смысл жизни.

ЧАСТЬ 3. ПАСТЫРСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ. 1 — Предисловие к пастырской части. Об абортивном мышлении.  2 — Пастырские проблемы сохранения беременности.   3 — Пастырские проблемы семьи и брака 4 — Венчание: как избежать типичных ошибок, 5 — Распад семьи 6 — Незаконнорожденные дети. Родовые грехи, 7 — Воцерковление семьи через болезнь ребенка. Родительские амбиции. 8 — Таинства и святыни. Подготовка к Причастию. 9 — Результаты перекрещивания. Цельбоносная крещенская вода, 10 — Об оккультизме. Результат обращения к «бабкам». Последствия для детей, 11 — Бог промыслительно спасает людей через обычные обстоятельства жизни. Для святых нет ни времени, ни расстояния.

Промысл Божий оставляет жизнь

В жизни каждого человека Промысл Божий действует особенным образом.

В 2008 года прихожанка нашего храма С. на 7-м месяце беременности ехала с мужем А. и дочкой в Выборг оформлять покупку дачного участка. А. развалился, сильно откинув кресло. С. стало тесно, и она пересела, взяла молитвослов и стала молиться. Увидела, как надвигается КАМАЗ, который, как выяснилось позже, не справился с управлением. С. закрыла глаза и от удара вывалилась из окна на траву. Водитель автобуса, сын А. и девочка, за ним сидящая, разбились насмерть, а она осталась жива, отделалась переломом плеча, бедра и копчика.

Таких случаев можно рассказать много, когда люди переворачиваются в машине, и должны были бы погибнуть все четверо, а они либо все, либо кто-то из них остаются в живых и даже без единой царапины. Какой-то особый Промысл Божий свершился: или в последний момент стала молиться, или произошло еще что-то, неведомое нам.

Недавно мне стал известен случай с самолетом Ту-154, который чудом приземлился на вертолетной площадке. А в этом самолете, как оказалось, одна женщина читала акафист Николаю Чудотворцу. Это было особым образом промыслительно, что в салоне оказался верующий человек, который постоянно молился, и ее молитвами Господь сохранил жизнь всем. Хотя, конечно, мы не знаем, как это все происходит.

В любой стране есть Божии люди

Мы всегда напряженно относимся к людям, которые живут в других государствах, особенно если это Америка, с которой у нас холодная война, Германия, с которой мы воевали в 1941–1945… Но некоторые случаи заставляют задуматься о том, что в каждом народе есть Божии люди.

В Риге на одной крупной международной конференции я встретился с католической сестрой милосердия, которая больше 40 лет прожила в Кении. Она родилась и выросла в Америке и в 16 лет уехала из родительского дома в Африку — помогать больным людям. И всю жизнь провела там, просвещая их верой Христовой и облегчая страдания. Она трудилась в некоем варианте хосписа, и через ее руки прошло много умирающих. Мы разговорились, и она рассказала мне о своем служении.

Вспомнила, что с детства любит наш город, потому что в библиотеке ее отца было много книг о Санкт-Петербурге. Он очень любил этот город и всегда мечтал в него приехать. Это было в разгар холодной войны, когда нашей стране царило безбожие. И вот этот американец становился на колени перед иконами и ставил всю семью, в том числе и ее, свою маленькую дочку, и они вместе молились о России: чтобы Бог спас ее и христианскую веру в ней, чтобы перестали гнать верующих людей в России.

Холодная война началась по завершении Второй мировой войны, самой кровопролитной войны в истории человечества. СССР стал победителем, создались предпосылки для возникновения новой конфронтации между Западом и Востоком, между СССР и США. Каждой из двух сверхдержав хотелось видеть себя во главе мирового сообщества и обустраивать жизнь, следуя своим идеологическим принципам. Помимо этого, в странах Восточной Европы воцарилась коммунистическая идеология и возникла реальная опасность для США, СССР станет мировым лидером как в политической, так и в экономической сфере. Америка разбогатела за период Второй мировой войны, ей нужно было куда-то продавать свою выпущенную продукцию, а странам Западной Европы, разрушенным войной, нужно было восстанавливаться, что и было им предложено правительством США. Но при условии, что правители-коммунисты в этих странах будут удалены от власти.
Свою политику США стали претворять в жизнь уже в 1947 году путем внедрения для СССР целой системы ограничительных и запрещающих мер в финансовой и торговой сферах. Кульминационными моментами противостояния были 1949–1950 годы, когда осуществилось подписание Североатлантического договора, произошла война с Кореей и была испытана первая атомная бомба советского происхождения. А с победой Мао Цзэдуна установились довольно крепкие дипломатические отношения СССР и Китая, их объединило общее враждебное отношение к Америке и ее политике.
С начала 1970-х годов холодная война вступила в стадию урегулирования отношений. Был заключен договор по сокращению ядерных вооружений.
В 1988–1989 годах в СССР начался процесс перестройки, вскоре социалистический лагерь распался. А СССР даже и не стал претендовать на какое-либо влияние в странах третьего мира.
К 1990 году холодная война завершилась. Гонка вооружений укрепила СССР, в числе прочего привела и ко многим научным открытиям: интенсивнее стала развиваться ядерная физика, более широкий размах приобрели космические исследования.
Завершился XX век, прошло почти два десятилетия в новом тысячелетии. Нет уже Советского Союза, да и страны Запада тоже изменились. Но стоило только ослабшей временно России обрести силу и уверенность на мировой арене, как холодная война снова вступила в свои права.

Поэтому учтите, в каждой стране есть Божии люди, и порой Господь неожиданно показывает их нам.

Иеродиакон Андроник из Псково-Печерской Лавры рассказал мне другой случай на ту же тему. Он произошел с дядей его друга, которого угнали в Германию во время немецкой оккупации.

Задействовав армию и полицию, немцы устраивали облавы на оккупированных ими территориях СССР и угоняли в Германию сотни тысяч советских людей. По немецким сведениям, в феврале 1942 года еженедельно отправлялось в Германию 8–10 тысяч «гражданских русских». В целом на принудительные работы было вывезено около 5 миллионов человек, из них с территории Украины 2,4 миллиона человек, с территории Белоруссии — 400 тысяч.
Среди рабочих, угнанных в Германию, советские граждане имели особый статус. Они должны были постоянно носить нашивки с надписью «остарбайтер». Их размещали в лагерях. Нарушение установленных правил каралось, часто смертью.
Общее число принудительных трудовых лагерей в Третьем рейхе во время войны — около 20 тысяч. Приблизительно 30 процентов «остарбайтеров» составляли дети в возрасте 12–14 лет. Так же, как и взрослых, их привлекали к насильственному труду на фабриках, на подземных работах, при разборе завалов после бомбардировок, в сельском хозяйстве и ремесленных мастерских.
Шансы на выживание «остарбайеров» зависели от того, когда и где они работали. Условия жизни работавших в сельском хозяйстве или в качестве домашней прислуги были значительно лучше, чем на крупных промышленных предприятиях. Когда в 1942 году еще существовала иллюзия неисчерпаемости рынка рабочей силы на Востоке, некоторые концерны использовали «остарбайтеров» как дешевое сырье, которое заменяли по мере «использования». Люди работали как рабы, порой по 20 часов в день. Уровень смертности среди угнанных в Германию советских людей был очень высок. После окончания войны вернулись на Родину 2,7 миллиона человек, а большая часть остальных умерли в плену.

Поэтому угон в Германию очень часто оканчивался смертью. В некоторых случаях фермеры сначала забирали людей их из концлагерей, использовали как рабов — до смерти, потом возвращали трупы в концлагерь на сжигание, а пепел из крематория использовали как удобрение для повышения плодородия почвы.

Дядя его друга был еще подростком — маленький, щуплый. В Германии на рынке рабов всех наших, выставленных вместе с ним, уже разобрали. Всем же нужен хороший работящий мужик или сильная женщина, а такой заморыш зачем? Но в конце концов и его забрал один немец. Он сказал: «Буду относиться к тебе, как к сыну. Молись, как научили тебя родители, чти Бога, а я научу тебя всему, что сам умею». И он сдержал слово, действительно научил его 13 или 15 специальностям: и с техникой, и с землей работать, и с тракторами, и с электростанцией. И действительно содержал как сына. Когда советские войска вошли в Германию, этот немец собрался с семьей на Запад и предложил названому сыну забрать его с собой. Но тот засомневался, не захотел. Тогда немец сказал ему: «Я отпускаю тебя домой, иди, ты еще молод и сможешь быть полезен на своей родине, может быть, отыщешь своих родителей». И он вернулся на Родину, в свои родные края, стал бригадиром трактористов, а потом даже председателем колхоза, так как он единственный знал технику и смог научить всех.

Нельзя ненавидеть какой-то народ. В любом есть свои Божии люди, они отмечены Божиим благословением и поступают по-Божески.

Горделивые помыслы опасны для христиан

2010 год. Раба Божия В.

Рабе Божией В. предложил выйти за него замуж и прописать его маляр, работавший у нее дома. Он пьющий человек, она ему отказала. Он позвонил ей и сказал: «Зря не согласилась. Я человек необычный, творю чудеса, тебе и твоим родным будет плохо». Валентина, не дослушав его, положила трубку и подумала: «Что мне будет, если я в церковь хожу постоянно и причащаюсь?» Через некоторое время оглохли два ее внука, а у нее самой случился инфаркт, еле выжила.

Этот случай аналогичен тому, который произошел с Мотовиловым. И причина его та же самая — человек попустил себе горделивый помысел, а не возложил все свое упование на Господа.

Николай Александрович Мотовилов — родовитый дворянин, богатый помещик — отказался от карьеры и светской жизни и сделался (так он сам себя любил называть) «служкой Серафимовым», духовным сыном и преданным помощником преподобного Серафима Саровского.
Однажды преподобный Серафим поведал ему о своей страшной борьбе с бесами в течение тех 1000 дней и ночей, когда он молился на камне. Николай Александрович, человек искренний и горячий, так вдохновился этим рассказом, что неосторожно воскликнул: «Батюшка, как бы и я хотел побороться с бесами!» Преподобный, зная, что может последовать за такими вызывающими словами, испуганно перебил его: «Что вы, что вы, ваше Боголюбие! Вы не знаете, что говорите!»
После этого разговора прошло много времени, почил преподобный Серафим. Но дерзкий вызов Мотовилова попущением Божиим был принят.
Как-то среди своих бумаг он нашел запись об исцелении у раки святителя Митрофана Воронежского бесноватой девицы-дворянки. «Я задумался, — вспоминал Мотовилов, — как это может случиться, что православная христианка, приобщающаяся Пречистых и Животворящих Таин Господних, и вдруг одержима бесом, и притом такое продолжительное время — 30 с лишним лет. И подумал я: “Вздор. Этого быть не может! Посмотрел бы я, как бы посмел в меня вселиться бес, раз я часто прибегаю к Таинству Святого Причащения!”»
Тут же страшное, холодное, зловонное облако окружило его и, как он ни стискивал уста, стало входить в его внутренности. Лед и смрад заполнили его изнутри. Рука его не в силах была подняться, чтобы сотворить крестное знамение; мысль не могла сосредоточиться на молитве. И с того дня начались его ужасные мучения. В течение трех дней он чувствовал, что горит в огне, но не сгорает.
Двое суток он был охвачен лютым геенским холодом и не мог согреться даже огнем. Потом Мотовилова мучил и истязал, грыз изнутри, переползая по телу, адский неусыпающий червь.

Мотовилов стал бесноватым, как та самая девушка, про которую он с недоверием прочитал. Тридцать лет Господь попустил мучиться служке преподобного Серафима Саровского за гордость стать одержимым нечистым духом.

Как же избежать подобной напасти? Что должны были сделать и описываемая мною раба Божия В., и Мотовилов? Правильно будет, если, рассуждая о себе, человек всегда будет добавить: «Если Господь не попустит!»

Есть нечто вроде теста, по которому можно многое проверить. Сказать человеку: «Как же все у тебя хорошо!» — и послушать, как он на это отреагирует. Если он просто с этим согласится, скажет: «Да, дела идут отлично!» — то у него могут возникнуть большие проблемы. Христианин же непременно добавит: «Милостью Божией все хорошо!»

Пришла ко мне как-то раз бесноватая женщина, и бес начал на меня орать: «Я тебя убью! Задушу!» А я ему ответил: «Если Господь попустит, задушишь! А если не попустит, ничего не сможешь со мной сделать!»

В патериках описано, как бесноватая искушала одного человека, а он ответил: «Ничего ты со мной не можешь сделать!» Тут же заболел, впал в беснование, и все!

Не нужно бояться даже самых откровенных демонических искушений. Это страхование! Скажите себе: «Если не попустит Господь, я не стану бесноватым! Если не попустит Господь, никто меня не приворожит! Если не попустит Господь, ни один маг и колдун ничего мне не сделает!»

Эта приставка: «Если Господь не попустит» — должна быть всегда у вас на памяти и на устах. Если ее не будет — это первый шаг к падению человека, который стопроцентно соблюдает все церковные установления. Значит, в нем живет гордыня. Значит, он полагается больше на себя, чем на Бога.

Вспомните слова Господни перед тем, как Его предал Иуда: «Сегодня один из вас предаст Меня» (Мф. 26, 21; Мк.14,18; Ин.13,21). Апостол Петр ответил на это: «Я душу мою положу за Тебя» (Ин. 13, 37). Чем это кончилось? «Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 26, 34). Так оно и произошло, потому что Петр понадеялся на себя. А остальные ученики вопросили: «Не я ли, Господи, предам тебя?» Они не были уверены в себе. И вот эта неуверенность в себе спасла их. Спасло понимание слабости своей человеческой природы. Но они не предали его и не отреклись. Предал Иуда, отрекся Петр.

Но в этом и был Промысл Божий, чтобы Петр отрекся и раскаялся, чтобы понял, что нельзя полагаться на себя, а лишь на помощь Божию.

К священнику пришла женщина, которой домогался молодой человек. Когда она отказала ему, он сказал точно так же: «Я тебе отомщу. У меня в роду все были колдуны, и я сживу со свету и тебя, и всю твою семью». Она тоже подумала: «А что ты мне сделаешь? Я в храм хожу, мне ничего не будет». Но в течение года в ее семье умерли 8 человек и собака. И вот после того, как умерла ее собака, она пришла спросить совета священника: «В чем дело, как же так? Я исповедуюсь, причащаюсь, хожу в храм, я верующий человек. Неужели любой колдун сильнее?»

Мы с ней стали разбираться, выяснилось, что так же, как и в предыдущем случае, когда она услышала угрозы, то подумала про себя: «А что ты мне сделаешь, если я то-то и то-то делаю? Я все делаю правильно». Это была мысль горделивая. Такая же, как у Мотовилова: мол, со мной ничего не случится. Это и было ее ошибкой. Господь, услышав ее мысли, попустил, что она лишила себя Божественного покрова, почему и стало возможным черное воздействие на нее и ее ближайших родственников. Грань здесь очень тонкая, ощутить ее нелегко.

Меня в свое время тоже бесы искушали: «Мы тебя убьем, мы тебя со света сживем, ты у нас захлебнешься в болезнях и т. д.». И отец Валентин Мордасов предупреждал меня: «Всегда помни: если Бог не попустит». Понимаете? Нельзя возражать, ведь все в руках Божиих. Нужно было ему сказать: «Да, ты мне можешь причинить вред, если Бог попустит. На все воля Божия». В этом случае человек все передает в руки Божии и не говорит, что все верно делает и зло его не коснется. Не коснется, если Бог не попустит, если не будет на это Божиего попущения.

Я иногда проверяю служащих нашего храма, даю какое-либо послушание и спрашиваю: «Ты справишься?» И когда человек говорит: «Справлюсь», — я вижу гордыню, самоуверенность, доверие себе и полное отсутствие упования на помощь Божию. Это очень опасный симптом. И я часто тогда приостанавливаю это послушание.

Так пришлось однажды хор задержать с пением на 15 минут: «Вы готовы?» — «Да, мы готовы. Все отлично, спевку провели, все ноты есть». — «Справитесь?» — «Справимся». — «Давайте подождем». Подождали, но до них не дошло: «Справитесь?» Они перепугались: «Да-да, справимся». А как они должны были ответить? «С Божией помощью справимся».

Если мы забываем об этом, значит, мы исключаем Бога из нашей жизни и, даже будучи церковными людьми, ведем себя как язычники. Получается, что Бога в нашей жизни нет. Вот Он и отступает, дает нам полюбоваться на нашу «праведность», «защищенность» и «добродетель».

Такая тонкая грань, и такие могут быть страшные последствия!


Прот.Сергий Филимонов

Продолжение следует.

 

Вы можете приобрести печатную версию книги "Воспоминания и размышления", готовится расширенное переиздание. Узнать подробнее и оставить заявку на предзаказ можно здесь.

В продолжение воспоминаний вышла новая книга прот. Сергия Филимонова «По своей земле», она есть в наличии в лавке, подробнее здесь.

Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия - первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! 

Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!  

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Последние новости Дома милосердия

Назад к списку

Похожие материалы:

  • В слезах ты родилась, но с Богом ты живешь - продолжение

    Ее навещают друзья и знакомые, сестры из храма, без конца звонит телефон. Не оттого ли Господь не оставляет без внимания тяжело болящую женщину, что сама она всегда откликалось на чужую беду?

  • Лента памяти нашего прихода

    Ко Дню Победы в 2017 году нашей приходской "Ленте памяти" появились новые страницы. Новые имена тех, о ком мы призваны молитвенно помнить. Тех, о ком должны рассказывать нашим детям.

  • Отец Михаил Сечейко: дух и облик настоящего священника

    Продолжение книги прот.Сергия Филимонова "Воспоминания и размышления". Радостное о Господе состояние души, лучезарная улыбка, доброжелательное приветствие — как важны они и в церковной, и в мирской жизни!