Нужна помощь

Новости

Подать записки в наш храм через интернет. В меню ХРАМ --> Записки через интернет

ЧАСТЬ 4: Медицинские заметки. Быть врачом и священником. Промысл Божий в болезнях и лечении

Из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова, написанной к 50-летию автора.

Предыдущие главы книги, ЧАСТЬ 1: 1 - "Родом из детства", 2.1 - "В Должанке с бабушкой Александрой", 2.2 — Первые годы в Ленинграде, 2.3 — В школе, 3.1 — Врач. Alma mater3.2 — На флоте3.3 — Адъюнктура и женитьба 3.4 — Первые шаги в храм 4.1 — Первый духовный отец - о протоиерее Василии Лесняке, 4.2 — Отец Михаил Сечейко4.3 — Об архимандрите Пантелеимоне Борисенко4.4 — Отец Василий Ермаков, 5.1 — Начало служения. Путь в священнослужение, 5.2 — Рукоположение, 5.3 — Духовная семинария и Духовная академия, 5.4 — Храм преподобного Сергия 5.5 — Строительство Державной: от креста в небе до креста в небе, 5.6 — В детском доме № 9, 6.1 — Угодники Божии. Благословения старца Николая Гурьянова. 6.2 — Тайное делание протоиерея Валентина Мордасова, 6.3 — Блаженный Митрофанушка и иные блаженные. 6.4 — Святитель Лука в моей жизни.

ЧАСТЬ 2. Духовные размышления. Выписки из дневников разных лет. 1 — О дневниках. О насмешничестве. 2 — Полет шмеля и невычитанные записки. О чтении духовных книг. 3 — Молитва о детях. О причастии в паломничествах. Богатые грешники XXI века. 4 — О ревности не по разуму. О беспокойстве души.  5 — О мужестве. Отношения с духовником.  6 — Возвести горе́ очи и сердце. Борьба со страстями.  7 — О слезах. Сердце пастыря,  8 — О внимании к себе. Путевые записки. Уроки отца Епифания.  9 — Пост, труд и путь. Помогают аппараты или вредят? О будущем .  10 — Баланс и время.  11 — Торопись делать добро! Смысл жизни.

ЧАСТЬ 3. ПАСТЫРСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ. 1 — Предисловие к пастырской части. Об абортивном мышлении.  2 — Пастырские проблемы сохранения беременности.   3 — Пастырские проблемы семьи и брака 4 — Венчание: как избежать типичных ошибок, 5 — Распад семьи 6 — Незаконнорожденные дети. Родовые грехи, 7 — Воцерковление семьи через болезнь ребенка. Родительские амбиции. 8 — Таинства и святыни. Подготовка к Причастию. 9 — Результаты перекрещивания. Цельбоносная крещенская вода, 10 — Об оккультизме. Результат обращения к «бабкам». Последствия для детей, 11 — Бог промыслительно спасает людей через обычные обстоятельства жизни. Для святых нет ни времени, ни расстояния, 12 — Промысл Божий оставляет жизнь. В любой стране есть Божии люди. Горделивые помыслы опасны для христиан, 13 — Отпевание членов сект. Совершение сознательного греха. Неисполнение благословения духовника, 14 — Как трудно человеку без Бога.

По поводу медицинских заметок

Я врач — и не могу не размышлять на медицинские темы. Взглядом не только врача, но и священника я вижу в больничных стенах действие Божией благодати и проявление Божиего Промысла в страданиях больных, характере развития заболеваний, в ходе оперативных вмешательств, в труде моих коллег.

В данном разделе обобщен мой духовный опыт, переплетенный с чисто клиническим. Я наблюдаю медицинские проблемы как бы извне, из-за черты; глазами Христовыми смотрю на страждущего человека и ситуации, когда важны не столько законы естества, сколько когда «побеждается естества чин» и сверхъестественная благодать Божия «творит елико хощет» для спасения человека.

Кроме того, здесь осмыслены некоторые биоэтические проблемы, потому что сегодняшняя медицинская практика ставит перед человеком острые вопросы, и духовные, и нравственно-этические, выводя его, если можно так сказать, на новый греховный уровень. Некоторые биотехнологии вступают в явное противоречие с замыслом Божиим о человеке, с Божиими заповедями, и неправильные решения, даже чисто медицинские, часто ведут к трагедии. Физическая и духовная жизнь и смерть в современной больнице — это не отвлеченная философия, а ежедневные конкретные решения того, как соотнести этику с эталоном, то есть нравственным учением Христа и Священным Писанием. Неправильное действие может иметь печальный исход как для жизни временной, так и для жизни вечной.

Все это требовало и требует своего осмысления и обобщения.

Естественно, мое отношение ко всем описанным здесь ситуациям — это отношение православного врача.

Быть врачом и священником

Не скажу, что я хирург экстра-класса. Однако выполняю серьезные и достаточно сложные отиатрические (ушные) хирургические вмешательства. И молитва, и мое обращение к Богу за помощью в лечении — это не компенсация моего врачебного несовершенства, а внутренняя потребность. Я вижу, что Господь всегда помогает мне.

Медицинские заметки

Во время операции

Должен сказать, что иметь две специальности, духовную и медицинскую, достаточно сложно. Святитель Лука вначале стал профессором и достиг высот в хирургической технике того времени, а потом уже, будучи профессором, стал священнослужителем. Мастерство превосходного хирурга оставалось с ним до конца жизни. У меня же получилось так, что я стал священнослужителем, еще, скажем так, не отработав сложных хирургических вмешательств, и мне пришлось параллельно осваивать и одно, и второе. Очень трудно совершенствоваться одновременно в обеих областях, потому что современная медицина требует очень серьезной подготовки, овладения все новыми инструментами, эндоскопической техникой, постоянного совершенствования, изучения нового, работы в разнообразных медицинских центрах. К врачу предъявляются высокие требования, и это совершенно верно.

Со студентами-медиками после экзамена

Со студентами-медиками после экзамена

Первоначально я больше занимался лечением, хирургией, но впоследствии все стало гораздо сложнее, потому что строительство храма занимало очень много времени. Необходим был постоянный духовный подвиг, молитва — и в определенный момент центр тяжести у меня сместился в эту сторону. Я стал больше священник, нежели врач и хирург. Хирургия ушла на второй план.

Хотя я немало оперирую в течение года, несколько дней в неделю всегда отданы клинике, постоянно веду занятия со студентами, но остальное время — и вечернее, и утреннее, и воскресное — все отдано Богу. И это правильно, потому что развиваться нужно в том направлении, которое приоритетно.

Господь помогает во врачебном деле уже по-другому: если раньше я был врачом исключительно отоларингологического профиля, то сейчас ко мне приходит множество больных и с опухолями, и с глазными заболеваниями, и с суставами, с гинекологией, нейрохирургией и т. д. Пришлось стать врачом широкого профиля. Когда молишься за больных, благословляешь, бывает, что кто-то из них и выздоравливает без операции, у кого-то все проходит на редкость удачно. В ряде случаев этим больным вообще не требуется запланированного вмешательства, достаточно помощи Божией.

Я благодарен коллективу моей кафедры*, который меня поддерживает и понимает, и рад, что мое присутствие на кафедре нисколько не мешает людям.

Нужно сказать, что бывали довольно сложные времена, особенно когда писалась диссертация. Например, идет период от Рождества до Крещения, нужно с утра до ночи заниматься диссертацией, тут же служить, после службы оставаться в храме на ночь что-то писать, исправлять, корректировать, с утра относить научному руководителю и снова возвращаться в храм. Защита докторской диссертации вылилась в появление сахарного диабета, организм не выдержал.

*Кафедра отоларингологии Первого СПбГМУ им. академика Павлова.

Врач и священник во мне взаимно дополняют друг друга. Церковное как бы духовно наполняет, создает полноту лечебного процесса, когда чувствуешь, что являешься орудием в руках Божиих. Российская медицинская школа традиционно воспринимает больного в единстве духа, души и тела — врач по-настоящему входит в жизнь больного, одновременно с лечением тела помогая ему разобраться в духовных и душевных проблемах, в семейных отношениях.

Совсем не то в частных клиниках, где идет поток, где положили на стол и: «следующий, следующий, следующий». За такой хирургией, за таким лечением пропадает личность больного. С одной стороны, конечно, больным хорошо, что их быстро и технологично оперируют, с другой стороны, совершенно не анализируется, что, как и почему породило их страдания. Прооперированные сегодня по одному поводу, завтра они могут оказаться кандидатами на хирургическое вмешательство по другому.

Хотя вопрос о правомерности того или иного подхода спорный. С одной стороны, нуждающихся в медицинской помощи много, хирургам нужно оперировать быстрей. А с другой стороны, мы совершенно четко понимаем, что при этом уходит из поля зрения врача личность больного, нет личностного контакта, который как раз и заложен Богом. Только при нем воздействие врача на больного становится искусством и служением, когда врач действительно чувствует себя, если угодно, служителем Божиим, рукой Божией, скальпелем Божиим.

Есть, конечно, и такие одаренные хирурги, которые могут мгновенно установить контакт с пациентом, но это большая редкость.

Сейчас я служу пациентам в больнице и как врач, и как священник. Для меня это ощущается как полнота служения: обладая медицинскими знаниями, я могу помочь не только молитвой, но и телесно — своими руками.

Профессия врача и служение священника вообще очень похожи: и там, и здесь есть тайна: тайна исповеди, врачебная тайна. И там, и здесь необходимо жертвовать собой: своим временем, своим сном, своими силами; ни врач, ни священник не имеют права отказаться от того, чтобы помогать или жертвовать. И там, и здесь мы явно видим таинственное вмешательство Господа в исцеление человека во всей полноте его бытия. Такие вот главные, на мой взгляд, два служения создал Бог.

Промысл Божий в болезнях и лечении

Я никогда не старался излечить больного чисто телесно. Я не раз уже рассказывал, что в определенный момент у меня наступил кризис: я увидел, что медицинские знания и медицинская помощь имеют свои границы. И какими бы совершенными ни были современные методы: компьютерная томография, ядерный резонанс, операции на сердце под контролем сложнейших приборов, микрохирургия головного мозга, — все равно предел есть и будет всегда.

Отец Василий Ермаков говорил, что человека греха всегда будут бороть все новые болезни, и техника никогда не будет успевать за ними. Казалось бы, парадокс: появляются все новые методы диагностики и лечения, а люди не становятся здоровее.

Современные средства и методики действительно продлевают жизнь, как сказано у псалмопевца Давида, до 60–70 лет, даже до 80 и долее. Но в то же время мы видим омоложение болезней. Помню, как один из наших пациентов просто пришел домой, упал и умер. Вскрытие показало тотальный атеросклероз всех сосудов — коронарных и мозговых. Ему было 27 лет. У нескольких моих знакомых, даже одноклассников, в 35 лет уже стояли стенты в сосудах сердца. Стентирование в 30–35 лет давно уже не стало чем-то таким особенным, многие болезни просто помолодели. Зачастую я не могу делать операцию молодым людям из-за того, что они постоянно принимают препараты, разжижающие кровь.

То, что современное лечение доступно не всем, а тем, у кого есть финансовые средства, или повезло с квотой, или есть знакомые врачи, — это тоже момент Промысла Божия.

И напоследок еще одно медицинское соображение: если раньше человек умирал от многих болезней, то сегодня он выживает и генетически передает потомкам свои болезни. Таким образом рождается все более и более слабое потомство…



Прот.Сергий Филимонов

Продолжение следует.

 

Вы можете приобрести печатную версию книги "Воспоминания и размышления", готовится расширенное переиздание. Узнать подробнее и оставить заявку на предзаказ можно здесь.

В продолжение воспоминаний вышла новая книга прот. Сергия Филимонова «По своей земле», она есть в наличии в лавке, подробнее здесь.

Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия - первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! 

Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!  

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Последние новости Дома милосердия

Назад к списку

Похожие материалы:

  • Память как оружие

    Память может стать нашим оружием в деле собственного спасения, если она служит не бесплодному унынию, а деятельному покаянию и очищению, обретению духовного опыта и стремлению вперед, к Богу. О Малороссии, войне, остарбайтерах, помощи Божией, поясе монаха рассказывает наша прихожанка Лидия Серафимовна. 30 апреля - ее 83й день рождения.

  • В слезах ты родилась, но с Богом ты живешь - продолжение

    Ее навещают друзья и знакомые, сестры из храма, без конца звонит телефон. Не оттого ли Господь не оставляет без внимания тяжело болящую женщину, что сама она всегда откликалось на чужую беду?

  • Тернистый путь послушания

    В рубрике "Людям о людях" - об Александре Васильевиче Смирнове, одном из тех, кто стоял у истоков строительства храма Державной иконы Божией Матери.