Нужна помощь

Новости

Подать записки в наш храм через интернет. В меню ХРАМ --> Записки через интернет

Часть 4. Медицинские заметки. Врач должен понимать обстоятельства жизни пациента

Дом милосердия

Из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова, написанной к 50-летию автора.

Предыдущие главы книги, ЧАСТЬ 1: 1 - "Родом из детства", 2.1 - "В Должанке с бабушкой Александрой", 2.2 — Первые годы в Ленинграде, 2.3 — В школе, 3.1 — Врач. Alma mater3.2 — На флоте3.3 — Адъюнктура и женитьба 3.4 — Первые шаги в храм 4.1 — Первый духовный отец - о протоиерее Василии Лесняке, 4.2 — Отец Михаил Сечейко4.3 — Об архимандрите Пантелеимоне Борисенко4.4 — Отец Василий Ермаков, 5.1 — Начало служения. Путь в священнослужение, 5.2 — Рукоположение, 5.3 — Духовная семинария и Духовная академия, 5.4 — Храм преподобного Сергия 5.5 — Строительство Державной: от креста в небе до креста в небе, 5.6 — В детском доме № 9, 6.1 — Угодники Божии. Благословения старца Николая Гурьянова. 6.2 — Тайное делание протоиерея Валентина Мордасова, 6.3 — Блаженный Митрофанушка и иные блаженные. 6.4 — Святитель Лука в моей жизни.

ЧАСТЬ 2. Духовные размышления. Выписки из дневников разных лет. 1 — О дневниках. О насмешничестве. 2 — Полет шмеля и невычитанные записки. О чтении духовных книг. 3 — Молитва о детях. О причастии в паломничествах. Богатые грешники XXI века. 4 — О ревности не по разуму. О беспокойстве души.  5 — О мужестве. Отношения с духовником.  6 — Возвести горе́ очи и сердце. Борьба со страстями.  7 — О слезах. Сердце пастыря,  8 — О внимании к себе. Путевые записки. Уроки отца Епифания.  9 — Пост, труд и путь. Помогают аппараты или вредят? О будущем .  10 — Баланс и время.  11 — Торопись делать добро! Смысл жизни.

ЧАСТЬ 3. ПАСТЫРСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ. 1 — Предисловие к пастырской части. Об абортивном мышлении.  2 — Пастырские проблемы сохранения беременности.   3 — Пастырские проблемы семьи и брака 4 — Венчание: как избежать типичных ошибок, 5 — Распад семьи 6 — Незаконнорожденные дети. Родовые грехи, 7 — Воцерковление семьи через болезнь ребенка. Родительские амбиции. 8 — Таинства и святыни. Подготовка к Причастию. 9 — Результаты перекрещивания. Цельбоносная крещенская вода, 10 — Об оккультизме. Результат обращения к «бабкам». Последствия для детей, 11 — Бог промыслительно спасает людей через обычные обстоятельства жизни. Для святых нет ни времени, ни расстояния, 12 — Промысл Божий оставляет жизнь. В любой стране есть Божии люди. Горделивые помыслы опасны для христиан, 13 — Отпевание членов сект. Совершение сознательного греха. Неисполнение благословения духовника, 14 — Как трудно человеку без Бога.

ЧАСТЬ 4. Медицинские заметки. 1 — Быть врачом и священником, 2 — Молитва за больных, 3  — Священникам не следует выходить за пределы своей компетенции, 4 — Исцеляющее действие Таинств Церкви.

Врач должен понимать обстоятельства жизни пациента

Я постоянно говорю студентам на лекциях: врачу не следует применять к больному все стереотипы лечебного воздействия. Пациент не только больной, это человек, имеющий собственную жизнь с собственными обстоятельствами. Нельзя не вдаваться в них, производя хирургическое вмешательство или приступая к лечению. Здесь подсказкой бывает и что-то духовное, и чисто жизненное.

У меня был пациент с нейросенсорной тугоухостью, служивший барабанщиком в оркестре. При этой болезни страдает рецептор слухового нерва, что ухудшает состояние слуха, так необходимое для музыканта. Он играл на литаврах и на барабане. Естественно, что с моей профессиональной точки зрения его работа — это постоянный травмирующий фактор, который перейдет в хроническую акутравму и приведет к тому, что человек будет страдать все сильнее, а заболевание — усугубляться. Поэтому я рекомендовал ему поменять профиль и поступить на дирижерский факультет.

Я не стал давить на него. Конфликт с врачами часто возникает потому, что мы, врачи, говорим с пациентами ультимативно: поступайте вот так-то, так-то и так-то, — не считаясь при этом с их реальной жизнью. Мы не учитываем, что работа, профессия — это хлеб человека, он за счет нее живет, кормит своих родных и близких. Он не может сразу изменить образ жизни, и заставлять его — это не по-врачебному и не по-христиански. Поставить его в известность, предупредить о последствиях, предложить варианты действий, и предоставить самому принимать решения — вот задача лечащего врача. Действительно, мой пациент-оркестрант в течение двух-трех лет ушел от предыдущего занятия и стал дирижером, тем самым обезопасив свое ухо.

Другой пример: у меня был пациент с поражением всех околоносовых пазух. Его работа состояла в том, что он чистил турбины самолетов. А это химические реагенты, которые способствуют очистке, вредные продукты очистки и, безусловно, сквозняки. Все это провоцирует дальнейшее развитие и рецидивы заболевания. Но он был единственным кормильцем в семье с тремя или четырьмя детьми, имел хороший заработок. Поэтому после операции он вернулся к своей профессиональной деятельности, хотя, конечно, это было нежелательно. Я просто порекомендовал ему сменить профессию.

Естественно, что человек страдал и болел из-за того, с чем имел дело на работе, но выбор всегда должен совершать сам пациент. Врачи не могут распоряжаться жизнью другого человека, не имеют на это права, потому что не они отвечают за его семью, детей, больных родителей, которые находятся на его иждивении. Каждый сам определяет свою судьбу.

Иногда врач становится на позицию, которая называется патернистической, — он делается больному вроде отца, берет за него ответственность. Но это очень опасно. Всегда и на все должно быть информированное согласие больного. Больной должен понимать, к чему приведет нарушение им врачебных рекомендаций. Но врач обязан сострадать, помогать и не озлобляться, как это часто бывает, не раздражаться на то, что больные не исполняют его советы. Часто это бывает связано со слабоволием пациента, со слабодушием, с укоренившимися привычками, с какими-то семейными обстоятельствами. Целая палитра чувств, целая гамма обстоятельств, в которые нельзя грубо вторгаться.

В наше время становится немодным сохранять школьные стандарты, выработанные практикой русской медицины. Западные методы хороши в технологическом исполнении, но в душевном они хороши не для нас, а для западных людей и западного менталитета. Врачевание тогда искусство, когда видит пациента, в том числе — его менталитет, принадлежащий его нации. Списывание со счетов русского менталитета не добавит авторитета современной российской медицине.

Русский человек таков, что, всегда переполненный массой проблем (а Россия была, есть и будет проблемной страной), нуждается также в лечении словом и разговоре со своим врачом. Внимание и слово сами по себе обладают немаловажным терапевтическим эффектом. Для врача, работающего в стационаре, это все-таки более-менее доступно, для врачей и амбулаторно-поликлинического звена, частных фирм — иногда невозможно. Да и надо ли брать чужую боль на себя, вникать в чужое семейное неустройство и проблемы на работе? Опыт жизни показывает, что надо. От многих уехавших за границу пациентов я слышал жалобы то, что многие зарубежные врачи не видят в них людей. Помню звонок из Нью-Йорка в 1996 году. Пожилая женщина сетовала: «Со мной никто не разговаривает, смотрят только на анализы. Мне так не хватает беседы с врачом».

Русский человек контактен, душевен и положительно воспринимает соучастие в своей жизни. Западный человек чаще наоборот — как вмешательство в свою личную жизнь.

Общаясь с современными студентами и ординаторами, я часто обнаруживаю ущербность в способности целостного восприятия человека-пациента. Традиционная российская медицина базировалась на понятиях обязательного воздействия не только на тело, но и на душу пациента. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в своем знаменитом произведении «Дух, душа, тело», показал необходимость учитывать в медицинской практике трехчастный состав человека. Он писал: «Материалисты, не признающие духа как особой сущности, сводят все проявления психики к процессам, происходящим в головном мозге, и, прежде всего, в кортикальном веществе его полушарий; все психические акты считают функцией мозга. В значительной мере это верно. Физиологи вполне выяснили зависимость психических актов и состояний от нормальных или патологических функций нервной системы вообще и прежде всего головного мозга, а следовательно, и от функций организма внутренней секреции, всей сложнейшей гормональной системы, оказывающей могущественнейшее влияние на мозг и нервы. Все, что происходит в организме, и самое анатомическое строение его, кладет глубокий отпечаток на психику. Различным конструкциям тела соответствуют те или иные формы характера, а характер — одно из важнейших проявлений души и духа…

Общеизвестно могущественное влияние психики больного на течение болезни. Состояние духа больного, его доверие или недоверие врачу, глубина его веры и надежды на исцеление или, наоборот, психическая депрессия, вызванная неосторожными разговорами врачей в присутствии больного о серьезности его болезни, глубоко определяют исход болезни. Психотерапия, состоящая в словесном, вернее, духовном воздействии врача на больного, — общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней».

Молитвы перед медицинской манипуляцией

Безусловно, для врача важно, когда в операционной есть икона. Кстати, в операционном блоке нашей клиники она есть. Это приносит душевное успокоение, напоминает, Кому врач должен помолиться. Кроме того, освящение операционной и молитва играют очень большую роль. Операция превращается тогда в духовно-медицинское действие.

Я не раз уже рассказывал, что когда, например, я обрабатываю руки раствором, готовясь к операции, я читаю предначинательные молитвы, молитвы святителю Луке, совершаю крестное знамение над операционным полем, стараюсь крестообразно помазать операционное поле йодом, как это делал святитель Лука.

Хотя у нас не такое большое операционное поле, как у абдоминальных или торакальных хирургов, где можно в полспины крест поставить или на полживота. У нас маленькое ушко, маленький носик. Здесь даже ватной палочкой не всегда крест поставишь. Но перед тем как вводить раствор анестетика, всегда можно перекрестить операционное поле, а потом уже делать местную анестезию; перед разрезом скальпелем всегда можно перекрестить место будущего разреза, помолиться: «Господи, благослови!» И больному можно сказать, чтобы он молился.

Уже закончив операцию, поставив тампоны, очень хорошо поблагодарить Бога, прочитать молитву «Достойно есть».

Молитва до операции, во время операции и заключительная благодарственная молитва превращают хирургическое вмешательство в служение Богу.

Я не хочу сказать, что хирург не должен совершенствоваться или что непрофессионализм, некомпетентность, ошибки оправдывают хирурга, если он верующий. Профессиональной состоятельности врача никто не отменял.

За каждого ли больного можно молиться

Часто, возлюбленные братья и сестры, перед нами встает такой вопрос: почему не за всех болящих можно приносить молитвы? Ответ мы находим в житиях подвижников благочестия, которые правильно разумели суть событий. Они разумели, от какой причины происходит та или иная болезнь в естестве человеческом, и в зависимости от этого либо умоляли Бога об исцелении, либо всецело предоставляли исход болезни Божественному промышлению о человеке. Однажды к великому Парфению пришли родители, у которых болел сын. Естественно, они желали, чтобы тот получил скорое исцеление. Подвижник благочестия, всегда встречавший с любовью всех приходивших к нему с разными скорбями людей, на этот раз не оказал им никакого внимания. И те недоумевали: почему сей великий старец равнодушно относится к их горю? Умоляли они его, просили: «Помолись о нашем болящем сыне!» — «Нет, — отвечал святитель Парфений, — не могу я молиться о нем, потому что он был близок к отцеубийству». И в недоумение пришли родители, поняв буквально слова провидца. И тогда пояснил им Парфений, что их сын много обижал отца и мать, делая то или иное преслушание. И не вытерпев такого поношения, родители сами же молили Бога о наказании! Господь наказал юношу тяжкою болезнью, которая и является праведным возмездием сыну. Поняли тогда родители свою ошибку, поняли и причину болезни сына, и хотя тот действительно оскорблял и обижал их, однако родительское сердце проявило любвеобилие к своему нерадивому, жестоковыйному чаду. Они припали к ногам святителя Парфения и просили, чтобы он склонился на милость и помолился об исцелении, потому что они прощают сыну обиды от всего сердца. Святитель Парфений помолился Богу, и юноша выздоровел.
Возлюбленные братья и сестры, прислушайтесь к словам сего славного подвижника благочестия! Нельзя молиться за ребенка, оскорбляющего отца или мать и вызвавшего тем самым родительский гнев и наказание Господне! Такие люди несут заслуженное наказание, впадая в различные болезни.
Обратимся же к самим себе. И у нас случается, что неожиданно заболевает кто-то их наших ближних. Тогда мы спешим к священникам или же к благочестивым людям и просим их молитвенного ходатайства за болящих. И вдруг получаем отказ. Почему? Ответ мы уже знаем. И теперь, вместо того, чтобы огорчаться отказом, поразмыслим лучше — какие причины могли привести к болезни сына или дочери? Если действительно дети проявляли по отношению к родителям не только непослушание, но и злой душевредный умысел, оскорбляли их всячески, тогда по молитвам родителей Господь связывает их узами болезни ради исцеления душевного. Эта болезнь посещает человека по воле Божией как вразумление.
Я знаю, что современный нам подвижник благочестия протоиерей Иоанн Кронштадтский тоже не за всех молился, хотя и был весьма любвеобилен к немощам и страданиям людским, к человеческому горю. Праведник прежде прозревал причину болезни. И если видел, что она произошла вследствие грехопадения, тогда молился не об исцелении телесного организма, а об исцелении души человеческой. Вот и нам с вами, возлюбленные братья и сестры, необходимо разумевать причину болезни, и когда кого-либо из нас постигнет телесная немощь, то будем молиться не о том, чтобы Господь исцелил тело, а чтобы прежде всего очистил нас от греха, тогда и болезнь телесная упразднится. Вот так мы должны разумевать и так поступать».
Из проповеди митрополита Иоанна (Снычева)

Мой опыт врача и священника всецело совпадает с мнением митрополита Иоанна. Нельзя сразу же, что называется, с ходу начинать молиться о выздоровлении человека — прежде следует узнать самые подробные обстоятельства того, как он заболел, после чего это случилось.

Иногда болезнь — следствие того, что человек попал под проклятие Божие. В своей пастырской практике я сталкивался с подобными проблемами нередко.

Мама привела ребенка, которому не могли помочь врачи, он страдал ночным недержанием мочи, энурезом, и ничего ему не помогало. Эта женщина пришла ко мне как лор-врачу, потому что одной из причин энуреза являются аденоиды. Она уже безрезультатно обошла многих врачей. И когда я разобрался с ребенком, оказалось, что никаких аденоидов нет, нос дышит нормально. И я стал разбираться уже с мамой. Оказалось, что мама, работая в детском садике, ворует у детей питание, которое должно идти к ним на стол. И как не болеть сыну, если мать присваивала то, что предназначено для других? Когда она перестала воровать, энурез сразу закончился, и сын ее стал здоров. А другие в этом детском садике как воровали, так и продолжают воровать. И такое происходит нередко в больницах, в санаториях, в детских учреждениях, домах престарелых — люди не берут себе оставшееся, а присваивают продукты до того, как больные люди поели.
Еще один пример. 14-летняя девочка страдала раком головного мозга. Выяснилось, что ее родные и близкие по большей части работали в ресторанах и других местах общественного питания и воровали еду.

В 2015 году ко мне приходила мама, просила за свою дочку, которая находилась в тяжелейшем состоянии. Она страдает системным заболеванием, красной волчанкой, которая очень скоро может привести к смертельному исходу. Она просила моих молитв о дочери. Расспросив ее, я отказался молиться об исцелении девушки, а только о спасении ее души и о том, чтобы она покаялась. Потому что причиной заболевания стало то, что она оскорбляла мать и гнала ее из дома. Какое может быть исцеление, если она ее чуть ли не ногами пинала, оскорбляла, унижала, матом обзывала, издевалась как только могла? А сколько я знаю наших прихожанок, которых дети выгоняют из дома, отбирают пенсии, пропивают все, что находится в доме. Только заболевание, которое ставит на грань жизни и смерти, может спасти ее. А по-другому никак невозможно. Как молиться за такую? Как ей помочь? Только молиться о спасении и покаянии в том, что она совершала.

Порой происходят совсем страшные случаи. Так, недавно зарезали ребенка вместе с матерью. Мне принесли записку, просили молитв о упокоении. Я стал выяснять, что произошло, и вот что оказалось. Семья заливала соседей снизу: и раз, и другой, и третий, и десятый. Люди снизу все роптали, все просили, все старались договориться. В какой-то момент человек, который жил под ними, не выдержал и пришел требовать сделать ремонт. И малолетний ребенок показал зубы — уже не родителям, а постороннему человеку: «Да мой папа спецназовец, иди отсюда, а то я тебе сейчас покажу!» А тот, которому он хотел показать, вытащил нож и на месте его зарезал вместе с его мамой, так воспитавшей своего ребенка, что он пошел взрослым указывать, как надо жить, и ставить всех на место. Поставили на место его с трагическим смертельным исходом. Как молиться за таких? Можно ли молиться за таких, когда они лежат в реанимации? Мы можем молиться только так: «Господи, вразуми! Господи, спаси эту погибающую душу! Господи, помоги человеку покаяться и увидеть свой грех! Болезнь эта телесная, это страдание да послужит во вразумление ему, спасению его души. Если виноваты родители или те, с кем связан больной, да вразумятся они, да поймут, что они творят в мире Твоем!»

Я помню семьи, где маленькие дети заболевали тяжелейшими болезнями, их таскали по разным клиникам на операции. И только когда ребенок тяжело заболевал, родители спохватывались, что они при ребенке ругались, сквернословили, выясняли свои отношения, что в чаду угара этой полусемейной жизни, измены, предательств, скандалов ребенок просто не смог расти. Господь подавал и будет подавать детям таких родителей самые тяжелые заболевания. Потому что только это может привести в себя его родителей. В одних случаях ребенок выживает, в других умирает или остается инвалидом, но родители уже по-другому смотрят на все то, что и как они делают. Как молиться об исцелении этого ребенка? Ведь если он исцелится, Бог будет мгновенно забыт. Поэтому нужно молиться о том, чтобы Господь проявил Свою волю: «Господи, да будет воля Твоя. Ты, Господи, посылаешь Свое благословение и проклятие на эту землю. Ты, Господи, Сам смотришь, как кого спасти, одуматься, очнуться от греховного угара, как дать исцелиться от заболевания духовного». Потому что и с рукой и ногой, и с глазами и с ушами, и со всем здоровым телом можно войти в преисподнюю. И это гораздо страшнее, чем с какой-то физической немощью уйти из этого мира.

Врачу зачастую бывает необходимо собрать, я бы сказал так, «духовный анамнез». Я убедился, что он неизменно дает очень много дополнительной информации.


Прот.Сергий Филимонов

Продолжение следует.

 

Вы можете приобрести печатную версию книги "Воспоминания и размышления", готовится расширенное переиздание. Узнать подробнее и оставить заявку на предзаказ можно здесь.

В продолжение воспоминаний вышла новая книга прот. Сергия Филимонова «По своей земле», она есть в наличии в лавке, подробнее здесь.

Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия - первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! 

Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!  

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Последние новости Дома милосердия

Назад к списку

Похожие материалы:

  • Земля певчих птиц

    Страна птиц и горных вершин никого не оставит равнодушным. О том, как выглядит современный Тбилиси, его истории, храмах и святых покровителях рассказывают в своих путевых заметках наши прихожане - Игорь и Анны Бухарины.

  • В детском доме № 9

    В новой главе из книги "Воспоминания и размышления" прот. Сергия Филимонова - о служении в детском доме № 9 и создании «Синего креста».

  • Духовные размышления. Выписки из дневников разных лет

    Вашему вниманию следующая часть книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова. В первом тексте - о дневниках, о насмешничестве.