Нужна помощь

Новости

Подать записки в наш храм через интернет. В меню ХРАМ --> Записки через интернет

Совершение сознательного греха. Неисполнение благословения духовника. Секты

Пастырские размышления

Из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова, написанной к 50-летию автора.

Предыдущие главы книги, ЧАСТЬ 1: 1 - "Родом из детства", 2.1 - "В Должанке с бабушкой Александрой", 2.2 — Первые годы в Ленинграде, 2.3 — В школе, 3.1 — Врач. Alma mater3.2 — На флоте3.3 — Адъюнктура и женитьба 3.4 — Первые шаги в храм 4.1 — Первый духовный отец - о протоиерее Василии Лесняке, 4.2 — Отец Михаил Сечейко4.3 — Об архимандрите Пантелеимоне Борисенко4.4 — Отец Василий Ермаков, 5.1 — Начало служения. Путь в священнослужение, 5.2 — Рукоположение, 5.3 — Духовная семинария и Духовная академия, 5.4 — Храм преподобного Сергия 5.5 — Строительство Державной: от креста в небе до креста в небе, 5.6 — В детском доме № 9, 6.1 — Угодники Божии. Благословения старца Николая Гурьянова. 6.2 — Тайное делание протоиерея Валентина Мордасова, 6.3 — Блаженный Митрофанушка и иные блаженные. 6.4 — Святитель Лука в моей жизни.

ЧАСТЬ 2. Духовные размышления. Выписки из дневников разных лет. 1 — О дневниках. О насмешничестве. 2 — Полет шмеля и невычитанные записки. О чтении духовных книг. 3 — Молитва о детях. О причастии в паломничествах. Богатые грешники XXI века. 4 — О ревности не по разуму. О беспокойстве души.  5 — О мужестве. Отношения с духовником.  6 — Возвести горе́ очи и сердце. Борьба со страстями.  7 — О слезах. Сердце пастыря,  8 — О внимании к себе. Путевые записки. Уроки отца Епифания.  9 — Пост, труд и путь. Помогают аппараты или вредят? О будущем .  10 — Баланс и время.  11 — Торопись делать добро! Смысл жизни.

ЧАСТЬ 3. ПАСТЫРСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ. 1 — Предисловие к пастырской части. Об абортивном мышлении.  2 — Пастырские проблемы сохранения беременности.   3 — Пастырские проблемы семьи и брака 4 — Венчание: как избежать типичных ошибок, 5 — Распад семьи 6 — Незаконнорожденные дети. Родовые грехи, 7 — Воцерковление семьи через болезнь ребенка. Родительские амбиции. 8 — Таинства и святыни. Подготовка к Причастию. 9 — Результаты перекрещивания. Цельбоносная крещенская вода, 10 — Об оккультизме. Результат обращения к «бабкам». Последствия для детей, 11 — Бог промыслительно спасает людей через обычные обстоятельства жизни. Для святых нет ни времени, ни расстояния, 12 — Промысл Божий оставляет жизнь. В любой стране есть Божии люди. Горделивые помыслы опасны для христиан.

Отпевание членов сект

Мне бы хотелось поднять непростой вопрос пастырской практики: как отпевать тех, кто ходил в секту?

Разумеется, явных сектантов каноны отпевать запрещают. Например, человек ушел в рейки или в пятидесятники, или еще куда-то, принял инициацию или перекрестился. Значит, и хоронить его должны те, куда он ходил, так как он своей свободной волей отверг православную веру. Но как быть с теми, которые одновременно и в православный храм ходили молиться, и в секту — не понимая, что это секта? Умирает этот человек — и что с ним делать? Иногда у наших прихожан в голове все непостижимым образом соединяется, и их понимание, что Бог Един, приводит к тому, что они просто не понимают, куда собрались. Они не имеют духовника, не советуются со священником, ведут полубессознательную и скрытную жизнь, проскакивая между исповедниками. Такую жизнь можно вести годами. И выясняется все это только после их смерти. Ну и как тут быть? Я считаю, что если человек ходил в православную церковь и не противопоставлял себя ей, а секту посещал по неразумию, то можно его отпеть.

Ко мне обратилось врачебное сообщество: умер очень известный профессор, который совершал великие изобретения в области медицины. Я, конечно, сразу же ответил: да, мы будем его отпевать, знаменитый человек, в его близком окружении сплошь профессура, академики. Нужно сказать, что мы всегда по возможности интересуемся личностью того, кого отпеваем. Сейчас есть Интернет, так что это несложно. И тут мы выясняем, что этот профессор ходил в секту Брахма Кумарис, читал там лекции. Ради собравшегося врачебного сообщества, чтобы не расстраивать людей и не устраивать скандала, я по благословению священноначалия отпел его.

Как священнику мне важно было понять, чем я могу помочь этому человеку: ведь он же делал все это бессознательно, полагая, что творит благое дело, помогает людям, которые стремятся к какому-то духовному совершенствованию. Не он один такой, это удел многих. В силу своего духовного невежества, необразованности духовной они не понимают, что стоит за этими сектами, и Господь каким-то образом их хранит. Поэтому квинтэссенция моих молитв к Богу во время отпевания была такова: чтобы Господь не вменил ему в осуждение его ошибок, а помянул во Царствии Своем все самое хорошее, что сделал для людей покойный: ведь сколько он жизней спас, сколько всяких аппаратов придумал, сколько методик спасения людей. Познакомившись с его жизнью, я убедился, что некоторые его поступки — поступки истинного христианина. Например, категорически отказался взамен своего давнего друга занять место очень крупного руководителя. И это не единственный случай, когда он отказывался делать что-то такое, из-за чего пострадали бы другие люди. Вот почему я всегда прошу родственников рассказать о покойном и считаю, что священник, отпевающий человека, всегда должен знать об умершем, — если у него в храме, что называется, покойники не на потоке.

Когда священник сталкивается с покойником только у гроба в момент отпевания, — а чаще всего так и бывает в кладбищенских храмах, да и не только, — то отпевание, безусловно, имеет свое благодатное действие на покойника и его родственников, но при этом полное незнание священником жизни человека, во-первых, ослабляет молитву священника, а во-вторых, не дает священнику прочитать проповедь, которая бы утешила сердца родных людей. Священнику не на что тогда опереться во время молитвы. А если он знает о жизни покойного, то может просить: Господи, прости вот эти и эти согрешения и заблуждения и помяни то-то и то-то доброе, настоящее; вспомни, Господи: даже будучи несознательным христианином, он поступал как христианин, совершал такие глубокие, такие осмысленные поступки. Ведь кто такой священник? Это посредник между человеком и Богом. И когда священник отправляет покойного ко Господу не просто как почтальон — бросил конверт в ящик и пошел восвояси, — а как ходатай предстоит пред Богом, как адвокат, что совсем другое дело. Дальше начнется прохождение мытарств. И священник изливает к Богу сердечные молитвы о помиловании этого человека, опираясь на то хорошее, что он сделал в жизни. Так же действуют и Ангелы Хранители, когда защищают от бесов проходящую мытарства душу человеческую.

Мне представляется это одной из очень больших задач священника во время отпевания. Священник говорит проповедь, когда хоронят знакомого человека: его духовное чадо, сестру милосердия, — также он обязан познакомиться с каждым, отправляемым им в последний путь. Например, человек прошел блокаду или воевал на Курской дуге. Он, может быть, после этого стал гневливым, крикливым, начал пить, но он прошел подвиг войны, или, например, подвиг лагерей, или трудовой подвиг, или чем-то жертвовал для людей, например, сдавал кровь — не за деньги, а для того, чтобы другие жили. В жизни каждого человека есть нечто, на что мы можем опереться.

Поэтому трудноразрешимый вопрос отпевания заблудшего, как я считаю, разрешается именно таким образом: священник умоляет Бога простить заблуждения человека и в то же время ходатайствует о том, чтобы человек был помилован Богом в меру того, как Господь Сам захочет этого.

Совершение сознательного греха ведет к разрушительным последствиям

Ю. — акушер-гинеколог в родильном доме. Перестал делать аборты, принес Богу покаяние. Через несколько лет его уговорили сделать аборт. Вскоре без всяких объяснений он был уволен с работы и полгода после этого не мог никуда устроиться. Он не только остался без работы, но у него еще и произошла размолвка с женой, он потерял жилплощадь. Осознал грех, сердечно каялся все время. Увидел сон, что ему дали в руки свечу и сказали: «Читай 40-й псалом», и на следующий же день позвонили с прежней работы со словами: «Вы нам нужны». В течение недели затем он приобрел квартиру (помогли близкие люди), наладились взаимоотношения в семье.

Когда человек совершает грех неосознанно, Господь может его помиловать, может послать какие-то обстоятельства жизни, трудности или страдания, которые развернут человека к Богу и помогут Бога услышать. Но когда воцерковленный человек сознательно совершает грех, это ведет к разрушительным последствиям на всех фронтах жизни.

Проклятие болезнью

2006 год. Раба Божия Н.
Свекровь возненавидела невестку и прокляла ее, пожелав «харкать кровью до смерти». Невестка Н. — человек незлобивый, она кротко и безответно терпела свекровь. Прошло 15 лет. Свекровь успела второй раз выйти замуж, но жила со вторым мужем плохо. Н. с мужем въехали в новую квартиру, на новоселье к ним приехала свекровь. В тот же день муж Н. избил ее, бил головой о косяк, и она, не выдержав, подала на развод. Муж женился второй раз. Вскоре он заболел туберкулезом и стал «харкать кровью», и Н., узнав о его болезни, нянчилась с ним, устраивала в различные клиники на лечение, ухаживала. Но ничего не помогло, он умер. Н. пришла к нам в храм отслужить панихиду.

Женщина наслала проклятие на невинного человека, за кротость и незлобивость которого проклятие вернулось — настигнув ее собственного сына. Мать фактически убила своего ребенка. «Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется» (Притч. 26, 2).

Неисполнение благословения духовника

Часто новоначальные прихожане, еще не став духовными чадами того или иного священника, рвутся к старцам, не понимая, что это духовные профессора, даже академики, которые дают ответы на очень сложные вопросы. Это неправильно. Такие путешествия к «старцам» иногда приводят к трагическим последствиям.

Духовник — не «душеприказчик», он не властвует над душой, но предоставляет выбор: вот в этом случае воля Божия такая, Богу угоден вот такой поступок; а этот поступок Богу не угоден. Например, просит чадо благословения работать в казино. Ну не могу же я запретить человеку, если он рвется работать! Но я ему говорю: «Если ты будешь работать здесь, деньги поплывут к тебе по рекам слез, пролитых женами и детьми, чьи отцы и мужья промотали деньги в этом казино. Богу не угодна работа в таком месте». — «Но мне иначе долг не отдать». Бывает, объясняешь человеку по два-три раза — как говорят святые отцы: «Два-три раза скажи и больше не повторяй», — и видишь: все равно туда пойдет. Духовник не может остановить такого человека, потому что человек просто сломается, у него другое мнение. И он отпускает человека на волю Божию.

Вот как действует духовник. Пока чадо его спрашивает, пока готово слушать, духовник говорит с ним. Если не знает воли Божией, то сам отправит вопрошающего к старцу. Потому что священник-духовник знает, что может ошибаться.

Но если не исполняется благословение старца, последствия могут быть трагическими. Старец — это человек, который обладает особой харизмой, ему явно открывается воля Божия. Человек приезжает узнать, какая будет воля Божия о нем, и Бог отвечает на его молитву через старца: воля Моя вот такова. Но человеку это не нравится, и он принимает противоположное решение. Это богохульство! Ясно изъявленную волю Божию он растаптывает грязными сапогами. Какой будет результат? Плохой. И это не старец виноват, а сам вопрошающий, потому что не послушался Бога, поступил по-своему, и из-за этого вся жизнь пошла наперекосяк.

Раба Божия К., 22 года
К. состоит в венчанном браке, у нее трое детей. Она готова развестись из-за очень сложных отношений с мужем. До брака будущий муж привел рабу Божию к своему духовнику, потом они обвенчались. Супруг ездил к отцу Николаю Гурьянову, получил благословение стать священником. Но супруга ответила, что не готова стать матушкой. Тогда муж занялся бизнесом, но безуспешно. Накопились долги. У него на стороне родился ребенок, он стал курить, выпивать, гнать жену из дома, укорять ее. Вся жизнь полетела под откос.

Вот результат нарушения благословения. Исправить здесь что-то уже достаточно сложно, священником мужу уже не быть — теперь к тому канонические препятствия. Но в любом случае можно покаяться — и Господь поможет выправить жизнь.

Другой пример на ту же тему.

Молодой человек с юности помогал в церкви, нес послушание чтеца. Получил благословение стать священником. Благополучно женился. Родились один за другим пять детей, а он все откладывал поступление в Духовную семинарию. Теперь стали возникать разные недоразумения, препятствующие настоятелю церкви, где окормляется Н., дать благословение и рекомендации для поступления в семинарию.
В 2012 году в день именин отца Иоанна Миронова ко мне пришла раба Божия И. за благословением на консультацию к православному психиатру. Долгое время у них с мужем не было детей. Она пришла к отцу Иоанну и стала просить его молитв. Через десять месяцев родился сын, назвали его Иоанном. Батюшка напутствовал: «Будет тебе в утешение». Вскоре от нее ушел муж. И. страдала и стала искать через Интернет мужчину за границей. Отец Иоанн не благословил этим заниматься, но она не послушалась, обиделась, перестала ходить к нему. По всей Европе искала себе жениха, ездила в Бельгию, во Францию. Ничего доброго из этого не получилось. В Интернете вскрыли всю информацию и показали в самом неприглядном виде. Приехала мама из Америки и вызвала бригаду для госпитализации дочери в психиатрическую больницу на полтора месяца, чтобы спрятать ее от преследователей. Теперь окормляется в другом храме. О своих обидах, которые она имеет, рассказать своему духовнику она не может и не идет к батюшке из-за стыда за свое непослушание и обиды на него.

Страшна и разрушительна обида. Духовник не благословил болтаться по заграницам, потому что все это ничем хорошим не закончится, — а чадо обиделось. Показалось, что батюшка сказал одно, а Промысл Божий распорядился по-другому, — значит, неправ он, невнимателен был к ней, плохо помолился. А что тут обижаться? Мы же не знаем всех нюансов, они только Господу ведомы. Ее ситуация могла быть послана ей как испытание, может быть, нужно было просто подождать своего мужа: так нередко случается, что мужья уходят, но жены ждут их, и мужья возвращаются. А может быть, ей нужно было претерпеть что-то для воспитания души.

Но людям кажется так: старец или духовник благословил — и жизнь станет сладкой и гладкой, как масленичный блинчик. Ничего подобного. Да, результат будет такой, какой Господь предусмотрел. Но на пути к нему могут начаться испытания. Совершенно не факт, что все получишь тем путем, каким предполагаешь. Может быть, придешь к искомому совершенно другими путями.


Прот.Сергий Филимонов

Продолжение следует.

 

Вы можете приобрести печатную версию книги "Воспоминания и размышления", готовится расширенное переиздание. Узнать подробнее и оставить заявку на предзаказ можно здесь.

В продолжение воспоминаний вышла новая книга прот. Сергия Филимонова «По своей земле», она есть в наличии в лавке, подробнее здесь.

Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия - первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! 

Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!  

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Последние новости Дома милосердия

Назад к списку

Похожие материалы:

  • Венчание: как избежать типичных ошибок

    ЧАСТЬ 3. ПАСТЫРСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ. Пастырские проблемы семьи и брака. Из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова, написанной к 50-летию автора.

  • Улыбки лета

    «Лето — это маленькая жизнь» — поется в песне. Летом человек на все смотрит легче, светит солнышко, хочется поехать за город, погулять по лесу. Хорошая погода располагает к общению, предлагаем вашему вниманию несколько веселых летних историй — улыбнитесь, порадуйтесь, отдохните.

  • Драгоценная красота (о природе Грузии). Часть 1.

    Побывав ранней весной вдвоем с мужем в Грузии, мы ею «заболели» и не устаем рассказывать о ней. Все впечатления в одну заметку не уместились. Пришел черед рассказать о природе Грузии.