Нужна помощь

  • Сбор для помощи нашим бойцам и раненым с 1 по 10 ноября

    Дорогие друзья, сердечно благодарим за ваши пожертвования на помощь раненым и нашим бойцам! Проводятся курсы по оказанию помощи больным и раненым, наши добровольцы трудятся в госпитале. За ноябрь собрали 356689 руб.!

  • Новости строительства школы и Дома Причта

    Внутренняя отделка строящегося Дома причта практически закончена! Планируется закупка недостающей мебели для воскресной школы. За ноябрь на 27.11.22 собрано 37 025 руб. (+11 100 руб. за неделю). Спасибо!

Новости

Подать записки в наш храм через интернет. В меню ХРАМ --> Записки через интернет

Часть 4. Медицинские заметки. Немного об этике, деонтологии и биоэтике. О врачебной интуиции. Заключение

Врачебный дар

Из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова, написанной к 50-летию автора.

Предыдущие главы книги, ЧАСТЬ 1: 1 - "Родом из детства", 2.1 - "В Должанке с бабушкой Александрой", 2.2 — Первые годы в Ленинграде, 2.3 — В школе, 3.1 — Врач. Alma mater3.2 — На флоте3.3 — Адъюнктура и женитьба 3.4 — Первые шаги в храм 4.1 — Первый духовный отец - о протоиерее Василии Лесняке, 4.2 — Отец Михаил Сечейко4.3 — Об архимандрите Пантелеимоне Борисенко4.4 — Отец Василий Ермаков, 5.1 — Начало служения. Путь в священнослужение, 5.2 — Рукоположение, 5.3 — Духовная семинария и Духовная академия, 5.4 — Храм преподобного Сергия 5.5 — Строительство Державной: от креста в небе до креста в небе, 5.6 — В детском доме № 9, 6.1 — Угодники Божии. Благословения старца Николая Гурьянова. 6.2 — Тайное делание протоиерея Валентина Мордасова, 6.3 — Блаженный Митрофанушка и иные блаженные. 6.4 — Святитель Лука в моей жизни.

ЧАСТЬ 2. Духовные размышления. Выписки из дневников разных лет. 1 — О дневниках. О насмешничестве. 2 — Полет шмеля и невычитанные записки. О чтении духовных книг. 3 — Молитва о детях. О причастии в паломничествах. Богатые грешники XXI века. 4 — О ревности не по разуму. О беспокойстве души.  5 — О мужестве. Отношения с духовником.  6 — Возвести горе́ очи и сердце. Борьба со страстями.  7 — О слезах. Сердце пастыря,  8 — О внимании к себе. Путевые записки. Уроки отца Епифания.  9 — Пост, труд и путь. Помогают аппараты или вредят? О будущем .  10 — Баланс и время.  11 — Торопись делать добро! Смысл жизни.

ЧАСТЬ 3. ПАСТЫРСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ. 1 — Предисловие к пастырской части. Об абортивном мышлении.  2 — Пастырские проблемы сохранения беременности.   3 — Пастырские проблемы семьи и брака 4 — Венчание: как избежать типичных ошибок, 5 — Распад семьи 6 — Незаконнорожденные дети. Родовые грехи, 7 — Воцерковление семьи через болезнь ребенка. Родительские амбиции. 8 — Таинства и святыни. Подготовка к Причастию. 9 — Результаты перекрещивания. Цельбоносная крещенская вода, 10 — Об оккультизме. Результат обращения к «бабкам». Последствия для детей, 11 — Бог промыслительно спасает людей через обычные обстоятельства жизни. Для святых нет ни времени, ни расстояния, 12 — Промысл Божий оставляет жизнь. В любой стране есть Божии люди. Горделивые помыслы опасны для христиан, 13 — Отпевание членов сект. Совершение сознательного греха. Неисполнение благословения духовника, 14 — Как трудно человеку без Бога.

ЧАСТЬ 4. Медицинские заметки. 1 — Быть врачом и священником, 2 — Молитва за больных, 3  — Священникам не следует выходить за пределы своей компетенции, 4 — Исцеляющее действие Таинств Церкви, 5  —  Врач должен понимать обстоятельства жизни пациента.

Немного об этике, деонтологии и биоэтике

Многие проблемы этики и деонтологии за последнее время не только не сгладились, но и усугубились.

Деонтология (греч. Δέον — долг, обязанность и λόγος — слово, учение) — наука или учение о должном. Термин впервые употреблен английским философом-утилитаристом Бентамом в 1834 году в качестве синонима научной этики в целом, однако впоследствии он приобрел более узкое и специальное значение этики долга, в отличие от этики добра, или аксилогии. Медицинская этика (медицинская деонтология) — дисциплина, раздел прикладной этики, изучающий правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом. Считается, что основные принципы медицинской этики сформулировал Гиппократ.

Во-первых, что немаловажно, происходит обесценивание русского языка. Современные школьники и студенты мало читают ту литературу, которая формирует интеллигентный слог, определенный стиль разговора, отличающий врача от лиц других профессий. Чтение заменилось телевизором и Интернетом, где поощряются не только жаргонные сленги, но и нецензурные выражения и откровенно площадная брань. Отсюда и язык общения некоторых молодых врачей с пациентами не выдерживает критики.

Во-вторых, во главу угла для ряда современных врачей поставлена нажива.

Одна из моих подопечных по скорой помощи попала в приемное отделение городского стационара. После беглого осмотра был поставлен предварительный диагноз (не подтвержденный впоследствии), и врачом было заявлено: «Если оперирую я — приготовьте 200 долларов, если денег нет — отдаю вас студентам».

В-третьих, все чаще приходится сталкиваться с умышленно ложными диагнозами. Хирургия — это заработок, деньги. Ко мне на прием приходят перепуганные пациенты, которым в том или ином авторитетном лечебном учреждении назначена дорогостоящая обширная операция. Начинаешь разбираться и видишь ложно поставленный, буквально притянутый за уши диагноз и предложение совершенно ненужной калечащей операции. Или назначают операцию, сложность которой превышает необходимость, хотя для исцеления больного явно вполне достаточно щадящей ограниченной хирургической манипуляции (в отоларингологии это то, что профессор В. И. Воячек пропагандировал последние годы жизни).

Владимир Игнатьевич Воячек (1876–1971) — генерал-лейтенант медицинской службы, пожалуй, самый известный русский ринохирург, создатель крупной отечественной школы отоларингологии. В 1899 году он окончил Военно-медицинскую академию, работал в клинике Н. П. Симановского. В 1917 году возглавил кафедру горловых, носовых и ушных болезней Военно-медицинской академии, в 1919–1925 — вице-президент и в 1925–1930 — начальник Военно-медицинской академии. В 1956–1968 годах — профессор-консультант Академии. Автор около 300 научных работ, в том числе учебников по оториноларингологии. По его инициативе в 1930 году создан Ленинградский научно-исследовательский институт болезней уха, горла, носа и речи.

К сожалению, в настоящее время в медицинском мире сталкиваемся с явлением «куй железо, пока горячо» — то есть обирай больного, пока он испуган диагнозом и не успел проконсультироваться в другом месте. Но ведь расплата обязательно будет, чаще — не юридическая, а физическая. Наблюдая за судьбами таких врачей, я воочию это видел: как им ставили ошибочные диагнозы, или что-то при их лечении происходило не вовремя, и они повторяли участь своих обманутых пациентов, лишались здоровых органов, теряли здоровье и неправедно заработанные деньги тратили на реабилитацию уже теперь своего подорванного здоровья и дорогостоящие препараты. Расплата приходит обязательно, за все неправедно совершенное придется уплатить до последней копеечки. Хирург, который удержал себя, свое профессиональное самолюбие и алчность от операции, гораздо ценнее активного хирурга, не учитывающего страданий больного и степени ненужности своего вмешательства.

Сегодня в связи с развитием новых медицинских технологий стало модным использовать эмбриональный материал и ткани абортированных и мертворожденных младенцев в самых разных целях. Диссертационные исследования некоторых молодых ученых в лор-специальности связаны с использованием этих материалов для гетеротрансплантации при замещении костных дефектов околоносовых пазух, миринго- и тимпанопластике и др. Такого рода исследования являются результатом обесценивания человеческой личности и в общем, и в медицине в частности. Использование тканей еще живого (хотя и замороженного) эмбриона — это вивисекция живого человеческого существа. И. В. Силуянова, профессор Первого московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова, назвала эти технологии людоедством II типа (тканевым). Использование абортивного материала (трупиков младенцев) на первый взгляд не представляет ничего особенного, однако использование тела младенца, насильственно убитого утробе матери, вряд ли можно назвать этичным.

Несколько слов о врачебной интуиции

Интуиция, так называемое «шестое чувство», относится к области невербального подсознательного контакта, взаимодействия. Это чувство является природным.

Известный афонский старец Иосиф Исихаст называл его естественной прозорливостью и считал, что это качество, особенно развитое у первых от Адама людей, присуще любому современному человеку, но проявляется у разных людей в разных обстоятельствах жизни по-разному. Для этого чувства нет преград во времени и расстоянии. Мать может чувствовать и даже представлять, что с ее сыном происходит на другом конце земного шара, жена — чувствовать беду, происходящую на работе у мужа, или его измену и т. д.

Архиепископ Лука говорил: «Мы обладаем не только пятью чувствами. Есть у нас способности восприятия высшего порядка, неизвестные физиологам…»

Интуиция имеет свойство развиваться. Для ее углубления от врача требуются наблюдательность, стремление понимать сущность процессов и явлений, с которыми он сталкивается у больного, постоянная практика и жизненный опыт. Важны и умение следить за внешними обстоятельствами, и способность правильно понимать свои внутренние душевные ощущения, способность прислушиваться к своему сердцу и адекватно реагировать на «услышанное».

Что это значит? Во время лечения больного или подготовки к оперативному или инвазивному диагностическому вмешательству обстоятельства могут складываться либо благоприятно, либо неблагоприятно. При неблагоприятном стечении обстоятельств сбивается либо срок лечения, либо откладывается операция и проч. Говорят: «неувязка», «не складывается», — то аппарат наркозный сломался, то хирург заболел, то анестезиолог задержался на другой операции. Хронически нескладывающиеся обстоятельства показывают неблаговременность хирургического вмешательства, или какое-то диагностическое упущение, или неправильность диагноза. Я обычно советую коллегам в случае трех таких сбоев остановиться, еще раз все проверить, перенести лечение, если возможно, на другое время. В таких случаях не надо искушать судьбу.

Этот случай произошел в 1991 году, когда я был молодым врачом Военно-медицинской академии. Одному майору неоднократно откладывали операцию на клиновидной пазухе. Пациент был обследован, анализы в порядке, хороший настрой на операцию, но все время происходили сбои: то наркозный аппарат отказал, то анестезиолог заболел и т. д. Операция трижды назначалась и трижды откладывалась. Больного было уже отправили на выписку до лучших времен, но тут неожиданно нам выделили анестезиолога из другой клиники. Лечащий врач-хирург решил все-таки провести операцию и несмотря на явно нескладывающиеся обстоятельства довести дело до конца. Больной был возвращен уже из приемного покоя и в одночасье уложен на операционный стол. Поскольку чужой анестезиолог не владел техникой укладки лор-больного, то укладка операционного поля была несколько изменена, и операция вместо санации клиновидной пазухи закончилась вскрытием III желудочка головного мозга. В результате больной — инвалид, хирург — с тяжелейшей психотравмой, от которой он отходил достаточно длительное время.

Кроме внимательного наблюдения за ходом внешних обстоятельств следует учиться прислушиваться к собственному сердцу и вопрошать интуицию самих пациентов.

Во всех обстоятельствах, которые могут принести вред здоровью и жизни больного, внимательный врач почувствует внутреннее беспокойство, смущение, доходящее до тревоги. Не следует пропускать мимо внимания аналогичные ощущения и у пациента, игнорировать его «шестое чувство». Больной будет плохим союзником врача, если у него душа не лежит к назначениям, ему неспокойно, нет уверенности в целесообразности вмешательства, — тогда лечение будет проходить через силу, не «благодаря», а «вопреки». Часть конфликтов и недовольств врачами кроется именно здесь.

Важно прислушиваться также к интуиции родных и близких, которые они высказывают и самим больным, и нам, врачам.

1996 год, больная Р., 28 лет
Этот случай произошел в косметологическом отделении одного из городских стационаров. Все родственники уговаривали пациентку воздержаться от операции по поводу горбинки носа, так как косметический дефект незначителен и тысячи людей счастливо живут с такими носами до глубокой старости. Несмотря на все уговоры пациентка легла на операционный стол, с которого уже живой не встала, так как во время операции произошла остановка сердца и спасти больную не удалось.

Молитва православного врача

В отличие от западных многие отечественные врачи понимали и понимают, что они — орудие в Божиих руках, а врачебный дар и мастерство являются одними из высших даров Божиих. Так, в ответ на благодарность пациентов профессор медицины архиепископ Лука отвечал: «Это Бог вас исцелил моими руками. Молитесь Ему». Перед операциями он спрашивал у больного, верует ли он в Бога, так как не профессор возвратит ему жизнь, а Бог рукой доктора. Святитель приучал работавших с ним врачей к молитвам, без которых не приступал к операциям, и к священникам, которых, по просьбе больных, приводил в палаты для исповеди и причастия.

МОЛИТВА ПРАВОСЛАВНОГО ВРАЧА перед началом рабочего дня

Господи, благослови мой грядущий день. Благослови меня с любовию и терпением принимать всех больных, которые приидут ко мне. Не дай мне забыть, что все они посланы ко мне Тобой. Вразуми и просвети меня, помоги мне правильно ставить диагнозы и лечить больных моих, всех, кого Ты вверяешь в руки мои. Дай мне силы перенести утомление наступающего дня. Во всем наставь и поддержи меня. Дай мне духа бескорыстия, незлобия, милосердия и сострадания к больным моим. Помяни их в телесной и душевной скорби и подаждь терпения в болезни, исцеления души и тела, покаяния в грехах своих. Крест болезни да послужит им во спасение. Подай мне мир с коллегами и сотрудниками моими без взаимного смущения и огорчения. Через служение мое да прославится Святое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа. Благодарю Тебя за все. Аминь.

Заключение

Книга окончена. Надеюсь, она будет интересна и полезна и моим родным, и прихожанам, и сослужителям, и коллегам, и другим читателям. Со временем мы планируем вернуться к труду в этом направлении и продолжить ее в виде нескольких изданий: для священников, для сестер милосердия, для людей, которые знакомятся с жизнью тех или иных личностей.

Понятно, что текст не идеален, наверняка в нем есть ошибки, неточности и недоработки, но прошу снисхождения читателя — это первая моя попытка обдумать свою родовую и личную историю, порассуждать на поднятые темы и осмыслить произошедшие события с позиций обычного человека своего времени.

Разумеется, каждый привносит в описываемые события собственное восприятие. Но плохо ли это? Мне кажется, что личный взгляд и мнение имеют не меньшее право на жизнь, чем научно выверенная позиция большого научного коллектива. Поясню. Когда читатель узнает об одном и том же событии или периоде от одного, другого, третьего человека, он получает возможность сложить из радуги этой палитры какое-то свое впечатление, посмотреть на него под еще одним углом, сопоставить прочитанное с общепринятой точкой зрения, с тем, чему его учили.

Люди, облеченные властью и ответственностью, конечно, больше знают, они шире видят и точнее оценивают события. Но есть взгляд сверху, а есть взгляд снизу. Оценка сверху не дает заметить маленькие, но очень важные детали — важные для людей, которые живут обычной повседневной жизнью. Жизнеописания и точки зрения этих простых людей, составленные вместе, образуют мозаику, где не пропала ни одна черточка, ни одно мелкое событие, ни один, самый мелкий факт той большой жизни, которой живет наш народ — и весь Божий мир.

Прот.Сергий Филимонов


Вы можете приобрести печатную версию книги "Воспоминания и размышления", готовится расширенное переиздание. Узнать подробнее и оставить заявку на предзаказ можно здесь.

В продолжение воспоминаний вышла новая книга прот. Сергия Филимонова «По своей земле», она есть в наличии в лавке, подробнее здесь.

Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия - первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! 

Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!  

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Последние новости Дома милосердия

Назад к списку

Похожие материалы: