Нужна помощь

  • Сбор для помощи нашим бойцам и раненым с 1 по 10 ноября

    Дорогие друзья, сердечно благодарим за ваши пожертвования на помощь раненым и нашим бойцам! Проводятся курсы по оказанию помощи больным и раненым, наши добровольцы трудятся в госпитале. За ноябрь собрали 356689 руб.!

  • Новости строительства школы и Дома Причта

    Внутренняя отделка строящегося Дома причта практически закончена! Планируется закупка недостающей мебели для воскресной школы. За ноябрь на 27.11.22 собрано 37 025 руб. (+11 100 руб. за неделю). Спасибо!

Новости

Подать записки в наш храм через интернет. В меню ХРАМ --> Записки через интернет

Часть 4. Медицинские заметки. Исцеляющее действие Таинств Церкви

Духовная жизнь

Из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова, написанной к 50-летию автора.

Предыдущие главы книги, ЧАСТЬ 1: 1 - "Родом из детства", 2.1 - "В Должанке с бабушкой Александрой", 2.2 — Первые годы в Ленинграде, 2.3 — В школе, 3.1 — Врач. Alma mater3.2 — На флоте3.3 — Адъюнктура и женитьба 3.4 — Первые шаги в храм 4.1 — Первый духовный отец - о протоиерее Василии Лесняке, 4.2 — Отец Михаил Сечейко4.3 — Об архимандрите Пантелеимоне Борисенко4.4 — Отец Василий Ермаков, 5.1 — Начало служения. Путь в священнослужение, 5.2 — Рукоположение, 5.3 — Духовная семинария и Духовная академия, 5.4 — Храм преподобного Сергия 5.5 — Строительство Державной: от креста в небе до креста в небе, 5.6 — В детском доме № 9, 6.1 — Угодники Божии. Благословения старца Николая Гурьянова. 6.2 — Тайное делание протоиерея Валентина Мордасова, 6.3 — Блаженный Митрофанушка и иные блаженные. 6.4 — Святитель Лука в моей жизни.

ЧАСТЬ 2. Духовные размышления. Выписки из дневников разных лет. 1 — О дневниках. О насмешничестве. 2 — Полет шмеля и невычитанные записки. О чтении духовных книг. 3 — Молитва о детях. О причастии в паломничествах. Богатые грешники XXI века. 4 — О ревности не по разуму. О беспокойстве души.  5 — О мужестве. Отношения с духовником.  6 — Возвести горе́ очи и сердце. Борьба со страстями.  7 — О слезах. Сердце пастыря,  8 — О внимании к себе. Путевые записки. Уроки отца Епифания.  9 — Пост, труд и путь. Помогают аппараты или вредят? О будущем .  10 — Баланс и время.  11 — Торопись делать добро! Смысл жизни.

ЧАСТЬ 3. ПАСТЫРСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ. 1 — Предисловие к пастырской части. Об абортивном мышлении.  2 — Пастырские проблемы сохранения беременности.   3 — Пастырские проблемы семьи и брака 4 — Венчание: как избежать типичных ошибок, 5 — Распад семьи 6 — Незаконнорожденные дети. Родовые грехи, 7 — Воцерковление семьи через болезнь ребенка. Родительские амбиции. 8 — Таинства и святыни. Подготовка к Причастию. 9 — Результаты перекрещивания. Цельбоносная крещенская вода, 10 — Об оккультизме. Результат обращения к «бабкам». Последствия для детей, 11 — Бог промыслительно спасает людей через обычные обстоятельства жизни. Для святых нет ни времени, ни расстояния, 12 — Промысл Божий оставляет жизнь. В любой стране есть Божии люди. Горделивые помыслы опасны для христиан, 13 — Отпевание членов сект. Совершение сознательного греха. Неисполнение благословения духовника, 14 — Как трудно человеку без Бога.

ЧАСТЬ 4. Медицинские заметки. 1 — Быть врачом и священником, 2 — Молитва за больных, 3  — Священникам не следует выходить за пределы своей компетенции.

Самоидентификация личности при трансплантации органов человека

Пересадка органов одного человека другому не может не отражаться на личности реципиента. Уже доказано, что даже личные вещи отражают («запечатлевают») наклонности и страсти владельца. Душа соединена с телом нераздельно и неслитно, непостижимо для нас.

Метаболиты крови, гормональные вещества, их уровень зависят от душевного состояния человека, вторично свидетельствуя о вариантах состояния: гнев, раздражение, страх, похоть и т. д., всегда сопровождаются выбросом тех или иных гормонов в кровь и тем самым образуют «вторичную» карту жизни человека, как бы оттиск того, что было. Тело, плоть невидимо для нас печатлеет перипетии жизни — как литографии, как магнитофонная пленка. По остаткам пота Шекспира на писчих предметах, бумаге и проч. в ХХ веке был описан сам Шекспир. Известно, что, когда люди используют чужие вещи, даже обработанные и постиранные, на них может нападать беспричинная похоть.

Верно и обратное. Кровоточивая вдова, только тронувшая одежды Спасителя, исцелилась в тот же час. Больные, которые касались вериг святого апостола Петра, великомученика Георгия Победоносца, юродивых и преподобных, исцелялись от беснования и недугов.

Если вещи и предметы, имеющие опосредованное отношение к телу человека, приобретают свойства человека, то насколько же ярче это будет проявляться при трансплантации органов самого человека! Примеры жизни дают этому подтверждение. Пересадка почек, легких, сердца может привносить нечто новое в тело и душу человека. Каким образом душевные качества донора передаются реципиенту, для нас необъяснимо, но это факт. Любая часть тела донора связана с его душой, это влечет за собой прямое взаимодействие душ донора и реципиента. И мне кажется, чем выше уровень душевной организации, тем сильнее эти проявления.

Пересадка головного и спинного мозга уже осуществляется на животных. В недалеком будущем станет возможна пересадка от одного человека к другому головного мозга, органов внутренней секреции и размножения. Вопрос самоидентификации личности обострится. Но приоритет может и должен иметь тот, чей орган сознания (то есть головной мозг), орган размножения (семенники, яичники с генетическим материалом личности) пересаживаются в тело другого человека. После пересадки это будет уже иной человек. Оболочка старая, прежнее лицо и тело, а внутри — другой человек.

Поэтому встает вопрос: идти или не идти на пересадку органов? Полагаю, что все зависит от готовности умереть или желания остаться жить. Желание остаться жить — удел в основном людей неверующих. Хотя, разумеется, все не так однозначно. Одно дело — ребенок, у которого вся жизнь впереди, и вот его можно спасти пересадкой почки. Другое дело — человек, проживший жизнь. Каждая ситуация конкретна.

Имеет ли право человек уйти в Вечность, распорядившись своей жизнью и смертью, или не имеет права, так как с его уходом пострадают многие: не только родные и близкие, которые могут рассориться из-за наследства и стать непримиримыми врагами, но и подчиненные, сослуживцы… Если останется дело, не доведенное до конца, несостоявшееся покаяние перед Богом, незамоленные грехи… В таких случаях трансплантация обоснована, так как она имеет смысл. Тогда как поддержание жизни без трансформации личности человека по отношению к Вечности теряет смысл, так как способствует дальнейшему закосневанию в грехе, усугублению будущего осуждения. В таком варианте трансплантация становится технологией сопротивления Богу и Его Промыслу о личности.

Если человек не готов умереть, не готов отойти ко Господу — продление его жизни через трансплантацию есть проявление снисхождения и милости Божией к маловерному и слабому человеку, «вторая попытка» для созревания души и правильного перехода в иную реальность.

Несмотря на церковные документы, разрешающие трансплантацию, мы должны понимать обе стороны медали и что за этим стоит.

Исцеляющее действие Таинств Церкви

Я многократно видел в больнице, как больные выздоравливали после совершения тех или иных Таинств. Духовные действия имеют колоссальное значение для больного.

Вспоминаю одного пациента Областной больницы. Он был некрещеный, некрещеной была и вся его семья. Пациент перенес операцию по поводу рака прямой кишки, затем пошли гнойные осложнения в малом тазу, постоянно была температура. Крайне плохое состояние и безуспешность лечения в послеоперационном периоде, в общем-то, и подтолкнули его принять Таинство Крещения. Во время совершения заклинательных молитв он увидел, как из его легких вышел через рот нечистый дух.
Сразу по окончания Таинства ему стало намного легче. Но ночью этот дух явился к больному и стал его душить. Тот уже был крещеным, он просто перекрестился, и нечистый оставил его. Пациент видел его воочию; это не было каким-то бредом, наваждением, галлюцинацией. После этого у него опять поднялась температура, он достаточно долго болел. Все это время искали и не могли найти гнойный очаг, изрезали, что называется, весь малый таз. За это время покрестилась его жена, покрестились дети. И вот когда в его семье крестился последний человек, в этот же день и нашли этот гнойный очаг. Его дренировали, и вскоре после этого больной выписался.

Так болезнь одного привела к Таинству Святого Крещения всю семью, пять человек. Я с большой радостью благословил эту семью и отпустил из Областной больницы.

Не знаю, как дальше складывалась судьба этих людей, все идут разными путями. Например, у меня было два старика Абрама, которых я крестил с именем Авраам. Один после крещения и удачной операции уверовал в Бога и пошел в церковь, а второй Авраам пошел совершенно по другому пути. Он сказал: «Операция прошла благополучно, и мне больше ничего не надо». Представляете? Обоим 82 года, оба Авраамы, и оба практически одновременно, в течение недели, приняли Таинство Крещения от одного священника. А пути разные.

Постоянно я воочию вижу Божию помощь в лечении самых разных людей.

Раба Божия Л. в 2010 году приехала в Санкт-Петербург оперироваться по поводу опухоли мозга. По пути она потеряла в общественном транспорте весь пакет документов с медицинскими обследованиями, поэтому вместо операционного стола пришла за молитвенной помощью к нам в храм. Год молилась, послушалась, участвовала в церковных Таинствах, и через год опухоль исчезла, операция была отменена. Врач не поверил и несколько раз повторял диагностическое обследование, но опухоли не нашли.

А вот другой пример.

Это произошло в 2014 году. Раба Божия Ф. церковной жизнью не жила, не причащалась, но внезапно в Страстную Пятницу при медицинском обследовании щитовидной железы были обнаружены многочисленные узлы, предположительно злокачественные — карцинома. Рекомендована срочная биопсия и удаление узлов. Она подошла просить благословения на биопсию и удаление, но вместо этого была благословлена священником на исповедь и причастие. Каялась очень сильно на Страстной седмице, когда был поставлен такой страшный диагноз. После исповеди и двух причастий Святых Христовых Таин пошла снова на прием к врачу, и по Промыслу Божию ее направили на повторное УЗИ. Исследование выявило лишь один узел из семи: шесть узлов пропало, а оставшийся не представлял опасности, и биопсию отменили. Вопрос с операцией был снят.

Исправление духовной жизни обычно ведет и к нормализации повседневной жизни, и к физическому выздоровлению. Так, одна раба Божия приехала из Пскова; у нее было снижение слуха.

Долго не могли поставить диагноз, потому что не все укладывалось в симптоматику. Они с мужем были людьми невоцерковленными. Но она стала регулярно исповедоваться, причащаться Святых Христовых Таин, ходить в храм и прошла Таинство Соборования. Через некоторое время после соборования вдруг обнаружилось, что никаких признаков заболевания нет. Они исчезли полностью! После этого она повенчалась с мужем и стала вести церковную жизнь.

Таких примеров достаточно много, когда человек обращается к Богу, начинает каяться, участвовать в Таинствах Церкви, и заболевание, которое его долго изнуряло, нежданно проходит. Но такое Господь подает тем людям, которые, как Он видит, не отойдут после выздоровления от Бога и от Церкви. Тем же, кому неполезно, Господь заболевание не отпускает.

Важно понимать: церковные Таинства — это не метод лечения. К сожалению, больные нередко исполняют совет родных: «Ты так тяжело болеешь! Крестись, и все пройдет». Это путь к фиаско. Действительно, в результате Таинства Крещения состояние здоровья очень многих людей выправляется, потому что человек очищается, освобождается от первородного греха. Все это понятно. Но известны случаи, когда после Таинства Крещения тяжелому больному становится еще хуже. И тогда человек снимает с себя крест и выбрасывает его в помойное ведро. Разговаривая со священниками, служащими в больнице, мы вновь и вновь слышим об этой проблеме: периодически им приходится выгребать из помойных ведер иконы, Евангелия и кресты. Это результат бездумного отношения к церковным Таинствам и непонимание самого смысла болезни, для чего Господь ее посылает.

Беседы с больными

Не к каждому человеку можно и нужно подступаться с духовными советами. Часто пациенты видят мой необычный внешний вид, но их не интересует, что я священник. К таковым лезть в душу бессмысленно.

Но я всегда стараюсь наблюдать Промысл Божий в отношении каждого пациента: когда, что и как Господь хочет ему подсказать. Духовный аспект для меня очень важен: чтобы человек не только был прооперирован, излечился, но еще и изменил свой образ жизни, задумался о смысле своей жизни, о высших ценностях и подумал, как ему жить дальше.

Если я вижу, что человек открыто атеистических убеждений, то не открываю своего сана, и тогда само хирургическое вмешательство становится моментом проповеди. Лучше, когда за человека говорят его дела, нежели слова. И если все происходит удачно, и человек остается доволен, то когда он задает вопрос: «Как вас отблагодарить?» — я отвечаю: «Пожалуйста, не забудьте сходить в церковь, поблагодарить Бога, помолиться о нас, врачах, поставить свечку, обратиться к Богу. Не забывайте, Кто подал вам выздоровление».

И может быть, благодарность Богу как-то затронет его сердце…

В сборе анамнеза для постановки диагноза и определения схемы лечения русские врачи использовали два подхода: Боткинский и Захарьинский. Боткинский подход: сперва обследовать больного, потом его опрашивать и делать выводы, чтобы не смазать понимание клинической картины. Захарьинский подход был совершенно другой: сперва опрос. Традиционное обследования больного, традиционный разговор, традиционный опрос был заложен именно профессором Захарьиным. Исходя из своей 27-летней врачебной практики (я начал практиковать как врач с 1988 года) могу засвидетельствовать, что подробный опрос дает 90 процентов информации о больном. Можно очень многое получить из этой информации, даже притом, что больные не договаривают, иногда обманывают, стесняются; но что и как на самом деле происходит с человеком и как на это реагировать, позволяют узнать наводящие вопросы.

Больная З. страдала рожистым воспалением лица, потом фронтитом, я лечил ее, трепанировал лобные пазухи, потом в разных местах головы у нее возникали невралгические боли. Как верующий врач я внимательно расспрашивал ее о жизни. Выяснилось, что эта женщина бросила своего мужа, заставила его страдать, разрушила брак, и после того, как ушла к другому мужчине, ее стали посещать вот эти состояния: то один врач, то одно отделение, то другое — типичное мигрирующее заболевание, спровоцированное неверным поступком.

Тогда мне пришлось, еще не будучи священником, серьезно и подробно поговорить с ней и направить ее в церковь, чтобы она раскаялась и изменила свой образ жизни, потому что, уйдя от мужа, она жила в незаконном сожительстве.

Прот.Сергий Филимонов

Продолжение следует.

 

Вы можете приобрести печатную версию книги "Воспоминания и размышления", готовится расширенное переиздание. Узнать подробнее и оставить заявку на предзаказ можно здесь.

В продолжение воспоминаний вышла новая книга прот. Сергия Филимонова «По своей земле», она есть в наличии в лавке, подробнее здесь.

Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия - первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! 

Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!  

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Последние новости Дома милосердия

Назад к списку

Похожие материалы:

  • Родом из детства. Первые годы в Ленинграде

    Из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова, написанной к 50-летию автора. О переезде и первых годах жизни в Ленинграде маленького Сергея и родителей.

  • Земля певчих птиц

    Страна птиц и горных вершин никого не оставит равнодушным. О том, как выглядит современный Тбилиси, его истории, храмах и святых покровителях рассказывают в своих путевых заметках наши прихожане - Игорь и Анны Бухарины.

  • Храм преподобного Сергия

    Вашему вниманию новая глава из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова. О храме преподобного Сергия на Дрезденской улице, в здании Клинической больницы Российской Академии наук.